Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Мичуринск, Чаплыгин, Ясногорск, Тросна, Кочаки + 11 городов — Россия Май 2018

Как оценить яркость путешествия?

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Ярким солнцем, то ласкающим нежным теплом, то сжигающим насквозь через любые покровы в зависимости от места времени странствий? Но приключения в подземных пещерах или под толщей моря бываю ярче, чем на поверхности земли.

Яркими фотографиями сочных и насыщенных цветов, отражающих многоцветье окружающей природы? Но в снегах и льдах бывает подчас больше романтики и истинных переживаний.

Экзотическими местами, где до Вас никогда никто не бывал? Но увы, на нашей старушке Земле таких мест практически не осталось, а заверения гида порой не соответствуют действительности.

Множеством различных достопримечательностей, увиденных во время одного турне? Но к примеру, для измерения яркости источника света существуют свои единицы. Когда речь идёт о существенно протяжённой светящейся поверхности, то каждый её элемент рассматривается как отдельный источник. В общем случае яркость разных точек поверхности может быть разной. Так и разные встреченные места на пути пилигрима: что-то ярче, что-то тусклее.

А вот впечатления, которыми путешественники наполняются во время своего странствия, долго хранятся в памяти и озаряют дальнейший путь. При этом таким ярким впечатлением может быть увиденное в соседнем дворе, а не за тридевять земель.

Путешествие можно сравнить с книгой. Небольшое путешествие — рассказ или новелла. Побольше — повесть, а длительное тянет на роман, возможно даже в нескольких томах. А в любой книге интересен не только сюжет и действия героев, но мысли, которые двигают сюжет и подвигают персонажей на те или иные действия.

Лев Николаевич Толстой высказывался, что литературные герои не всегда находятся в воле автора, как правило, вскоре после начала работы над произведением они начинают жить самостоятельной жизнью. Так и путешествия, как их не планируй, но всегда найдётся что-то новое, не предусмотренное планом поездки, на которое захочется отвлечься, а что-то давно планируемое и диковинное для просмотра окажется рутинно-банальным и принесёт лишь разочарование. А поездка по избитым тысячами ног и автомобилей тропах преподнесет очередной сюрприз. Ведь можно лихо промчаться по маршруту и заявить, а я побывал там и там, но скакание галопом по Европам может польстить самолюбию, но сколько при этом окажется отброшенным по пути горделивого гарцевания.

События в во время вояжей имеют подчас тенденцию цепляться друг з друга и сплетаться в различной толщины нити. При этом если потянуть за узелок, то можно вытащить другие взаимосвязанные с ним из недавнего прошлого на стезе путешественника.

В мае 2018 года я совершил небольшое путешествие по центральной России. Задумывалось оно как поездка к родственникам, а вылилось в насыщенное впечатлениями странствие. Хотя большую часть этого вояжа я проделал пешком, но участвовали в нём поезда и электрички, метро и трамваи, автомобили и маршрутные такси.

Мой майский путь пролегал по известным и исхоженными многими местам, но не только.

Первый день — Москва, Тула, Щекино.

Второй день — Щекино, Спасское-Лутовиново, Тургенево, Воропаевский, Чернь, Плавск, Крапивна, Щекино.

Третий день- Щекино, станция Ясная Поляна (Козлова Засека), Ясная Поляна, Первомайский, Кочаки, Тросна, Щекино.

Четвёртый день — Щекино, Тула, Щекино.

Пятый день — Щекино, Тула, Ясногорск, Москва.

Шестой день — Чаплыгин и Мичуринск.

В текущем материале расскажу о моём пути из Москвы в Москву. Так сложилось, что некоторые достопримечательности во время этих передвижений сложились в отдельные сюжетные линии и этим запомнились мне еще больше. А число совпадений в этой поездке, как прямых, так и косвенных, просто зашкаливало.

В Москву я прибыл 17 мая 2018 года, здесь меня должен быть встретить Максим Ершов и показать мне окрестности метро «Сокол». Поезд пришёл рано утром, времени до встречи было много и я двинул в Данилов монастырь.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Путешествие началось и уже плелись невидимые нити. Многие московские монастыри открываются рано утром и в эту пору приятно бродить по тихой обители, спокойно рассматривая её. В Даниловом монастыре я узнал, что 11 мая 2018 года из Симферополя в Москву были принесены мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. С 11 по 17 мая святыня находилась в Большом соборе Донского монастыря.

Я вспомнил Свято-Троицкий собор в Симферополе По следам Святителя Луки в Крыму, где мощи хранятся в Свято-Троицком храме, и решил заглянуть в Донской монастырь.

Времени как раз хватило, чтобы отстоять очередь к мощам, а затем отправиться на станцию «Сокол», при этом решив обязательно вернуться в Донской монастырь и с чувством, толком, расстановкой осмотреть его подробно.

Как скручиваются события.

Данилов монастырь был первым посещенным мною в поездке и был основан родоначальником московской линии Рюриковичей, московских князей и царей, Даниилом Александровичем (1261 -1303), а Донской монастырь — последним представителем московской ветви династии Рюриковичей — Фёдором I Иоанновичем (1557 — 1598).

Князь Даниил был захоронен (по одной из версий) на братском кладбище Данилова монастыря. В его времена всё было проще. Людей в разные времена и в разных местах хоронили по разному. В какой-то момент их стали хоронить в одних и тех же местах. Еще спустя некоторое время этими местами стали кладбища при храмах.

Дальние потомки князя стали издавать различные запрещающие законы и указы, так 24 декабря 1771 (4 декабря 1772) года Правительствующий Сенат издал указ «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей».

Места возле церквей было мало и постепенно власти во многих странах пришли к мысли, что надо создавать специальные кладбища на окраинах населённых пунктов. На Руси указы, запрещающие «хоронить при церквах внутри города, а только на особых кладбищах» издавались в 1721 и 1772 годах, причём в указе 1721 года была оговорка «кроме знатных персон».

После революции 1917 года монастыри и многие храмы были закрыты, а многие погосты были разорены и не только в Москве, но и по всей стране. Этот процесс был не одномоментный, а растянутый на года и даже десятилетия. Удивительно, но некрополь при Донском монастыре практически не пострадал, а вот в Даниловом монастыре, где были захоронены многие известные люди, некрополь был снесён под ноль. О нём напоминают лишь несколько мемориальных табличек на стене.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Как продолжение печальной темы исчезнувших погостов стала наша прогулка с Максимом Ершовым в окрестностях станции метро «Сокол».

Когда-то здесь располагалось село Всехсвятское. Первое упоминание о селе было в 1398 году, а в 1917 году село было включено в состав города Москвы. Называлось село по имени храма Всех Святых.

После революции погост при храме был ликвидирован, также как Некрополь «Арбатец» и гигантское братское кладбище, появившееся в годы Первой Мировой войны.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

На месте погоста при кладбище появился уникальнейший мемориал, таких более в России нет Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах».

Если во времена СССР Первую Мировую войну называли империалистической и отношение к её событиям было не ахти, а всякие белогвардейцы и контрреволюционеры были представлены исключительно в чёрном цвете, то здешний мемориал посвящен в основном именно этим забытым страницам нашей истории.

Пока гремели баталии на полях сражений Первой Мировой войны, она такое название не носила. В Российской империи её называли Второй Отечественной, проводя аналогии с Отечественной войной 1812 года, а неофициально её называли просто «германской».

Так в моём путешествии появилась тема Первой Мировой войны Забытая потомками Великая война.

Когда я поехал после расставания с Максимом в Парк Победы, посвященный победе в Великой Отечественной войне, то перед тем как увидеть достопримечательности Парка Победы в память о советских воинах, я увидел памятник героям Первой мировой войны.

Парк Победы стал последним местом посещенным в этот день мною в Москве и каково же было моё удивление, когда в Туле вечером меня встретили мемориал в честь Великой Отечественной войны и памятник в память о Первой Мировой войне.

Удивительно, но в Крапивне я отыскал на пригорке возле храма памятный крест в честь ополчения 1812 года.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

За два дня я в разных местах побывал у памятников всех трёх Отечественных войн русского народа, правда с Первой Мировой войны это наименование после революции 1917 года было снято.

Если есть возможность, я обычно останавливаюсь в каком-либо месте и оттуда совершаю набеги на окрестности. Так я поступил в этот раз, разместившись у своих родственников в небольшом городке Щекино Тульской области. До поездки это название ничего мне говорило, а оказалось в истории города много интересного.

В его окрестностях находится первый в СССР вечный огонь,

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

хотя до это поездки я считал, что первый вечный огонь в СССР был зажжен 6 ноября 1957 года в Ленинграде у памятника борцам Революции.

Сейчас когда газ у многих дома, забывается, что первые газовые месторождения начали осваиваться во время Великой Отечественной войны. В 1941 году в районе поселка Елшанка под Саратовом была пробурена первая газовая скважина России.

Много в Щекино связано в именем Льва Николаевича Толстого.

С железнодорожной станции Щекино 28 октября (по старому стилю) 1910 года Лев Толстой навсегда покинул родные места, здесь он сел на поезд и отсюда отправился в последнее путешествие граф Лев Толстой. Здесь окончила счёты с жизнью Анна Степановна Пирогова, бросившись под поезд от несчастной любви, и этот случай подарил человечеству концовку романа «Анна Каренина».

Немногие небольшие города, да и большие впрочем тоже, могут похвастаться, что в них побывал и даже прошёлся по улицам руководитель страны. В Щекино 17 августа 1947 года побывал Иосиф Виссарионович Сталин, который прогулялся по городу и пообедал вместе с сопровождавшими.

Первым памятником, который мы 18 мая посетили в Щекино был монумент Игорю Талькову, который провёл здесь детство и юность.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

С посещения памятника Талькову и началось знакомство с Тульской и Орловской областями, принявшее историко-литературный характер.

Мы посетили усадьбы матери и отца Ивана Сергеевича Тургенева: Спасское -Лутовиново и Тургенево.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

И что примечательно — в Москве жара не давала дышать, в поездке по Тульской области в первый день с утра была нормальная погода, затем небеса разверзлись и долгое время уже в Орловской области холодные струи дождя словно издевались над нами. Когда возвратились в Тульскую область, то дождь прекратился, хотя небо оставалось сумрачным. На следующий день — опять с утра нормальная погода, сменившаяся шквалистым ветром и проливным дождём. На третий день дождя не было, но было жутко холодно даже в летней куртке. Но как только я навострил лыжи на обратный путь, то погода сразу же нормализовалась. Видимо кому-то не понравилось моё пребывание в Тульской области и он прибёг к услугам чёрной магии, чтобы побыстрее спровадить меня из области.

В Черни нам повстречался памятник Льву Толстому и Ивану Тургеневу.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Хотя оружия у писателей в руках нет, но они стоят как часовые у границы. И что удивительно, после этих «пограничников» мы встречали на своём пути лишь памятные места, связанные со Львом Николаевичем Толстым.

За два дня мы побывали в усадьбе «Ясная Поляна», где Лев Николаевич Толстой прожил большую часть своей жизни,

ближайшую к усадьбе железнодорожную станцию «Ясная Поляна» (Козлова Засека),

место, где работал Лев Толстой в Крапивне мировым посредником, семейное кладбище Толстых в Кочаках.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Когда я побывал в Туле, то отыскал там здание Дворянского собрания, где частенько бывал Лев Толстой, также увидел здание, где учились дети Льва Толстого.

Побывал, посмотрел и надо бы успокоиться, но стало интересно, что скрывается за фасадами дворянских усадеб. Выяснилось, что много необычного и неизвестного. Любовные страсти-мордасти, браки между двоюродными или троюродными братьями и сёстрами, повальное использование как крепостных, так и вольнонаёмных для удовлетворения животной страсти, жестокое обращение с челядью, незаконнорожденные дети в различных сочетаниях, неожиданные повороты судьбы, превращающие Золушек в принцессы, а «бесприданников» мужского пола в богатых помещиков в связи с удачным браком. Сериалы — мыльные оперы просто отдыхают. Здесь даже не яркость, а ярость характеров, судеб и поступков. Примечательный факт, что многие из окружения писателей стали прообразами главных и второстепенных персонажей создаваемых ими произведений.

А история усадьбы «Ясная Поляна» чем-то мне напомнила (структурно) развитие государств в Средние Века, от единого к феодальной раздробленности, а затем опять централизация. Большое изначальное имение Карцова было раздроблено между родственниками-наследниками и лишь дед Льва Толстого — князь Волконский снова собрал земли в единое имение. Его внук начал распродавать имение по частям, но вовремя остановился, а после смерти Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна» была на грани продажи и последующей ликвидации. Но повезло ей.

Целый день был посвящен пешей прогулке по Туле. Про город Тула я уже много рассказывал, но остановимся на совпадениях небольшого путешествия.

Не слишком много на Руси храмов, освященных в честь Всех Святых. Мне в этом турне таких храмов встретилось три, причём сочетания сохранности самих храмов и некрополей при них оказалось совершенно разным. В Москве храм восстановлен, а некрополь разорён, в Крапивне кладбище в полном порядке, а храм стоит в руинах. В Туле же и кладбище сохранилось и храм восстановлен Всехсвятский собор.

Старец Сергей Федорович Борисов (1853–1946) покоится недалеко от колокольни Всехсвятского кладбища.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

В 1941 году он говорил людям: «Не возьмут немцы Тулу. Никуда не уезжайте» и молился за это. К могиле старца ведёт тропинка с указателем.

Если могила старца ничем не закрыта, то в Кочаках над захоронением Евдокии Ивановны Кудрявцевой (Блаженной Дуняши) установлен небольшой склеп.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Хотя официально ни старец Сергий, ни блаженная Дуняша не канонизированы, но люди приходят к ним, также как обращались за советом при их жизни. Кто знает, может через какое-то время их канонизируют, по крайне мере по старцу Сергию такая работа ведётся. Но святые кажутся далёкими небожителями, жившие давным-давно, а здесь можно прикоснуться к этому таинству.

В пределах современной Тульской области произошла Куликовская битва, память о ней мне встречалась на улицах Тулы не раз: в музейно-выставочном центре «Тульские древности»,

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

в подземном переходе, в Тульском Кремле Тульский Кремль. Распотрошенность старины, где установлен памятник Дмитрию Донскому. И как Вы уже наверно догадались, на обратном пути в Москве я также повстречал памятник Дмитрию Донскому.

Про то, что в Москве где-то за час до этого мне встретился храм в честь Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на битву, можно было бы умолчать, если бы в Плавске я тоже такой храм не встретил.

Одним из знаменитых жителей Тулы был легендарный тульский оружейник Никита Демидов. Одно из своих зданий, где Демидовы принимали императриц Елизавету Петровну и Екатерину II, после пожара продали купцу Андрею Баташеву, который в свою очередь часть уцелевшего Демидовского дома в 1798 году продал в казну. Это здание попало в объектив моего фотоаппарата практически последним в этот день в Туле.

Путешествие из Москвы в Москву. Совпадения и размышления

Каким же было моё удивление, когда единственная усадьба, куда я забрёл на обратном пути в Москве на следующий день в сумраке наступающей ночи, оказалась бывшей усадьбой Баташева.