Турист user281707
была вчера 20:15

Петрозаводск, Сортавала, Валаам — Россия Август 2022
Там в Онего светлое глядится сам столичный град Петрозаводск

Летом все едут на юг, ну, а мне захотелось посетить русский север и дивный край под названием «Карелия». И понять от чего же и чем же он так привлекает многих людей?

Лучшей локацией для изучения Карелии я посчитала столицу республики — город Петрозаводск. Добраться туда из Москвы проще простого, сев на Ленинградском вокзале на двухэтажный фирменный поезд «Карелия», который в пути идет всего лишь 10,5 часов и за одну ночь долетает до нужного нам места.

День Первый «Столица Республики Карелия — город Петрозаводск»

Встречал Петрозаводск меня голубым небом и красивым шпилем главного ж/д вокзала города.

Центр города начинается сразу за ж/д вокзалом и к главной достопримечательности — набережной Онежского озера ведет прямой, длинный и многоуважаемый Проспект Ленина. При желании по городу можно спокойно передвигаться пешком. Но также можно прокатиться на троллейбусе (стоимость проезда 30 рублей), или же по городу снуют микроавтобусы (все-таки полноценным автобусом их назвать сложно), стоимость проезда в них 37–40 рублей.

Я обожаю ходить пешком, поэтому пользовалась автобусом только для дальней поездки, а троллейбусом только когда ехала в обратный путь на вокзал.

Поезд наш утренний и прибывает в город в 08 утра, и я считаю, что это самое лучше время для прогулки по еще спящему городу без туристов и жителей.

Сразу на площади перед вокзалом мы видим два полукруглых дома и вроде бы все и в порядке, но при этом есть явное отличие, которые не сразу бросается в глаза, но оно есть. В левом 4 этажа, а в правом при той же высоте уже 5 этажей. Объясняется это тем, что дома строились в разное время, а не одновременно.

На проспекте Ленина есть на что посмотреть, каждый дом привлекает чем-то необычным, тут и сталинские дома и деревянные постройки, в общем сборная солянка.

Но очень не нравится наша российская традиция портить великолепную архитектуру старых построек своими уродскими вывесками на все здание, что так часто встречается у нас в стране.

Например, здание кинотеатра победы окупировала сеть быстрого питания и ни разу не пощадило его. Ну зачем? Кто выдавал разрешение на такое? Почему нельзя использовать здание по своему историческому назначению, ну или хотя бы как-то с умом?

Кинотеатр Победа в окупации фастфуда
Кинотеатр "Победа" в окупации фастфуда

Очень понравились деревянные домики напротив гостиницы Северная, построенные в советские годы (не во время финской окупации как можно подумать), которые очень привлекают внимание, так как олицитворяют такой популярный сейчас скандинавский стиль. Рядом прикольный монумент карельского мишки (любовь к монументам в Петрозаводске еще увидим позже).

Но опять ложка дегтя: ну зачем нужно было на такие клевые исторические здания вешать флаги политических партий, прости господи? Ну нельзя было что ли штаб квартиру свою устроить в другом месте и там обвесить все атрибутикой, это очень расстраивает до глубины души…

Домики в скандинавском стиле, почти Норвегия

Но я иду дальше по направлению к набережной и если заглянуть в один из двориков проспекта можно наткнуться на каталическую кирпичную Церковь иконы Божией Матери Неустанная помощь. Очень мало в городе осталось католиков, если раньше община насчитывала более трехсот человек, то теперь менее ста. Но тем не менее около церкви припаркованы машины, видно, что все действующее и ухоженное.

Ну вот я и дошла до главного места притяжения всех горожан, набережной Онеги.

Онежское озеро в рассветных лучах

Набережная в городе очень красивая, как говорят сами жители, галерея произведений искусства под открытым небом. И правда на набережной очень много скульптур, которые были подарены Петрозаводску от других городов и стран мира. Можно долго ходить и разглядывать каждую. Наиболее понравившиеся мне — это рыбаки от американца Рафаэля Консуэгро, которые по замыслу художника олицетворяют святых апостолов Петра и Андрея, которые ловили рыбу в древней Иудее, но став учениками Христа и пойдя за ним, стали ловцами душ человеческих. Но, а может быть это простые рабаки, которые закидывают свои сети в озеро для того чтобы прокормить своих деток?

Также очень понравилось шведское необычное дерево желаний с ухом, куда нужно нашептать. По легенде нужно три раза обойти данное дерево и прошептать ему на ушко свое заветное желание и оно точно исполнится.

Еще приглянулись рыбки, просто потому что рыбки.

Везде на набережной есть лавочки, где можно любоваться озером и днем, и вечером в закат, и ночью. Также установлена целая аалея всяких разных тренажеров, боксерских груш для любых видов и типов тренеровок. Мне кажется, что это не типовые тренажеры, так как, честно, я таких больше нигде не встречала. Между набережной и городом идет приятный тенистый парк Победы, где можно спрятаться от суеты и солнца.

На одном конце набережной находится Петровский сквер с памятником основателю города Петру I, на другой стороне набрежной находится небольшой квартал сохранившейся деревянной малоэтажной застройки города, тоже очень приятное и атмосферное место.

Вдоволь нагулявшись на берегу озера, я решила перекусить кофейком с традиционной карельской калиткой — ржаным пирожком с самыми разными начинками: пшено, картошка, ягоды. Так как побывать в Карелии и не наесться ягод до отвала — это преступление, мой выбор пал на калитку с брусникой. На вкус похоже на пирожок, но на более грубой подложке.

После перекуса я направилась на площадь Кирова, которая раньше было соборной и на которой находился очень красивый Святодуховский Собор. К сожалению, до наших дней такой прекрасный собор не дожил и был снесен в 1936 году, и на месте которого теперь стоит памятник русскому революционеру С. М. Кирову. и монументальный музыкальный театр. Но по ощущениям сейчас площадь не живая и какая-то бездушная что ли, а раньше такая красота была.

Но на этой площади находится замечательный музей изобразительных искусств Республики Карелия, куда я и направилась. В постоянной экспозиции музея есть немного полотен знаменитых художников: Айвазовского, Репина, Крамского, Шишкина, Поленова, который к слову жил и учился в Петрозаводске. А именно в этом же здании музея, где раньше находилась Оленецкая мужская гимназия — престижное учебное заведение.

В основной экспозиции хочу отметить также замечательные залы, демонстрирующие развитие северной иконописи. Если как я возьмете аудиогид, то подчерпнете для себя много интересной и полезной, качественной информации.

Ну и вишенка на торте данного музея — это просто прекраснейшая выставка «Вселенная Калевала», где вы полностью погружаетесь в сказочный мир древних рун.

Вкратце простой сельский лекарь Элиас Лённрот объездил все дальние уголки Карелии, собирая у местных житлей тексты рунн, песен, заклинаний и сложил все это в общий эпос загадочной «Калевалы», переведенной уже потом на множество языков.

На выставке ты действительно погружаещься в отдельную вселенную и сказочный мир. С помощью прекрасных илюстраций, звукового сопровождения и интерактивного наполнения выставки ты действительно как будто отправляешься в страну Похьёлу со стариком Вяйнямёйненом под звуки кантеле (традиционный музыкальный щипковый инструмент).

Кантелист

Однозначно рекомендую к посещению данную выставку и обязательно советую брать аудиогид, дабы понять кто есть кто и что за чем следует в данном эпосе.

Прям очень порадовал этот музей: все в нем современно и граммотно оформлено, а также хочется отметить прекрасных сотрудников музея, которые очень доброжелательные и дружелюбные, с первого шага в музей настраивают на хороший лад и всё подскажут и расскажут.

После музея разыгрался нешуточный аппетит и я направилась к зданию главного почтампа, чтобы в современном ресторане «Телеграф» отведать северных блюд. Данное место очень понравилось своим интерьером в стиле лофт, вкусной ухой по-карельски со сливками, которую мечтала попробовать, красивой подачей и атмосферой.

Также попробовала блюдо, которое очень многие нахваливают — мусс из угря с баклажанами. Интересное сочетание вкусов, нигде такого раньше не пробовала, удовольствие однозначно получила.

После обеда я нашла прекрасный парк Ямка, который действительно находится в ямке. Прогуливаясь по гравийным дорожкам, дыша свежим воздухом и, встречая на своем пути петрозаводчан со своими четвероногими друзьями, я пришла к шумной речке Лососинке, которая неслась по порогам и камушкам и мелодично и успокаивающе журчала.

Вечером я сходила снова на набережную, чтобы насладиться и запечатлеть прекрасный закат над западным уголком озера и крепче заснуть, ведь завтра меня ждал насыщенный и интересный день.

Закат над Онегой

День второй «Золотое кольцо Карелии»

Так как у меня нет водительских прав, а до всех основных достопримечательностей на общественном транспорте никак не добраться, пришлось брать экскурссию дабы увидеть всю красоту данных мест.

Первым делом мы направились на первый российский курорт «Марциальные воды», основанный Петром I в. далеком 1719 году. Так как Петр много путешествовал по Европе и ему приглянулись многие немецкие курорты с лечебными водами, он загорелся идеей найти такие же источники в России и сделать свои отчественные лечебницы. Приезжал он на этот курорт раза четыре от силы, но для него даже построили там дворец, который до сегодняшних дней не дожил.

Зато дожила милая деревянная Церковь святого апостола Петра, построенная голландцем Вильгельмом Геннин и совсем не похожая на православную: со шпилем, сводчатыми окнами и не православными крестами на верхушке. РПЦ данную церковь вообще не признает и проводит богослужения один раз в год, якобы внутри алтарь вообще не похож на православный, а на одной из икон вместо Иисуса Христа отчетливо видно изображение царя Петра I. Внутрь нам попасть не удалось, церковь была закрыта, можно было только заглянуть в окошко.

На курорте находится 4 железистых источника с разным уровнем содержания железа. Более менее вкусная, где железа поменьше. Где уровень более высокий, ощущение как будто пьешь воду с ржавыми гвоздями.

Показалось, что Марциальные воды не особенно популярный санаторно-курортный отдых, ведь их вытесняют более популярные кавказские воды, и люди скорее поедут на лечение туда. Мне на марциальных водах показалось как-то грустновато.

Далее мы поехали за второй достопримечательностью, а именно древнейший вулкан Гирвас (ныне естественно недействующий). С карельского «гирвас» переводится как «лось». Ой как мне понравилось поскакать в кратере вулкана и полюбоваться открывающимися видами, вот за этим я и ехала в Карелию. Вода, вулкан и сосны, что еще для счастья нужно. Сказали, что весной, когда тает снег, построенная на реке Суна ГЭС спускает воду и вулкан превращается в мощный бурлящий водопад.

Там бы я конечно побыла подольше, но нужно было отправляться дальше. И мы поехали на водопад Кивач. Но перед этим обязательно нужно подкрепиться стаканчиком с черничкой.

Дивный край, где зародилась вселенная Калевала (Карелия, Петрозаводск)

Водопад Кивач тоже очень живописное и красивое место, один из крупнейших равнинный водопадов в Европе. Но на нем очень много туристов, где каждый пытается залезть на какую-нибудь скалу и попытаться сломать себе шею в погоне за лучшим кадром.)

Там же находится дендрарий, где представлен особый сорт березы — карельская береза, которая отличается отличным качеством древесины за счет своих волокон, а на вид она неказиста и уродлива. Ее культивируют и высаживают с помощью ученых карельского научного центра РАН, занесена в красную книгу России.

По пути обратно заехали на скалу зайчиков, где можно набить своего номерного зайчика.

Третий день «Замечательный ботанический сад ПетрГУ и урочище Чертов стул»

Последний день я решила посвятить карельской природе и направилась в ботанический сад ПетрГУ, на другую сторону Онежского озера. Вроде местные очень его любят и часто там отдыхают. Тут то я и прокатилась на автобусе под № 14 от остановки «Улица Еремеева» до остановки ДК «ПЛМК». Далее от автобусной остановки спустилась по благоустроенной лестнице к пантонной переправе, перешла ее, полбовавшись на красивую церковь. А дальше по указателю направилась через дачные домики к многовековым соснам.

Есть два пути, можно пойти в ботсад и гулять там, а можно пойти дальше и неизведанными протоптанными тропами гулять на берегу онеги, наслаждаться каждым кустиком и дойти до урочища Чертов стул и обзорной площадки. Я выбрала второй вариант и не прогадала. Тишина, покой и единение с природой, ну что еще для счастья надо в этой жизни?

Успела я и посидеть на берегу онеги с зеленым принцем и друзьями утками.

Побродить сквозь многовековые сосны.

Дивный край, где зародилась вселенная Калевала (Карелия, Петрозаводск)

И найти место для перекуса.

Пошупать мшистый ковер.

Понюхать хвойные кустики.

И наконец-то добраться до мистического урочища Чертов стул с его прекрасной панорамой на озеро, сосны и город, виднеющийся на горизонте.

Дивный край, где зародилась вселенная Калевала (Карелия, Петрозаводск)

Правда, где там стул я так и не поняла, но пирамидки из сейдов сфотографировала.

Перед поездом посетила ресторан «Ягель» с их фирменным тортиком, за которым как сказал официант, по началу стояли огромные очереди, и вкусными пельмешками из лосЯ.

Пельмени из лосЯ
Фирменный торт Ягель
Фирменный торт "Ягель"

Петрозаводск мне очень понравился своим свежим воздухом, простором, низкоэтажной застройкой из-за которой всегда видно небо и ничего не давит сверху, красивыми парками, природой. Конечно, как и всегда, мне хочется, чтобы таким российским городкам уделялось больше внимания, было меньше ветхих деревянных бараков (а таких в городе ну очень много), больше красивых отреставрированных зданий разных эпох, в том числе и советского периода.

Северные люди показались мне очень спокойными, уравновешенными и даже немного грустными, погруженными больше в себя. Но в то же время они какие-то очень душевные и понимающие.

Очень хочется уже еще раз вернуться в Карелию и посмотреть оставшиеся чудеса этого края, который надеюсь с каждым годом будет становится только лучше, краше и прекраснее.