Турист Ольга Щелова (user258677)
Ольга Щелова — была вчера 21:13
Путешествуйте!

Иркутск, Култук — Россия Июль 2022

3 сентября 2022 г.

День 6. Наше путешествие в Иркутск началось с экскурсии по КБЖД. Утром выехали из Аршана в Култук. Дорога примерно часа 2.

Лайфхак. Есть в Аршане автовокзал. Есть там маршрутка из Аршана до Улан-Удэ. По карте маршрут идет через Култук. Но, не понятно, есть там остановка или нет, или по договоренности с водителем. Если хотите сэкономить на такси, то посетите автовокзал заранее и узнайте, куда что идет, и где что останавливается. Есть еще маршрутка Аршан — Иркутск тоже через Култук. Но там по времени не успеете на экскурсию. https://avtovokzal-on-line.ru/tickets/find/step2

Памятуя о нашем печальном опыте с маршруткой по пути в Аршан, мы решили ехать на такси)

Перед станцией Култук заехали на местный рыночек (3 минуты от станции). Там продают рыбку. Недорого можно купить копченого омуля, сагудай (слабосоленый омуль с репчатым лучком). Сагудай — очень вкусный!!!

И вот к станции Култук уже мчит наш паровоз!

На КБДЖ я уже второй раз. Первый раз была во время своего первого посещения Байкала в 2013 году. Тогда мне очень понравился этот маршрут, и поняла, что хочу повторить его снова!

Экскурсию покупала на сайте официального туроператора КБЖД Baikal Train (https://baikaltrain.ru/routes/classic/) по классическому маршруту. Цена — примерно 8 000 руб. в зависимости от места. Есть разные классы вагонов. Мы ехали в 1 классе. Очень комфортные вагоны, на столе — приветственный чай с травками и шоколадки, информационно-туристическая газета. На протяжении всей поездки показывают фильмы про Байкал. Так как, мы выезжали из Аршана, то к экскурсии присоединились в Култуке. Оттуда, как раз начинается экскурсионная программа. Только надо заранее предупредить, что будете заходить в Култуке, чтобы не аннулировали билеты.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Маршрут экскурсии описывать не буду — есть на сайте. Во время экскурсии много остановок: акведук, итальянская стенка, ангасолка и др. Они представляют собой архитектурные сооружения, призванные обеспечить безопасность движения поезда. А по совместительству являются прекрасным доказательством инженерной мысли и труда мастеров по камню.

По прибытии в порт Байкал, паромная переправа в Листвянку, и на автобусе в Иркутск. Так как, мы были ограничены по времени, то поехали в Иркутск. Но, если у вас есть время, то рекомендую не ехать в Иркутск, а остаться на 1–2 дня в Листвянке: прогуляться по набережной, сходить в Байкальский музей, нерпинарий, подняться на подъемник — посмотреть на Байкал с высоты! А наш путь в Иркутск! Приехали уже к 9 вечера. Заселились в гостиницу Виктория. Бронировала на Островок.ру. Читайте отзыв о гостинице. Гостиница Виктория

День 7. Утром наши пути разошлись: Кирилл поехал на Ольхон, а я осталась гулять по Иркутску. Про поездку на Ольхон и в Листвянку напишу отдельно в 4 заключительной главе. А эту главу хочу посвятить Иркутску — он этого достоин!

Иркутск — очень атмосферный город! С необыкновенным обаянием кружевных наличников и синих ставень!

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Он достоин того, чтобы стать самостоятельной точкой маршрута, а не перевалочным пунктом на пути на Ольхон! В первый день пройдите по улице Карла Маркса до памятника Александру III. По пути вас встретит Иркутский драматический театр и Краеведческий музей.

После памятника Александру III, идите налево, если стоять лицом к Ангаре.

Прогуляйтесь по набережной, пока не упретесь в мост через Ангару. Перейдете по мосту и окажетесь на полуострове. Первое, что вас встречает, это детская железная дорога.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Это типа Кидзании, но тут все по-настоящему: паровоз, поезд, станция. И работают везде детки. Жд действующая, есть расписание поездов, маршрут поезда 20 минут, стоимость проезда 250 руб. Для детей очень интересная активность!

К сожалению, не подтягивает короткие видео из youtube, поэтому прикрепляю в виде ссылки.

После поездки можно покататься на лодочке, лошадке или посетить парк аттракционов.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

А дальше по мостику перейти в Парк Остров Юность. После прогулки по парку, возвращайтесь на набережную.

(Вернитесь на набережную вечером: прогуляйтесь, полюбуйтесь закатом, послушайте музыкантов)

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Ваша задача дойти до нижней набережной.

По пути натолкнетесь на кладбище кораблей.

Только сейчас там идет ремонт, придется обойти (Яндекс.карты вам в помощь). Если пойдете по улице Ленина, то увидите вот такое познавательное «граффити».

На Нижней набережной стоит памятник основателям Иркутска, а напротив него храм Богоявления.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Про иркутские храмы и музеи расскажу отдельно! Им стоит посвятить отдельный день! А сегодня продолжаем гулять по городу!

Прогуляйтесь по набережной до Московских ворот, через которые раньше въезжали в Иркутск. Рядом с ними есть информационный стенд, который рассказывает о воротах и указывает на туристический маршрут, который проходит по набережной. Нитка маршрута обозначена на плите зелёной линией. Возвращайтесь к памятнику основателям Иркутска, перейдите дорогу, и отправляйтесь гулять в центр. Прогуляйтесь по скверу у Вечного Огня, полюбуйтесь росписью на Спасской церкви.

Зацените устремившийся ввысь римско-католический костёл Успения Богородицы.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Костел недействующий, является органным залом Иркутской областной филармонии. В костеле проводят концерты органной музыки. Причем, очень даже необычные. Я посетила концерт «Миры фэнтези и аниме».

Это было очень интересно и необычно. Никогда не могла себе представить, что темы из Гарри Поттера и Властелина колец, можно исполнить на органе! И это звучит классно!!! При том, что я вообще ни разу не любитель фэнтези, а с культурой аниме вообще не знакома, мне очень понравилось! Только это, скорее, для молодежи и публики среднего возраста. Сильно возрастные не поймут))) они на концерте спали))))

Попробуйте угадать, что за композиции! Пишите в комментариях свои версии)))

Кстати, в сентябре запланировано 2 отдельных самостоятельных концерта: 24 сентября — Вселенные фэнтези и 28 сентября — По страницам аниме. Следите за афишей!!! https://филармония38.рф/concert-calendar/

Отдельно хочется отметить органиста Дечебала Григоруцэ. Он прекрасен!!! Настолько вживается в музыку, которую исполняет!!!

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Поднимитесь выше по улице Сухэ-Батора и прогуляйтесь по скверу имени Кирова.

Вот такую чудесную прогулку можно совершить по Иркутску!

День 8. Как и обещала, сегодня расскажу про иркутские храмы и музеи. И начнем сразу с приятного!

Лайфхак. В храме Богоявления на ежедневной основе проводят бесплатные экскурсии по храму! Но узнать об этом можно, только придя в храм. Объявление на двери церкви. К сожалению, с рекламой в этом регионе туго: пока сам ножками не дойдешь, ничего не узнаешь)

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Я пришла к назначенному времени. Оказалась одна! Так что, у меня была индивидуальная экскурсия с батюшкой) Мне очень понравилось! Интересно и без навязчивого назидательства. Узнала, как читать иконостас, почему в храме кроме иконостаса нет икон, про пределы храма, а в конце получила от батюшки «послушание» — отправил он меня в паломнический тур по иркутским церквям)))

Следующей — я посетила Спасскую церковь — одно из первых каменных зданий Иркутска! Жалко, что здесь не водят экскурсии — очень хотелось бы узнать про росписи на внешних стенах храма! А вот историю храма можно почитать на сайте https://spashram-irk.ru/istoriya-xrama

Внутри есть макет центра Иркутска конца 19 — начала 20 веков.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Потом пришлось вернуться на набережную и пойти в сторону Московских ворот, чтобы посетить Знаменский женский монастырь. Прогуливаясь по набережной, увидите памятник геодезистам-изыскателям.

Дойдите до моста.

А вот дальше дорога становится опасной и неинтересной: идете вдоль трассы, грузовики туда-сюда шныряют, переход один на всю дорогу, бензинчиком потягивает. Рекомендую такси!

И вот вас встречает памятник Колчаку, а за ним отворяет свои ворота Знаменский монастырь.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

В храме при монастыре находятся мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого) — первого правящего православного епископа Восточной Сибири. Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности. В 1800 году епископу Иркутскому Вениамину пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования.

И, напоследок, еще одна — Казанская церковь! Последняя по списку, но одна из самых величественных, которые я вообще видела! Красивая, высокая, помпезная! Я добралась до нее пешком от Знаменского монастыря по улице Баррикад. Но, дорога вдоль трассы, шумная, пыльная, неинтересная. Рекомендую такси!

Его видно уже издалека! Красный храм с голубыми куполами возвышается над городом! На мой взгляд, несколько странное местонахождение храма — в промышленном квартале. Но, наверное, на это были причины.

Когда входишь в храм, сразу обращаешь внимание на звуки молитвы. Хотя я пришла не во время службы, и хора нигде не было видно. Оказывается, в храме играет запись молитвы. Нигде раньше такого не слышала! Это потрясающе, когда зрительная картинка сопровождается звуковым оформлением! Создается более глубокое ощущение погружения!

Иконостас в Казанской церкви огромный: высотой 12 метров и весом 70 тонн. Его делали из гранита, который специально привезли из Индии. Оформлением занимались китайские мастера. Очень красивый!!!

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Красивый не только храм, но и внутренний дворик! Бассейн с лебедями и рыбками! Там хочется остановиться и посидеть наедине с собой!

Почитать об истории храма можно по ссылке http://irkipedia.ru/node/4163/talk

Очень рекомендую посещение храма!

А теперь о светских достопримечательностях!

В Иркутске все рекомендуют посетить музей декабристов. Я тоже не удержалась и посетила этот музей. По факту, это не совсем музей, в классическом его представлении. Это 2 усадьбы, расположенные недалеко друг от друга: усадьба Волконского и усадьба Трубецкого. Я там была в понедельник, а по понедельникам усадьба Волконского не работает — выходной. У Трубецкого — вторник. Поэтому перед посещением рекомендую посмотреть режим работы https://imd38.ru/

Лайфхак. При посещении двух мемориальных усадеб, предоставляется скидка на входной билет в размере 25%.

Я думаю, что с экскурсией было бы интересней, а так: интерьер, предметы быта. Ну, честно, ничего особенного. Хотя, может, в усадьбе Волконского поинтереснее. Сходите, проверьте. Расскажите потом)

Есть в Иркутске еще одно интересное место — ледокол Ангара! К сожалению, у него в понедельник тоже выходной день! Поэтому мы полюбовались им только снаружи. Отзывы об экскурсии в интернете разные. Но, находится он почти за городом по дороге в аэропорт. Я думаю, что специально туда ехать не стоит, а вот заехать перед аэропортом — самое то! Как это сделали мы) http://www.ledokol-angara.ru/

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

День 9. Последний день в Иркутске, а мы еще символ города не видели и сувенирами не запаслись. Сегодня исправим!

Утром лучше отправится на рынок (идите часам к 11, как раз все разложат свои товары). Прогуляйтесь по улице Урицкого — одной из самых центральных и старейших улиц города.

Дальше по улице Дзержинского. И вот перед вами центральный рынок. Если не успели купить товары на монгольском рынке в Аршане, то здесь со стороны трамвайных путей, есть палаточка с монгольскими изделиями из шерсти яка, верблюда и т. п.: носочки, варежки, платочки, палантины. Я купила палантин и носочки.

На улице можно купить саган — дайля, который обладает стимулирующим, антимикробным и актопротекторным действием. 200 руб.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Еще одна диковина, которую можно привезти с Байкала, это монгольский зеленый прессованный чай — Менген Аягат. Он является кладезем витаминов, укрепляет иммунитет, укрепляет стенки сосудов, нормализует обмен веществ! Стоит 600 руб. за 700 грамм.

Интересный у него и способ приготовления. Есть рецепты в интернете, но местные мне посоветовали так: брикет размером 3*3 см на 2 литра молока. Варить в кипящем молоке 30 минут, как кашу. Без соли и сахара.

Ну и, конечно, куда без кедровых орешков! Здесь они продаются на каждом углу в разной весовой категории. Самый экономный вариант — 1 кг. Стоимость 2 200 руб.

Но, если кедровые орешки есть и в Москве, то вот кедровый грильяж уже более эксклюзивный сувенир. В Москве продаются только коробки по 200 грамм кондитерской фабрики Ангара. А в крытом рынке Иркутска в фирменных павильонах Ангара есть эти конфетки на развес — 4 500 руб./кг. Конечно, за эти деньги можно купить 2 кг орешков! Но тут уж выбор за вами))) Если перевести стоимость коробки, которую продают в Москве по 1 350 руб. за 200 г, то получится 6 750 руб. за кг!

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Продают эти конфетки поштучно и в других палатках, но по 250 руб. за штучку, а вес может быть разный. Поэтому самый выгодный вариант — это павильоны Ангара в крытом рынке.

Наши сувениры.

Так же, на рынке продают разного вида омуля. Но, вероятнее всего, он не настоящий, так как промысел омуля сейчас запрещен в связи с сокращением его численности. Поэтому, не рекомендую! Если хочется, привезти домой омуля, то купите на рынке в Култуке холодного копчения, у меня дожил до Москвы и папе очень понравился! В Култуке местные рыбаки, что выловили, то на рынке и продали: ни тебе фирменной упаковки, никаких других признаков промышленного вылова.

Сувенирами запаслись! Теперь к Бабру! Этот сказочный зверь расположен в Иркутской слободе. Это новое пространство, стилизованное под старину: деревянные домики, ставенки, наличнички. Создавалось к 350-летию Иркутска. Там расположено много кафе, ресторанов, музейчиков, мастер-классов, сувенирных магазинов. Все красиво! Но рассчитано чисто на туристов и на выкачивание из них денег. Я такое не люблю. Но, кто любит красивые фоточки, вам сюда!

Гуляя по Иркутску, можно встретить очень много деревянных домиков, с настоящей историей, а не новодел.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

В самом начале Иркутской слободы находится Бабр! Этот зверь изображен на официальном гербе Иркутска с 1790 года. Бабр — это старорусское обозначение тигра, заимствованное через посредство тюрских языков из фарси. Памятник бабру так же строили к 350 -летию Иркутска, но не успели на 1 год.

Еще гуляя по Иркутску, обязательно наткнетесь на необычные памятники, надписи, здания, то, что создает лицо города и делает его запоминающимся!

Несмотря на кажущуюся провинциальность, Иркутск очень современный город! Много кафе, ресторанов, магазинов, творческих студий и молодежных пространств! Рядом с деревянными домиками присоседились модерновые здания! Иркутск готов предложить каждому то, что ему придется по душе!

Ну и напоследок, хочу рассказать про кафе, где готовят хоть и не бурятскую кухню, но европейскую с элементами сибирской. Кафе «Горы зовут» расположено на улице Сухэ-Батора. Небольшое уютное местечко. В меню есть сагудай. Не буду утверждать, что он реально из омуля, но вкусный. А так же греческий салат с папоротником. И другие находки повара. Очень интересная подача. Только, заказывать надо у бара, официанты к столикам не подходят.

Байкал. Восток и Запад. Часть 3. КБЖД и Иркутск

Пора прощаться с Иркутском… а не хочется…