Татьяна Квичанская Пользователь — была вчера 20:33

Черногория. Первое самостоятельное путешествие. Часть 1.

12 августа 2012 г. 20:04 Тиват — Черногория Июль 2012

Когда-то нужно решиться и сделать первый шаг в самостоятельную жизнь (в смысле, поехать без турфирм). Черногория для этого подходила практически идеально: виза не нужна, ваучер из отеля не нужен, язык похож на русский, так что, в случае чего, объясниться всегда можно.

Были некоторые опасения, что ляпы неизбежны, но, как говориться, плавать учатся в воде.

Билеты покупали заранее через eviterra.com — там есть очень удачный сервис, позволяющий просмотреть рейсы (и цены на них) плюс/минус 3 для от заданной даты вылета. Остановились на JatAirways с пересадкой в Белграде. Прилетали в Подгорицу, улетали из Тивата.

Через интернет же нашли пансион «Остров цветов» — были хорошие отзывы, демократичная цена проживания, близость к аэропорту (что нас впоследствии очень выручило), трансфер из аэропорта и в аэропорт (Тиват — бесплатно, Подгорица — 70 евро), оплата по приезду. Хозяева — русские, поэтому по электронной почте выяснили все интересующие нас вопросы (вплоть до того, нужны ли тапочки для купания).

Оставалось дождаться отпуска.

За неделю до вылета отправили письмо в «Остров цветов», чтобы про нас не забыли. В ответ пришло подтверждение, что нас встретят с табличкой «Остров цветов».
Итак, в путь.

Мелкое щекотание нервов началось сразу в Шереметьево. Время вылета наступило, а в самолет нас еще не посадили. При этом объявлений о задержке рейса не было. А у нас короткая стыковка — всего 1.5 часа… В итоге взлетели с опозданием на 30 минут — по ощущениям должны успеть, хотя в Белграде еще надо успеть получить посадочные талоны…

Я впервые летела в самолете, где надписи сделаны не на русском/английском, поэтому начала щелкать фотоаппаратом.

Мне всегда интересен язык той страны, где я нахожусь, но сербский был просто кладезью открытий. Например, безбедность — это не наличие денег, а отсутствие беды!

В Белграде почти что бегом побежали в окно оформления транзита. Сначала отстояли очередь, потом девушка в окне начала, мило улыбаясь, выяснять, сколько лет дочери и как давно сделана фотография, которая вклеена в паспорт… Ну да, за 4 с лишним года девочка слегка повзрослела. Но время-то идет! Наконец нам выдали талоны и сказали, где идет посадка на рейс. Подбегаем, на мониторе горит номер рейса(в билете указано текущее время, с точностью до 5 минут), у стойки никого нет, рядом в ожидании своего отправления сидят несколько человек. В голове одна мысль — опоздали. Пробегаем сквозь «кольцо» и тыкаемся в закрытую дверь выхода на посадку. Ожидающие смотрят на нас с любопытством. Подходим к сидящему молодому человеку и спрашиваем по английски, сколько время. Он показывает свои часы… У нас есть запас до горящего на мониторе времени вылета! Мы в растерянности. Часовой пояс другой. Может мы ошиблись на час с переводом стрелок? Только тут обращаем внимание, что перед временем вылета на мониторе указано, что это новое время — они рейс задержали!

Посмеялись, успокоились.

В Подгорице человека с табличкой «Остров цветов» не было, зато стоял человек с табличкой, на которой указано имя моего мужа и город Тиват. Подходим, спрашиваем: «Остров цветов?» Он что-то отвечает по-сербски… Показываем распечатку переписки с «Островом цветов». Он звонит по телефону из нашей распечатки. Сначала говорит сам, потом передает мужу трубку. Все верно — он за нами приехал :-)

До Тивата доехали быстро. Жаль только, что была ночь и дорогу было почти не видно :-(

Пансион оказался небольшим домиком, расположенным довольно высоко на горе, между самим городом Тиватом и аэропортом г. Тиват. Поскольку самолеты взлетают и садятся в основном утром и вечером, то соседство шумным назвать никак нельзя. Зато с балкона видно взлетную полосу :-)

Хозяйка, Светлана Петровна, накормила нас, напоила чаем и дала ключ от комнаты. Все вопросы договорились решить утром.

Номер небольшой, с кондиционером, холодильником и балконом. Неприятным сюрпризом оказалось то, что ванна и туалет — на этаже, общие на 2 номера. Как потом выяснилось, хозяева расчитывали, что на этаже будет жить одна семья: в одном номере родители, в другом — дети. А постояльцы норовят поселиться втроем в один номер (вчетвером уже не селят) :) Ну да ладно — мы же, мягко говоря, не в номере сидеть приехали! А эконом-вариант не предусматривает 5-звездочного комфорта :-)

От ужинов мы отказались, а завтраки входили в стоимость проживания.

Распределение обязанностей у хозяев: Светлана Петровна — проживание, Алексей — такси и экскурсии. В конце нашего проживания появился Борис.

Утром Алексей взял наши паспорта и пошел регистрировать нас в полицию — в Черногории туристы платят налог. Вечером вернул паспорта и карточки и сказал, что карточки потребуются при отлете. Мы, не глядя, убрали карточки подальше. Вот она неопытность — уже расслабились!

Тиват

Тиват — небольшой городок в Боко-Которской бухте, тихий и спокойный.

С небольшим яхт-клубом

С дорожными знаками для велосипедистов

Близ Тивата находится международный аэропорт. При ближайшем рассмотрении, представление о том, что такое международный аэропорт, подверглось существенной корректировке. Здание аэровокзала вполне толковое и современное, а вот размеры аэродрома… Вот фотографии с дороги, идущей параллельно взлетной полосе.

А это с дороги на пляж, идущей перпендикулярно.

В Тивате находится роскошный порт «Монтенегро», охрана которого строго соблюдает дресс-код — по территории порта в купальниках ходить не разрешают, нужно надевать футболки (или хотя бы парео).

Боко-Которская бухта. Тиват. Порт "Монтенегро"

Поскольку дорога на один из пляжей проходит как раз через порт, на яхты налюбовались вдоволь.

Боко-Которская бухта. Тиват.

Возле порта находится музей, где можно посмотреть различные водно-подводные агрегаты: миноловку, например, или подводный скутер. Много фотографий начала 20-го века.

К началу первой мировой войны в Тивате находился крупный арсенал оружия, а в бухте, судя по фотографиям, висящим в музее, базировалось изрядное количество гидропланов (начало века!). Ну и корабли военные были, конечно.

Центр города — это, конечно, набережная с городским пляжем.

Это учебное парусное судно (баркантина), на котором проходят практику ученики морских школ из разных стран. Судно действующее, ходит не только по Средиземному морю, но и в Атлантику выходит (правда, не каждый год). Свободный вход для любопытных открыт каждый вечер. На вопросы отвечают с удовольствием, так что можно расспрашивать, не стесняясь :-)

Пляжи и море

В Черногории вход на пляжи бесплатный (за редким исключением), а вот зонтики и лежаки — платные. Мы везде ходили со своими полотенцами и соломенной циновкой.

До ближайшего, от нашего места проживания, пляжа пешком минут 10–15. Находится он на территории бывшего детского лагеря. Лагерь «лежит в руинах» то ли от землетрясения 1979 года, то ли от никомуненужности после развала Югославии. На горе еще видны остатки былого величия, дорожки сохранились, но общее запустение не радует. Купались на нем только в первый день, пока ничего вокруг не знали. Да и то по той причине, что боялись обгореть с непривычки. А тут идти близко, и деревья на пляже подходят практически к воде.

Следующим пляжем, до которого мы добрались, стал городской пляж. Это бетонная платформа с лесенками в воду, кабинками для переодевания и душем. Вода существенно чище, чем в «лагере», да и в целом, пляж вполне уютный. Тень тоже можно найти при желании. На городском пляже мы купались, в основном, вечером. А потом шли ужинать в близлежащий ресторан (Prova) или пиццерию (Lungo mare).

Больше всего из близлежащих пляжей нам понравился пляж в Селяново (Seljanovo). Идти туда было далековато, минут 40–50, но оно того стоило. Вода чистейшая, рыбки, ежики морские (поэтому в воду заходили чуть выше колена и дальше плыли), крабы. И красотища кругом! Поскольку идти до пляжа было далеко, от уходили из номера на весь день. Сиесту пережидали в тенечке и за обедом в ресторане. На пляже в Селяново тень кончалась где-то в 14.30, и мы шли обедать в близлежащий ресторан («Мерлин»).

Ездили на популярный пляж «Плави горизонт», но нам там не понравилось — много народа, толчея и шумно. Пляж песчаный, вход в воду пологий. Пока до глубокой воды доберешься, идти/плыть устанешь. С маленькими детьми там, наверное, купаться хорошо… Вода у берега мутная желто-зеленого цвета, а на глубине — чистая и бирюзовая. По бокам пляжа на скалах растут сосны. Народ с камней активно ныряет в море. Но говорят, что там змеи водятся, так что бдительность терять нельзя.

Очень понравились пляжи в Доброте (это между Котором и Перастом). Их и пляжами-то назвать сложно, но купаться там здорово :-)

Лучший пляж — у Свети Стефана(недалеко от Будвы). С одной стороны дамбы за вход берут по 50 евро с человека, а с другой — вход бесплатный. Отличия в качестве пляжей мы не нашли:-) Поскольку это Адриатика, то вода там холоднее, чем в Боко-Которской бухте. Один раз, после сильного ветра накануне, вообще в воду зайти не смогли — она была очень холодная. Вернулись на пляж в Селяново и накупались по полной программе :-)

Свети Стефан

Понравился дикий пляж в Баре — море и сосны. Правда, народу там много, но как-то все уютно.

Питание

Еда вкусная, найти можно на любой кошелек. Порции большие. В ресторанах мы на троих брали одно второе и один сытный салат (шопский, греческий, сербский, …). Выходило от 10 до 20 евро. Напитки можно брать, а можно и не брать. Поскольку жарко, то мы всегда носили с собой бутылки с водой, минералкой и газировкой.

В Тивате понравился ресторан Prova возле городского пляжа. Он и оформлен красиво (под корабль), и кормят там вкусно. Правда, он считается самым фешенебельным в городе. Мы брали недорогие блюда: курицу (принесли 4 хороших голени, фаршированных пршутом + печеные овощи) — 11 евро; лосося (большой кусок) с рисом в кисло-сладком подливе (мы сначала подумали, что это соевый соус) — 15 евро; тунца с фенхелем — 15 евро. Для желающих потратить больше, там есть где развернуться :-)

Часто заходили в пиццерию Lungo mare возле городского пляжа. Большая пицца в Lungo mare стоит 5.5 — 6.5 евро. Еще там вкусные напитки. Я брала «зеленый чай» (на самом деле — мята) с лимоном и медом, дочка предпочитала кофе с молоком («бела кафа») или frappe, а муж — кофе. Иногда брали куски торта.

В Селяново обедали в ресторане «Мерлин». Там работает официантом очень приятный молодой человек по имени Владо, очень хорошо говорящий по-русски. Без его помощи было бы трудно разобрать, что за блюда представлены в меню (в моем разговорнике этого не было, а меню только по-сербски). Плюс он давал хорошие рекомендации по выбору блюд. Например, по его рекомендации брали кальмаров, фаршированных креветками (с картошкой + еще маленькие осьминожки были). Вкусно необыкновенно! За порцию заплатили 11 евро. Если брать по отдельности кальмаров и креветок, вышло бы в 2 раза дороже. Он же рекомендовал брать «блюдо дня» — оно каждый день разное, но стоит 4 евро. Один раз брали — попалось жаркое из курицы с картошкой + салат из капусты. Понравилось, правда к нему мы еще 1 салатик заказали, «Сербский» :) Еще из блюд этого ресторана: punjena vjesalica — свинина, фаршированная сыром и пршутом (9 евро); punjena pleskavica — котлета-гриль (диаметром сантиметров 16–17), с вкраплениями сыра и пршута(8 евро). Это все с картошкой фри и свежими помидорами. Красиво и вкусно :-)

В поездках обедали в konoba — рестораны с деревенской кухней. Очень понравилось в Баре, недалеко от въезда в город, напротив «дикого» пляжа.

В Черногории очень вкусное мороженое, гораздо вкуснее того, что продается в Дубровнике.

В магазинах продают сок из черники/голубики, как чистый, так и в смеси с другими фруктами-ягодами.

Отъезд

Хозяева еще по приезду предупредили нас, что расписание тасуют, и время вылета надо проверять накануне. Накануне вечером мы зашли на сайт аэропорта Тиват, но расписание там вывешено только на текущий день. Решили, что встанем пораньше и еще раз проверим утром.

Итак, вещи уложены, укладываем документы и вдруг обнаруживаем, что регистрацию нам оформили до 2-го числа, а улетаем мы 6-го! Время — 11-й час вечера, полиция закрыта, хозяева уже спят. Все равно до утра ничего изменить нельзя, поэтому ложимся спать. Ну не оставят же нас в Черногории! В конце концов штраф какой-нибудь заплатим!

Утром спустились на завтрак, рассказали Светлане Петровне про регистрацию — она начала звонить Алексею:

-Им ничего за это не будет?

-Будет, но не сильно.

Успокоили!

Алексей обещал приехать, а мы тем временем пошли смотреть время вылета. На сайте такого рейса вообще нет!

Светлана Петровна и другие пришедшие на завтрак жильцы успокаивают, что, дескать, просто ошиблись и не внесли в расписание…

И тут появился Борис. Про регистрацию он сказал, чтобы забыли и не забивали голову ерундой, т. к. никто ее смотреть не будет. Дальше, что с рейсом? Нет в расписании? А вы СМС-ки смотрели. Что, местную карточку вставили — ну вы отчаянные люди! Тогда проверяйте электронную почту.

Заходим. Там письмо, что рейс отменен, они не смогли дозвониться, поэтому в письме предлагают вылететь рейсом той же компании, но вылетающим в 7.45. Вместо 9.25! Время — 7.10!

Борис командует: «Хватайте сумки, пробуем успеть!»

Пока мы бегали в номер за сумками, он завел машину — прыгнули и поехали.

В 7.20 мы уже стоим у стойки регистрации. Карточки регистрации у нас никто даже не спросил (возможно, мы неслись с такой скоростью, что это просто не успели сделать). Кстати, посадочные талоны на рейс из Белграда нам выдали прямо в Тивате.

Прощаемся. Благодарим Бориса…

Отдохнули классно! Столько эмоций мы еще ни разу не испытывали!

Рассказ о поездках и экскурсиях будет в следующей части.

в Тивате

12 августа 2012 г. 21:23
Татьяна, если представить ваш отдых только по этому, одному рассказу-экстримальных ситуаций хватило! Но надеюсь, что в следующей части их не будет!
13 августа 2012 г. 10:00
Во второй части только положительные эмоции
Некоторый адреналин отдыху не помешал - будет, что вспомнить. Тем более, что все хорошо заканчивалось.
Ну и уроки на будущее извлекли : надо быть внимательнее и спокойнее
Mnemon
12 августа 2012 г. 22:02
Был в окрестностях Тивата три раза. Всё хорошо, кроме того, что часто вода бывает мутновата - так как вода обновляется через узкий пролив (особенно когда цветут какие-нибудь водоросли). Но окружение - горы, сосны - всё красиво.
Сербский вроде как похож на русский, но даже нить беседы на языке уловить сложно.
13 августа 2012 г. 10:12
В Селяново и Доброте вода была идеальной, на городском пляже Тивата было по-разному (утром значительно чище, чем днем), ну а в заброшенном лагере - болотце. Нас такая разница качества воды очень удивляла, поскольку пляжи находятся друг от друга не на очень большом расстоянии.
С языком тоже интересно было. Вывески, информация в музеях - все понятно, когда читаешь. Когда обращаешься с вопросами (как пройти - проехать, сколько стоит, когда автобус и т. д .) - отвечают тоже все понятно. Но рядом на пляже (экскурсии, ...) разговаривают между собой (а также, объявления в аэропорту, самолете, ...) - совершенно не понятно.
13 августа 2012 г. 0:47
Татьяна, спасибо за оперативность! ;))) С меня ответный отчет сразу по приезду!
13 августа 2012 г. 9:46
Жду с нетерпением, ведь у каждого свои впечатления от увиденного остаются
Oleg_Sarapulov
13 августа 2012 г. 6:33
Интересно, познавательно! Не нашел сроков поездки? Июль? Температуры воздуха и моря? как вообще погодка? Маловато фотографий пляжей! любопытно!
13 августа 2012 г. 9:57
Ездили с 22 июля по 6 августа. Сколько было на градуснике точно не знаю, но солнышко жарило от души. Вода в заливе теплая, где-то градусов 26, а в Адриатике попрохладнее градуса на 2-3. Один раз у Свети Стефана нарвались на совсем холодную воду, градусов 15-17.
Погода разнообразная. В грозу было весьма прохладно, а сразу после грозы опять стало тепло. Часто над горами собирались сизые тучки, но Тиват не задевали. Потом нам гид сказал, что все дожди проливаются над Рисаном - это самое влажное место во всей Черногории. А вокруг значительно суше. Почему - никто не знает.
Skripina
13 августа 2012 г. 13:36
Читая концовку, сама разволновалась - успеете или нет:))) Легко и интересно написано, познавательно!
13 августа 2012 г. 13:47
Спасибо.
По горячим следам писалось
13 августа 2012 г. 17:57
Ну и попадалово! В этих осколках Югославии всегда так - в день вылета из Пулы (Хорватия) нам неверно указали время приезда автобуса и просто забыли на в отеле.
Пришлось лететь на такси в а/п за свой счет, рискуя опоздать, с тех пор в Югославские республики я больше ни ногой
13 августа 2012 г. 18:47
Сергей, не буду вас, конечно, переубеждать и агитировать за югославские страны....Знаю ваше отношение. Но очень обидно, что из-за одной маленькой неприятности у вас сложилось негативное отношение к этому красивейшему и интереснейшему региону...А могли бы писать и писать увлекательные отчеты!
13 августа 2012 г. 20:19
Оксан, ты же помнишь, у меня вся поездка пошла наперекосяк, если бы это был единственный прокол! А Jay пишет о своих неприятностях (двухкратных), что только подтверждает мою точку зрения.
При это я вполне понимаю, что другим там везет, а ты с дочкой тоже отлично съездишь в Черногорию!.
13 августа 2012 г. 20:27
Надеюсь
13 августа 2012 г. 20:12
Несмотря на некоторые накладки, мне понравилось: и природа красивая, и люди доброжелательные.
В Хорватию еще хочется. Но только САМОСТОЯТЕЛЬНО! Чтобы, если и будут ошибки, то свои, а не чужие :)
13 августа 2012 г. 20:29
Мы в прошлом году ездили в Хорватию самостоятельно, обошлось без эксцессов :)) У меня там где-то на страничке пять отзывов восторженных есть, если будет интересно - заходите;))
13 августа 2012 г. 20:34
Спасибо. Почитаю
13 августа 2012 г. 20:43
Оказалось, что про Крка и Задар читала, а остальные проглядела. Исправляю оплошность
13 августа 2012 г. 20:44
Спасибо за внимание
13 августа 2012 г. 21:06
Ну что ж с почином! А в двух словах, что теперь больше нравится тур или самостоятельное путешествие?
14 августа 2012 г. 9:31
Самостоятельное!
Только вот не знаю, рискнем ли мы самостоятельно отправиться в Марокко или Шри-Ланку - очень уж их уклад жизни от нашего отличается
В прошлом году мы "переходный" вариант опробовали на Крите: приехали с туроператором (билеты, визы, трансфер, HB), а ездили по острову самостоятельно. Тоже хорошо получилось. Но в этот раз эмоций и свободы было значительно больше.
14 августа 2012 г. 9:41
Про Шри-Ланку не скажу, но Марокко - удивительная страна. Каждый город не похож на другой: курортный Агадир, Аутентичный Маракеш, морская Эйсувейра... Завидую, что вы это еще не видели )))
14 августа 2012 г. 9:45
А мы все решиться не можем...
Тем более, после всех их революций...
А Вы в Марокко самостоятельно ездили ?
14 августа 2012 г. 10:30
Я была в 2009 году, тогда было тихо... Да вообще очень странные эти революции, что в Иордании, что в Марокко... Народ реально любил правителей... Провокации все это, мне кажется.
Ездили не самостоятельно, а на слет блогеров. Но и по медине ночью бегали, и на Джама-Эль-Фна были... Местное население дружелюбное...
14 августа 2012 г. 10:38
- У меня такие же впечатления от Туниса 2008 года остались.
А потом там полыхнуло
ard-anna
4 ноября 2013 г. 11:24
Очень интересный рассказ получился. Есть что полезного извлечь. Тоже с семьей планирую первую самостоятельную туда.
4 ноября 2013 г. 13:07
Удачной поездки. Буду рада, если что-то из прочитанного пригодится.
AnastasiaRom
29 июня 2014 г. 14:53
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ ВАШ АЛЬБОМ) СПАСИБО! не знаете ,от Подгорицы до Будвы сколько по продолжительности ехать,на чем и цены?
29 июня 2014 г. 16:30
Спасибо

От аэропорта Подгорицы до Тивата мы доехали примерно за час, правда ехали ночью по пустой дороге, да и водитель был лихой. Будва по той же дороге, но существенно ближе Тивата, так что в час уложитесь. Цен на такси не знаю, поскольку нас встречал водитель, нанятый отелем - там у них свои расценки.
В Черногории хорошо развито автобусное сообщение. Цены вполне демократичные. Когда мы были, билет на автобус из Тивата в Будву стоило около 3 евро . Такси (не из аэропорта) тоже вполне доступны - втроем дешевле доехать на такси. Вдвоем тоже может оказаться выгоднее, особенно, если берете такси в районе автостанции перед отходом автобуса