Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:32
В поездке

Зарайск — Россия Июнь 2022

Путешествуя летом 2022 года по Подмосковью, мы остановились на два дня в Коломне. Посмотрев этот замечательный город, мы решили воспользоваться случаем и заехать в ещё один любопытный город неподалёку — Зарайск. Там нас прежде всего интересовал прекрасно сохранившийся кремль начала 16-го века, в котором, неожиданно для нас, оказалась много интересного помимо собственно фортификаций.

Зарайск расположен не очень удобно для «безлошадных» путешественников — 2,5 часа на автобусе из Москвы (от метро Котельники), или 40 минут на автобусе от ж/д станции «Луховицы» рязанского направления. Мы сами приехали на такси из Коломны, а обратно возвращались уже на поезде, пробыв в пути около 4 часов. Поскольку ночевать в Зарайске мы не предполагали, в течение одного дня успели посмотреть только кремль и находящийся в нём интересный музей, а на город времени уже не хватило.

Приехав в Зарайск, мы первым делом отправились в расположенный в кремле музей с целью попасть на экскурсию, и тут нам очень повезло. Был будний день, и группа получилась небольшой (всего 5 человек), а экскурсовод оказался очень знающим, будучи замдиректора по научной работе музея «Зарайский кремль». Он не только провел нас по территории кремля, ознакомив при этом с его историей, но и поднялся с нами на стену и показал изнутри несколько башен, в одной из которых (Никольской) была интересная экспозиция по устройству средневековых крепостей. Настоящим откровением стал его рассказ о раскопках Зарайской верхнепалеолитической стоянки, оказавшейся не менее знаменитой, чем сам кремль (подробнее о ней мы расскажем в разделе про музей).

Возникновение Зарайска принято датировать 12-м веком, исходя из упоминания «града Осётр» в Никоновской летописи, однако достоверность этого известия часто оспаривается. Археологические исследования показали, что в 12–14 веках в районе Зарайска существовало небольшое село, окруженное пашнями, которое затем исчезло. Жизнь на поселении возобновляется только в конце 15-го века, вероятно, вокруг построенной там церкви Николы Чудотворца, к которой в 1509 году Великий князь Василий III приписал несколько окрестных деревень. Первое достоверное упоминание Зарайска в летописях как села «у Николы Зараского» относится к 1527 году, когда здесь произошел сильный бой между крымскими татарами, пытавшимися переправиться через Оку, и русскими воеводами. Татары потерпели поражение и вынуждены были отступить.

Несколько стычек с татарами в 1520-е годы доказали, что это поселение лежит на пути татарских нашествий, и поэтому правительство Василия III решает построить на его месте каменную крепость. Летопись сообщает, что в 1527 году «заложил князь великий на Осетре город каменной, а в нем церковь камену Николу Чудотворца Заражского». Строительные работы продолжались до 1531, и с тех пор Зарайск уже начали упоминать в разрядных книгах. Позже кремль обнесли деревянным острогом, внутри которого расположились посады, а снаружи сформировались слободы — город стал быстро развиваться.

Стены Зарайского кремля.

Стоит упомянуть, что Зарайск был не единственной крепостью, возведённой в период правления Василия III. При нём на юго-восточных границах Руси были построены ещё три важных кремля: в Нижнем Новгороде (1508–1515), Туле (1514–1520) и Коломне (1525–1531). Нижний замыкал на себя оборону от казанских татар, Тула была штабом обороны по «Засечной черте», Коломна охраняла рубеж по Оке. Зарайск, прикрывавший рязанское направление, был важным элементом в системе обороны южной границы — Василий III даже посетил его в 1533 году за полгода до своей кончины, а его сын Иван IV Грозный — побывал там аж 4(!) раза.

В то время русские крепости возводились по канонам итальянской замковой архитектуры 15-го века (и возможно, при участии итальянских архитекторов), которая была приспособлена к применению осадного огнестрельного оружия. Есть предположение, что строительством расположенных рядом коломенского и зарайского кремлей руководил Алевиз Новый, главный итальянский архитектор Василия III, автор Архангельского собора Московского Кремля.

В начале 16-го века русские крепости строились по итальянским образцам.

Зарайский кремль имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 125 и 185 метров. У него три проездные башни, оснащенные дубовыми воротами и опускными решётками (герсами) и четыре далеко вынесенные угловые башни. Он был приспособлен для ведения кругового боя с применением артиллерии, давая возможность полностью простреливать прилегающее к стенам пространство. Это самый маленький по площади (2,3 гектара) из всех русских кремлей, дошедших до нашего времени, и единственный полностью сохранившийся кремль в Подмосковье.

«Старшие братья» Зарайского кремля: крепости в Туле и Коломне.

Новый Зарайский кремль успешно выстоял в 16-м веке все татарские набеги, но с началом Смутного времени его судьба сложилась менее удачно, и в 1608 году он был захвачен отрядом польского полковника Лисовского, воевавшего на стороне Лжедмитрия II. Попытки рязанского ополчения отбить крепость закончились неудачно — почти все его воины погибли, но вскоре Лисовский сам покинул город, забрав пленных. Судьба Зарайска изменилась в лучшую сторону, когда в феврале 1610 года царь Василий Шуйский назначил его воеводой Дмитрия Пожарского. Воевода в течение года удерживал Зарайск на стороне московского правительства, защищал его от врагов и отказался присягать Тушинскому Вору (Лжедмитрию II), которому покорились близлежащие Коломна и Кашира.

В июле 1610 года Василия Шуйского свергли с престола, и в стране началась анархия. В начале 1611 года Пожарский вступил в союз с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, и в марте они повели свои полки на Москву для освобождения её от поляков в рамках Первого ополчения. Как известно, Первое ополчение своей цели не добилось, а освободило Москву от поляков в 1612 году уже Второе ополчение, под руководством того же Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. И если слава формирования Второго ополчения принадлежит Нижнему Новгороду, то у истоков Первого ополчения, начавшего борьбу за освобождение страны, стоял крохотный Зарайск!

Схема Зарайского кремля.

Завершив исторический экскурс, займемся непосредственно осмотром кремля. Вначале взглянем на него снаружи, главным образом на его западную и южную стороны, которые были лучше всего освещены во время нашего визита. Кремль настолько маленький, что, став на любом углу, можно целиком увидеть две его стороны!

Высота стен кремля — 8 метров, толщина — 3 метра. По его углам стоят глухие круглые башни, а по трём сторонам — прямоугольные проездные. В 1789 году, когда кремль утратил оборонное значение, с его четвёртой (восточной) стороны прорубили Троицкие ворота. Низ стен кое-где облицован известняком, верх — везде кирпичный. Построены стены в виде сэндвича — снаружи кирпич, внутри — бутовка (крупные камни, залитые раствором). Такая конструкция позволяла лучше выдерживать удары пушечных ядер. Башни раньше не имели шатровых завершений, их установили впервые лишь в конце 19-го века и сделали из железа. Теперь башенные шатры, похоже, сделаны из осины и смотрятся очень хорошо.

Никольская проездная башня - главный вход в кремль с мемориальной доской в честь Дмитрия Пожарского.

По мнению археологов, производивших раскопки в кремле и вокруг него, крепость когда-то окружали вал и сухой ров. Внутренний край рва располагался на расстоянии в 3–4 метра от стены крепости, по верху он был шириной около 5 метров, стенки рва круто спускались вниз на глубину 3 метра, и на дне его ширина составляла около 50 см. У проездных ворот были устроены подъемные мосты. Ров был сухим, поскольку на высоком месте, на котором располагался кремль, воде просто неоткуда было взяться.

Три башни южной стороны кремля (слева направо: Тайницкая, Спасская, Кабацкая).

К середине 19-го века стены и башни Зарайского кремля пришли в упадок, и встал вопрос, что с ними делать дальше. В находящейся неподалёку Коломне подобный вопрос решили очень просто — горожане разобрали (почти весь) кремль на кирпичи и понастроили себе кирпичных домов. В Зарайске, к счастью, нашелся купец, пожелавший пожертвовать большие средства на сохранение городских фортификаций. Звали его Николай Ланин, и истратил он на продолжавшийся около четырёх лет ремонт стен и башен кремля почти 50 тыс. рублей, огромную по тем временам сумму. Об этом на стене в 1864 году была даже установлена мемориальная доска, до наших дней не сохранившаяся.

Зарайский кремль: история и современность

Кремль реставрировался и в советские годы, а его последний комплексный ремонт был начат в 2014 году. К настоящему времени реставрация стен и башен уже завершена, и смотрятся они очень хорошо.

Зелейная (т.е. пороховая) башня на северо-восточном углу кремля.

Вид внутрь кремля через Никольские ворота. Видны два собора: Никольский (подальше) и Иоанно-Предтеченский (поближе).

В средние века территория кремля была густо застроена. Помимо двух храмов, там располагались дома дворян и детей боярских, стрельцов, пушкарей, «приказных служителей» и священства. Сейчас из всего многообразия гражданских построек сохранилось только здание бывшего Духовного училища и присутственных мест, в котором сейчас музей, а остальная территория выложена плиткой или просто засеяна травой.

Галерея боевого хода крупным планом.

Галерея возле Никольской башни.

Внутри Кремля находятся два храма, и более древний из них — Никольский собор. Он был построен одновременно с кремлем в 1528 году во исполнение обета Великого князя Василия III. В 1681 году царь Федор Алексеевич «указал в Зарайске соборную каменную церковь разобрать и построить вновь». Именно её с некоторыми изменениями мы и видим сегодня.

Предположительно, первая деревянная церковь святителя Николая возникла здесь гораздо раньше в связи с появлением в этих краях чудотворной иконы Николая Чудотворца, принесённой из крымской Корсуни (Херсонеса), города, где крестился князь Владимир. Сейчас собор находится на реставрации, и снаружи она уже завершена, о чём можно судить по нарядному виду храма. Реставрация же интерьера продолжается и займёт ещё некоторое время.

Зарайский кремль: история и современность

Рядом с Никольским собором находится памятник полумифической княжеской семье, легенда о которой изложена в произведении древнерусской литературы «Повести о Николе Зарайском», датируемой 16-м веком. Согласно легенде, князь Федор, сын рязанского князя Юрия, отправился на переговоры с Батыем, который с огромным монгольским войском приблизился к русским землям. Батый, прознав о красоте княжеской жены Евпраксии, затребовал её к себе в наложницы, и, получив отказ князя, убил его. Узнав об этом, Евпраксия, не желая достаться монголам, вместе с малолетним сыном Иваном, якобы, выбросилась из своего терема и «заразилась» (ударилась) до смерти. После этого чудотворный образ Николая Корсунского, незадолго до этих событий появившийся в рязанских землях, стали называть Николой «Заразским», а сам город со временем стал Зарайском.

Достоверность этой легенды вызывает у историков большие сомнения, однако красивое предание пользуется большой популярностью у жителей города и экскурсоводов. Памятник, установленный в честь погибшей княжеской семьи еще в середине 17-го столетия, не пережил советской власти, но был восстановлен в 2002 году и по сей день стоит в Зарайском кремле. Слышали своими ушами, как один экскурсовод, показывая на этот памятник, назвал его «единственным сохранившимся в России памятником жертвам монголо-татарского нашествия», на что наш экскурсовод, также услышавший это, только ухмыльнулся.

Второй храм на территории кремля — собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. На этом месте раньше было несколько аналогичных по названию каменных храмов, первый из которых был построен по указу Ивана Грозного в 16-м веке. Нынешний огромный собор (вмещающий до тысячи человек) возведён в 1901—1904 гг. на средства известных меценатов братьев Бахрушиных, уроженцев Зарайска. Автором проекта храма в классическом стиле был известный архитектор Константин Быковский.

Зарайский кремль: история и современность

Иоанно-Предтеченский собор, начало 20-го века.

Изначально собор славился великолепием отделки и был богато украшен изнутри. Но первоначальный иконостас в «древнем стиле» и красочная стенопись с элементами стиля модерн не сохранились. Его нынешний интерьер — результат масштабной реставрации, законченной в 2005 году. Для иконы Николы Зарайского изготовлена резная сень, расположенная, как и прежде, у алтаря собора.

Зарайский кремль: история и современность

Старинная икона Николы Зарайского является святыней Иоанно-Предтеченского собора, Св. Николай Чудотворец изображен на ней в окружении сцен жития в шестнадцати клеймах. В 1608 году по велению царя Василия Шуйского для иконы был изготовлен драгоценный оклад из четырех с половиной килограммов золота (сейчас он в Оружейной палате Московского Кремля). После революции икона была передана в Зарайский музей, а в 1966 году отправлена на реставрацию в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, где пробыла вплоть до 2013 года. В Музее Рублёва икону датировали началом 16-го века. Сейчас она передана в пользование приходу Иоанно-Предтеченского храма.

Помимо соборов, на территории кремля, в здании бывших Присутственных мест, находится Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», который стал для нас приятным сюрпризом. В его коллекциях — археологические находки, живопись, стекло и керамика, ткани, мебель, оружие.

Музей возник в 1918 году, когда в него перенесли большое количество предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда.

Отдельный зал музея посвящен археологической экспозиции, поскольку прямо у Никольской башни кремля находится Зарайская верхнепалеолитическая стоянка, открытие которой в свое время произвело сенсацию в мире археологии.