Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:35

Цхинвал — Южная Осетия Июнь 2022

Как я уже писала, Пятигорск — это город, откуда можно совершать путешествия по всему Кавказу. И вот в этот свой приезд я неожиданно узнаю: можно поехать в Южную Осетию. И это чуть ли не первый однодневный тур, раньше ездили туда на два дня, с ночевкой, а вот в этот раз предлагалось посетить Южную Осетию, и в том числе Цхинвал, за один день. Мне это подходило, и я сразу решила: еду!

Выехали из Пятигорска небольшой компанией (водитель и мы, четверо любителей гор, путешествий и т. д.) рано утром, или можно сказать, даже ночью, в три часа, и, забегая вперед, скажу, приехали на другой день, в 2 часа ночи. Конечно, путешествие утомительное, но не могу сказать, что я очень устала, увиденные красоты, сказочная природа ради этого несомненно стоило совершить это путешествие.

Республика Южная Осетия — это независимое государство, которое признали 5 стран, в том числе и Россия.

Мне давно было интересно, как же живет эта маленькая страна?

О том, что тут было 8 августа 2008 года, думаю, знают все. Несмотря на то, что война длилась недолго, всего пять дней, Цхинвал был основательно разрушен. До сих пор процес восстановления и нормализации жизни в этой небольшой республике продолжается. И это основное, что накладывает отпечаток на жизнь в республике.

Но мы вообще-то туристы, нас интересуют достопримечательности, красивые места, так что дальше о политике — ни слова, просто расскажу о поездке в Южную Осетию, что увидели, где побывали.

Наше путешествие началось в Пятигорске. Из Пятигорска едем до Алагира, а дальше наш путь проходит по Транскавказской автомобильной магистрали. Недавно мы уже ехали по ней до поворота на Цей. В этот раз едем дальше, в сторону Южной Осетии.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Транскавказская магистраль или Транскам — единственная трасса, связывающая напрямую Северную Осетию и Южную Осетию. Строительство магистрали было связано с определенными трудностями, горы, перевалы, поэтому только через 10 лет с начала строительства, в 1981 году, трасса была сдана в эксплуатацию.

Понятно, что на содержание дороги тратится много сил и средств. И на сегодняшний день Транскам — дорога с вполне нормальным покрытием. Правда, несколько опасная, ее расположение такое, что нередко трассу приходится закрывать из-за угроза схода лавин, камнепада. Вот если кто слышал, в июне этого года уже после нашего посещения Осетии Транскам был закрыт некоторое время из-за камнепада и схода селевых масс на трассу.

Фотография из интернета

От Пятигорска до Цхинвала — около 300 км, вроде бы не так и много, но вместе с прохождением границы и остановками дорога в один конец составляет более 4-х часов.

Пришлось проходить две границы туда, и две оттуда — российскую и южноосетинскую. Прохождение российской границы — по всем правилам, и занимает довольно много времени. И туда, и оттуда пришлось стоять в очереди, много автомобилей едет и в Южную Осетию, и в Россию. Проверяют не только паспорта (кстати российские, загранпаспорта не нужны), но и автомобили, также при прохождении границы задают вопросы, куда едете, откуда едете, цель поездки и т. д., и как я поняла, записывают данные всех, кто едет в Южную Осетию впервые.

Южную Осетию и Северную, или точнее Россию, разделяет Главный Кавказский хребет, через который на высоте более двух километров над уровнем моря проложен Рокский туннель. Протяженность тоннеля — 3730 метров, на момент сдачи в эксплуатацию в 1984 году Рокский тоннель был самым протяженным туннелем в СССР.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

После введения в строй почти 30 лет тоннель не ремонтировался, естественно, что своды его обветшали, на некоторых участках отмечались разрушения. И ввиду его аварийного состояния было принято решение о закрытии туннеля на капитальный ремонт. В это время можно было проехать из Южной Осетии в Россию и обратно по технологической штольне по реверсивной системе. В 2014 году реконструкция тоннеля завершилась, и движение возобновилось.

Сейчас это красивый и современный тоннель, бетонное покрытие, отличные вентиляция и освещение, здесь могут разъехаться даже большегрузы. Проехав тоннель, мы попадаем прямиком в Закавказье. Тоннель стал частью пограничного перехода Роки — Нижний Зарамаг.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Рокский тоннель имеет огромное значение, если бы не этот тоннель, связь Южной Осетии с Россией практически бы прервалась, другого пути туда нет.

Надо сказать, на нашем пути встречается не один тоннель, правда гораздо менее протяженные, и все тоннели в хорошем состоянии, освещение, дорожное покрытие — все на уровне.

Проехав по Рокскому тоннелю, мы, что вполне логично, попадаем на Рокский перевал. Делаем небольшую остановку. С перевала открываются потрясающие виды. Внизу змейкой вьется дорога, крутым серпантином то уходя вниз, то взбираясь вверх.

Российский погранпункт осталался за Рокским туннелем, а пока мы едем по нейтральной полосе, пожалуй, самой длинной в мире. Тут можно увидеть надпись, выложенную белым камнем на склоне гор: СПАСИБО, РОССИЯ, ну и, конечно, со всех сторон сказочные виды.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Нейтральная полоса растянулась на несколько километров, нам даже показалось, что мы уже проехали южно-осетинских пограничников, но нет, граница на месте и южно-осетинские пограничники ждут нас. Правда, правила прохождения границы тут попроще, и времени это заняло меньше, хотя проверка паспортов и осмотр машины, можно сказать, поверхностный, были.

И вот мы в Южной Осетии. Немного официальных данных. Площадь самой Южной Осетии всего 3,9 тыс. кв. км, это совсем немного, для примера площадь нашей области, Ростовской — 100,8 тыс кв. км., в 25 раз больше Южной Осетии! Население всего 53,5 тысячи человек, причем более 30 тысяч человек живет в Цхинвале.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Но размеры не главное, Южная Осетия — это прежде всего потрясающая природа, живописные пейзажи, величественные горные вершины, к тому же богатая история и многочисленные архитектурные памятники. На небольшой территории сосредоточено столько и природных, и исторических достопримечательностей, что хватило бы и на более крупный регион.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Все это вместе взятое просто поразило нас, я даже не ожидала, что Южная Осетия может так удивить!

Но все по порядку.

Проехав Рокский перевал, едем дальше по Транскаму. От трассы отходят боковые ущелья, ведущие в высокогорные районы, где заповедная природа, бурные реки, горы с заснеженными вершинами.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Почти на всем своем протяжении Транскам идет вдоль Большой Лиахвы. В Южной Осетии, несмотря на ее небольшие размеры, множество рек. В основном, это небольшие реки и ручьи, стекающие с гор. Большая Лиахва — крупнейший приток Куры. Основные реки, впадающие в Большую Лиахву — малая Лиахва и Паца. Кроме них на территории републики протекают еще такие реки, как Ксандон, Проне, Квирила, Доз, Кадиком, Сбадон, Чеселтдон, и все они небольшой длины, но быстрые и шумные, настоящие горные реки.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Большая Лиахва — бурная река с множеством порогов. Мы были в Южной Осетии в начале июня, когда в горах шло активное снеготаяние, и Большая Лиахва, как и другие реки, была очень полноводна, правда, вода в реках была очень грязной, цементного цвета, это потому, что вместе с тающими снегами в реки попадало большое количество примесей.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Ущелье Большой Лиахвы очень живописное. С одной и другой стороны реки горные хребты, покрытые лесом. Южную Осетию смело можно назвать горной страной, около 90% территории республики занимают горы, имеющие высоту 1000 и более метров. Но есть тут и по-настоящему высокие горы. Самая высокая гора — Халаца, является частью Главного Кавказского хребта. Ее высота достигает 3938 метров. Халаца всегда покрыта снегами, что делает ее особенно красивой.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Южная Осетия богата минеральными источниками. В советское время здесь было много санаториев, куда приезжали отдыхать и поправлять здоровье со всего Советского Союза. Слава о необычных свойствах этих источников разнеслась не только по Кавказу, но и далеко за его пределами.

Сегодня минеральные источники не очень восстребованы, но они есть, и они по-прежнему полезны. Один из самых известных минеральных источников — источник Багиата. Этот источник был известен еще с дореволюционных времен и включен в список вод «боржомского типа».

Источник находится прямо у Транскама. Мы, конечно, остановились возле него.

Очень интересное место. Источник напоминает маленький вулкан, из которого вместо лавы бьет целебная вода. Камни рядом с источником окрашены в ярко-красный цвет, это потому, что вода насыщена железом.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Мы попробовали эту водичку, на вкус приятная, правда, с привкусом металла, но это никак ее не портит, и самое главное, как говорят, вода очень полезная. Если пить ее регулярно, всякие там болезни органов пищеварения обойдут вас стороной.

Вода из источника красным ручейком стекает в реку Большая Лиахва, очень необычное зрелище.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Природа рядом с источником потрясающая. Совсем недалеко течет Большая Лиахва, бурная, быстрая, громкая. Горы, покрытые лесами, сочная зеленая растительность и чистый воздух!

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Минеральные источники Южной Осетии очень разнообразны и их количество на территории республики впечатляет. Я видела мнго разных источников по ту сторону Кавказского хребта, и в долине Нарзанов, и в Джилы-Су и еще во многих местах… Но тут есть источник, подобного которому я еще нигде не встречала, настоящее чудо природы.

Правда, этот удивительный источник находится немного дальше, за Цхинвалом, но раз уж я начала рассказывать о минеральных источниках, то, нарушая хронологическую последовательность нашей поездки, сейчас расскажу и об этом знаменитом источнике. К нему ведет проселочная дорога, неасфальтированная, но накатанная, так что доехать к источнику можно без труда.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Что интересно, это не просто источник с минеральной водой, это «горящий» источник. На первый взгляд — обычный источник, вода бьет из-под земли, бурлит, пузырьки газа по всей поверхности…

Но если поднести спичку к воде, вода воспламенится и будет гореть, пока ее не потушишь, хочешь грейся, хочешь жарь сосиски. Греться мы не собирались, на улице стояла жара несусветная, да и жарить сосиски — таких планов не было, но полюбоваться пламенем не прочь, потрясающее зрелище!

Почему горит вода? Все из-за того, что имеет уникальный химический состав, и ее горение происходит из-за высокого содержания в ней метана.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Рядом с источником — первозданная природа. Хоть и от города недалеко, практически это пригород, но кажется, что мы за сотни километров от цивилизации.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Разнообразный растительный мир, пестрящие цветами лужайки, яркие пятна алых маков и виднеющиеся вдали горы — это очень красиво. А еще звенящая тишина и совершеннейшее безлюдье добавляют природной красоте особое очарование!

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

А сейчас вернемся на Транскам и поедем дальше.

Небольшая остановка на ромашковой поляне. Целое море ромашек! Фотографии не передают красоту этого места!

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Конечно, все кинулись фотографироваться, когда еще попадем в такую красоту!

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

И еще одна достопримечательность Южной Осетии — Гуфтинский мост. Этот мост является одним из самых впечатляющих и оригинальных архитектурных сооружений Южной Осетии. Как везде пишут, это своего рода визитная карточка республики.

И место для моста выбрано очень удачное, мост очень органично вписывается в окружающий пейзаж.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Мост находится у села Гуфта, в районе слияния двух рек — Большой Лиахвы и Паца. Длина моста более 70 метров, высота — 22 метра.

Построен он был чуть ли не сто лет назад, в далеком 1929 году, по проекту немецких инженеров. На его строительство ушло всего около 10 месяцев. И вот за такие рекордные сроки был построен такой красавец!

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Сегодня мост нуждается в ремонте, проезд по нему закрыт, машины по нему не ездят, зато его облюбовали коровы, лежат, отдыхают…

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Однако по-прежнему мост является популярной достопримечательностью Южной Осетии, сюда приезжают, чтобы полюбоваться оригинальной архитектурой, сфотографироваться на его фоне.

Южная Осетия — удивительное место, где не только потрясающая первозданная природа, но и разнообразие памятников истории и культуры — средневековые башни, крепости, древние православные храмы. В республике более тысячи исторических памятников. И именно вокруг Цхинвала наибольшая их концентрация. К сожалению, большинство из них находится в полуразрушенном виде и нуждаются в реставрации. В чем мы вскоре убедились.

Сворачиваем с Транскама в том месте, где раньше было грузинское село Ачабети. Совсем недалеко от трассы — старинная крепость Ачабет. Точное время постройки неизвестно, но как пишут, уже в XVI веке было о ней упоминание, вполне возможно она была построена и раньше. Принадлежала крепость согласно тем же источникам влиятельному клану Мачабели.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Сначала появилась башня, а уже вокруг нее выросли другие строения и стены, но башня так и осталась доминантой крепости. Сложена она из валунов и установлена на каменном основании. Что интересно, с севера башня загруглена, с юга она имеет углы, это все сделано в обронительных целях. Древние строители знали все нюансы военного дела.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

Сейчас и башня, и вся крепость находятся в плачевном состоянии, однако кое-где можно заметить, что какие-то восстановительные работы ведутся, вроде бы какой-то местный житель взялся за восстановление крепости и на свои личные средства потихоньку что-то делает. Хочется верить, что крепость будет восстановлена, и хорошо бы в первоначальном виде.

За границу без загранпаспорта, или путешествие за Кавказский хребет

А дальше был Цхинвал, а потом еще были потрясающие пейзажи, невероятно красивые озера, памятники древности, крепости и башни средних веков. О них я тоже расскажу, но чтобы не утомлять вас, сделаю это позже. Так что продолжение следует…