Турист Вера Лазарева (VeraLazareva)
Вера Лазарева
была 23 апреля 4:32

Сантана, Санта-Круш, Фуншал, Мадейра — Португалия Август 2019

Остров вечной весны — такое общепринятое название он получил не зря: мягкий климат, постоянно цветут растения, примерно одинаковые температуры на протяжении всего года, вся местность буквально утопает в зелени и изобилует разнообразием ярких красок. Мадейра изобилует эндемиками как в растительном, так и животном мире. Странно, что вплоть до португальцев, до 15 века, Мадейра была необитаема — здесь ведь исключительно плодородная почва, много пресной воды. Мадейра- это остров, где всё еще бродит знаменитое одноименное вино, а в храме над Фуншалом по-прежнему покоится последний австрийский император… В переводе на русский Madeira значит «дерево/древесина/лес» — по легенде, здесь росли настолько густые леса, что португальцы первым делом подожгли их, чтобы расчистить себе путь вглубь острова. Вот такая она — Мадейра!

Наша подготовка к путешествию началась месяцев за 10 до самого путешествия, именно тогда были оплачены авиабилеты, что, как оказалось, помогло нам сэкономить порядочную сумму денег, так как месяца за 2 до поездки билеты на наш же рейс уже стоили в три раза дороже. И, так как была уйма времени до поездки, то мы спокойно, размеренно изучали свой новый маршрут. Изучали отзывы на Винском, нашли русскоговорящего гида с машиной и «забили» себе четыре дня экскурсий с ним. Ну, а теперь обо все по порядку. :-)

Начну, пожалуй, с нашего отеля, выбору которого я уделила особенно много времени. Я понимала, что на Мадейре прямо пляжного отдыха не случится, а так как мы всегда путешествуем с дочерью, то была цель, чтобы путешествие было интересным всем членам семьи, поэтому отель я искала обязательно с красивым бассейном и ухоженной территорией. Нашла! Pestana Village Garden Resort 4*. Интересно, что территория отеля трёхуровневая. С улицы можно подняться на второй уровень к первому бассейну и еще по лестнице подняться выше ко второму. Выбором остались довольны, отель этот оказался почти что ботаническим садом, с великим множеством растений, у каждого была табличка, что это за вид и откуда он завезен на Мадейру. Ну, и отдельно надо сказать про сеть отелей Pestana. Остановившись в одном из них, вы можете спокойно заходить в любые другие и пользоваться как спуском к воде, так и бассейном. Очень удобно.

Отель:

Отдохнув с дороги, можно и на экскурсию! Как я уже писала, мы остановили свой выбор на русскоговорящем гиде с машиной. Мы, как правило, всегда стараемся выбрать такой вариант, где он возможен. Удается больше узнать о месте пребывания непосредственно от человека, много лет живущего там, ну, и конечно, увидеть все красоты без толп соотечественников и в комфортном для себе ритме.
Первое, что мы увидели, это местечко под названием «Долина монахинь». Деревушка, расположенная в кратере потухшего вулкана.
Когда в XVI веке на остров нападали пираты, в этом месте спрятались монахини, образовавшие здесь общину. До наших дней она не сохранилась, а вот деревушка вполне жилая, хоть и небольшая — меньше двух тысяч человек.

Мадейра или остров вечной весны

Дальше мы поехали на северо-запад острова, и я снимала, снимала, снимала… Красоты было столько, и она была такой концентрированной, что просто не верилось глазам!

С высоты 580м

Мадейра имеет вулканическое происхождение и является вершиной большого щитовидного вулкана, вздымающегося примерно на 6 км над дном Атлантического океана. Самые недавние извержения вулканов происходили 6500 лет назад. Ну, а раз вулканическое происхождение, то вот они- натуральные лавовые бассейны в Порту-Мониш, одно из природных чудес Мадейры. Застывшие лавовые потоки, которые в этой части острова наиболее молодые, образовали естественные заводи. Они соединены с океаном так, что морская вода попадает в них, но хорошо защищены от волн — вода в бассейнах совершенно спокойная и хорошо прогревается.

Следующий наш день отдыха был посвящен городу Фуншал, главному городу и морскому порту острова Мадейры, с населением около 112 тыс. человек. Город Фуншал был основан в 1424 году во время колонизации острова Мадейры. Название города произошло от растущего здесь в большом количестве дикого фенхеля, по-португальски «фуншу».

Дальше мы поехали на восточную часть острова. Побывали на пике Арейру, 1810 м (второй по высоте пик на Мадейре после пика Руйву). И сюда мы еще вернемся на съемку заката.

С пика Арейру есть треккинг на пик Руйву, 1861 м. В путеводителе туристических маршрутов этот переход обозначен черным цветом, то есть, считается самым сложным. Хотя, по незнанию, можно подумать: переход с высоты 1810 м на высоту 1861 м- чего сложного… Но здесь надо иметь в виду постоянные подъемы и спуски на треккинге и то, что суммарный перепад высот, если идти в обе стороны, составит 1600 метров. Мы тогда приняли решение, что дочери это будет не по силам. Но если когда-нибудь судьба нас вновь вернет в те места- переход с пика на пик будет в тройке непременных пунктов!

На Мадейре есть знаменитые домики-хижины первооткрывателей Мадейры. Многим сувенирам они подарили свое изображение. Некоторые из домиков сохранились с давних пор, в некоторых еще продолжают жить. Эти же — новодел для туристов.

Мадейра или остров вечной весны

А дальше мы отправились на самую восточную часть острова — мыс Сан Лоренсо (Ponta de São Lourenço). Успев привыкнуть к буйству зелени и ярким краскам, мы вдруг увидели совершенно иное зрелище: редкая растительность, отсутствие деревьев (за исключением нескольких пальм возле домика для отдыха), ярко-коричневый грунт — всё это больше напоминало марсианский пейзаж, но именно тут можно увидеть первозданную Мадейру, которая появилась из океанских пучин после извержения вулкана.

Прогулка на Сан-Лоренсо явно придётся по душе любителям геологии и тем, кто увлекается строением нашей планеты. Скальные образования напоминают слоёный пирог — невооружённым глазом можно заметить, как на протяжении тысячелетий формировался не только остров, но и наша планета.

Мадейра или остров вечной весны

На Мадейре есть аквапарк. Он небольшой, поэтому вряд ли кого-то удивит, но тем не менее. Расположен в 1 км от аэропорта, поэтому бонусом можно наблюдать заходящие на посадку лайнеры.

На территории аквапарка есть свой небольшой зооуголок, есть хищные птицы, с участием которых вечером проходят представления.

Ну, и наконец, левады! Это своеобразная визитная карточка Мадейры, левад больше нигде вы не встретите. Левады — это оросительные каналы, созданные человеком и предназначенные для переноса излишней дождевой воды во внутренние земледельческие поля, тянущиеся по всей территории острова.

Первая левада на которую мы поехали- была 25 Fontes and Cascada da Risco

Маршруты вдоль левад, как и многие другие прогулочные тропы, пронумерованы. На месте у начала висят карты, по пути иногда встречаются указатели. Заблудиться довольно трудно, чаще всего нужно просто идти вдоль канавки, хотя сворачивать особо некуда. Нередко с одной стороны — горы, уходящие вверх, с другой — склон или даже обрыв. В опасных местах натягивают тросы.

Строительство этих выдающихся каналов началось в 15 веке. Для возведения левад в основном использовался труд рабов и заключенных, многие из которых не выдерживали суровых условий и умирали прямо за работой. Мужчины, обвязанные канатными веревками, пробивали молотками туннели в скальных породах вдоль канав с дождевой или родниковой водой. Стены самых первых каналов выкладывались деревом, так как это был наиболее дешевый и простой для работы вариант. Однако позднее, когда необходимость использования левад стала возрастать, было принято решение о расширении каналов, постройке дополнительных и улучшении технологии строительства с помощью использования каменной кладки и бетонирования стенок каналов. Сооружение двух последних левад было необходимо для возведения гидроэлектростанций, работы завершились в 1970 году.

Общая длина левад на острове — около 2000 километров! Размеры самого острова примерно 55 км на 20 км. Уникальность этого туристического объекта состоит еще в том, что все левады проходят сквозь реликтовый лес лаурисилву, знаменитый своей фауной и флорой, в особенности вековыми лавровыми деревьями. Этот лес признан самым крупным подобным лесом в мире и в 1999 году был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

И не забудьте проверить высоту начальной и конечной точек.

Мадейра или остров вечной весны

Некоторые левады имеют слабый уклон, нет разницы, в какую сторону по ним идти. Но другие довольно круты, если двигаться против течения воды, вверх, будет значительно тяжелее. Часть левад ведет из одного города в другой. Часть расположена таким образом, что в конце туристического маршрута придется развернуться и двинуться обратно, иначе не уехать. Это тоже лучше узнать заранее.

Левада закончилась вот таким красивым видом. Теперь понятно почему 25 водопадов:

Мадейра или остров вечной весны

По пути назад можно свернуть на другую тропинку, которая приведет к фонтану Ришку. Левада к нему не менее живописная!

Ну и сам водопад Ришку:

Мадейра кажется раем на земле: по крайней мере количество и многообразие флоры прочно ассоциируется в моей голове с райскими кущами. Возможно, Мадейра — тот самый эдемский сад, на котором молодой, неопытный бог ставил когда-то свои первые садоводческие опыты.

Возвращаемся домой, приятно-уставшие, под впечатлением, и снова виды, виды, виды…

На следующий день в планах значился Фуншал с его одним из парков, подъем на канатке в ботанический парк Монте, спуск на тобоггане. Ну, поехали?

Парк Святой Екатерины расположен в центре Фуншала, рядом с центральной площадью Авенида-Арриага, и считается одним из самых красивых парков Фуншала.

Территория парка — достаточно большая и на ней имеется детская площадка, снэк-бар, небольшое озеро и живописные заросли растений.

Это — романтичное и тихое место с невероятным панорамным видом.

Мадейра или остров вечной весны

А какие в этом самом месте фейерверки в Новый год! Посмотрите видео в инете- Вам понравится!

Дальше в планах стояло посещение Тропического сада Монте. Удобнее всего до него добраться канатной дорогой, нижняя станция которой расположена на набережной Фуншала. Это самый быстрый (15 минут) и самый зрелищный способ:

Сад Монте.

Вообще, парков множество на Мадейре, но вот сад Монте, пожалуй, самый знаменитый и красивый. В начале 19 столетия это было одно из самых модных и при этом уединенных мест для отдыха, сюда приезжали в поисках тишины и спокойствия многие великие мира сего.
После смерти Альфредо (последнего владельца поместья) наследники не захотели заботиться об отеле. В 1943 году они передали недвижимость муниципалитету Фуншала. С 1987 года новым хозяином имения Монте стал предприниматель Хосе Родригеш Берардо. С этого момента началась вторая жизнь заброшенного поместья.

Берардо открыл собственный фонд, создал условия для реконструкции, пригласив известных архитекторов и дизайнеров. При реконструкции их наполнили экзотической флорой: бельгийскими азалиями и шотландским вереском, южноафриканскими саговниками, протеями. Была создана зона реликтовых лесов лаурисильва: зона папоротников, лавров, цветущих травянистых растений.

В здании дворца Монте действует Фонд Берардо. Бюджет организации на сегодня составляет около 125 миллионов евро. Основатель надеется, что его дело будет продолжаться, и великолепный сад Монте больше никогда не будет заброшен.

Мадейра или остров вечной весны

Сад Монте и Павильон «Тайны природы»
Здесь представлена коллекция минералов.

Около семисот штук и все как один, завораживают красотой и удивляют величиной. Из Бразилии, Португалии, Южной Африки, Перу, Аргентины и Северной Америки.
Особенно хороши аметистовые гроты.
и удивительно, что не запрещают их фотографировать, хотя, известно, что этот минерал теряет интенсивность окраски, находясь в освещенном помещении. Не сразу, но со временем.

Восточные сады

Последний хозяин имения Хосе Берардо, путешествуя по Японии и Китаю, был очарован самобытной культурой этих стран. На основе своих впечатлений он создал Восточный сад в северной части парка.
Здесь растут пальмы, бамбук и папоротники; обустроены водоемы со сложной системой очистки воды, с островами, водопадами, декоративными мостиками.

Вы посмотрите сколько разнообразной красоты там:

Ну и еще одна визитная карточка Мадейры — тобогган. Если Вы хотите это дело испробовать, то удобнее это сделать как раз после осмотра парка Монте. Помните, наверх в парк мы поднялись на фуникулере? А обратно можно спуститься в тобоггане. В 19 веке на Мадейре это была необходимость — вид транспорта, чтобы быстрее добраться с горной деревушки Монте в Фуншал. Правда, как жители потом добирались обратно, история умалчивает. Теперь катание в санях-корзинах, тобогганах, по асфальту, стало популярной туристической достопримечательностью.

Краткая характеристика. Тобогган сплетён из ивовых прутьев и подбит деревянными полозьями. Управляется эта конструкция двумя каррейрос (carreiros do Monte) — возчиками из Монте, которые разгоняют сани на горной дороге до 48 км/час! Традиционно, парни одеты во всё белое, на голове мадерьянская соломенная шляпа, а специальная обувь с толстой подошвой позволяет им тормозить на поворотах. Маршрут примерно 2 км и домчат вас минут за 10. Кстати, цены на катание не так уж и дёшевы. Стоимость следующая: 1 персона — €25, 2 — €30, втроём — €45. Ну что, поехали?

По пути нас сфотографировал стоящий у края дороги фотограф и не успели мы домчаться до конца трассы, как нас уже ждала сувенирная фотография с нашим спуском, которую мы и купили. Ну, а где еще так славно прокатишься?

Ну что, вперед на новые левады? Вид с левады «Балкон»:

И левада Портела. протяженность 11 км.

Самая высокая точка — 870 метров над уровнем моря, самая низкая — 520, идти лучше из Рибейро Фрио в Портелу, тогда в конце вас ждет несколько спусков, в обратном случае — довольно утомительные подъемы уже в начале.

Мне эта левада показалась самой красивой, самой живописной!

И какие же с неё открываются виды:

С Портело мы оказались в местечке Порту-да-Круш. В тот день была ярмарка в городке, все было украшено, народ гулял.

Погода в тот момент начала портиться, океан стал тревожным. Зато какие появились краски, все оттенки синего:

Меня тогда пугала эта смены погоды. Дело в том, что в тот день у нас с гидом была запланирована съёмка заката на пике Арейру и дождь мне там был бы не кстати. Однако гид был спокоен.

Поехали. Ехали под дождиком, поднимаясь все выше в горы. Въехали в тучу, ехали сквозь неё, практически на ощупь, как в молоке. И вот мы на высоте 1810 метров над уровнем моря. Мы выше облаков! Мы выше дождя! И вот он, закат! Правда, красиво?

И луна выше облаков:

Мадейра или остров вечной весны

Насчет пляжного отдыха на Мадейре: сильно на него не рассчитывайте. Белоснежного песка вы точно не найдете.

На всем острове припоминаю всего 6 песчаных пляжей:

• два с привозным жёлтым песком из Сахары — Calheta и Machico.
  • пара с вулканическим чёрным песком — Prainha и Porto do Seixal
  • два смешанных песчано-галечных — Alagoa и Formosa.

Все остальные пляжи галечные, притом галька довольно крупная. Ну и напоминаю про лавовые бассейны. Зачем искать сейшельские пляжи, если здесь есть своя фишка!

На одном из пляжей угостила фруктами из своей сангрии ящерку. Тут же прибежала вторая и они мило мне позировали.

Кроме экскурсий с гидом, я заранее бронировала морскую экскурсию на катамаране, дабы воплотить нашу мечту — увидеть, помимо дельфинов, еще и китов! Бронировала на сайте airbnb. Как потом на месте выяснилось, экономического смысла это не имело, на месте они стоили ровно столько же, более того, сайт посчитал ребенка как за взрослого, и мы, уже на месте, разруливали эту ситуацию, с отменой ребенкиной брони на сайте и доплатой за неё уже на месте. Единственный плюс этой брони, наверное, в том, что мы были уверены, что места за нами закреплены на нужную дату. Я не знаю, какой спрос на эти экскурсии, есть, наверное, вероятность, что на месте могли возникнуть с этим сложности. Но это гипотетически, наверняка я не знаю.

И вот сама морская экскурсия.

И да, китов, а именно — китов-пилотов, нам довелось-таки увидеть, так что мечты сбываются.

Род гринда вместе с другими дельфинами входит в семейство дельфиновые. Гринду называют еще blackfish (чёрная рыба), потому что обычный ее цвет — угольно-черный. Гринды или киты-пилоты, могут достигать в длину 8,5 метров и весить до 3 тонн. Настоящая маленькая субмарина. В поисках пищи они могут опускаться на глубину до 600 метров и при этом задерживать дыхание на 10 минут.

Мадейра удивительна, разнообразна, притягательна. Очаровала меня всеми своими качествами. Очень хотелось поделиться с вами ее красотой!