Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была вчера 22:51

Хуаншань — Китай Сентябрь 2019

Среди национальных парков или, как принято в Китае называть официально, «районов природных достопримечательностей», парк Хуаншань в провинции Аньхой не так широко известен за пределами страны, как парк Чжанцзяцзе в провинции Хунань с его скалой «Аватар», сотнями фотографий облетевшей мир. А раз так, демонстрировать конкретные маршруты, шаг за шагом, не имеет смысла. Свои маршруты, в определенных местах сходящиеся в одну точку, каждый сможет составить на месте сам, исходя из запаса времени и личных желаний.

Моя цель — дать представление о парке, рассказать о его особенностях, достоинствах и объектах, на которые при посещении (уверена, такое время наступит!) следовало бы обратить внимание, и какие из них смогли увидеть мы.

Совершенство гор Хуаншань

Стартом исследования спрятавшегося в горах парка стал для нас городок Танкоу, откуда к вершинам два способа добраться: пешком лабиринтами горных троп или менее затратным в плане физических сил, но не финансовых, — канатками с ценами от 80 до 100 юаней. При выборе механического средства передвижения покорять придется не горы, зачастую сам фуникулер, выстояв немалую очередь. Одно хорошо, очереди двигались быстро.

В этот парк мы приехали не для преодоления трудностей, что обычно проделывают в горах, а для созерцания четырех совершенств и красоты, воспетой в восточной пейзажной живописи. Всё равно пришлось много ходить, в этом состоит одно из преимуществ и отличий от Чжанцзяцзе.

Совершенство гор Хуаншань

Поскольку площадь парка огромна, для шапочного знакомства с природными достопримечательностями лучше запланировать минимум два, если не три дня, а то и вовсе неделю пожить в горах, условия для этого есть.

По существовавшим в 2019 году правилам билет был действителен на одно посещение с «неограниченным», в разумных пределах, сроком пребывания, то есть можно остаться заночевать, ни у кого не спрашивая на то разрешения. Этот же билет можно было использовать на следующий день и по возвращении в город при условии регистрации его в кассе и получения разрешения наутро. В общем, были свои заморочки.

Нам двух дней не хватило, чтобы заглянуть во все уголки парка, условно поделенного на 6 частей: Hot Springs — Горячие Источники; North Sea — Северное Море; Jade Screen — Нефритовый Щит; Pine Valley — Сосновая Долина; Cloud Valley — Долина Облаков; White Cloud — Белое Облако. Но часть значимых объектов вблизи или издали увидеть все-таки удалось.

Совершенство гор Хуаншань

Красотою парк наделен сполна, и от его фантастических пейзажей, до совершенства отточенных временем, трудно было оторвать глаз, до такой степени, по-восточному, изысканы они, безупречны, никаких слов не хватит. О здешних горах можно говорить только в чисто китайском стиле стихами жившего в 8-м веке поэта Ли Бо:

Плывут облака отдыхать после знойного дня,
Стремительных птиц улетела последняя стая.
Гляжу я на горы, и горы глядят на меня,
И долго глядим мы, друг другу не надоедая.

Совершенство гор Хуаншань

Вот и мы с подругой во время посещения парка 8—9 сентября 2019 года не могли насмотреться на Желтые горы. Именно так переводится с китайского название этого национального парка, который с 1990 года в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО как объект исключительной природной красоты.

Широкий интерес народных масс к горному массиву Хуаншань возник после того как глыба китайской политики из «восьмерки бессмертных» Дэн Сяопин, посетив горы провинции Аньхой, увидел в них потенциал для развития отечественного туризма. Чиновники взяли под козырек…

Совершенство гор Хуаншань

Так в 1982 году был основан этот парк, и китайский народ постепенно начал его изучать, потом присоединились редкие иностранцы. Кстати, как утверждает Википедия, рассказывая об истории знаменитого фильма Джеймса Кэмерона «Аватар», прообразом парящих скал кинематографической Пандоры стали в основном китайские вершины разных мест, а художник Дилан Коул, принимавший участие в создании фантазийных пейзажей, по его словам, вдохновился конкретно горной грядой Хуаншань.

Отличительная черта Хуаншань — четыре его совершенства. Первое совершенство, за которое парк особо ценят, начинается с высоты 800 метров. Это темно-зеленые эндемичные сосны с плоской кроной и трудным названием Pinus hwangshanensis. Сосен этого вида в других аналогичных парках нет, как говорят сами китайцы. Им видней.

Совершенство гор Хуаншань

Растут сосны медленно и не просто врастают корнями в скальные трещины, а, обладая огромным стремлением выжить, их раздвигают. Может, потому корни хуаншаньских сосен намного длиннее стволов. Высота сосен в центральной части парка не больше 10 метров, нет у этих сосен возможности стать выше, когда скалы обступают деревья со всех сторон.

В Долине Облаков, где ландшафт существенно ниже, деревья не только больше, но и старше намного: восточно-китайской пихте Дугласа 500 лет, южному болиголову — 800. Первенство по части возраста и размера принадлежит дереву гингко высотой 26 метров, в его биографии  сто веков целых, а это немало. Но увидеть тысячелетнее чудо нам не пришлось, нижний сектор парка остался вне поля зрения из-за предпочтений, отданных верхней части.

Совершенство гор Хуаншань

Китайцам, приверженцам всякого рода красивостей, по душе поэтические имена у сосен: Сосна встречает гостей, Феникс, Черный тигр, Спящий дракон, Сосна-подушка, Шахматная доска. Не понятно, как может выглядеть сосна с именем Шахматная доска, и чем она  отличается от подушки. Чудом закрепившиеся на каменных основах сосенки непременно найдутся, например, эта одинокая «крошка», видимая с одной из обзорных площадок, надо только по сторонам смотреть внимательно.

Второе совершенство парка Хуаншань — «абсурдные» камни. За ними тоже туристы охотились, перемещаясь с одной локации на другую и выискивая абсурд всюду.

Совершенство гор Хуаншань

Абсурдным считается любой камень, обращающий на себя внимание своим нестандартным расположением или формой. Причем, с разных точек и расстояний один и тот же «абсурдный» камень будет по-иному смотреться.

В отдельных гранитных скалах горного массива, сформировавшегося порядка 100 миллионов лет назад, угадывались фигуры животных и даже лица. У таких «абсурдных» камней или скальных групп свои названия, не менее изящные и образные, чем у сосен: Карабкающаяся белка, Парящий камень. Жаль, за пару дней не найти все 120, каким даны имена.

Совершенство гор Хуаншань

Вот скала напоминает восхищенно радостную обезьянку, хотя по размерам она — обезьянище! Еще бы, как тут не удивляться, не радоваться при виде изумительных пейзажей, от чего любитель всякого рода камушков придет в неописуемый восторг. Эта обезьянка навсегда обосновалась в центральной части парка, в секторе Нефритовый Щит, возле знаменитого пика Лотоса, им она и она любуется. Какой должна быть гора, чтобы ею так любоваться? Всему свое время…

Другой камень, попроще, на вершине скалы напоминал хищную птицу, зорко глядящую вдаль, словно, сидя на скале, выжидала и высматривала свою жертву. Впечатление, что каменное изваяние специально установлено, но нет, «скульптуру» создала природа.

Иные камни удивляли не формами, а своим нестандартным положением. Место с очень узким проходом и застрявшим между скал «абсурдным» камнем — «горошиной» не просто впечатляло, заставляло испытывать дрожь, а вдруг упадет — не успеешь обрадоваться. При виде китайской «горошины» многие сразу вспомнят про ту, что в Норвегии. Кстати, этот камень встает на пути тех, кто будет спускаться от верха, и тех, кто снизу пойдет наверх. Только не разойтись двум людям на лестнице, приходилось ждать, когда освободится проход.

Совершенство гор Хуаншань

В каждой из шести частей парка можно обнаружить свои «абсурдные камни». Отдельные камни обращали на себя внимание выбитыми на них надписями, но глупость типа «Тут был Чжан Вэй», это самое распространенное имя в Китае, китайцы вряд ли напишут, не забалуешь у них. Наверняка, начертано что-то мудрёное.

Третье совершенство Хуаншань — пелена облаков, стелящихся ниже уровня вершин, отчего возникает феномен облачного моря. В скопления облаков и туманы горы погружены 250 дней в году. На нашу долю выпали остающиеся безоблачными ясные и солнечные дни, когда горы предстают только в голубоватой дымке. Мы увидели именно такой Хуаншань. Но от этого его образ ничуть не померк и обыденным не казался, оставалась загадка, что скрывается за еле видимыми полосками скал, острыми пиками вздымавшихся друг за другом.

Совершенство гор Хуаншань

Уникальный облик парка с его глубокими ущельями и невероятными комбинациями гранитных столбов, испещренных вертикальными трещинами, сложился благодаря исчезнувшим давным-давно ледникам, выветриванию и эрозии, придавшими очертаниям каждой скальной гряды только ей присущие внешне отличительные признаки.

В одной половине парка скалы зубчатые, острые, как зубы акулы.

Совершенство гор Хуаншань

В другой камни мощнее и монолитнее. Разницу сразу стало видно, как только на второй день пришли туда. Видите цветные точки в правом верхнем углу? Это людская цепочка устремилась штурмовать гору.

Совершенство гор Хуаншань

Четвертое совершенство парка Хуаншань — горячие источники, их насчитывают 16. Температура воды никогда не опускается ниже 42 градусов по Цельсию. Располагаются они в секторе Hot Springs, у подножия пика Пурпурное облако. Кроме источников, при желании тщательных поисков в парке найдутся 2 озера, 24 ручья и водопад Nine-Dragon Waterfall в Долине Облаков, куда по-хорошему нужен дополнительный день. Только с водой случилась у нас нескладуха пока охотились за камнями и соснами, но какая-то жидкость попала все-таки в объектив.

Совершенством парка можно считать превосходные связки и переходы, облегчавшие передвижение по горам, и многочисленные площадки, с которых открывались великолепные обзоры тех или иных мест. Самой впечатляющей точкой людского скопления после очередного подъема на гору стала площадка отдыха с необычным по виду отелем. Выше этой горы на 4 метра только пик Лотоса. Кстати, отелей, значительно меньших по размерам, в парке много.

Совершенство гор Хуаншань

В доковидное время по парку ежегодно гуляли свыше 1,5 миллиона посетителей. В большинстве случаев китайцы приезжали не в одиночку, даже не семьями и компаниями, а трудовыми коллективами. Принято в Китае награждать передовиков производства бесплатной поездкой в разные красивые места. Цены, кстати, в парк не такие уж маленькие (190 юаней — в 2019 году 100 юаней равнялось 1000 рублей). На таких площадках с большой вместимостью китайские товарищи сослуживцы успевали погалдеть, подзаправиться любимой лапшой, и, набравшись сил, дружно сфотографироваться всей толпой с ярким транспорантом, чтоб была всем видна крутизна их производства.

Были площадки поменьше, но великолепный обзор всё равно с них обеспечен. Попадались обозначенные как смотровые совсем уж миниатюрные, больше одного-двух человек масштаба китайца не уместится. Где была возможность, в парке сохранили природную естественность, оградив деревянными перилами опасные участки. Честно говоря, лучше не опираться — лететь далеко придется.

Китайцев было много, даже слишком много. В сущности одни китайцы и были посетителями парка. Приходилось иногда «выгонять» их из кадра, а то увидели бы вы одни затылки. Народ они послушный, «команды» выполняли исправно. И учились быстро, внимая чужому опыту. Все фотографировались только анфас, а, увидев мои эксперименты с позициями, то попой к объективу, то вприсядку, тут же стали копировать, становясь друг за другом в очередь. Наблюдать было забавно.

Еще напоминали галчат голодных- громко кричали что-то на своем китайском, размахивая «крыльями». Затихали, когда с восторженными лицами пристраивались к крепкой ограде для фотосъемки. В принципе, разницы с иностранцами никакой, разве что в деталях, исчезавшей сразу, как только солнце начинало бить в глаз.

Смотровые в центре парка оборудованы на огромных плоских скалах, а они сами по себе великолепны и рассматриваться могут как самостоятельные объекты.

Совершенство гор Хуаншань

Для удобства перемещения по различной степени крутости склонам проложены маршруты с отличными лестницами и дорожками с понятными даже на китайской карте переходами от одной локации к другой. Без этих обустроенных троп передвигаться было бы сложно, вернее, совсем невозможно. Как и невозможно затеряться в этом огромном парке, если следовать всем правилам и табличкам.

Совершенство гор Хуаншань

Верх — вниз, верх — вниз. Таким способом любой турист походит по парку максимум дня три. А обслуживающим парк работникам приходилось преодолевать крутые подъемы и спуски каждый день не по разу, да еще в нагрузку с тяжелым грузом. Поклажа разная, могла быть одушевлённой и вполне расслабленной, в килограммах не менее пятидесяти. Хотя, кто знает, китайцы — народ щупленький, много не весит.

Сложно понять логистику, какой китайцы руководствовались при построении маршрутов. Одно точно, старались как можно больше охватить значимые по красоте места, до которых посетителям легче всего будет добраться, если даже придется проложить тропы по внешним стенам скал. Когда сам идешь по таким тропам, не так заметно, на какой высоте находишься. А со стороны смотрелось отважно…

Иными тропами следовали через леса, либо по огромным валунам с выдолбленными в них ступенями.

Совершенство гор Хуаншань

При прохождении по лесным тропам была вероятность, хоть и маленькая, встретиться с редкой разновидностью здешней фауны — фазанами, горными козлами, оленями и даже, как утверждают сами китайцы, леопардами. Насчет леопардов с трудом верилось, наверняка, малость загнули. А вот макаки попадались, правда, черти, настолько шустрые, практически неуловимы даже фотоаппаратом, получались смазанными, обойдемся без живых обезьянок, обезьян что ли не видали…

Трудней всего подниматься по феноменально крутым лестницам — кто запасался наколенниками, кто туристической палкой, иначе к концу дня можно совершенно остаться без ног.

Совершенство гор Хуаншань

Спуски с гор по лестницам, меж камней, казались еще круче, почти героическими, полны они таинств, выведет ли куда тропа. Как тут опять не процитировать Ли Бо:

Один, в горах, я напеваю песню,
Здесь, наконец, не встречу я людей.
Все круче склоны, скалы все отвесней,
Бреду в ущелье…

Нет, в центральной части парка никто один не останется, в первую очередь все стремились туда, а склоны и спуски в парке однозначно крутые.

А если отклониться от центра в отдаленные углы, путь к объектам от часа до полутора, смотря, откуда начинался старт, вероятней всего, пройдет в одиночестве. Были переходы свыше 6 километров. К одному из таких дальних объектов с двумя скалами, соединенными рукотворным мостом, — Мост Фей — можно добраться из сектора Северное Море, мы добрались из Нефритового Щита, и это удобней. Эту необычную локацию сфотографировать так, чтобы было видно обе скалы по всей высоте снизу доверху, нереально. Место необычайное по своей силе. Есть в парке еще один мостик между скалами, туда вообще далеко идти, ни сил, ни времени уже не хватило.

Совершенство гор Хуаншань

Между скал мост, будь то природный или нет, китайцы обычно называют Мостом Бессмертных или Мостом Фей. Этот мост не исключение, оба названия подходящие — попасть с одной скалы на другую могла только бессмертная фея.

Совершенство гор Хуаншань

На этой локации с моста заглянули в пропасть, и, спустившись на площадку, любовались на лавочке внушительным природным монументом, затем тем же путем вернулись обратно, откуда пришли.

Совершенство гор Хуаншань

Но самые потрясающие своей мощью места расположены в центральной части парка — в секторе Нефритовый щит. Действительно, горы вставали перед нами щитом. В тот момент, когда мы оказались здесь, наползло на скалы туманное облако, сделавшее снимок феерическим. Отсюда начинается путь к пику Лотоса. Крутые отроги в этой части парка не песочного оттенка, как почти повсюду, а иссиня черные с белесым напылением, что больше соответствует названию горной гряды при династии Цинь (207 год до нашей эры) — Ишань, то есть Черные горы.

По преданию император Сюань-цзун династии Тан в 8 веке новой эры повелел переименовать Ишань в Хуаншань, вкладывая в новое название смысл величия — «Императорские горы». Символом императорской власти в Китае всегда считался цвет золота. Кстати, на этой горе тоже виден «абсурдный» камень. Каким образом держится он на стене, так и осталось загадкой.

Совершенство гор Хуаншань

В новое название явно включена и отсылка к легендарному, почти мифическому «Желтому» императору по имени Хуан-ди из древнейшего периода истории Китая в 3-м тысячелетии до нашей эры. Этот Хуан был мастером на все руки и во многих делах знал толк. Хватало не только времени и умения сочинять трактаты о даосских сексуальных практиках, но и проверять эти практики на 1200 женах и наложницах. Вот почему на Земле теперь так много китайцев!

Еще «Желтому» императору приписывают изобретения кому-то нужных и сегодня ступки, разумеется, с пестиком, лука и стрел, и незабытых благодарными потомками лодки с веслами, топора и туфель с платьем. В общем, рукодельник этот Хуан! Бывал ли Хуан-ди в горах Хуаншань, сказать теперь сложно, его почитатели и поклонники утверждают, бывал и любил здесь медитировать. Что ж, поклонники точно знают, чем он тут занимался.

Совершенство гор Хуаншань

В китайской философии Дао присутствует понятие пяти священных горных вершин — Тайшань, Хуашань, двух Хэншань в разных провинциях, Суньшань, существующих реально и образующих крест. Кому покажутся все названия одинаковыми, заблуждается, они разные. Побывать на пяти вершинах — священный долг каждого китайца, это как сходить мусульманину в Мекку.

Можно этого не делать и посетить только Хуаншань. Путешественнику и писателю эпохи Мин Сюй Сякэ, видевшему в 17 веке и 5 священных пиков и Хуаншань, принадлежит фраза, ставшая эталонным образцом описания совершенств Жёлтых гор: «Вернувшись со священных пиков, не хочется смотреть на горы, вернувшись с Хуаншань, не хочется видеть священных пиков». Китайцы почем зря не скажут. Несомненно, прав этот Сюй! Зрелище грандиозное!

Совершенство гор Хуаншань

77 вершин Жёлтых гор превышают 1000 метров, и только пять из них не имеют названий. У китайцев и с именами вершин все в порядке, изысканно и не тривиально — «Начало Веры», «Обезьяна любуется морем», «Летающая скала». А как вам название «Падающий гусь»? Не представляю, на что может быть похожа эта вершина, могу предположить, — на пикирующего с высоты гуся.

Три самых высоких пика звучат тоже неплохо: Пик Лотоса, наивысшая точка провинции Аньхой, Пик Света и Пик Небесной Столицы. «Высокие горы до небес, камни, словно цветок лотоса, невозможно устоять перед этой красотой…», — писал Ли Бо о вершинах Хуаншань.

Пик Лотоса, чаще всего погруженный в облачное туманное море, в ясный день и вправду выглядел полураскрывшимся цветком лотоса, обращенным ввысь, в поднебесье, а оно для китайцев есть божество, священная обитель духов китайских предков. Вход в эту обитель, как решили в период правления династии Шань во 2-м тысячелетии до нашей эры, находится как раз над Китаем. Отсюда и Поднебесная — 天 下 (иероглиф Тянь обозначает небо, Ся — нахождение под чем-либо).

Совершенство гор Хуаншань

Да, многие места из-за нехватки времени, как говорится, остались за кадром или просмотрены мельком. Но на главную вершину — пик Лотоса мы подняться успели, чего могло и не быть. Китайцы каждые пять лет, поочередно, закрывают доступ на Пик Лотоса и Пик Небесной Столицы, давая им отдых от толп поклонников. В тот предковидный год настала очередь закрыться Столице. Можно считать, нам повезло с Лотосом.

Поднимались по очень крутым ступеням, запасшись терпением, а терпение понадобилось не только для подъема. Пришлось выжидать очередь, чтобы оказаться на самом верху крохотной обзорной площадки.

Умудрились китайцы разместить на той площадке еще и соответствующую плиту c английским и китайским текстами. Смогла прочитать лишь на английском, перевод получился немного топорненький, ну, уж как написали:

«Пик Лотоса расположен в центре горы Хуаншань на высоте 1864,8 метра над уровнем моря. Пик лотоса с гранитной структурой является самой высокой вершиной гор Хуаншань. Главный пик выделяется, а небольшие вершины группируются вокруг. Если смотреть издалека, он принимает форму цветущего лотоса. Отсюда и было дано название Пик Лотоса. Стоя на вершине, вы будете опьянены элегантными и внушительными пиками и облаками вокруг вас».

Опьянеть от окружившей нас «элегантности» воистину можно. Потом долго опьяневшими спускались, еле шевеля коленками, подкосившимися от душевных трат и неимоверных физических усилий.

Совершенство гор Хуаншань

«Здесь всю ночь тоскуют обезьяны —
Станет белой Желтая гора.
И река шумит во мгле туманной,
Сердце мне тревожа до утра».

Это строки всё того же классика китайской поэзии Ли Бо, обессмертившего в 747 году Хуаншань. Одна из вершин, не самая высокая, с неё в ясный день виднеются отблески реки Янцзы, тоже носит это прекрасное название, как и весь чудо-парк — Хуаншань. Остается только надеяться, когда-нибудь Китай всё-таки снова широко распахнет свои двери туристам. Такое совершенство, как Желтые горы, должно принадлежать всему человечеству!