Турист Алена Снаговская (Alena_snagovskaia)
Алена Снаговская
была 18 декабря 2023 1:57

Жуковский, Быково, Кратово — Россия Август 2020

Раменский район Подмосковья всегда манил меня своими волшебными лесами, заброшенными усадьбами и неразгаданными тайнами. Я наездами прожила в Жуковском три года и всем сердцем полюбила город и его окрестности. Хочу поделиться тремя самыми интересными на мой взгляд, локациями в непосредственной близости от Жуковского.

Первые два места, о которых пойдет речь, находятся в селе Быково.

Храм Владимирской иконы Божией Матери

Готический храм, старинная усадьба и дачи Подмосковья

Это белокаменное здание с остроконечными шпилями — вовсе не европейский дворец, а православная церковь. Она была построена в 1798 году архитектором Василием Баженовым на деньги помещика Михаила Измайлова в память о его усопшей супруге.

Такой нетипичный для православной церкви стиль постройки не случаен — архитектор Баженов, после окончания Академии художеств, для раскрытия своего таланта был направлен на обучение в Европу. Пораженный красотой европейской архитектуры, мастер твердо решил создавать нечто подобное на родине. В России его считают зачинателем русской псевдоготики, которая сочетает в себе элементы готического и древнерусского зодчества.

Готический храм, старинная усадьба и дачи Подмосковья

Может показаться, что эта белокаменная красота среди покосившихся домишек и разрисованных гаражей затерянного в лесах маленького села смотрится чужеродно. Но стоит только повнимательней присмотреться, как сразу начинаешь замечать высаженные на клумбах близ храма гладиолусы, рыжих котов, лениво растянувшихся вдоль дорожек, бабушек в платочках, спешащих к вечерне… И приходит понимание — этот храм с его необычной архитектурой здесь вполне уместен и нужен.

Усадьба Воронцовых-Дашковых

Усадебный комплекс Воронцовых-Дашковых находится неподалеку от Владимирской церкви. Стены усадьбы помнят и счастливые времена, с богатыми балами и приемами, и печальные — разорение войсками Наполеона и Гражданскую войну ХХ века. После революции усадьбу разграбили и передали детскому дому для сирот красноармейцев, а затем в этих стенах был размещен туберкулезный диспансер.

Готический храм, старинная усадьба и дачи Подмосковья

На самом деле, когда я бывала в этих местах, то воспринимала дворец Быковых как очень красивую, но все же заброшку. Думала, что лучшие времена у этого здания позади, что ждет его медленное разрушение и упадок. Думала, что цветы в полуразрушенные вазоны сажают бабушки-садоводы. Те самые, которые выйдя на пенсию, выпускают на волю внутреннего садовода. Когда дома на подоконниках и в саду на грядке больше нет места для цветов, они начинают сажать цветы во дворе и в парках.

Когда стала искать информацию об этих краях для своего рассказа я поняла, что жестоко ошибалась.

Готический храм, старинная усадьба и дачи Подмосковья

Оказывается, об усадьбе заботятся волонтеры проекта «Усадьба Быково — проект возрождения». И цветы в вазонах — не акт партизанского садоводства цветоводов-любителей, а продуманный проект ландшафтного архитектора.

Волонтеры организовали заботу по всем фронтам — они не только проводят субботники, но и организуют культурные и просветительские мероприятия, общаются с государственными институциями, имеющими отношения к усадьбе. Пишут научные работы (организовала этот волонтерский проект в 2015 году аспирантка РГГУ, которая как раз занималась исследованим усадьбы) и даже создают тематические стикеры для телеграма.

Готический храм, старинная усадьба и дачи Подмосковья

Благодаря проведению масштабной историко-исследовательской деятельности в 2021 году были обнародованы ранее неизвестные материалы из архива потомков архитектора усадьбы Берхарнда Симона. Теперь полюбоваться не только фасадом, но и интерьерами дворца сможет любой желающий. А 13 марта 2021 года здесь прошел первый музыкальный концерт.

Мне, к сожалению, не удалось увидеть интерьеры дворца, но поверьте, там много интересного.

Чего стоят только полностью сохранившийся резной потолок в библиотеке, растительные орнаменты и мифологические сюжеты на стенах дворца, подземные ходы.

Между прочим парк, в котором находится усадьба, тоже очень красив. В нем растут старые дубы и лиственницы, некоторым из которых уже больше 250 лет. А еще в парке есть пруд с островом и ротондой. Раньше на остров можно было попасть на лодке, сейчас — только по самодельному (и крайне ненадежному) мостику, который летом, время от времени, сооружают из палок особенно любопытные добровольцы.

Кратово

И наконец, третье место близ Жуковского, о котором я хочу рассказать — это крохотный дачный поселок Кратово. Здесь, на берегу озера, растут вековые сосны. А еще это место любили многие советские и современные писатели, режиссеры, актеры и композиторы. Среди известных жителей и уроженцев Кратово — Михаил Зощенко, Сергей Эйзенштейн, Сергей Прокофьев, Владимир Шаинский, Валентина Талызина, Татьяна Устинова и многие другие.

Мое любимое дерево на берегу Кратовского пруда

Поселок граничит на юге с Жуковским, а на Западе — с Раменским. Здесь нет особенных достопримечательностей, но есть особенная атмосфера колдовского леса и умирающей дачной культуры — с долгими разговорами на крыльце, вышитыми занавесками и чаепитиями под цветущей яблоней. Конечно, на чай вас вряд ли кто-то пригласит (если у вас в Кратово нет знакомых), да и не все местные жители ценят классическую дачную эстетику. Кто-то зашивает красивые фасады сайдингом, кто-то и вовсе покупает участок ради земли, сносит деревянный дом и строит на его месте кирпичный «дворец».

Но не все так грустно. Если подольше погулять по поселку и позаглядывать за заборы, можно найти очень атмосферные домики.

Готический храм, старинная усадьба и дачи Подмосковья

В архитектурном издательстве «Татлин», кстати, в сентябре выходит книга, которая так и называется — «Кратовские дачи» и я ее очень жду. На сайте издательства есть несколько разворотов с фотографиями из книги и я без преувеличения могу сказать, что деревянных домов такой красоты, как на тех фотографиях, я не видела больше нигде. И конечно, очень жаль, что тех самых дач из книги мне не удалось увидеть собственными глазами, но уловить атмосферу получилось точно.

Если вы ценитель подобного — я вам тоже советую побывать здесь и полюбоваться ускользающей красотой.