Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 9:00

Шильтах — Германия Июль 2022

В Германии отличные дороги, во всех смыслах. Во-первых, в плане качества, о чем, конечно, знают все автомобилисты. Во-вторых, в плане истории — ведь большинство гладких скоростных трасс построены на «фундаменте» древних, проложенных ещё во времена Римского завоевания, артерий. А ещё немецкие дороги прекрасно устроены в плане туризма и культуры. Ну, вы знаете: Часовая, Романтическая, Винная, Замковая, Сырная…

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Небольшой городок Шильтах расположился на пересечении Культурной дороги (Kulturstraße) Генриха Шикхардта и Немецкой фахверковой дороги (Deutsche Fachwerkstraße). А это значит, что виды фахверковых домиков и сказочных улочек нам обеспечены!

Даже более того, ведь Шильтах, с населением 4000 жителей, входит в число самых красивых маленьких городков Германии.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Вообще, путешествуя в Шварцвальде, в федеральных землях Баден-Вюртемберг миновать Часовую либо Фахверковую дороги просто невозможно. И вся загвоздка лишь в том, чтобы чудесные аккуратные городки не сливались в памяти.

Но тем и хорош Шильтах, что не запомнить его невозможно. Городок имеет отличительные особенности и может служить настоящим «пособием» по истории и экономике региона.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Шильтах, впервые упомянутый в источниках в 1275 году, на протяжении многих веков являлся важным «перевалочным пунктом» графства Ротвайль. Теперь его называют городом «фахверковых домов, плотовщиков и кожевников». С одной стороны, выглядит Шильтах идиллически. Он расположен в окружении гор, покрытых лесами. К тому же стоит у слияния двух рек, Кинциг и Шильтах.

Сейчас, прогуливаясь возле рек, под звуки журчания воды, любуясь цветочными композициями на перилах мостиков, кажется, что всё вокруг пронизано умиротворением.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Однако, в прежние времена именно расположение на слиянии рек определила главный доход города — сплав леса. Ремесло непростое, опасное, для по-настоящему сильных людей. В Шильтахе есть несколько музеев, связанных с традиционной культурой, такие, как музей лесоматериалов (Schüttesäge Museum), и музей, посвященный воде и культуре мытья (Museum Wasser — Bad — Design).

Schüttesäge Museum

Музей лесопилки представляет собой небольшое здание, на стене которого крутится колесо настоящей водяной мельницы. Модель этого колеса — типичная и самая распространенная в Германии, но будучи более 7 метров в диаметре, она является одной из самых больших в стране.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Лесопилка самая настоящая, изначально принадлежавшая местной церкви (Kirchensäge), позже была названа Лесопилкой Шютте (Schüttesäge), когда ее владельцем стал трактирщик Schütte из Вольфаха.

Лесопилка впервые упоминается на этом месте в 1491 году. И просуществовала она в этом качестве четыре с половиной столетия, вплоть до 1931 года!

Сила водяного колеса приводила в действие пилу, а сейчас этой силы достаточно, чтобы вырабатывать электричество для освещения музея. Немцы снова восхищают своей рациональностью)

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Маленькая гидроэлектростанция является охраняемым памятником, а сам музей был открыт властями города Шильтах в 1989 году.

В 1860 году в этом здании был открыт также кожевенный завод, а потому внутри находятся не только экспонаты на темы лесного хозяйства и лесосплава, но и экспозиция, посвящённая дублению и выделке кожи.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Но в Шильтахе можно не только посмотреть, как устроена старинная лесопилка и водяная мельница, ознакомиться с особенностями работы краснодеревщиков и восхититься ручными способами выделки кож. Главное, что здесь можно многое узнать о жизни плотогонов.

Река Кинциг в Шильтахе

Сплав леса по реке был основным источником дохода Шильтаха вплоть до 19 века.
В летнее время плотогоны занимались своим опасным ремеслом, а большую часть года работали на заготовке дров в лесу и собирали хворост, которым связывались плоты.

Модель плота из брёвен

Модель такого плота можно увидеть в Шильтахе, как музейный экспонат под открытым небом. И это не самая большая модель, один плот мог состоять из 18–20 частей, так называемых Gestöhr, в каждой из которых было 8–12 бревен. Один Gestöhr был в среднем 3 метра шириной и 12–15 метров длиной.

Даже вообразить сложно, что с такой махиной, состоящей из 200 и более брёвен могли управиться 2–3 человека!
Их ремесло было по-настоящему опасным, а несчастные случаи нередки. Страшнее всего было, если один из сплавщиков не удерживался на плоту и падал — чаще всего его раздавливало насмерть между брёвен. Поэтому
сплавщики как правило отличались не только мощным телосложением, но и довольно зычными голосами, чтобы вовремя предупредить напарника об опасности. За эти качества их иногда называли «Bachkosaken» — казаками реки.

Брёвна сплавляли по реке до Вильштэтта, там продавали и с вырученными деньгами сплавщики отправлялись в обратный путь, проходя пешком около 70 км. В конце 17 — начале 18 века в долине реки Кинциг возникли и начали активно развиваться также международные торговые отношения (с Голландией).

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Правильно собрать брёвна в плот было целым искусством. Тут важно было выдержать правильное расстояние между брёвнами и соединить так, чтобы плот был гибким и подвижным, не переворачивался на порогах.

Модель плота из брёвен

Однако, время и развитие не стоят на месте, и в 1894 г. по реке Кинциг проплыл последний плот. Появились другие способы транспортировки. А ещё через 100 лет традицию решили возродить, но теперь в качестве соревнования и праздника Schiltacher Flößerfest. В июне 2001 г. была спущена на воду первая историческая модель порта и 18 плотогонов провели её вниз по долине реки Кинциг. С тех пор праздник проводился каждые 2 года. Свои коррективы, как и везде, внесла пандемия, так что расписание сбилось, и ближайший праздник должен состояться в начале октября 2022 года. Эх, не застаю! А это ведь прям моё-моё.

Из интернета: праздник Schiltacher Flößerfest

Что ж, пора взглянуть не только на речную часть, но и на исторический центр Шильтаха, который весь целиком- охраняемый памятник, ядром которого является, кто бы сомневался, Marktplatz — Рыночная площадь.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Рыночная площадь Шильтаха выстроена в виде треугольника, уходящего своей вершиной в гору. В этой «вершине» находится Ратуша- единственное каменное здание, в окружении 13 исторических зданий, 12 из которых- фахверковые дома, некоторые покрыты гипсом.

В центре Рыночной площади находится старинный фонтан. Первое упоминание о фонтане встречается в 15 веке. Реконструирован он был в 1750 г.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Ратуша была построена в 1593 году по проекту придворного архитектора Генриха Шикхардта, которого называют «великим зодчим Высокого Возрождения» в Германии. Ступенчатый фронтон добавили в 1906 году. Фасад Ратуши расписан сюжетами из истории города. Здесь можно видеть, например, уже знакомый нам сюжет о сплаве леса. Статный плотогон в традиционной одежде: чёрной шляпе, кожанных штанах и в высоких сапогах, управляет с помощью шести помощников огромным плотом, составленным из множества мощных стволов.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

На фасаде Ратуши имеется еще одна роспись, посвящённая знаменитой городской истории о пожаре 1533 года. Средневековый Шильтах горел неоднократно, но в 1533 году сгорели аж 17 домов, то есть практически, весь город. На фреске художник Эдгар Траутвайн изобразил сюжет, записанный в различных хрониках от таких известных летописцев, как Эразм фон Роттердам, советник Виллингера Генрих Хуг и граф Фробен Кристоф фон Циммер. Якобы город подожгла горничная из местной гостиницы, соблазнённая самим дьяволом. Девушка реально жила и работала в Шильтахе, и она во всем призналась (под пытками).

От Рыночной площади под крутым уклоном в гору уходит улица Schloßbergstraße, пожалуй, самая красивая в городе.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Вроде привычный глазу пейзаж фахверковых фасадов, но благодаря наклону улицы, здесь и глубина, и перспектива, и неожиданные ракурсы — всё на радость фотографу.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Название стиля Fachwerk произошло от слов «das Fach», что означает «секция» или «ячейка», и «das Werk» — в переводе «сооружение». Таким образом, дословно «Фахферк» — это «сооружение из ячеек».

Тот самый случай, когда не чувствуешь крутого подъёма, потому что еле ползёшь и делаешь остановки каждые несколько секунд. Не от усталости, а оттого, что на каждом шагу делаешь фото, и просто не в силах прекратить крутить головой)

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Пик строительства фахверковых домиков в Германии пришелся на 15–16 века, хотя само их появление относится к 12 веку. Данный вид строительства больше всего распространился в регионах, где присутствовали реки.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Живописной извилистой улочкой мы поднялись к очередному мосту, за которым начинается более современная часть города. Тоже вполне симпатичная.

А с моста виден уединенный уголок частных владений.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Там у кого-то пикник и развлечения воскресного дня, пусть и под любопытными взглядами многочисленных туристов.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Местные жители как будто существуют в собственной, обособленной от внешнего мира реальности.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Напоследок мы прогулялись в восточной части города, где находится ещё одна небольшая выставка под открытым небом: здесь сохранился старый железнодорожный мост и винтажный поезд, который ходил по ныне заброшенной железнодорожной линии Шильтах-Шрамберг. Двухмерные силуэты изображают пассажиров 60–70 годов, а также модель рельсовой системы, которая действовала до 1974 года.

Железнодорожный мост через Кинциг, который был построен в 1891–92 г.г., имеет размах крыльев в 50 метров. Это стальной параллельный ленточный мост с двойной фермой сегодня является уникальным по своей конструкции на юго-западе Германии. Фонд памятников Баден-Вюртемберга объявил мост Памятником месяца за январь 2012 года.

Не кочегары мы, не плотники. Плотогоны — гордость старинного Шильтах

Дополняет картину стройный силуэт храма, который возвышается над мостом, рекой и городскими крышами

Протестантская городская церковь в нео-византийском стиле была построена в Шильтахе в первой половине 19 века и является одной из крупнейших в Баден-Вюртемберге.