Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Ливадия — Греция Декабрь 1998

Ливадия - греческий городок редкостного очарования и мифической истории!

До поездки в Грецию, я знавала три местечка под названием Ливадия на территории постсоветского пространства:

1. Первая Ливадия в моей жизни была десятки лет назад на ДВ, в Приморском крае под Находкой — чудеснейшие девственные места!!! Бухта покорила белым мелким, как пыль, песком, чистой и теплой, как парное молоко, водой

А самое незабываемое зрелище — это вид на бухту с мыса, когда дорога проходит прямо по узкой косе, вдоль бухты по берегу моря, отделяя его от пресноводного озера, с безупречной зеркальной гладью

(все фото Приморской Ливадии были взяты из интеренета)

...и названа она была в честь второй — Крымской Ливадии по соответствию широты с оной (в реальности чуть южнее примерно на 1°40′, т. е. ≈ 185 км).

Эту вторую для меня Ливадию я узнала значительно позже — лет этак через 15 после знакомства с первой

Крымская Ливадия появилась в конце XVIII века, когда эти земли приобрёл для своей усадьбы командир греческого батальона в Балаклаве, национальный герой Греции, Ламброс Кацонис, сам бывший родом из Ливадии Греческой.

Ливадия. Греция

Третья Ливадия, которую мне довелось повидать так же расположена на Украине. Это где-то в районе Одессы есть небольшое местечко с таким названием, которое я проезжала как-то летом 2006 г. поздно вечером, а потому и ничего не смогла ни сфотографировать и ничего поподробнее о нем узнать.

И вот, наконец то, я еду в исконную Ливадию — прородительницу всех трех предыдущих, о которой бредила с самой первой минуты, как только услышала это название!!! С тех пор в каждую нашу поездку по Греции считаю своим долгом принеприменно хоть накоротке, но обязаетльно заглянуть в этот необыкновенный город!

Ливадия расположена поблизости от Афин, всего в 130 км.

С Ливадией мы знакомимся еще на школьной скамье, когда впервые учим мифы и легенды Древней Греции, так как именно в Ливадии находился исток знаменитых мифических рек — Лета и Мнемосина, которые протекают в северной части города. А сама Ливадия известна с доисторических времен благодаря знаменитому оракулу Зевса-Трофония!!!

Существует предание, что Левадию основал сын финикийского царя Агенора, Кадм. Земли вокруг города были плодородными и здесь обосновались крупные землевладельцы. В 335 году до нашей эры Левадия была разрушена Александром Великим. Возродить город удалось Касандру спустя почти двадцать лет. После перехода под власть Рима город теряет былое значение.

Ливадия — старинный, удивительно аккуратный и компактный городок, который расположился полукругом у подножия горы Геликон на очень изрезанном оврагами и ущельями ландшафте!

И эта сложнейшая для застройки территория была грамотно и мудро использована, что было свойственно древнегреческим градостроителям. С дороги никогда не скажешь, что в этих пустынных и небольших с виду сопочках скрывается целый хорошо укрепленный город!

Ливадия. Греция

В Ливадии в 2005 году открыт факультет экономического развития региона Университета Центральной Греции.

В начале марта 2010 года археологи открыли в поселке Айне, в пригороде Ливадии, большое царское захоронение — около 25 могил с многочисленными артефактами архаического и классического периодов и 4 захоронения, отнесенные к бронзовому веку

Ливадия. Греция

Сегодня город имеет свою хоть и молодую, но уже достаточно именитую футбольную команду:
И здесь совсем недавно построили один из новейших и очень вместительных футбольных стадионов Греции
И не смотря на его масштабы с дороги — ни города, ни стадиона и ничегошеньки тебе чего не видно!!!
На этом фото, судя по карте, мы уже в городе:

Ливадия. Греция

Хоть вид за окном авто и живописный, но он никак не предвещат наличие города. Мы начинаем заводить навигатор, может быть мы где-то промахнулись???

на этом фото осталось 5 км до центра города уже по навигатору!!! Слава богу, появилиь первые столбы линии электропередач — значит, действительно, город должен быть не далеко

Ливадия. Греция

И вдруг, всего несколько минут спустя, мы сразу же оказываемся в центре города

Городок очень странной планировки, которую мы за все свои поесещения так и не смогли запомнить. Охарактиризовать его в двух словах тоже не получится. Ливадия городок расползшийся по ложбинам и ущельям очень рельефного предгорья!!! Одновременно, это очень компакный населенный пункт!!!

На этом фото глухая окраина города на выезде в сторону всемирно известных Дельфов — всего в 3-х минутах от центра!!!

Ливадия. Греция

В Ливадии (опять же — что очень характерно для всей Греции) неимоверное обилие церквей и храмов как с богатым историческим прошлым, так и современных!

И такое их количество на довольно небольшом пространсве имеет очень сильное психо-эмоциональное воздействие!

В городе трудно найти улочку, с которой не просматривалась хоть часть какой-либо из церквей

Ливадия. Греция

Здесь можно увидеть как церковные колокольни или часовни отражаются в речных заводях — Леты и Мнемосины

Ливадия. Греция

Кстати, русское понятие, которое выражается словами «церковь или храм» по-гречески звучит, как монастери! Главно, не путать с монастырями!

Да! о манастырях… Небольших монастырей, в окружающих Ливадию горах Парнаса, простирающихся до самых до Афин, располагается около сотни, история каждого из которых по-своему интересна.

Например, всего в 35 километрах от Ливадии находится один из ярчайших образцов ранневизантийской культуры — Монастырь Осиос-Лукас (Преподобного Луки), основанный самим Преподобным Лукой Элладским в 10 веке на том месте, где в древние времена был храм Деметры. Так как Ливадия — город древнейшего культа богини Деметры-Европы, или Геркины, богини плодородия и хлебопашества.

Монастырь Осиос-Лукас одновременно является значительным духовным центром для православных всего мира. Здесь в кельях вокруг внутреннего двора до сих пор живут монахи, однако сам монастырь является музеем, открытым для посещения круглый год.

В самом городе, в Ливадии, монастири зто по-русски — храмы находится, порой в самых, казалось бы, неожиданных местах. В одном из самых глубоких ущелий Ливадии, в котором как раз и берет начало знаменитая по мифам Древней Греции — река Лета, высоко в скалах запрятался не один такой храмик ли место для отшельников…
Это и есть само ущелье, только вид его при спуске сверху по пути в город

Ливадия. Греция

На этой фотографии можно разглядеть в самой середине только часть белой стены этого монастыря. А вон там… где едва виднеется в правом верхнем углу малюсенький белый домик — это храмик, у которого живет отшельник, как нам сообщили местные жители

Дойти и до монастыря и до этого храмика можно по тропинке, которая вьется среди скал по левой стороне этого ущелья, в то время как правая отвесно крутая и на самом её верху стоит тоже ОООчень древний храм

Ливадия. Греция

Внизу, по дну ущелья, клокоча бежит горный ручеек, один из тех, что образуют ниже по течению Реку Лету с красивейшими водопадами Ливадии!!!

И в начале этого же ущелья есть амфитеатр. Судя по всему — это нынешнее место городских тусовок и массовых мероприятий. Потому что он в очень ухоженном состоянии, расписан, что говрится «мама не горюй», да к тому же это достаточно современная постройка!

Вот так он смотрится вблизи

Ливадия. Греция

Но, по-видимому, амфитеатр имеет очень — преочень древние корни, потому что так удачно выбирать места для таких построек могли только древние. Акустика в нем великолепная за счет высокой естественной тоже полукруглой стены, образованной горой и так мастерски подготовленная природой, что кажется, будто её обтачивали люди!!!
Это хорошо видно при осмотре амфитеатра сверху

Вид на него ещё выше с лесницы и за елями хорошо просматривается обработанная природой скала

Ливадия. Греция

А вот от сюда, если очень постараться, то можно разглядеть часть монастыря — в середине справа белая стена со входом, выделенным красных цветом

А теперь повернемся на 180 градусов и пойдем снова в горы. Эта, теперь уже всегда лестничная, дорожка идет все выше и выше…

После развилки одна дорожка уходит влево-вверх в монастырь, а другая вправо-вверх … вон туда в самый верх — к отшельнику

Над ущельем месяц — так как 8–00 утра и до восхода солнца ещё есть время

После развилки, эту лестничную тропинку не кривя душой, можно назвать заброшенной. По всей видимости сюда редко ступает не только нога путешественника, но и тех, чьей обязанностью явдяется ухаживать за ней

Ливадия. Греция

Всю дорогу, как и в горы, так и вниз нас сопровождал отважный провожатый — вот этот рыжий пес

Под конец он так вошел во вкус, что начал позировать на фоне самых живописных мест. К примеру, как здесь — с гордо поднятой мордой, в арке на фоне амфитеатра

Как мы не старались по быстрее добраться до самого верха, но так и не смогли, потому что было ещё довольно далеко идти. В то время как дорожка становилась все круче и круче, все менее и меннее похожа на дорожку — вся в завалах и под камнепадом… а наше время на осмотр этого метечка Ливадии истекало…

Нам пришлось повернуть назад с твердым намерением когда-нибудь вернуться сюда, чтобы таки-то завершить это восхождение к святым местам. Забегая далеко вперед, скажу, положа рукку на сердце… …мы так ни разу и не дошли до самого верха…
На выходе из ущелья нас ждал великолепный вид!!! … и тоже на храм!!!

Ливадия. Греция

Мы, естественно, не могли миновать его. Это храм вблизи

А так выглядит колокольня храма, точнее — храмовый колокол, который прикреплен к тому, что даже с натяжкой не назвать «колокольней»

Ливадия. Греция

Ливадия — город с легендарным и с патриотическим прошлым!!! Как, впрочем, и вся греческая земля, красоты которой хотели иметь в свою собственность все власть имущие, кто только их видел. Из-за чего и шли бесконеные войны на этой изобильной и прекрасной, но многострадальной земле!

О трагических событиях современной истории напоминает расположенное недалеко от Левадии село Дистомо, где в годы немецкой оккупации во Вторую мировую войну было вырезано все население. Уже в наше время юристы жителей Дистомо обратились в Международный суд в Гааге за признанием за жителями Дистомо права компенсации. А год назад это решение поддержало и греческое правительство

Лично мне бросилась в глаза еще и очевидная разница между нашими священническими чинами. В Греции священники и монашество не только поддерживали и -ют национально освободительные движения, но и организовывали и возглавляли их!!! То есть такие активно воинствующие за правое дело народа хранители веры!!! И благодарный народ чтит их вечной памятью

Ливадия. Греция
И все-таки, не смотря на все вышеописанно-показанные красоты и достопримечательности Ливадии, особое очарование и неповторимость ей придают водопады!!! Да и само название говорит за себя: — лить, литься, изливаться, ливнями… Ведь греческий язык, после некорректного вмешательства Кирила и Мифодия по созданию русской письменности, стал нам близкородственным по смысловому звучанию.:):):) Хотя с греческого «Ливадия» переводится как — поляна, луг… :):):)
Так что, по-нашему, название городка — ЛИВАДИЯ — вполне оправдывает себя!!!
Из ущелья в городок вливаются всевозможными путями различные ручейки

Ливадия. Греция

А здесь вода приобретает оформленный вид, стараниями рук человеческих, которые заботливо одели её в каменные берега и назвали городской набережной, бережно сохраняя витиеватые пути горной водицы. Это самое начало городской набережной

Именно из-под этой скалы начинает свое течение мифическая река Лета… и впрямь, такое местечко, что дрожь по коже… не смотря на облагороженный ныне вид… ведь отсюда души ушедших в мир иной начинали свой путь пересекая реку Лета по пути в загробный мир…

разные ручейки, в итоге, собираются в живописный поток на более чем коротком расстоянии и прямо на глазах у горожан

Ливадия. Греция

На пути потока положены различные колоритные камешки

С учетом ландшафта умело и под старину выведены протоки

здесь вы можете увидеть развалины старого дома с наполовину вросшими в землю окнами

Ливадия. Греция

Через эти, глубоко просевшие, окна фантастически живописно изливается водопадами вода

вид сверху на эти оконные водопадики. Конечно же я забралась на стену этой полузатопленной развалюшки

Ливадия. Греция

Корни древних, как мир, деревьев обильно омываются водами горных вод и карстовыми источниками

Ливадия. Греция

Вода настолько чиста и прозрачна, что даже при интенсивном ее течении легко виднеется дно

Ливадия. Греция

Даже не смотря на отражение в воде дно так же хорошо просматривается

Ливадия. Греция

Городская набережная с одной стороны

Эта же правая сторона набережной, но вид с другого — левого берега

Противоположная — левая сторона набережной с заводью

Ливадия. Греция

а чуть по дальше эта сторона набережной уже представляет собой живую зеленую стену

Этот быстрый горный поток то бежит клокоча бурливо, то образует неглубокие, но тихие заводи, в которых живописно отражаются дома, старинные арочные мостики

Ливадия. Греция

По всей длине набережной вы можете видеть всевозможные ступеньки, романтично спускающиеся к воде
Эти ступеньки видно под аркой моста

Ливадия. Греция

Вот другие ступеньки под аркой другого моста

А эти ступеньки продолжаются к воде значительно левее от кадра

Ливадия. Греция

Эти ступеньки ведут к воде прямо от стен храма в центральной верхней части кадра

Набережная в черте города обрамлена домами старинной каменной кладки, что придает ей необычайный колорит и делает незабываемой!!!

На берегах речушки то с одной, то с другой стороны стоят очень древние мельницы

Есть мельница хоть и с пересохшим руслом, но поросшая мхом. Это говорит том, что по ней совсем недавно бежала вода!

Ливадия. Греция

Да, видимо, в теплое время года она таки работает и образует водную стену у этого домика. Так я поняла прохожего, который видя мой неподдельный интерес остановился и начал долго и старательно мне это объяснять на популярнейшем языке всех времен и народов — языке жестов

Во всевозможных изгибах набережной вы найдете не только одинокую лавочку

Ливадия. Греция

Но и крайне уединенную скамейку, если не сказать о ней — старательно замаскированную

Навеивают грусть и замшелые красивейших изгибов пороги

А в одной из заводей какая-то мраморная дама потеряла свою голову… интересно, что ливадийцы хотят этим сказать???

Ливадия. Греция

Какой бы смысл они в это ни вкладывали, а получилось очень интригующе и ещё более романтично!!!

А недалеко на берегу теперь уже голова мужчины… может это не случайность??? И они как-то связаны друг с другом?

Все эти непердаваемого колорита мостики, ручейки, заводи, водопадики, потоки, мельницы, мостики и арки можно снимать до бесконечности

Ливадия. Греция

И с каждого нового ракурса открываются все более и более завораживающие виды!!!

Ливадия — это настоящее наваждение оторваться от которого абсолютно невозможно, поэтому даже покинув его, все равно остаешься душою здесь навсегда!!! Вновь и вновь стремясь сюда вернуться!!!