Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Тюмень — Россия Июнь 2022

В последние годы мне нравится отмечать день рождения где-нибудь вдали от родного города. Да так чтобы как в песне Ирины Алегровой: «…и чумового настроения, и самых преданных друзей…" Были дни рождения в Питере, в Палермо, в Ларнаке… А бывало и так, что работаешь весь день, а потом салаты стругаешь, гости, грязная посуда… Другой вопрос, что не всегда удается так далеко уехать. В этом году дата выпала на субботу, а значит, шанс уехать праздновать куда-нибудь недалеко есть. К тому же, еще и отпуск догуливала, но деньги были уже потрачены в автобусном туре в Дагестан. Вопрос куда?.. Долго не стоял — в Тюмень! Т. к. я давно хотела побывать в термальном курорте «Лето-Лето». И хоть я и была уже в Тюмени, но когда это было… В далеком 2013 году, да еще и зимой. А город Тюмень, не только старейший город Сибири, но и один из самых динамично развивающихся городов. Тюмень уже несколько лет как превратилась в современный и ухоженный мегаполис, нефтегазовую столицу России. В этом мы лично убедились в этом году, пройдя из термального курорта «Лето-Лето» через новые кварталы в Заречном районе, что находится на противоположном от центра берегу реки Туры. Город регулярно занимает места в топе рейтинга самых комфортных населенных пунктов. И если раньше его называли «столицей деревень», то сегодня это столица Тюменской области и важный культурный центр России. Город, который развивался купцами и меценатами, сегодня благоустроен и приятен для прогулок и отдыха. Исторические памятники здесь гармонично сочетаются с современной инфраструктурой, а после термальных источников будет приятно продегустировать блюда традиционной сибирской кухни.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

А теперь подробный план операции «День рождения» или о том, чем можно заняться в Тюмени.

На чем добраться? В моем случае было два варианта: 1. на машине — это вариант для тех, кто готов крутить рулем несколько часов, вместо того чтобы мирно дремать в поезде. Короче, как вы поняли, мы предпочли вариант второй — поезд.

Где остановиться? Раз уж главная цель — термальный курорт «Лето-лето», в котором есть свой отель, то логично было бы остановиться там. Логично… но не дешево. Даже с учетом тех скидок для постояльцев отеля на услуги посещения курорта. Поэтому мною был забронирован отель «Парус». Хороший отель, но, к сожалению, далековато от всех достопримечательностей Тюмени. Зато недалеко от вокзала. Отсюда совет — выбирать варианты поближе к набережной и центру, чтобы после долгого дня и вечерней прогулки быстро добраться до кровати. А если как мы… то услуги такси вам в помощь.

Прогуляться по набережной

Набережная Туры — must see. Это настоящая визитная карточка города. Здесь расположено много интересных объектов: необычные памятники, уютные скамейки и фонтаны прекрасно вписываются в антураж набережной. Уникальное четырехуровневое сооружение — единственное в России.

Протяженность набережной больше 3-х км. Места тут точно хватит всем: бегунам, любителям поплескаться в каскадных фонтанах, велосипедистам, уличным художникам, исследователям истории края — им в помощь установлены памятники и барельефы. На шильдах рассказываются этапы истории не только Тюмени, но и всей Сибири.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

А Витус Беринг собственной персоной идет всем наперерез…

Здесь в выходной день можно наткнуться на какой-то городской праздник. По будням вечер можно провести в кафе, любуясь видом или совершить прогулку на кораблике. Так уж получилось, что мой день рождения совпал с праздником — Днем молодежи: музыка, танцы, фейерверк, толпа народа, а вот кораблик уплыл от нас в закат. А так хотелось подставить лицо солнцу и ветру на носу теплохода… Романтика…

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Кстати о романтике, с набережной открывается прекрасный вид на мост влюбленных — одну из важных достопримечательностей города.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Особенно эффектно он смотрится в темное время суток, благодаря красивой подсветке.

В шаговой доступности отсюда еще полдюжины достопримечательностей: Историческая площадь, памятник основателям, областной музей, Архитектурно-строительный университет — еще один знаковый визуальный образ Тюмени — и Свято-Троицкий мужской монастырь.

В общем, набережная — это первое место — куда должен отправиться всякий уважающий себя турист, оказавшись в Тюмени. А лучше побывать там не один раз — в темное и светлое время суток. Мы так и сделали.

Совершить прогулку по историческому центру Тюмени и восхититься традиционным деревянным зодчеством

При стремительной застройке стекляшками и высотками в городе чудом сохранились купеческие особняки: добротные, с потрясающими резными наличниками, лепниной и парадными лестницами, дореволюционными торговыми лавками и историями про царственных особ.

И мы отправились на поиски народных сокровищ земли тюменской — старинной деревянной резьбы. Узорные наличники и эркеры, аттики, башенки и мезонины, балюстрады и карнизы с растительными орнаментами, ажурные пропилы — в каждой детали чувствуется любовь и мастерство. Зажатые современными зданиями, скромные деревянные домики — как опрятные и приветливые старушки, ласково встречающие дорогих гостей. Больше всего интересных деревянных особняков можно найти в районе улиц Республики, Володарского, Ленина и Дзержинского. Прогуляйтесь по этим улицам и оцените красоту домов: Бровицина, Маковецкого, Рубцова, Новоселовых…

К сожалению, и тут добавлю маленькую ложку дегтя в бочку меда нам не повезло, на улице Дзержинского шла какая-то масштабная то ли реконструкция, то ли стройка, а быть может коммунальщики в очередной раз трубу искали… Короче, во всей красе улицу увидеть не удалось. А к некоторым особнякам не было возможности подобраться из-за этих раскопок.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Описывать все красивые домики не буду, т. к. у Натальи Семчиной есть несколько материалов из Тюмени, интересно, почитайте. Кстати, на izi.trevel есть парочка аудиогидов вам в помощь.

И, конечно же, отправляясь по улице Ленина к следующей достопримечательности (см. следующий пункт), вы не пропустите старейший храм Тюмени — Спаса Нерукотворного. Историки до сих пор спорят о времени появления в Тюмени первого храма в честь Спаса Нерукотворного. Официальной датой его возведения считается 1624 г., но некоторые ученые отодвигают ее на 50 лет вглубь истории. Восхитительное сооружение в стиле барокко, которым можно любоваться сегодня, строилось 23 года, а освящено было в 1819 г.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Архитектура церкви сложна. Центральный купол выглядит значительно массивней угловых луковичек на изящных барабанах, поэтому храм кажется одноглавым. Красоту храма оценили даже большевики, признавшие его культурной ценностью. Здание хотя и было реквизировано в 1930 г., но всегда эксплуатировалось бережно. И сегодня у жителей города и его гостей есть возможность любоваться этим белоснежным архитектурным творением.

Прогуляться по Цветному бульвару

Это, пожалуй, самое популярное место в городе. Даже сложно сказать, где больше народу здесь или на набережной. На территории бульвара установлено множество скульптур и архитектурных памятников, фонтанов, уютных лавочек и фонарей. Кроме этого, летом здесь работает парк аттракционов, который любят посещать как взрослые, так и дети. Короче, на Цветном Бульваре вы точно найдёте, чем заняться.

Прокатитесь на Чертовом колесе. Высота Чертова колеса 37 м. Оно единовременно вмещает 108 человек, оборудовано кабинками на 6 персон. На колесе разместили уникальный арт-объект — самые большие в России музыкальные часы. Их диаметр — десять метров. Каждому часу на циферблате соответствует домик. Ну, или прокатитесь на любом другом аттракционе, а еще пожмите руку одному из знаменитых клоунов: Юрию Никулину, Олегу Попову и Карандашу, а можете всем по очереди.

Настоящей жемчужиной Цветного Бульвара считается фонтан «Времена года», расположенный прямо в центре Фонтанной площади, относящейся к бульвару. Фонтан прославился тем, что в выходные и праздники по вечерам он переливается разными цветами. Стоит обратить внимание на архитектуру фонтана — он выглядит очень интересно. В центре чаши, облицованной гранитом, сооружен ажурный купол. Под ним установлены фигуры четырёх утончённых женщин, которые символизируют времена года. Гейзеры, размещенные в стенках и на дне бассейна, создают вокруг красавиц ореол из брызг, искрящихся в лучах солнца. Вечерами здесь начинается грандиозное светомузыкальное шоу, когда струи воды, подсвеченные прожекторами, начинают менять высоту в такт ритмичным мелодиям.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Фонтаном можно любоваться, купив чего-нибудь съестное в близлежащих киосках, кафе, коих здесь множество. Мы, например, предпочли полакомиться мороженым.

Окунуться в термальном источнике или посетить термальный курорт «Лето-Лето»

А когда устанете гулять по городу, то расслабьтесь в одном из термальных источников.

Тюменские термы — популярный туристический бренд региона. Зимой и летом в горячую воду 20 термальных комплексов в окрестностях столицы окунаются тысячи гостей, а аква-туры предлагают во всех окрестных городах.

Считается, что термы — привет от древнего Западно-Сибирского моря, миллионы лет назад несущего волны по территории современной Тюменской области. Температура воды в разных источниках колеблется от + 36 до +48⁰ С. Состав воды, ее лечебные свойства и степень цивилизованности курортов тоже разные, так что заранее проверяй информацию на сайте выбранного заведения.

В окрестностях Тюмени расположено несколько уникальных геотермальных источников, от посещения которых останутся самые приятные воспоминания у юных и взрослых туристов. Всего в 15 км от города находится замечательная база «Верхний бор», построенная у одного из таких чудес природы, где всегда рады гостям.

Мы же туда не поехали потому, что были там в прошлый свой визит в Тюмень (и я рекомендую эту базу), а еще потому, что главная цель всего нашего мини-путешествия был термальный курорт «Лето-Лето». Именно здесь я хотела провести большую часть своего времени в день рождения. Находится курорт прямо в городе, так что грех не выделить полдня и не погреться. К тому же именинникам предоставляется скидка и безлимит по времени (на весь день). Правда, на сопровождающих это не распространяется и за 5 часов удовольствия придется раскошелиться — 3 100. Цены уточняйте на сайте.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

У этого курорта масса преимуществ в сравнении с другими тюменскими термальными источниками, да и не тюменскими тоже. Это крупнейший в России крытый аквапарк! Площадь водной зоны составляет 11 тысяч «квадратов». Минеральная вода поступает прямо из скважины глубиной 1200 м, инфраструктура тоже на уровне. Здесь множество развлечений, в списке которых свыше 70 аттракционов, различные сауны и джакузи, «медленная река», фиш-пилинг, бистро «АммЛето», «Диссертория», ресторация «Август». Аквапарк «Лето-лето» соответствует всем современным стандартам. Возможно, это связано с небольшим возрастом парка водных развлечений: он был открыт в 2018 году.

Здесь отдельно можно оплатить аква-парк, в котором мегагорки всех вариантов, а также масса других аттракционов, таких как водные каналы, медленная река, бассейны, в то числе волновой и джакузи. Самая большая горка — 123 метра в высоту. На ней катаются любители экстрима. Конечно, есть небольшие горки для детей, оборудование в виде жилетов, кругов и других элементов для тех, кто не умеет плавать. На фотографиях толпа в жилетах на фоне выглядит, как жертвы кораблекрушения, но безопасность превыше всего, как говорится…

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Я не любитель горок и всяческого экстрима, мне больше всего в аква-парке зашли два аттракциона — медленная река и волновой бассейн. Правда, было ошибкой плескаться в волнах на сытый желудок. И да, здесь можно сытно поесть. Расплачиваться нужно браслетом. На выходе придется оплатить наличкой или по карте все дополнительные услуги.

А вот Саша — любитель всяческого экстрима скатился с горки. Впечатления от первого раза были яркие. А вот во второй раз стало плохо. Так что некоторые горки для «космонавтов» или тех, у кого крепкий вестибулярный аппарат. А вы хотите на высокой скорости провалиться в бездну? А несколько минут крутиться по витиеватым трубам? Если ответ положительный, тогда вам сюда. И еще совет тем, кто соберется кататься — лучше сразу снимайте все украшения, часы, фитнес-браслеты, потому что все равно заставят это сделать. Все свое добро можно оставить в ячейке.

На территории аквапарка «Лето-лето» можно познакомиться с термальными источниками, воспользоваться СПА-услугами все это и не только доступно в СПА-зоне. Вот там мне был релакс! Удобные джакузи с термальной водой, в которых можно расслабиться, неспешно потягивая коктейли. Кстати, за коктейлями и пивом далеко идти не придётся, бар находится здесь же в термальном бассейне.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

В этой же зоне можно опробовать различные виды бань: финская, турецкий хамам, оливковая, русская. Саша даже попал на какую-то рекламную акцию — сеанс коллективного парения. Можно отдельно заказать услуги банщика и массажиста, но цены на эти услуги также не бюджетные. Есть здесь и термальный источник под открытым небом. И мини пляж на его «берегу», где, несмотря на прохладный ветерок в тот день, тусили любители загара.

Режим работы аквапарка: ежедневно с 10:00 до 22:00. Ознакомиться с тарифами на посещение можно на официальном сайте. Посещать «Лето-лето» лучше в будние дни, т. к. в выходные здесь очень много народа, даже в утренние часы, не говоря уже про вечернее время. Сюда часто приходят семьи с детьми, но и для молодежи место подходит идеально. Как я уже сказала выше, мой день рождения совпал с Днем молодежи. Так вот в тот день, а точнее вечер, здесь, в стенах курорта, был праздник. Но мы уже к тому времени ушли. После термальных источников ждала дегустация блюд традиционной сибирской кухни в ресторане «Чум».

Поужинать в ресторане-музее «Чум»

Еще дома, когда планировала поездку, прочитала на трипэдвайзере в отзыве, что Тюмень стоит приехать только для того, чтобы поужинать в ресторане «Чум». Вот так вот… не много не мало… Я не могу сказать, что блюда, которые я попробовала в Тюмени в принципе уникальны и больше их невозможно найти нигде. Я понимаю, фразу «гастрономические туры в Тюмень» трудно произносить с таким же придыханием, как фразу «гастрономические туры по Италии». Но, поверьте мне, Сибирь в этом плане тоже преподнесет вам немало ярких сюрпризов.

Ресторан специализируется на северной кухне и входит в ТОП-список «Лучших ресторанов за пределами двух столиц». В ресторане часто снимают кулинарные передачи, которые потом транслируют по телевизору. Здесь можно отведать дичь, строганину, варенье из сосновых шишек, салаты с брусникой и различные виды настоек, причем собственного производства. На сайте ресторана есть меню с ценами.

Аналогов ресторану в Тюмени и близлежащих городах нет. Чум отражает культуру и традиции русского Севера, как в блюдах, так и в экспонатах музея. Интерьеры и атмосфера соответствуют названию — здесь есть олени и даже хантыйский чум, который является настоящим украшением и гордостью этого места. Хантыйский чум представлен небольшим шатром, где могут поместиться около 7 человек. Помимо него в «Чуме» еще 4 столика. Ресторан небольшой, поэтому столик бронируйте заранее. Мы бронировали за три дня до дня рождения. И это был последний маленький столик на двоих. Видимо, он нас двоих ждал.

Атмосфера ресторана с элементами традиционного сибирского быта способствует созданию особого настроения, а песни под гитару Олега Митяева «тюменского разлива» усиливают эффект. У меня «чумового настроения», как в песне Алегровой в момент посещения не случилось. А вот у Стаса за соседним столиком в чуме — да. К слову сказать, он оказался геологом. А попадая сюда, действительно чувствуешь себя как на базе покорителей Севера: элементы традиционного сибирского быта, фотографии с экспедиций, чучела диких животных, а под ногами какие-то артефакты.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

А в чуме, да еще, будучи геологом, да накатив настоек с запахом можжевельника и кедра под песни местного Митяева… кого угодно торкнет!

Я обычно не пью крепких спиртных напитков, предпочитая пиво и вино. Но в этот день изменила своим пристрастиям и взяла сет из настоек «Таежный»: хреновуха, кедровая, геологическая, любительская, охотничья, можжевеловая.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Тут роль сыграли три фактора: 1. легкий шок от «чумовых цен», т. к. ресторан-музей «Чум» один из самых дорогих в городе. 2. Настойки эти собственного производства. 3. Я очень хотела попробовать можжевеловую настойку. К слову сказать, она не разочаровала! А на закуску салат с копченой уткой и морошкой

и строганину из мяса северного оленя с подмаринованным луком и брусничным соусом, которую подали на ледяном блюде.

А так же десерт в виде симпатичного белого мишки с жареной клюквой и кедровым орехом.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Медведю я с радостью откусила голову. А вот если бы дело было на севере, то скорее все бы произошло наоборот.

Саша заказал салат с перепелкой из летнего меню. На мой вкус там не чего-то не хватало. И так как у меня остался брусничный соус от строганины, то я его туда добавила. И получилось замечательно! Надо было написать совет повару в книге отзывов. У блюд не только интересная подача, но и вкус. Поэтому однозначно рекомендую этот атмосферный ресторан.

Кстати, здесь же можно купить в качестве сувенира различные настойки и варенье из шишек. А если раздумываете, что еще привезти из Тюмени, то берите копченого муксуна — это рыба очень вкусная. Вы же сорокоградусные настойки не вареньем закусывать будете. За муксуном отправляйтесь на рынок.

Окультурится. Посетить клуб

Вариантов, как и где окультурится в Тюмени хватает. Все зависит от ваших вкусов и времени пребывания. Любите музеи отправляйтесь в музейный комплекс им. И. Я. Словцова или усадьбу Колокольниковых. В театры летом попасть уже вряд ли удастся, сезон закрыт. А вот концерты посетить можно. Мы предпочли поход в клуб. В рок-клуб «Yes Roсk Clab». В тот день там был концерт посвящение группе «Кино» играла кавер группа из Кургана «Братья LUMIERE». Я ожидала увидеть полный зал престарелых рокеров… Ну, хорошо с престарелыми я погорячилась, скорее среднего возраста 40–50 лет и не полный зал, а хотя бы процентов 50 от общей массы. Но оказалось, что самые старые рокеры были те, что выступали на сцене. А в зале, полном 17-20-летних мальчишек, я. Так как застала царя Цоя еще живым. Удивительно было смотреть на этих мальчишек, для которых кумиром был человек, который умер задолго до их рождения. Человек-легенда… Его песни не теряют свой актуальности до сих пор. От концерта я получила небывалый заряд бодрости и хорошего настроения.

Конечно, Тюмень это не Питер и даже не Екатеринбург (тогда еще Ленинград и Свердловск). Но рок движение здесь тоже было, пусть и не с таким размахом. В ередине 80-х здесь существовал рок-клуб, который основали студенты ТГУ. И я почему то подумала, что это он и есть. А как оказалось этот клуб работает все пару лет, а меня смутили и дезинформировали предметы и фотографии 80-х годов на стенах.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Как я уже упоминала, попали мы на день молодежи и в субботу планировали сходить еще в какой-нибудь клуб потанцевать, но после 5-часового релакса в термальных источниках, а затем еще прогулки вначале в кроссовках, а затем и на каблуках больше 10 000 шагов (и это только на каблуках) желание куда-либо идти, а еще и танцевать отпало. Все-таки на год старше стала… :)))) Но топая с набережной в сторону центра мы наткнулись на ресторан «Ермолаевъ», расположенный в старинном особняке, с крафтовым пивом и уютным двориком. Там во дворике был живой концерт. И мы решили здесь задержаться, присев на скамейку, неспешно потягивали вкусное пиво, и слушали музыкантов. Это было финалом операции «День рождения».

А на следующий день, сдав номер, отправились на железнодорожный вокзал. Возле вокзала побродили, посмотрев местные достопримечательности.

Панно на остановке перед вокзалом. У области тогда был орден Ленина. Справа нарисована сама область с округами. Вокруг силуэта региона разные образы трудящихся. Отмечены основные города нефтяников и газовиков.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Далее стоит более современный памятник. Молодым созидателям земли Тюменской. Снова карта области. На юге только Тюмень с Тобольском отметили.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

Монумент стоит у входа в сквер Семена Пацко. За сквером здание ДК Железнодорожник и монумент железнодорожникам тыла и фронта. Он установлен в год 70-летия Победы. выглядит интересно — много-много рельсов и барельефы тружеников тыла.

Рядом со зданием ДК «Железнодорожник» стоит старый паровоз. Делаем пару фото на фоне и идем обратно на вокзал.

Еще фото на фоне достопримечательности вокзала и нам пора отправляться домой, ибо наше пребывание в Тюмени на этом заканчивается.

Операция «День рождения» или чем заняться в Тюмени

А напоследок хочу добавить, что если вам до этого казалось, что в Тюмень можно ехать только, если ты фанат нефтедобывающей промышленности, то, я очень надеюсь, что прочитав этот рассказ вы будете думать по-другому… А быть может даже соберетесь в этот город исключительно с туристическими целями. И сибирский город откроется для вас, как шкатулка с самоцветами: нарядными старинными домиками, четырехъярусной набережной, прогулками по реке, «чумовыми» блюдами сибирской кухни, теплом термальных источников и давно забытом ощущением отпуска.