Турист Дмитрий Черноскутов (Chernoskutov)
Дмитрий Черноскутов
был 17 января 10:49

Республика Хакасия, Красноярский край — Россия Июль 2022

Кульминация нашей поездки это озера Хакасии на которых мы особо никогда не бывали (жена была в детстве и то не на всех) и ехали, так сказать, на разведку — стоит ли вернуться с детьми посолиться и подышать почти морским воздухом в пределах Сибирского Федерального округа. В маршруте за 2 дня: Шира, Белё, Тус, Учум, дорога домой в Кемерово.

Шира

дикий пляж на Шира

Самое известное озеро Хакасии. В интернете куча информации и про само озеро и про отдых на нем по этому опишу только свои ощущения — Жеесть…

Мы приехали к озеру без забронированного заранее проживания с целью поискать что то на месте (мы так вообще никогда не делаем, но тут решили поэксперементировать) на крайний случай в багажнике лежала палатка.

Объекты размещения в районе озера Шира (а ни отелями ни даже базами отдыха я это назвать не могу) на 80% состоят из курятников разного уровня обустроенности. Сдаются комнаты и целиком деревенские дома, на территории в 5–7 соток втыкают сарайного вида комнатушки которые вы уже почти не встретите даже в Горном Алтае где их еще лет 10 назад тоже было великое множество. Отдельный туалет и душ в летнем домике считается предметом роскоши и такой «домик» начинает стоить как номер в трехзвездочном отеле в Шерегеше в разгар сезона. Бывает что то более приличное, но по цене совсем неадекватное. Жильё нашли случайно, но довольно быстро. Кстати объявлений на домах и столбах много. Мы сняли комнату в старом доме с наспех сделанным ремонтом за 2000 рублей в сутки. В доме помимо нас жила семья с двумя детьми. В комнате была кровать с приемлемым чистым постельным, матрасом как в гостинице «Абакан» (ссылка про Абакан выше) и шкаф у которого при открытии дверцы осыпались полки. Туалет и душ был общий, но чистый и прямо в доме.

Хакасия туда и обратно. 4 озера

Наш домик в деревне (наша там только одна комната на одну ночь)

На первый взгляд даже неплохо.

В поселке у озера в так называемой туристической части много кафе и магазинчиков придорожного типа, а дорога к обустроенному пляжу ведёт через стоящие с двух сторон разношерстные палатки в которых размещается всё начиная от сувениров и аттракционов «лопни шарик» до кофеен с названием «Peizdes» и даже настоящую палатку с гадалкой видел. Всё это окунает вас в период примерно 20-30-летней давности, когда вы с мамой в Анапе шли к пляжу и фотографировались с обезьянкой, но в Анапе такого уже нет (обезьянки правда еще есть) а тут пожалуйста (всё кроме обезьянки). Ностальгия. И даже терминалы оплаты картой в большинстве кафе и магазинчиков считается излишним сервисом так что запасайтесь наличкой (банкомат сбербанка есть в магазине «Татьяна»).

дорога к пляжу

Может показаться что всё плохо, но плохо не всё. Да в кафе в основном шашлык и плов, но они вкусны и приемлемы по цене. Можно найти хороший кофе, а фуд-трак с пончиками я вам просто неистово рекомендую (фото ниже).

те самые.

Пляж

Вход на обустроенный пляж на озере Шира стоит 200 р. с человека в сутки. Вам надевают браслет если порвёте или потеряете придется покупать новый. Каждый день браслеты нового цвета так что не забалуешь. У жильцов стоящего рядом санатория есть супервип браслеты с которыми можно приходить раньше, а уходить позже. За 200 рублей вы получаете: проход к воде по песчаному пляжу, лежаки по одному на человека по принципу кто успел тот и лежит, дежурных спасателей, биотуалеты классические, переодевалки советские. Кстати оплачивать браслеты можно и картой.

пляжная инфраструктура

кабинки для переодевания. и кажется душ.

Вода в озере умеренно-соленая я на вкус не пробовал, но явно держаться на воде легче чем в пресном водоёме.

Хакасия туда и обратно. 4 озера

Живности кроме рачков (такие мелкие как жучки, но плавают под водой) я не видел, в целом вода чистая дно песчаное.

Общее впечатление от озера Шира осталось смешанное. По сравнению с остальными озерами здесь наиболее развитая инфраструктура. Есть из чего выбирать где поесть и где разместиться. И пляж наиболее комфортный и обустроенный. Но неоправданно дорогое некомфортное размещение и всё вокруг застрявшее в 90-х и требующее ремонта, реновации, сноса и реконструкции, обустройства пространств и современных подходов. Это плохо и не радует глаз. А глаз хочет радоваться. И желудок хочет радоваться от вкусной еды и спина хочет радоваться от удобной кровати и простите попа от ощущения чего-то пусть чуть холодного, но чистого и фаянсового.

Белё, Тус, Учум.

Эти три озера мы проехали вообще за один день, но искупались в каждом и немного смогли оценить обустройство туристической жизни на этих озерах.

Белё.

Поскольку стартовали мы от озера Шира первым по близости было Белё. Ехать до него от силы минут 30. Озеро по факту состоит из двух озёр. Одно пресное второе солёное. Пресное нас совсем не интересовало. Проезд к солёному озеру идёт несколько километров по грунтовой дороге. Рядом нет крупных населённых пунктов поэтому в основном туризм тут дикий. Палаток много. Дальше по берегу видно какое-то количество баз отдыха. Особо не изучали. Остановились на диком пляже искупались и поехали дальше. Вода менее соленая чем на Шира, чистая без водорослей. Комфортное песчаное дно. Озеро больше поэтому чуть холоднее. В целом видимо этот вариант выбирают те, кто хочет отдохнуть у соленого озера, но без суеты. Меньше людей, меньше шума, никакого рынка с палатками и музыкой.

Тус.

От озера Белё до озера Тус порядка 60 километров. Главное не пропустить поворот с асфальта направо на проселочную. Как я понял подъезда к озеру два, мы выбрали первый ехать по грунтовой дороге еще километров 5 причем по пути будет довольно серьёзный спуск с горы, советую расчитывать свои возможности в случае плохой погоды. На озере есть несколько баз отдыха с платным въездом, мы заезжали на базу «Русская деревня» въезд стоил 200 рублей. На территории есть летние домики для проживания в том числе и с индивидуальным туалетом и душем (далеко не все). Работает кафе. Туалеты деревянные деревенского типа, но новые и явно регулярно их моют и рядом установлены умывальники. Помимо этого, на пляже есть прокат сапов, лежаки переодевалки и открытый летний душ смыть соль. Озеро Тус самое солёное в Хакасии и это действительно чувствуется. Вода выталкивает тебя довольно сильно, а если не обмыться в душе соленый налёт на теле чувствуется. На озере отдыхает не очень много людей поскольку излишняя солёность и грязевое дно не слишком привлекательны для массового туриста. Но именно по этим причинам многие приезжают на оздоровление. Мажутся лечебной грязью, которая тут же под ногами и лежит, просаливаются в воде. Вода в озере цвела, на поверхности плавали неприятного вида куски водорослей похожие на грязную губку. Дно грязевое и вход в воду конечно максимально неприятен. Понравилось, что на базе чувствуется хозяйская рука. Везде чисто и порядок, в кафе необширное меню, но вкусно. Как на других базах на этом озере не могу сказать.

Хакасия туда и обратно. 4 озера

Это не соль это пена. Почти морская.

Учум.

По правде сказать, это озеро уже не в Хакасии, а в Красноярском крае, но принципиально оно от хакасских озер не отличается да и расположено по пути если возвращаться от Шира в Кемерово через Шарыпово и Тисуль.

Тоже солёное примерно как Шира, никакой инфраструктуры как на Белё хотя плюсом можно считать расположенный рядом посёлок в котором множество сдающихся летом квартир в панельных пятиэтажках так что санузел и ванна вам в этом случае обеспечены. Обустроенного пляжа мы не нашли. На берегу есть место где все стоят в палатках, но вокруг абсолютно ничего, есть санаторий, но можно ли через него пройти к воде я так и не понял, он весь за забором. Мы заехали на какую-то платную территорию за 200 рублей рядом с санаторием. Там был маленький пирс, проведена летняя вода для технических нужд и стояли два старых деревенских туалета. Вход в воду песчаный, но рядом чуть в стороне есть лечебная грязь так что тут тоже от души все мазались. Водоросли были в наличии еще и растущие от дна почти до самой поверхности и цеплявшие за ноги. Получается что-то среднее между Тус и Шира, но одновременно хуже и того и другого.

Хакасия туда и обратно. 4 озера

видимо берег раньше был дальше.

Пробыли мы на Учуме несколько часов. Много людей в палатках, музыка. Жительницы поселка периодически приезжают на велосипеде продают пирожки и чебуреки домашнего изготовления (кстати вполне неплохие).

Учум. вид с пирса.

Вывод. На машине стоит ехать. В целом если грамотно распланировать, то может получиться бюджетный отдых с купанием и почти морским климатом. Если неграмотно, то получится очень дорого и будешь возмущенно говорить: «Я сюда ни ногой!». Хакасия интересна тем что она не Алтай и уж тем более не Кузбасс. Другая природа, культура. Какая-то своя сама по себе. Ну вот и прокатитесь по возможности. Увидите что-то новое. Удивитесь.