Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Самара — Россия Июнь 2022

В Самаре у любителей архитектуры вопрос, чем заняться, определенно, стоять не будет. Этот город способен заинтересовать и даже удивить, в Самаре мирно уживаются рядом здания в самом разном стиле: классицизм, модерн, византийский, готика, конструктивизм. Сегодня будем гулять по городу в стиле модерн, этот нарядный стиль, не сомневаюсь, любят многие.

Решила собрать в одном рассказе самарские здания в этом стиле, чтобы было понятно, почему Самару называют столицей модерна. Не буду прикладывать карту, но укажу адреса, каждый сам, если захочет, сможет отметить на карте заинтересовавшие объекты и построить свой маршрут. Если придерживаться в пути последовательности в рассказе, можно увидеть много интересного.

Начнем прогулку с центральной улицы исторического центра Самары — улицы Куйбышева, но с ее конца, от здания Общественного собрания. Оно построено в 1914 году для служащих казенных и общественных организаций по проекту Дмитрия Александровича Вернера: три уникальных фасада, не повторяющих друг друга, и купол со стороны центрального входа.

ул.Куйбышева, 157 / ул.Шостаковича, 1

Здесь устраивали балы, литературные вечера, лекции, драматические представления, работала библиотека, столовая, бильярдный зал. Сейчас это Военно-исторический музей Центрального военного округа.

Слева от здания Общественного собрания стоит еще одно произведение архитектора Дмитрия Вернера — Особняк фон Вакано, построенный в 1910 году в стилистике немецкого модерна (югендстиля). В нем жил один из трех сыновей Альфреда Ф. фон Вакано, владельца пивного завода и создателя знаменитого жигулевского пива, а сам глава семьи жил рядом с производством — в особняке на территории пивзавода.

ул.Шостаковича, 3

Далее по улице Куйбышева — здание Крестьянского поземельного банка, построенное в 1909 году по проекту петербургского архитектора Александра фон Гогена, пример северного модерна в Самаре. Сейчас это один из корпусов Самарского государственного технического университета.

ул.Куйбышева, 153

На Красноармейской, 4 неподалеку от перекрестка с улицей Куйбышева стоит нарядное здание Пивного бара (кухмистерской), принадлежавшего Альфреду фон Вакано, владельцу Жигулевского пивоваренного завода. Оно построено в 1903 году, предполагают, что авторы проекта — архитекторы и инженеры немецкой машиностроительной фирмы «Швальбе».

Внутри здания были интерьеры с элементами ценных пород дерева, деревянные кессонные потолки в зале, богемское стекло, лепной декор и росписи. Все это не сохранилось, так как за прошедшие годы оно использовалось не по назначению, не раз менялись хозяева. Недавно завершилась многолетняя реконструкция, деньги вложены немалые, чтобы приблизить здание снаружи и внутри к исходному варианту. Сейчас там открыты ресторан «Альфред» и «Гастропаб 1903».

ул.Красноармейская, 4

И вновь улица Куйбышева: Гостиница «Бристоль-Жигули» — один из лучших образцов самарского модерна не всегда выглядела так нарядно. Особняк со строгим фасадом в классическом стиле, принадлежавший Е. И. Субботиной, построили в 1879 году. В 1897 году в нем открыли гостиницу «Бристоль-Жигули», а через десять лет решили открыть еще более роскошную гостиницу. Проект реконструкции здания заказали архитектору Михаилу Квятковскому. Запомните эту фамилию, мы еще увидим его работы.

М. Ф. Квятковский в 1907–1911 годах (в разных источниках даты отличаются) превратил обычное здание в шедевр декоративного модерна. Тогда и появились на фасаде маскароны и цветочный декор с орхидеями на балконах. Я не заходила в отель, а там великолепные интерьеры в стиле модерн. Не могу вспомнить, кто из наших туристеровцев жил в этом отеле и показывал интерьеры.

По Самаре в стиле модерн

Самарский Главпочтамт находится на перекрестке с улицей Ленинградской с 1890 года, когда дом купца Новокрещенова сдали в аренду почтово-телеграфному ведомству. Свой облик в стиле модерн здание получило после капитального ремонта в 1910 году. Черты, характерные для модерна, сохранились и до наших дней: облицовка плиткой-«кабанчик», рисунок окон, барельеф над центральным входом.

Декоративным элементом здания был огромный бронзовый шар — символ Земли на фасаде. В 1950-х года его демонтировали и заменили круглым окном, а восстановили к Чемпионату мира 2018 года, но сомневаюсь, что теперь он из бронзы.

По Самаре в стиле модерн

По Ленинградской к Главпочтамту примыкает дом П. П. Головкина, построенный по его проекту в 1910 году. Петр Павлович Головкин получил блестящее образование, окончил полный курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В музее Самары есть его живописные работы. Это брат купца и мецената Константина Павловича Головкина, того самого, который построил себе знаменитый «Дом со слонами», был инициатором создания в городе художественного музея. Здание не в лучшем состоянии, но элементы модерна пока сохранились. Здание на картах 2Гис обозначено как дом Сапрыкина, рыбный магнат арендовал в нем первый этаж под свой рыбный магазин.

ул.Ленинградская, 22

Далее по улице Куйбышева можно видеть бывший особняк Аржанова, который в 1917 году перестроили под Банк Общества взаимного кредита. Это пример позднего модерна, но его можно узнать по приметам — витринным окнам первого этажа и скульптурной композиции над карнизом.

ул.Куйбышева, 93

Под одним номером № 71 на улице Куйбышева объединены три совершенно разных здания, вот об этой его части, что выходит на площадь Революции, не нашла никакой информации.

Теперь свернем к Волге по улице Пионерской. На перекрестке с улицей Алексея Толстого стоит Особняк Сурошникова, один из лучших образцов самарского модерна. Он построен в 1910–1914 годах по проекту выдающегося архитектора Ф. О. Шехтеля, работами руководил самарский архитектор А. А. Щербачев. Особняк на реставрации, выглядит сейчас неплохо, по сравнению с недавними временами. Справа над ним виден уголок произведения недавних лет — здание ФСБ по Самарской области.

Вернемся по улице Пионерской до улицы Фрунзе, где на перекрестке стоит особняк купца Благовещенского в стиле модерн, построенный в 1913 году по проекту архитектора Волошинова. Встречается информация, что владельцем был купец Борщов, что сейчас уже и не важно.

​ул. Фрунзе, 43

Недавно завершилась реставрация особняка, причем выполнена она и внутри, восстановлены все пришедшие в негодность или утраченные декоративные элементы. Уже много лет здание занимает государственный медицинский центр «Династия».

По Самаре в стиле модерн

Далее пройдем к центру по улице Фрунзе. Симпатичный особнячок со следами недавней реставрации принадлежал известному юристу Леониду Ященко, который возглавлял самарское общество адвокатов. В гостях у Ященко собирались образованные люди того времени, в том числе, согласно семейной легенде, у них бывал Владимир Ульянов. Дом построен в конце XIX века, семья у адвоката была большая: пять дочерей и три сына.

Сразу после национализации в особняке разместили детей, спустя век, здесь по-прежнему детский сад. Только недолгое время, в годы Великой Отечественной войны, как написано на мемориальной доске, в 1941 — 1943 годах в здании функционировало Посольство Турецкой Республики в Москве.

На перекрестке с улицей Ленинградской пятиэтажный дом, где до революции была крупнейшая и самая дорогая гостиница Самары, принадлежавшая купеческой чете Сурошниковых. Здание было построено в конце XIX века, купец Сурошников приобрел его в начале XX века и перестроил в стиле модерн. Гостиница здесь была всегда, только не раз меняла название: «Метрополь», «Националь», «Центральная». Еще недавно на фасаде висела вывеска гостиницы сети «Азимут», а сейчас ее нет, кажется, там идет реконструкция.

Здание Самарской филармонии — то, что сейчас называют «новоделом». До 1981 года на этом месте стоял театр-цирк «Олимп», построенный в стиле модерн в 1907 году по проекту архитектора Платона Шаманского. В «Олимпе» выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов и Иван Козловский, Владимир Маяковский и Александр Блок.

ул.Фрунзе, 141

Старое здание, где с 1940 года размещалась филармония, снесли и построили новое по проекту архитектора Ю. В. Храмова с учетом традиций самарского модерна. Внешне оно похоже на старое, так же декорировано элементами модерна, скопированными с декоративных элементов «Олимпа» и перенесенными на фасад нового здания: женскими головками, крылатыми пегасами, балконами с ажурными решетками, изогнутыми формами окон и дверей. Филармония в новом здании открыла сезон в 1988 году.

У филармонии стоит свернуть и заглянуть на параллельную Фрунзе Чапаевскую. Особняк Эрна на Чапаевской входит в число лучших образцов самарского модерна. Он построен в 1900–1902 годах по проекту известного архитектора А. А. Щербачева. В Самаре стоит столько зданий этого архитектора, что можно им посвятить отдельный рассказ! Особняк известен тем, что здесь в 1941–1943 году размещалось эвакуированное из Москвы посольство Польши. К сожалению, здание входит в комплекс клинической больницы, а значит реставрации дождется не скоро.

ул.Чапаевская, 167

Вернемся на улицу Фрунзе. Про дом в стиле модерн на перекрестке улицы Фрунзе и Красноармейской я уже рассказывала подробно в отзыве о Музее модерна, который там размещается, не буду повторяться. Он построен в 1903 году для купца I гильдии Александра Курлина и его жены по проекту московского архитектора Александра Зеленко,

ул. Фрунзе, 159 / ул.Краснармейская, 15

Любоваться великолепным Особняком Курлиной можно не раз, его называют «жемчужиной самарского модерна».

Узнаете цветочный декор? Домик напротив конструктивистского здания штаба военного округа оплетают орхидеи, как и отель «Бристоль-Жигули». Это тоже работа архитектора Михаила Квятковского — Особняк Новокрещеновой, построенный в 1909 году. Владельцы в этом доме никогда не жили, сдавали в аренду.

ул.Фрунзе, 144

В конце улицы Фрунзе напротив Театра драмы имени А. М. Горького есть интересное здание, стилизованное под стиль модерн, — Дом «Муха», названный в честь чешского художника Альфонса Мухи, который был ярким представителем стиля арт-нуво. Это современная постройка 1990-х годов, проект самарского архитектора Леонида Кудерова.

ул.Фрунзе, 169

Переходим на улицу Вилоновскую, где встречается немало красивого и в других стилях, но не будем отвлекаться, раз выбрали модерн. Недавно закончилась реставрация здания на перекрестке с улицей Галактионовской, успели вовремя, состояние его было грустным. Это бывший доходный дом архиерейского подворья, его построили в 1905 году для сдачи внаем комнат и квартир.

После национализации здание передали отделу народного образования, здесь столетие размещались поочередно индустриальный институт, школы, институт культуры. После реставрации здание занимает компания Linde, занимающаяся производством промышленных газов (кислород, водород и пр.).

Рядом по Галактионовской, 153 у современной стекляшки офисного центра «Капитал» был красивый домик К. М. Зорга, за годы его основательно изуродовали, но сейчас здание на реставрации, закутано в полотно. Будем надеяться, что вернут былую красоту и формы. Я дошла сюда, так как его упоминали в Музее модерна, но оказалось, что зря.

А пока посмотрим по Вилоновской на произведение современных архитекторов, которое отлично вписалось в историческую застройку, что встречается нечасто. Деталями фасада оно напоминает здание театра-цирка «Олимп» и, как пишут, это «показывает намерения автора подчеркнуть местную архитектурную преемственность».

Любителям модерна стоит прогуляться по улице Самарской, а начнем с Дома журналистов и литераторов. Это построенный в 1902 году собственный дом архитектора А. У. Зеленко, который до 1900 года был городским архитектором Самары, а потом переехал в Москву. В Самаре главное его произведение — Особняк Курлиной (Музей модерна). После отъезда Зеленко в доме жил другой самарский архитектор — Ф. П. Засухин, его работы мы тоже увидим.

ул. Самарская, 179

От Дома журналистов, если вы фанат модерна, можете дойти до театра «Самарская площадь» на Садовой, а потом продолжить прогулку по Самарской. История здания театра началась в 1879 году, когда для мещанина Г. В. Баскакова был построен двухэтажный дом с лавками на первом этаже. В 1913 году сменился владелец усадьбы, он принял решение о перестройке для устройства частного кинематографа. Вот тогда здание и получило фасад в стиле модерн, а от кинотеатра «Фурор» осталась надпись на фасаде.

После революции здесь был клуб, а в 1928 году снова открылся общедоступный кинотеатр «Фурор», в 1950-х сменивший название на «Первомайский». После очередной реконструкции с 2007 года это сцена драматического театра «Самарская площадь».

ул.Садовая, 231

Продолжим прогулку по улице Самарской. На перекрестке с улицей Рабочей сразу два интересных здания. Доходный дом А. Ф. Нуйчева построен в 1902–1904 годах по проекту архитектора М. И. Квятковского, это первая его постройка в Самаре. На первом этаже были отделения банков, а верхние этажи арендовали под гимназию сестры Харитоновы. После революции и до наших дней здание остается учебным, сейчас его занимает Технический лицей им. С. П. Королева.

ул.Самарская, 149

Как и все дома М. Ф. Квятковского, дом Нуйчева богато декорирован: пара атлантов у входа, маски слонов, бабочки, маскароны, цветы, вазоны.

По Самаре в стиле модерн

Разглядывать можно долго, чем я и занималась!

По Самаре в стиле модерн

На противоположном углу перекрестка более тяжеловесное здание — Дом Гринберга, построенный в 1903 году по проекту архитектора З. В. Клейнермана. Здесь тоже есть на что посмотреть: лепнина, маскароны. Но дом Нуйчева мне нравится больше.

На Самарской есть еще одно произведение архитектора Михаила Квятковского, это здание Театра кукол. Оно было построено в 1900 году для размещения ресторана «Аквариум» с цыганским хором и варьете, самого шикарного ресторана Самары за всю ее историю. Фасад украшал лепной декор эпохи модерна высокой художественной ценности.

После революции здание реквизировали, сначала там разместился комитет партии большевиков, а с 1930 года — Дворец детей, где были Театр кукол, ТЮЗ, детская библиотека. За прошедшие годы были утрачены барельефы на фасаде, изменены оконные проемы, перестроено крыльцо главного входа. Недавно была выполнена реконструкция, главной задачей которой было воссоздание исторического облика здания и приспособление для современного использования. Восстановили все: размеры и расстекловку оконных проемов, металлические конструкции, имитирующие купол, первоначальное цветовое решение фасадов, а главное, на фасад вернулись барельефы.

ул.Самарская, 95

Теперь по улице Льва Толстого можно перейти на Ленинскую. Здесь на перекрестке стоит Особняк С. А. Филимонова, построенный в 1907–1908 годах по проекту архитектора Г. Н. Мошкова. Восстановили, надеюсь, не только фасады.

ул.Ленинская, 116/ ул.Льва Толстого, 97

Напротив — Дворец культуры железнодорожников им. А. С. Пушкина. Это Пушкинский народный дом, открытый в 1903 году. Здесь было два зрительных зала, библиотека, помещения для кружков и чайная. Дом построили по проекту архитектора Филарета Засухина на средства Попечительства о народной трезвости и владельца Жигулёвского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано.

Народному дому решили присвоить имя А.С. Пушкина и на балконе установили бюст поэта. В 1926 году бюст убрали, а вернули только в 1999 году, к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича.

По Самаре в стиле модерн

За более чем вековую историю здание народного дома не раз перестраивали, но все же пощадили его модерновый вид, хотя этот стиль после революции считали буржуазным. Даже вентиляционные шахты здесь в стиле модерн.

С Ленинской сворачивем на Некрасовскую и направляемся в сторону Волги. По пути можно заглянуть на Галактионовскую, где восстановили Особняк Жоголева, построенный в 1906 году по проекту архитектора Георгия Мошкова для купца Н. С. Жоголева. Это единственная в Самаре постройка с элементами барокко, но модерн выдают ассиметричность, плавные линии и женские головки, украшающие фасад.

Ул. Галактионовская, 57

На перекрестке Некрасовской с Молодогвардейской стоит задержаться и осмотреться. Это, как пишут, «эпицентр архитектуры модерна в Самаре». Вот Торговый дом Павла Щетинкина, построенный в 1909–1911 годах по проекту Якова Ушакова-Решетникова. От модерна в этом здании мало что осталось, пожалуй, только выложенные плиткой фасады. Его основательно переделали, например, в 1932 году надстроили до пяти этажей.

По Самаре в стиле модерн

Рядом с торговым домом — небольшой особняк братьев Матвеевых, бузулукских купцов, построенный в 1912 году по проекту архитектора Дмитрия Вернера, две его работы я показала в самом начале. Но сколько здесь примет модерна: расстекловка большого окна, монограмма владельцев в обрамлении цветов на аттике, над балконной дверью — изображение крылатого колеса — символ бога торговли Меркурия. Жаль, цвет крыши теперь совершенно не в тему, да и балконная дверь явно была не такой.

Рядом с перекрестком по Некрасовской — Дом купца Георгия Долгашева, о котором забывают, говоря о самарском модерне, так как сбивают некоторые детали неоклассицизма. Дом построен в 1914 году и это тоже работа архитектора Дмитрия Вернера. Приметы модерна: глазурованная плитка, широкие окна, растительный орнамент на центральном аттике.

ул.Некрасовская, 56

Напротив дома Долгашева стоит Доходный дом Соломона Гринберга, построенный в 1910 году по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Он Г-образной формы, два независимых фасада выходят на две улицы — Некрасовскую и Молодогвардейскую.

Фасады Доходного дома Гринберга - по обе стороны от углового здания.

Здание использовалось до революции как доходный дом: помещения первого этажа использовались как торговые, верхние были жилыми и сдавались внаем. После национализации, как обычно, в доме устроили коммуналки.

Фасад по улице Некрасовской, 53

Дому Гринберга повезло — отреставрировали фасады к ЧМ-2018 и восстановили большую часть удивительно богатого декора: вазоны, маскароны, лепной растительный орнамент. Пилястры украшают маски львов, а в центре фасадов — аттики, увенчанные скульптурой крупной женской головы с развевающимися волосами. Со стороны двора декор на фасадах отсутствует.

Фасад по улице Молодогвардейской, 98

Соседнее здание — тоже модерн, хотя привычных извилистых линий здесь практически нет. Это Торговый дом купца Николая Попова в стиле рационального модерна. Автором проекта считают архитектора Якова Ушакова-Решетникова. Здание не отреставрировали, а просто подремонтировали, поэтому за соответствием фасада исходному варианту особенно не следили. Но сохранилось над входом в подъезд окно с замысловатой решеткой, ограждения балконов и эркера в стиле модерн, а также отделка глазурованной плиткой. Думаю, что и нижняя полоска тоже была выложена плиткой, да слишком часто там меняли вывески.

ул.Молодогвардейская, 94

Приближаемся к концу маршрута, дошли до перекрестка с пешеходной улицей Самары — Ленинградской. Здание универмага «Юность» построено в 1912 году по проекту архитектора Дмитрия Вернера как Новотроицкий торговый корпус. Первый этаж занимали магазины, а на втором были различные конторы. За 110 лет своего существования здание растеряло почти все свои декоративные элементы.

ул.Молодогвардейская, 57

По другую сторону от перекрестка — Торговый дом Пермяковой, построенный в 1901 году по проекту архитектора Александра Зеленко. Здание выглядит нарядно, хотя расцветка декора мне не очень нравится.

ул.Молодогвардейская, 70

Теперь посмотрим, что есть на улице Ленинградской.

Угловое здание на перекрестке с улицей Чапаевской принадлежит Самарскому государственному медицинскому университету. Это доходный дом Юриной-Ященко, построенный в 1913 году и принадлежавший женам двух известных самарских юристов. В нем была открыта женская гимназия Арсеньевой.

По Самаре в стиле модерн

Украшает Ленинградскую дом строительного подрядчика Алексея Нуйчева, считают, что это также произведение Дмитрия Вернера. Мы видели доходный дом Нуйчева, а это его жилой дом с торговыми помещениями на первом этаже, датируемый 1911 годом. В отделке ассиметричного фасада использована светлая фасадная плитка и многочисленный лепной декор: женские скульптурные головки, вазоны с растительным орнаментом. Декор фасада выполнен в египетском стиле, есть изображения древнеегипетской богини Исиды.

ул.Ленинградская, 45

На противоположной стороне улицы — доходный дом купца Василия Жукова, построенный в начале 1900 года для одного из представителей знатного купеческого рода. Фасад украшают лепные украшения, а на фронтоне виднеется надпись: «В. Л. Жуковъ».

ул.Ленинградская, 48

На этом прогулку по Самаре в стиле модерн завершим, хотя это далеко не все, что есть там в этом стиле. Это маршрут длиной чуть больше 10 километров, если следовать по нему, вполне возможно увидеть все за один день. Конечно, по пути встретится еще немало интересного.

На карте 2Гис этот маршрут выглядит примерно вот так: Маршрут модерна.