Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 17:22
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Уфа — Россия Апрель 2022

Как говорится, Будапешт — бюджетная Вена. А Уфа — бюджетная Казань)) Конечно, смотря откуда добираться. От нас до Уфы на поезде — всего 7–9 часов. Билет в сидячий вагон стоил меньше 600 руб; я прекрасно доехала, дослушав аудиокнигу Джейн Остин и довязав бактус. Правда, благодушное настроение слегка подпортило отсутствие мобильного интернета на башкирской земле. Мда, такси в приложении не закажешь и в полвторого ночи час идти от вокзала до отеля — не вариант. По счастью, живой, реальный таксист сам предложил свои услуги и довез в ВолнуСити минут за 15. Девушка на ресепшен проснулась, улыбнулась, с энтузиазмом сообщила, что Теле2 в Башкирии не работает, и я почувствовала себя совсем за границей — теперь WI-Fi только в номере по вечерам, а весь день брожу без сети))) Судьба послала лимон, из которого делаем лимонад: не тратим время на болтовню общение в WhatsApp, гуляем по городу и впитываем, впитываем — у меня всего 4 дня.

ЖД-вокзал Уфы

В Уфе, как в любой столице, есть где побывать. Каждый день я заходила в 1–2 музея, гуляла по 1–2 паркам и скверам, съедала 1–2 новых для меня башкирских блюда в местных заведениях и уделяла 1–2 (нет, пожалуй, больше!) часа встречам — или с местными знакомыми, или, как говорится, с прекрасным. Первые впечатления: приятный город с интересной, кое-где эклектичной архитектурой и вполне зелеными для конца апреля улицами. Чрезмерной опрятности, признаюсь откровенно, не ждала: дочь побывала здесь за год до меня, только в начале апреля. Воспоминания у нее остались не такие уж радужные — было не особо ухоженно, да и грязный снег не добавлял красоты и чистоты городу; в общем, имела место совокупность факторов, и объективных, и субъективных. Скажем так: встречаются города и почище)) Однако мне повезло больше — я приехала в ночь на 23 апреля. И с утра до вечера повсюду глаз натыкался на черные мешки с мусором: накануне явно прошел ленинский субботник, за что большое спасибо и традициям, и самим жителям, прибрались на славу!

Итак, первый день, первая прогулка — по Софьюшкиной аллее, рядом с которой я жила. До меня уже многие туристеровцы подробно и увлекательно пересказывали историю основных достопримечательностей Уфы, не буду повторяться и заново перечислять факты, а поделюсь впечатлениями.

Я шагаю по Уфе

Это место — прекрасный пример того, как можно облагородить пришедшую в упадок красоту. Еще 15–20 лет назад старинная аллея с полуторавековой историей была заставлена машинами, тротуар разбит, груши и яблони потеряли свою прелесть, а узорную решетку попросту снесли ((И вот 10 лет назад высадили новые деревья, уложили кирпичную плитку, поставили лавочки и фонари. При мне тоже на одном участке велись работы по обновлению, но очень точечно и не мешая прогулке.

Аллея душевная — на лавочках сидят студенты, по дорожке гоняют на роликах, а по обе стороны ее стоят колоритные постройки.

А это бывшая медресе Гусмания, в здании которой в 1915–16 гг. работал ученый востоковед, а главное — основатель Башкирской автономной республики, Ахмет-Заки Валиди Тоган.

Я шагаю по Уфе

Имя Заки Валиди носит улица, на которой, собственно, и находится мой отель. Неподалеку, на той же улице — кафе For Friends, которое не относится напрямую к ВолнаСити, но, если питание включено, на ресепшен выдают талоны, по которым можно поесть в этом кафе.

Улица идет параллельно аллее, поэтому к памятнику Салавату Юлаеву я шла по аллее, а обратно — по Заки Валиди. Полчаса в одну сторону, но это если шагать без остановок)) Я, естественно, так не могла и постоянно зависала то тут, то там. И действительно, как не зависнуть — тут пересекаешь улицу Гоголя, на которой можно увидеть живописный старенький домик, а через 5 минут на улице Аксакова — Hilton Garden Inn!

Встав у отеля, можно полюбоваться пейзажем с частным сектором в низине (справа на снимке — фрагментик Хилтона).

Я шагаю по Уфе

Но вернемся к Салавату Юлаеву, тем более мы уже рядом. Тот самый локоть, который близок, но укусишь не сразу. С этой стороны к горе, на которой высится Салават, ведут через лесок крутые и высокие лестницы.

Но отступать уже поздно. Попыхтев, поднимаюсь на самый верх!

Вниз можно пойти другим путем, приятнее и комфортнее — через площадь Салавата Юлаева, как я говорила, на ул. Заки Валиди.

Я шагаю по Уфе

В начале улицы 15 лет назад был построен роскошный Конгресс-холл Торатау (кстати, в архитекторском тандеме — японец и башкир). Очень гармоничное сочетание европейского и восточного стилей, правда?

Если не возвращаться в отель, а свернуть с Валиди на ул. Аксакова или Гоголя, можно через 7 минут дойти до совершенно неожиданного для Уфы Музея полярников (ул. Свердлова, 88). Дом хорош сам по себе — памятник архитектуры 2-й половины XIX в., часть усадьбы братьев Соловьевых. И все-таки, где Уфа, а где полярники? Подсказка: музей носит имя Валериана Альбанова. Мне она все равно ничего не дала)) Только в музее я узнала, что это был известный исследователь Арктики и одновременно — уроженец Уфы. А еще — прототип штурмана Ивана Климова из книги «Два капитана». В музее кроме залов, посвященных арктическим исследованиям, природе Севера и жизни Альбанова, есть экспозиции с этой книгой, переведенной на многие языки мира.

Музей совсем молодой, в мае ему исполнился год. Не странно, что современных средств здесь много: мониторы, информационные блоки, динамики с музыкой из фильма «Два капитана» (только саунд-трек очень короткий и играет без перерыва минут 10 подряд, явный перебор!). Все это гармонично сочетается с артефактами вроде одежды полярников, предметов корабельного быта и даже небольшими суднами. Очень понравился музей!

Я шагаю по Уфе

Теперь пройдем по ул. Карла Маркса и Пушкина. 10 минут — и мы подошли к аллее современной скульптуры ArtTeria. Проект ArtTeria — своего рода прогулочная пешеходная зона — открылся 6 лет назад, он включает в себя 13 скульптур мастеров из России, Болгарии, Грузии, Франции, Южной Кореи и Японии. Общая тема — «Европа — Азия». Неожиданный материал скульптур — светло-серый «дорожный» гранит, применяемый обычно для банальных бордюров.

Общий вид аллеи; а далее несколько вертикальных скульптур

А это стилизованное название города — «Уфа» по-башкирски

Я шагаю по Уфе

И тут же, дом 10 на Ленина, — еще один памятник архитектуры, бывшая гостиница «Метрополь», ныне административное здание.

По другую сторону ул. Пушкина, в Театральном сквере, находится главный фонтан города — «Семь девушек» с красивой легендой, о которой упоминают все авторы, поэтому пересказывать не буду. Жаль, что светомузыкальные представления начинаются в мае. Посмотрела при дневном свете, но ничего, меня ждало зрелище еще роскошнее — сквер-то Театральный, стало быть, в театре я и побывала.

Я шагаю по Уфе

Я совершенно не балетоман, но на «Лебединое озеро» хожу всегда, где удается. В одном только Екатеринбурге была трижды)) С Уфой повезло: купила перед поездкой последний (!) билет, конечно, не в центре партера, но и стоил он каких-то 350 руб., а со всякими бонусами фактически обошелся мне всего в рубль. Сидела в бельэтаже; кстати, есть мнение, что балет в отличие от оперы и других «певческих» представлений как раз стоит смотреть сверху — лучше виден рисунок танца.

Два слова о Государственном башкирском театре оперы и балета. Был открыт в 1938 году. В рейтинге оперных театров России занимает шестое место — из 30+ очень неплохо, правда?

Я шагаю по Уфе

В театре есть свой музей, где выставлены афиши, программки, сценические костюмы, личные вещи артистов. Отдельная экспозиция посвящена Рудольфу Нуриеву — прославленный танцовщик начал заниматься балетом именно в Уфе. И небольшая временная выставка деревянной скульптуры, вполне интересная.

Говорить что-то о балете — неблагодарное занятие. Могу только показать коротенький фрагмент этой красоты… ну, а когда осветитель по соседству создавал помеху, я напоминала себе, что это был последний билет))

Вот на такой чудесной ноте закончился мой первый день в Уфе.

* * *

На следующее утро я поехала в Ботанический сад — единственное место, не считая маршрута с местной туристеровкой, куда добираться от отеля пешком было больше часа, а такой путь через частный сектор не воодушевлял.

О саде: ему 90 лет и начинался он с площади в полгектара. (Для сравнения — сейчас 23 га). Базой послужил ботанический питомник, а курировал сад НИИ реконструкции сельского хозяйства. Местоположение менялось до войны каждые несколько лет, хозяин тоже. То почвенно-ботаническое бюро, то Наркомат земледелия, но все вносили вклад в развитие, например, тогда начал создаваться гербарий, который на Урале является крупнейшим. В 52-м сад входит в систему АН СССР.

Я шагаю по Уфе

Бродить по саду приятно — как по большому и ухоженному скверу. Узнала новые слова: кониферетум, фрутицетум… Это все частные виды дендрариев, в первом высаживаются хвойные, во втором кустарники. Есть фотозона для молодоженов, оранжерея и участок непрерывного цветения.

И все же, если говорить прямо, лучше бы мне на несколько недель опоздать. Я приехала в Башкирию как в другую республику и в целом получила новые впечатления. Однако природа не взирает на все эти исторические традиции, границы, язык и культуру. Ей что Башкирия, что наша область — все едино, Южный Урал)) И я не встретила здесь чего-то такого уж непривычного, да и вообще в конце апреля и деревья, и кусты, не говоря уж о цветах, еще только начали просыпаться. Да, красиво, да, чисто и опрятно, но когда идешь и читаешь «Сосна обыкновенная», «Береза обыкновенная»… ну все ясно, да? Как бы не 9 часов ты ехал сюда из дома, а шел 9 минут)))

Я шагаю по Уфе

Поехали-ка уже в музей, давно мы в музеях не были))) История следующая: в 1900 г. В. И. Ульянов-Ленин с разрешения властей приехал к жене в Уфу аж на три недели. Дом, который снимала Надежда Константиновна на углу улиц с говорящими названиями Жандармская и Тюремная, не сохранился, в 1938 г. по соседству построили новый. И назвали, не заморачиваясь, Домом-музеем В. И. Ленина хотя ни он, ни даже Крупская в нем не жили.

Посмотреть интересно, хотя видно сразу, что никто в этом доме вообще не жил. Зато туристы приезжали из 80+ стран и здесь принимали в пионеры и комсомольцы уфимских школьников. Обстановка того времени воссоздана добротно, однако, когда дверь открывается в сторону кровати и хлопает прямо по изголовью, сомнения в правдоподобии интерьера возникают)) А так побродила с удовольствием. Письмо Ленина, где он просит власти разрешить поездку в Уфу, сохранилось — подлинное.

В одном зале рассказывается о приезде будущего вождя пролетариата в Уфу, в другом — о революционной деятельности Ленина и Крупской, третий зал — выставочный, в нем на фоне потретов находились деревянные изделия башкирских мастеров.

Если нагуляли аппетит, можно зайти в ресторан быстрого питания Halal — в трех минутах от музея, на улице конечно же! Ленина. Интерьер, скорее, французский и названию не соответствует, зато еда башкирская присутствует. Я взяла эчпочмак — у нас это тоже не редкость (башкир в области много), сравнить хотелось)) Вкусно!

А теперь с чувством удовлетворения пройдемся по улице Ленина.

Памятник городовому

На ней же можно зайти в еще один музей — истории Уфы. Он невелик, в галерее идут четыре больших зала: основание города (с макетом крепости), развитие Уфы с XVII по ХХ век, «Уфа советская и современная» и виртуальный план развития города до 2050 г. Сначала удивило, что экспонатов не так уж много и экспозиции собраны как-то дискретно. Не чувствуется плавного перехода (впрочем, почему-то этим грешат многие музеи истории города — от Екатеринбурга до Нью-Йорка, замечала не раз; исключением я бы назвала только Улан-Удэ: там музей города гораздо последовательнее, полнее и интереснее, чем музей всей республики). На выходе узнала, что музей молодой, еще трех лет нет… ну что ж, у него все впереди!

…Вечером я пошла на набережную (четверть часа от отеля). Никак не привыкну к русскому названию реки Белая, у нас чаще используют башкирское — Агидель. Место очень красивое, как все набережные, придает особую атмосферу городу. На ней высится еще один символ Уфы — Монумент дружбы, который повидал каждый гость города.

Расскажу чуть-чуть про объект рядом с монументом, о нем упоминают гораздо реже — это Капсула времени, установленная в год 400-летия Уфы, 1974-й. Через два года должны вскрыть. Раньше я знала только о свердловской, интересно, что ее заложили на год раньше, когда Свердловску исполнилось 250 лет. По-моему, в Екатеринбурге она одна если ошибаюсь, поправьте, и вообще, в списке капсул я нашла всего десяток мест по России, не считая Уфы. Хотя список явно неполный — буквально несколько недель назад неожиданно наткнулась в буквальном смысле слова на такую же капсулу в нашем областном центре, а в списке ее нет. И еще, представьте! — в Уфе их, оказывается, целых три. Город уверенно смотрит в будущее!..

* * *

Третий день я провела с местной приятельницей. Когда-то на одном из сайтов она написала мне, что собирается с экскурсией в наш город, и предложила встретиться. Увы, поездка сорвалась, только подарочками обменялись через руководителя группы)) А теперь все срослось. Началось общение в ресторане локальной (почему не местной?) кухни «Азык-Тулек». Лиля заранее предупредила: будешь строить маршрут, не спутай с магазинами! В Уфе есть целая продуктовая сеть, которая называется так же, ибо Азык-Тулек — это, собственно, и значит «продукты» на башкирском)) Ресторан, конечно, больше похож на музей, чем на гастроном:

Цены на бизнес-ланч очень дружелюбные: любой салат и суп 200 руб., десерт (чак-чак или баурсаки) — 150, при заказе 2+ блюд напиток бесплатно. Я взяла Цезарь, который беру по всему миру (башкирских салатов не было), и «локальный» суп элеш с нутом и курицей. Щи с кониной не хотелось, лагмана наелась в Бурятии, а элеш и слышала, и видела впервые. Лиля рассказала, как готовится: морковь, нут, картошка чистятся, заливаются водой и просто ставятся в печь. Баурсаки ела тоже первый раз, по сути близко к привычному чак-чаку — те же кусочки теста в сладком, но то да не то. Шарики вкусные и очень сытные!

После праздника живота пошли гулять по городу. Недалеко от авиационного института встретили Лилину коллегу-преподавателя, она нас и запечатлела.

Я шагаю по Уфе

Кстати, авиационный институт заслуживает отдельного изображения. У нас на предприятии, где работала инженером я, мои родители и все еще работает муж, выпускники УАИ всегда очень котировались. Корпусов много, покажу один — представительный, правда? Нетрудно поверить, что история вуза тянется с конца XIX в.

Старинных и просто старых зданий в Уфе очень много, современных, разумеется, тоже. Всё это от души перемешано, по крайней мере в центре и вокруг него))

Спасибо Лиле, человек показал и поведал много интересного и даже неожиданного, жаль, что в рамках публикации всего не передать. Вот так, долго ли коротко гуляючи и беседуя, подошли мы к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по РБ. Собственно, подошли целенаправленно: я позвала Лилю в Музей МВД, который тут же и находится. Чугунная решетка, ухоженная территория за оградой, пафосное такое здание — но мы за разговорами даже и не думали притормозить и поразмыслить)) Прошли за ограду, подошли к роскошным дверям, которые, естественно, закрыты, нажали на кнопку… вошли. Пересекли фойе, толкнулись в какую-то дверь, спросили, где музей. Милая дама ответила: «А вон, справа, вход, там коридор и залы. Сейчас открою. Платить не надо. Вы откуда? — Да мы сами по себе. Одна местная, другая нет… А у вас экскурсии только по заказу? — Вообще-то да, но ничего, я вас пропущу, только ходите сами, ладно? А что вы сказали, когда вам открывали дверь? — А нас ничего и не спрашивали, открыли, мы и зашли…». В общем, у МВД и Национальной гвардии РБ подозрений мы не вызвали, благодаря чему удалось посмотреть ведомственный музей, и сейчас я поделюсь несколькими фото, а отдельный отзыв о музее напишу позже.

Здесь рассказывается об истории создании милиции, выставлены костюмы и оружие, награды и конфискат. Есть несколько макетов зданий из системы МВД, много картин на стенах, где милиционеры — такие молодцы!.. Вспомнился Музей шпионажа в Вашингтоне — там тоже были самые разные предметы быта, в которых шпионы и разведчики всех мастей прячут мини-кассеты и пленки с информацией: ботинки, книги, мыло и т. д. Грозный такой музей, но заканчивается мило — к Дню милиции каждый год по республике проводят детский конкурс, и работами победителей можно полюбоваться))

Я шагаю по Уфе

Кстати, в отдельном отзыве обязательно покажу Уголовный кодекс 1924 г. Старый, да, но суть не в этом. В 20-е годы башкирская письменность основывалась на арабском алфавите. И кодекс был напечатан арабской вязью. Хранился он в какой-то семье много лет, суть книги забылась и мать семейства принимала его за Коран. И клала под подушку своему мальчику — для святости, видимо. Весь прикол в том, что сын вырос… и стал милиционером))) Теперь вот думаю: что же надо было дочерям подкладывать?..

Но вернемся в современные реалии. В пяти минутах от величественного здания Нацгвардии есть интересный квартал, куда мы и направились. Это очень известный в Уфе Арт-Квадрат. Позиционируется он как городской центр, где проходят мероприятия всех форматов: развлекательные и социальные, творческие и образовательные. Кафе, магазины, площадки детские, игровые и для выступлений — все, что душа пожелает. Кстати, сетевых кафе здесь нет, каждое заведение уникально. Повсюду заметно внимание к деталям: нет ни одной случайной лавочки или урны, каждое граффити или инсталляция — арт-объект. И ведь еще не так давно на этом месте стояли полусгнившие деревянные дома, буквально заброшки… Несколько лет назад за квартил взялись: на кирпичных стенах появились граффити, территория была расчищена, в заброшенных домах открылись пиццерии…

Про стену на фото ниже стоит упомянуть особо: за ней стоит здание МВД РБ, и «украшала» ее колючая проволока. Никак не вписывающаяся в концепцию стрит-арт-объекта! Поговорили с руководством министерства, те согласились перекинуть проволоку на свою сторону, а та сторона, что обращена к Арт-Квадрату, теперь стала популярной фотозоной))

Я шагаю по Уфе

На противоположной стороне улицы есть еще одно интересное местечко, это Нулевой километр. Мы, путешественники, знаем, что расстояния между городами рассчитывается от главпочтамта до главпочтамта. Местоположение здешней точки отсчета — в нескольких метрах от крыльца Управления федеральной почтовой связи РБ. Здесь мы простились с Лилей, она пошла на последнюю пару в университет, а я — в Музей почты. Люблю почтовые музеи! Уфимский стал девятым в моей «коллекции»)) Пора округлять список, но их не так-то много: даже в России на 80+ региональных центров приходится всего 16 музеев связи…

Существование музея в Уфе тоже находится под угрозой. Он ведомственный, а не федеральный или муниципальный, ютится в двух скромных зальчиках на втором этаже почтамта, в штате всего один человек — бывший сотрудник узла связи, ныне пенсионер Владимир Николаевич Лебедьков. Вход бесплатный. Сначала я побродила по музею самостоятельно, затем «хранитель» стал рассказывать мне об экспонатах и вообще об истории развития башкирской почты, да так, что я заслушалась. Проивычные экспонаты — почтовые карточки, военные треугольники, макет сельской почты, конверты и марки — словно ожили. Отец Владимира Николаевича еще до войны работал тоже в этом ведомстве и порой отпускал сына с почтальонами развозить газеты и письма по близлежащим деревням. На чем? — на обычной лошади, с телегой или санями. Еще мне очень понравилась идея хранителя музея собрать картины на почтовую тему. Пока их не так много, однако интересно было сравнить, как он предложил, два полотна «Письмо с фронта» — одно печальное, первых военных лет, второе всем известное — художника А. Лактионова (1947 г.), символ радостных надежд конца войны.

* * *

…Последний день начался с последнего музея — самого крупного и популярного в Уфе. Национальный музей РБ — это 35 залов, 4 этажа, 12 тематических разделов, 135 тысяч единиц хранения и 158 (!) лет существования. Башкирия показана со всех возможных ракурсов, и нет такой темы, которая бы не была затронута: природа, этнография, история, культура, экономика и т. д., и т. п. Я бродила там часа три и, если бы попала еще раз, точно нашла бы много нового. За один раз все не посмотришь, а что посмотришь — не упомнишь. Скажу только, что кроме экспозиций истории и быта заинтересовал «пещерный» зал, там даже воссозданы макеты самых изветных башкирских пещер. И еще очень хороша выставка национальных костюмов — десятки мужчин и женщин, детей и старичков одеты ярко и красиво, просто праздник души какой-то! Отдельный отзыв о музее будет длинным и подробным, а пока — снимки самых интересных экспозиций и экспонатов.

Фрагмент музейного здания, ул. Советская, 14

Нда, после такой прогулки надо передохнуть. Отличное место — сад Аксакова, и идти всего минут пять. Это старинный парк с двухвековой историей, разбитый на месте усадьбы Аксаковых, родителей известного писателя. Пруд с лебедями я бы назвала сердцем сада, здесь так приятно посидеть, перебирая впечатления от башкирской столицы… Очень гармоничные ландшафты, вот только Аленький цветочек — дань самому известному аксаковскому произведению — показался немного чужеродным, ну что тут скажешь, новодел, 2010 г.!))

Фото из Интернета

Ну все, отдохнула, пора идти на очередную встречу с очередной Лилией)) (Как сказала мне первая Лилия, в Башкирии это имя в 60-е было самым популярным среди девочек). На этот раз наша, туристеровская. Лиля большая молодец — в прошлом году она показывала город Ане, а теперь любезно согласилась повозить по Уфе меня. Мы встретились в «Баракате» (сеть халяльных кафе в формате кулинарии). Роскошных блюд там не подают, это casual-кафе, но местная выпечка хороша. Итак, пообедали не спеша и поехали в сторону Черниковки, где Лилия и живет. Основной целью были знаменитая мечеть Ляля-Тюльпан и парк Победы. Мечеть-медресе интересно выглядит, но если что-то и впечатляет меня из религиозной архитектуры, то это более старые постройки, а Ляля-Тюльпан создана в 1998 г. (Кстати, на обложке к моему рассказу еще один новодел — мечеть Ар-Рахим на пр. Салавата Юлаева; эпичный такой долгострой — начата в 2007-м, закончить собираются в 2024-м). Парк понравился больше: и памятники достойные, и сама территория, и вид сверху на Агидель душевный такой…

Парк Победы

Прокатились мы еще по Черниковке, зашли в еще один парк (как много их в Уфе!), район колоритный, что и говорить)) Посмотрите на одну из двух первых «высоток» Черниковки — восьмиэтажек на Первомайской, прекрасный образец сталинского ампира, сфотографировала прямо из машины. Спасибо Лиле от всей души, как Аня верно заметила: сама бы я не выбралась так далеко, ведь на автобусе добиралась потом до центра около часа, а Лиля и повозила, и столько рассказала!

После Черниковки я погуляла еще в одном «победном» месте — уже не парке, а сквере. Лимит не позволяет вставить фото, да и в вечернем свете не очень они получились. Вот так закончилась моя поездка. 4 дней хватило на основные места интереса в центре, но Уфа гораздо больше и многообразней. Я рада, что посетила соседей и познакомилась хотя бы с частью столицы. Обычно в путешествиях по России, когда меня спрашивают, откуда я, отвечаю: «С Южного Урала». Здесь так не работало)) Уфа — такой же Южный Урал, поэтому приходилось говорить «из Челябинской области». На что непременно следовал второй вопрос: «А именно? — Да вы не знаете, наверное, из Миасса… — Ну как же!» — и тут обязательно либо у собеседника находились друзья/родня в нашем городе, либо он сам родился/жил/учился у нас)) И в подтверждение тому, что город наш известен в Уфе, последнее фото, сделанное на подходе к вокзалу:

Я шагаю по Уфе

Вот такой кусочек Миасса есть в Уфе. А у меня теперь есть кусочек Уфы в воспоминаниях… Спасибо, что прошлись со мной, друзья, всем приятных поездок-полетов!