Турист Дмитрий Черноскутов (Chernoskutov)
Дмитрий Черноскутов
был 17 января 10:49

Мариинск — Россия Август 2022

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

Сегодня

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

Этот город вы не проедете если двигаетесь в сторону Байкала по федеральной трассе «Байкал». вернее теперь благодаря построенной объездной дороге его можно проехать, но это исторически неверно. Мариинск уже несколько веков является важной точкой на Московском Тракте. Основан как важный центр торговли Томской губернии. Жили и работали в нем различные купцы особенно почему-то евреи торговавшие всем на свете от пушнины до немецкого фаянса. В городе был открыт первый в Кузбассе кинотеатр еще немого кино, в конце 19 начале 20 века это был большой уездный райцентр говорят даже с борделем (но это не точно). Назван в честь жены императора Александра II Марии. Вообще купцы просили императора назвать город в его честь Александровск, но у жены как раз намечался день рождения и Александру пришла в голову гениальная идея как сэкономить на подарке (другого объяснения я не вижу). Вот тебе дорогая город в Сибири в четырёх тысячах километров от Москвы. А та и рада. Наверное… Что ответила Мария Александровна в исторических хрониках не сохранилось. Ещё в Мариинске проездом был и даже ночевал Николай II будучи цесаревичем возвращавшийся из турне по восточной Азии. Сохранилось здание в котором ночевал последний император. Ну как ночевал… Местные жители были в таком восторге от его приезда что всю ночь стояли под окнами и кричали ура. Цесаревич не выспался и сутра пораньше рванул дальше. На всякий случай.

Ну красота же!

Что есть в Мариинске посмотреть.

Архитектура конца 19 начала 20 веков. более 70 объектов культурного наследия. Центральная улица почти целиком состоит из исторических зданий. Ну вроде мало ли исторических зданий в Сибири. Томск вон вообще красота. Но особенность Мариинска в том, что, во-первых, здания не в убитом состоянии, но и не похожи на пряничные домики, стоящие тут исключительно для красоты. Это достойно выглядящие, но при этом эксплуатируемые объекты. Гимназия, музей, управление образования, магазины и даже налоговая и полиция располагаются в таких настоящих памятниках архитектуры. В них во всех есть жизнь. Кроме, к сожалению, синагоги которая от советской власти так и не оправилась. Но и её можно еще спасти. А во-вторых Мариинск оставшись по сути своей уездным городом сохранил свою аутентичную атмосферу. В Сибири таких городов мало. Кажется, если снять современные вывески (что давно стоило бы сделать) и прищурить глаза можно увидеть и повозку, проезжающую по улице Большой Московской и купца второй гильдии, спешащего по своим делам к городскому голове.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

Магазин в котором и более 100 лет назад был магазин.

Мы в Мариинске провели несколько часов, посетили музей Бересты Сибири и музей истории города Мариинска. Сделали мы это в рамках проекта «Юный турист Кузбасса» в котором участвует старшая дочь. Подробности о проекте расскажу в следующих постах.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

Музей Бересты очень интересен при этом не займет много времени. Такого количества берестяных туесов, игрушек, фигур и картин вы скорее всего в своей жизни не встречали. В музее соответствующие берестяные сувениры местных мастеров. Вход 100 рублей. Есть нормальный туалет. За фотографирование тоже 100 рублей.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

Музей истории Мариинска погружает во все исторические события города.

Интересен тем что находится в бывшем доме одного из купцов, воссоздана комната зажиточного мариинца, бережно хранятся деревянные ставни с уникальной Мариинской резьбой. Естественно вам поведают о всей истории города от начала и до наших дней. Вход тоже 100 рублей. Стоит посетить и пофотографироваться в старинных интерьерах.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

А вообще рекомендую неспешную прогулку от здания библиотеки где установлен памятник Марии Александровне в честь которой назван город и до арки которая была восстановлена на месте где цесаревич Николай впервые ступил на Мариинскую землю.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

Ну и конечно вы не пройдёте мимо памятника картошке. Он придуман и создан местным художником и мастером на все руки Михайловым. Как и памятник купцу и деревянные фигуры жителей старого Мариинска расставленные вдоль всей улицы. Памятник картошке установлен в том числе в честь рекордного урожая картофеля, собранного в сороковых годах прошлого столетия. Хотя со слов автора памятник называется «Картошка которая идёт сажать сама себя» что вполне символично в контексте нескольких исправительных учреждений расположенных в городе и сибирского кандального пути проходящего через него по которому разные ссыльные, в том числе декабристы, шли дальше на восток в сторону Иркутска.

Картошка которая идет сажать сама себя. В руках у неё лопата.

Да, и будет неправильным не сфотографироваться у самой красивой в России (это я так решил можете кидать фотографии опровержений) стелы с названием города.

Где поесть?

В городе есть несколько кафе разного уровня я рекомендую кафе «Прованс» оно слегка во дворах главной улицы. Приятный интерьер, достойное обслуживание, вкусно. Отличное соотношение цена-качество.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

На Мариинск вы можете с интересом потратить как целый день так и всего пару часов, но уверяю он вам понравится в любом случае.

Север Кузбасса туда и обратно. ч.1 Мариинск

А еще Мариинск удобен тем что это хороший перевалочный пункт по пути, например, в Красноярск или Иркутск. Федеральные сети АЗС, все необходимые магазины, кафе. Дальше по трассе только Ачинск, но он, по-моему, намного грустнее и нескоро.

«Памятник картошке смешной» это дописала моя дочь в конце истории про поездку в Мариинск.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия