Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 22:40

Лох — Россия Август 2021

Много разбойников погуляло по Саратовской земле.

Саратов был захвачен Емельяном Пугачёвым, несколько мест связано с именем Степана Разина Клад Стеньки Разина или Блеск и нищета саратовской «Рублёвки» и Пристанное. Жизнь под мостом. Есть изумительное место, которое носит имя Степана Разина Есть на Волге утёс…

Несколько мест в Саратовской области связано с именем легендарного разбойника Кудеяра.

Николай Алексеевич Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» уделил несколько строк этому персонажу.

Жило двенадцать разбойников,

Жил Кудеяр-атаман.

Много разбойники пролили

Крови честных христиан.

Много богатства награбили,

Жили в дремучем лесу.

Если учесть развитие транспорта и состояние дорог в ту эпоху, а было это еще до Смутного времени, то можно только поражаться масштабам деятельности Кудеяра.

Легенды о нём существовали во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Только Кудеяровых гор несколько — в Саратовской, Рязанской, Тульской, Орловской и Воронежской областях. Мест захоронения тоже парочка — в Саратовской и Тульской областях.

Одним августовским днём я направил свои стопы в составе автобусной экскурсии к пещере Кудеяра, что находится рядом с селом Лох в Саратовской области.

На въезде в село находится полуразрушенная церковь во имя Архистратига Михаила, построена она была в 1872 году, а в 1870 году её расписывали заезжие художники.

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

В комплексный памятник природы «Кудеярова пещера входят собственно сама Кудеярова пещера, Симов родник, старая деревянная водяная мельница.

Вот мы в начале пути

и затем начали дружно двигаться навстречу легендам.

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

По большому счёту мелиница никакого отношения к Кудеяру не имеет. Построена она была примерно в 1854 году без единого гвоздя.

Когда-то здесь было восемь водяных мельниц, но до наших дней дожила только одна. До начала девяностых годов прошлого века она функционировала.

В 2015 году мельницу отреставрировали, снова подвели электричество, а ведь с использованием электричества мельница трудилась с 1945 года. Сбоку мельницы появилось колесо.

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

Когда приезжают туристы, то включают колесо и оно крутится на потеху туристам.

Вход в мельницу платный, помещение небольшое,

можно подняться на верхний этаж,

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

заодно поглазеть из окошка.

Нижний вход закрыт, да и не для людей он был приспособлен.

От мельницы спустились вниз,

пересекли мосток

и отправились в путь. Сначала вдоль речки Соколки,

затем вверх в гору,

шагая среди деревьев.

Дошли по Кудеяровой горы. Начался аттракцион смелости и бесстрашия, которые явно необходимы для того, чтобы вскарабкаться по крутому склону вверх.

Вот так выглядят окрестности с горы.

Вход в пещеру.

С каждым годом он как бы опускается и залезть в пещеру могут лишь люди со стройными фигурами. Когда-то в горе был колодец, ведущий вниз в гору. В 1870 году живописцы, что церковь расписывали, хотели в колодец спуститься, но им не дали. Колодец был засыпан. Через некоторое время они нашли другой вход, но далеко по нему пройти не смогли.

Сейчас в некоторых местах пещеры можно выпрямиться, в некоторых лишь сидеть

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

или вообще ползти. Хотя подпорки есть, но страшно внутри.

Поверху и на стенах пещеры скапливается конденсат в виде множества мелких капель.

Согласно легендам жил Кудеяр в этой горе, где у него была пещера с несметные богатства. Но охотники за сокровищами, что наведываются в здешние места время от времени, ничего не нашли. А может нашли, но благоразумно молчат.

Далее по тропинке находится Симов родник, судя по указателям через 300 метров. Возле родника стоит крест,

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

сам родник спрятан в трубе.

Мостик играет под ногами, когда идёшь к роднику.

По поводу родника есть пара легенд

Первая рассказывает про появление родника.

Был у Кудеяра товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Вода после гибели Сима покраснела. Вода многих ручейков на самом деле насыщенного жёлтого цвета.

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

Вот только не былая пролитая кровь тому причина, просто в воде повышенное содержание оксидов железа.

Вторая гласит, что сокровища Кудеяра хранятся глубоко в горе. Причём золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Задачи вычерпать родник видимо никто не ставил, а где находится Ужиное озеро никто не знает и не ведает.

Пока было время прошлись чуть дальше Симова родника,

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

видимо специально для отдыха сделаны беседки со столиками и скамейками.

Только людей не видно. Да и мы отправились в обратный путь.

Устремляясь к пещере разбойника Кудеяра мимо старой мельницы

Перед подъёмом к мельнице бросил прощальный взгляд на речку с водой интересного цвета.