Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 7:39

Тиват — Черногория Июль 2012

Когда-то нужно решиться и сделать первый шаг в самостоятельную жизнь (в смысле, поехать без турфирм). Черногория для этого подходила практически идеально: виза не нужна, ваучер из отеля не нужен, язык похож на русский, так что, в случае чего, объясниться всегда можно.

Были некоторые опасения, что ляпы неизбежны, но, как говориться, плавать учатся в воде.

Билеты покупали заранее через eviterra.com — там есть очень удачный сервис, позволяющий просмотреть рейсы (и цены на них) плюс/минус 3 для от заданной даты вылета. Остановились на JatAirways с пересадкой в Белграде. Прилетали в Подгорицу, улетали из Тивата.

Через интернет же нашли пансион «Остров цветов» — были хорошие отзывы, демократичная цена проживания, близость к аэропорту (что нас впоследствии очень выручило), трансфер из аэропорта и в аэропорт (Тиват — бесплатно, Подгорица — 70 евро), оплата по приезду. Хозяева — русские, поэтому по электронной почте выяснили все интересующие нас вопросы (вплоть до того, нужны ли тапочки для купания).

Оставалось дождаться отпуска.

За неделю до вылета отправили письмо в «Остров цветов», чтобы про нас не забыли. В ответ пришло подтверждение, что нас встретят с табличкой «Остров цветов».
Итак, в путь.

Мелкое щекотание нервов началось сразу в Шереметьево. Время вылета наступило, а в самолет нас еще не посадили. При этом объявлений о задержке рейса не было. А у нас короткая стыковка — всего 1.5 часа… В итоге взлетели с опозданием на 30 минут — по ощущениям должны успеть, хотя в Белграде еще надо успеть получить посадочные талоны…

Я впервые летела в самолете, где надписи сделаны не на русском/английском, поэтому начала щелкать фотоаппаратом.

Черногория. Первое самостоятельное путешествие. Часть 1.

Мне всегда интересен язык той страны, где я нахожусь, но сербский был просто кладезью открытий. Например, безбедность — это не наличие денег, а отсутствие беды!

В Белграде почти что бегом побежали в окно оформления транзита. Сначала отстояли очередь, потом девушка в окне начала, мило улыбаясь, выяснять, сколько лет дочери и как давно сделана фотография, которая вклеена в паспорт… Ну да, за 4 с лишним года девочка слегка повзрослела. Но время-то идет! Наконец нам выдали талоны и сказали, где идет посадка на рейс. Подбегаем, на мониторе горит номер рейса(в билете указано текущее время, с точностью до 5 минут), у стойки никого нет, рядом в ожидании своего отправления сидят несколько человек. В голове одна мысль — опоздали. Пробегаем сквозь «кольцо» и тыкаемся в закрытую дверь выхода на посадку. Ожидающие смотрят на нас с любопытством. Подходим к сидящему молодому человеку и спрашиваем по английски, сколько время. Он показывает свои часы… У нас есть запас до горящего на мониторе времени вылета! Мы в растерянности. Часовой пояс другой. Может мы ошиблись на час с переводом стрелок? Только тут обращаем внимание, что перед временем вылета на мониторе указано, что это новое время — они рейс задержали!

Посмеялись, успокоились.

В Подгорице человека с табличкой «Остров цветов» не было, зато стоял человек с табличкой, на которой указано имя моего мужа и город Тиват. Подходим, спрашиваем: «Остров цветов?» Он что-то отвечает по-сербски… Показываем распечатку переписки с «Островом цветов». Он звонит по телефону из нашей распечатки. Сначала говорит сам, потом передает мужу трубку. Все верно — он за нами приехал :-)

До Тивата доехали быстро. Жаль только, что была ночь и дорогу было почти не видно :-(

Пансион оказался небольшим домиком, расположенным довольно высоко на горе, между самим городом Тиватом и аэропортом г. Тиват. Поскольку самолеты взлетают и садятся в основном утром и вечером, то соседство шумным назвать никак нельзя. Зато с балкона видно взлетную полосу :-)

Хозяйка, Светлана Петровна, накормила нас, напоила чаем и дала ключ от комнаты. Все вопросы договорились решить утром.

Номер небольшой, с кондиционером, холодильником и балконом. Неприятным сюрпризом оказалось то, что ванна и туалет — на этаже, общие на 2 номера. Как потом выяснилось, хозяева расчитывали, что на этаже будет жить одна семья: в одном номере родители, в другом — дети. А постояльцы норовят поселиться втроем в один номер (вчетвером уже не селят) :) Ну да ладно — мы же, мягко говоря, не в номере сидеть приехали! А эконом-вариант не предусматривает 5-звездочного комфорта :-)

От ужинов мы отказались, а завтраки входили в стоимость проживания.

Распределение обязанностей у хозяев: Светлана Петровна — проживание, Алексей — такси и экскурсии. В конце нашего проживания появился Борис.

Утром Алексей взял наши паспорта и пошел регистрировать нас в полицию — в Черногории туристы платят налог. Вечером вернул паспорта и карточки и сказал, что карточки потребуются при отлете. Мы, не глядя, убрали карточки подальше. Вот она неопытность — уже расслабились!

Тиват

Тиват — небольшой городок в Боко-Которской бухте, тихий и спокойный.

С небольшим яхт-клубом

Черногория. Первое самостоятельное путешествие. Часть 1.

С дорожными знаками для велосипедистов

Близ Тивата находится международный аэропорт. При ближайшем рассмотрении, представление о том, что такое международный аэропорт, подверглось существенной корректировке. Здание аэровокзала вполне толковое и современное, а вот размеры аэродрома… Вот фотографии с дороги, идущей параллельно взлетной полосе.

А это с дороги на пляж, идущей перпендикулярно.

Черногория. Первое самостоятельное путешествие. Часть 1.

В Тивате находится роскошный порт «Монтенегро», охрана которого строго соблюдает дресс-код — по территории порта в купальниках ходить не разрешают, нужно надевать футболки (или хотя бы парео).

Боко-Которская бухта. Тиват. Порт "Монтенегро"

Поскольку дорога на один из пляжей проходит как раз через порт, на яхты налюбовались вдоволь.

Боко-Которская бухта. Тиват.

Возле порта находится музей, где можно посмотреть различные водно-подводные агрегаты: миноловку, например, или подводный скутер. Много фотографий начала 20-го века.

К началу первой мировой войны в Тивате находился крупный арсенал оружия, а в бухте, судя по фотографиям, висящим в музее, базировалось изрядное количество гидропланов (начало века!). Ну и корабли военные были, конечно.

Центр города — это, конечно, набережная с городским пляжем.

Черногория. Первое самостоятельное путешествие. Часть 1.

Это учебное парусное судно (баркантина), на котором проходят практику ученики морских школ из разных стран. Судно действующее, ходит не только по Средиземному морю, но и в Атлантику выходит (правда, не каждый год). Свободный вход для любопытных открыт каждый вечер. На вопросы отвечают с удовольствием, так что можно расспрашивать, не стесняясь :-)

Пляжи и море

В Черногории вход на пляжи бесплатный (за редким исключением), а вот зонтики и лежаки — платные. Мы везде ходили со своими полотенцами и соломенной циновкой.

До ближайшего, от нашего места проживания, пляжа пешком минут 10–15. Находится он на территории бывшего детского лагеря. Лагерь «лежит в руинах» то ли от землетрясения 1979 года, то ли от никомуненужности после развала Югославии. На горе еще видны остатки былого величия, дорожки сохранились, но общее запустение не радует. Купались на нем только в первый день, пока ничего вокруг не знали. Да и то по той причине, что боялись обгореть с непривычки. А тут идти близко, и деревья на пляже подходят практически к воде.

Следующим пляжем, до которого мы добрались, стал городской пляж. Это бетонная платформа с лесенками в воду, кабинками для переодевания и душем. Вода существенно чище, чем в «лагере», да и в целом, пляж вполне уютный. Тень тоже можно найти при желании. На городском пляже мы купались, в основном, вечером. А потом шли ужинать в близлежащий ресторан (Prova) или пиццерию (Lungo mare).

Больше всего из близлежащих пляжей нам понравился пляж в Селяново (Seljanovo). Идти туда было далековато, минут 40–50, но оно того стоило. Вода чистейшая, рыбки, ежики морские (поэтому в воду заходили чуть выше колена и дальше плыли), крабы. И красотища кругом! Поскольку идти до пляжа было далеко, от уходили из номера на весь день. Сиесту пережидали в тенечке и за обедом в ресторане. На пляже в Селяново тень кончалась где-то в 14.30, и мы шли обедать в близлежащий ресторан («Мерлин»).

Ездили на популярный пляж «Плави горизонт», но нам там не понравилось — много народа, толчея и шумно. Пляж песчаный, вход в воду пологий. Пока до глубокой воды доберешься, идти/плыть устанешь. С маленькими детьми там, наверное, купаться хорошо… Вода у берега мутная желто-зеленого цвета, а на глубине — чистая и бирюзовая. По бокам пляжа на скалах растут сосны. Народ с камней активно ныряет в море. Но говорят, что там змеи водятся, так что бдительность терять нельзя.

Очень понравились пляжи в Доброте (это между Котором и Перастом). Их и пляжами-то назвать сложно, но купаться там здорово :-)

Лучший пляж — у Свети Стефана(недалеко от Будвы). С одной стороны дамбы за вход берут по 50 евро с человека, а с другой — вход бесплатный. Отличия в качестве пляжей мы не нашли:-) Поскольку это Адриатика, то вода там холоднее, чем в Боко-Которской бухте. Один раз, после сильного ветра накануне, вообще в воду зайти не смогли — она была очень холодная. Вернулись на пляж в Селяново и накупались по полной программе :-)

Свети Стефан

Понравился дикий пляж в Баре — море и сосны. Правда, народу там много, но как-то все уютно.

Питание

Еда вкусная, найти можно на любой кошелек. Порции большие. В ресторанах мы на троих брали одно второе и один сытный салат (шопский, греческий, сербский, …). Выходило от 10 до 20 евро. Напитки можно брать, а можно и не брать. Поскольку жарко, то мы всегда носили с собой бутылки с водой, минералкой и газировкой.

В Тивате понравился ресторан Prova возле городского пляжа. Он и оформлен красиво (под корабль), и кормят там вкусно. Правда, он считается самым фешенебельным в городе. Мы брали недорогие блюда: курицу (принесли 4 хороших голени, фаршированных пршутом + печеные овощи) — 11 евро; лосося (большой кусок) с рисом в кисло-сладком подливе (мы сначала подумали, что это соевый соус) — 15 евро; тунца с фенхелем — 15 евро. Для желающих потратить больше, там есть где развернуться :-)

Часто заходили в пиццерию Lungo mare возле городского пляжа. Большая пицца в Lungo mare стоит 5.5 — 6.5 евро. Еще там вкусные напитки. Я брала «зеленый чай» (на самом деле — мята) с лимоном и медом, дочка предпочитала кофе с молоком («бела кафа») или frappe, а муж — кофе. Иногда брали куски торта.

В Селяново обедали в ресторане «Мерлин». Там работает официантом очень приятный молодой человек по имени Владо, очень хорошо говорящий по-русски. Без его помощи было бы трудно разобрать, что за блюда представлены в меню (в моем разговорнике этого не было, а меню только по-сербски). Плюс он давал хорошие рекомендации по выбору блюд. Например, по его рекомендации брали кальмаров, фаршированных креветками (с картошкой + еще маленькие осьминожки были). Вкусно необыкновенно! За порцию заплатили 11 евро. Если брать по отдельности кальмаров и креветок, вышло бы в 2 раза дороже. Он же рекомендовал брать «блюдо дня» — оно каждый день разное, но стоит 4 евро. Один раз брали — попалось жаркое из курицы с картошкой + салат из капусты. Понравилось, правда к нему мы еще 1 салатик заказали, «Сербский» :) Еще из блюд этого ресторана: punjena vjesalica — свинина, фаршированная сыром и пршутом (9 евро); punjena pleskavica — котлета-гриль (диаметром сантиметров 16–17), с вкраплениями сыра и пршута(8 евро). Это все с картошкой фри и свежими помидорами. Красиво и вкусно :-)

В поездках обедали в konoba — рестораны с деревенской кухней. Очень понравилось в Баре, недалеко от въезда в город, напротив «дикого» пляжа.

В Черногории очень вкусное мороженое, гораздо вкуснее того, что продается в Дубровнике.

В магазинах продают сок из черники/голубики, как чистый, так и в смеси с другими фруктами-ягодами.

Отъезд

Хозяева еще по приезду предупредили нас, что расписание тасуют, и время вылета надо проверять накануне. Накануне вечером мы зашли на сайт аэропорта Тиват, но расписание там вывешено только на текущий день. Решили, что встанем пораньше и еще раз проверим утром.

Итак, вещи уложены, укладываем документы и вдруг обнаруживаем, что регистрацию нам оформили до 2-го числа, а улетаем мы 6-го! Время — 11-й час вечера, полиция закрыта, хозяева уже спят. Все равно до утра ничего изменить нельзя, поэтому ложимся спать. Ну не оставят же нас в Черногории! В конце концов штраф какой-нибудь заплатим!

Утром спустились на завтрак, рассказали Светлане Петровне про регистрацию — она начала звонить Алексею:

-Им ничего за это не будет?

-Будет, но не сильно.

Успокоили!

Алексей обещал приехать, а мы тем временем пошли смотреть время вылета. На сайте такого рейса вообще нет!

Светлана Петровна и другие пришедшие на завтрак жильцы успокаивают, что, дескать, просто ошиблись и не внесли в расписание…

И тут появился Борис. Про регистрацию он сказал, чтобы забыли и не забивали голову ерундой, т. к. никто ее смотреть не будет. Дальше, что с рейсом? Нет в расписании? А вы СМС-ки смотрели. Что, местную карточку вставили — ну вы отчаянные люди! Тогда проверяйте электронную почту.

Заходим. Там письмо, что рейс отменен, они не смогли дозвониться, поэтому в письме предлагают вылететь рейсом той же компании, но вылетающим в 7.45. Вместо 9.25! Время — 7.10!

Борис командует: «Хватайте сумки, пробуем успеть!»

Пока мы бегали в номер за сумками, он завел машину — прыгнули и поехали.

В 7.20 мы уже стоим у стойки регистрации. Карточки регистрации у нас никто даже не спросил (возможно, мы неслись с такой скоростью, что это просто не успели сделать). Кстати, посадочные талоны на рейс из Белграда нам выдали прямо в Тивате.

Прощаемся. Благодарим Бориса…

Отдохнули классно! Столько эмоций мы еще ни разу не испытывали!

Рассказ о поездках и экскурсиях будет в следующей части.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм