Турист Виктор (grau59)

Сердцу вопреки:

Мы с тобой два берега

У одной реки.

С некоторыми допущениями можно считать, что это песня про Лепетане и Каменари. Правда реки здесь нет, но за неё вполне может сойти узкий пролив Вериге.

Вериге (черногор. Prolaz Verige) — самый узкий пролив Боки Которской.

Каменари и Лепетане: связаны то одной цепью, то одним паромом

Когда пересекаешь пролив Вериге на пароме, то вдали виднеется город Пераст.

Название по легенде, появилось в 1381 году, когда пролив был перегорожен цепью (цепь = верига), чтобы воспрепятствовать проходу венецианских кораблей к Котору.

С 1371 года Котор с прилегающими землями являлся фактически независимой городской патрицианской республикой, хотя официально признавал с 1371 по 1391 год покровительство иноземных монархов. Самое интересное, что в 1420 году Котор добровольно перешёл под управление Венецианской республики, забыв о независимости в преддверии нашествия османов.

Но как твердят историки — пролив перегораживался цепью для защиты от пиратов задолго до этого, практически с самых древних времен.

В настоящее время через пролив между населенными пунктами Каменари и Лепетане работает паромная переправа.

Каменари и Лепетане: связаны то одной цепью, то одним паромом

В планах руководства Черногории построить на этом месте мост.

Приехали мы к проливу в рамках автобусной экскурсии из Будвы в Боснию и Черногорию со стороны Лепетане.

Каменари и Лепетане: связаны то одной цепью, то одним паромом

В деревне Лепетане живёт менее 200 человек, но тем не менее первое упоминание о ней датируется 1439 годом.

Официально нынешнее название было дано по имени владельца резиденции в посёлке, богача из соседнего города Пераст — Заселака Лепетана. Судьба Лепетане в течение многих веков связана с Перастом и Котором. Ведь они долгое время входили в Венецианскую Венецию.

Гид нам рассказала другую, более романтичную историю. Гложет меня сомнение, что она сама эту версию и придумала. Моряки Пераста были искусными мореходами. Они годами проводили жизнь вдали от родных берегов и семей. Порой появлялись на чужбине новые семьи. Но привезти в отчий дом вторую жену было не по христиански. И был изобрётен способ это обойти. Появился постоялый двор, владела им некая Таня. Здесь и стали жить-поживать иноземные жены моряков. Мореходы, улучив минутку сбегали сюда. И когда спрашивали где тот или иной мужчина из Пераста, которого не могли отыскать с семью собаками для которых семь вёрст не крюк, то им отвечали — у Тани. Так появилось селение, а «У Тани» трансформировалась в Лепетане.

Согласно же официальной истории сначала селение называлось в Средние века Край Святого Ловиенция (серб. кир. Крај Св. Ловијенца) по расположенной в нем церкви.

Лаврентий Римский (лат. Laurentius — «увенчанный лавром»; ок. 225–258 — архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, воздвигнутых императором Валерианом. Святой почитается как в католической (память 10 августа), так и в православной церкви (память 10 (23) августа). Сейчас в деревне и в округе имеется несколько церквей.

Мы видели лишь одну — церковь Антония Падуанского.

Каменари и Лепетане: связаны то одной цепью, то одним паромом

Нередко храмы в Черногории находятся прямо в черте городской застройки, практически вплотную к жилым домам. Чтобы увидеть с моря Церковь Антония Падуанского в Лепетане — надо вглядываться между домами.

Хотя рядом с храмом был обнаружен мраморный крест, который датируют VI веком и возможно крест сохранился от более старинного здания, но церковь Антония Падуанского датируется 1760 годом, когда богатый судовладелец Антон Дамьянович из Пераста построил эту церковь в честь своего небесного покровителя.

Антоний Падуанский (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant’Antonio di Padova, порт. Santo António de Lisboa, 1195 -1231) -католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев. Был канонизирован почти сразу после смерти — в 1232 году. Он считается покровителем бедных и путешествующих. К святому Антонию обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви — «хлеб святого Антония».

Самым известным уроженцем Лепетане был Лазар Томанович (серб. Лазар Томановић, 1845–1932). Интересные тогда были времена политик одной страны мог переехать в другую и достичь там поста премьер-министра. Так произошло с Томановичем.

Родился он в Австро-Венгрии, ибо Лепетане после распада Венецианской республики стала сначала частью Австрийской империи по договору Кампо Формио, а затем частью наполеоновского Королевства Италии по миру Прессбурга, а потом французских иллирийских провинций по договору Шенбрунна. В 1814 году Лепетане был вновь включен в состав Австрийской империи.

Лазар в 1893 году окончил философский факультет университета в Граце, там же получил степень доктора права. После завершения обучения преподавал математику в школах Котора. Стал принимать участие в политике. В 1861 году появился в австрийской Далмации парламент. В 1866 году Томанович стал его депутатом.

Затем переехал в Черногорию, почему — информацию я не нашёл. Стал директором гимназии в Цетинье и продолжил политическую деятельность. С 1907 года занимал должности министра иностранных дел, министра юстиции, министра внутренних дел. В качестве премьер-министра Томанович четыре раза формировал и руководил правительствами Черногории с 18 апреля 1907 года по июнь 1912 года. Именно при нём княжество Черногория стало королевством 28 августа 1910 года.

Кстати, в русскоязычном варианте Википедии не было упоминания о том, что Томанович переехал из Австрийской империи в Черногорию. И не знающий истории страны спокойно может проглотить, что Лазар был депутатом парламента Далмации, которая отнюдь не была в то время частью Черногории.

Паром нас вместе с автобусом

доставил в Каменари.

Населения в Каменари поболее, чем в Лепетане — около тысячи человек.

Каменари и Лепетане: связаны то одной цепью, то одним паромом

У названия Каменари нет романтической подоплёки. Здесь когда-то располагались каменоломни, камень из которых использовался для строительства храмов Котора, да и в Венеции был востребован.

Одна из шумных страниц в истории города была, когда здесь появился пограничный пункт между Венецианской республикой и Османской империей.

Если верить историческим данным, то в Каменари того времени помимо гостиниц был даже свой театр.

Ныне же в Каменари и окрестностях насчитывается 4 церкви: Святой Недели, Богоматери Розария, Святой Анны и Святого Николая. Мы ни одной не увидели.

Один из самых известных уроженцев Каменари является- профессор Сима Милошевич (Sima Milošević, 1896 — 1943).

В молодом возрасте он помогал участникам Которского восстания матросов австро-венгерского флота 1 — 3 февраля 1918 года в порту города Котор. Восстание началось 1 февраля 1918 года в Которском заливе с бунта на крейсере «Санкт-Георг» и поднятием красного флага. Позже к восставшим присоединились экипажи ещё 42 судов (около 6 тысяч матросов) и рабочие порта. Восстание было жестоко подавлено, причём командующий подавлением восстания контр-адмирал Миклош Хорти (венг. Miklós Horthy, 1868 — 1957) был назначен на должность командующего флотом Австро-Венгрии. Не прошло и пары лет как Хорти стал правителем (регентом) Венгерского королевства и занимал этот пост в 1920–1944 годах.

Милошевич учился в Гамбурге и Париже, получил в 1926 году докторскую степень. Трудился профессором на Медицинском факультете Белградского уни верситета, при этом занимался политической деятельностью Дважды арестовывался — в 1933 и 1939 годах. Причём интенсивно занимался научной работой и написал около 70 научных работ в области медицины, которые были опубликованы в стране и за рубежом. Участвовал в сопротивлении после захвата Югославии немецкими и итальянскими войсками.

26 ноября 1942 года было создано Антифашистское вече народного освобождения Югославии (Antifašističko vijeće narodnog oslobođenja Jugoslavije) для управления свободных территориях Югославии. Милошевич был избран членом Исполнительного комитета и руководил организацией медицинского обслуживания на освобождённой территории. В июне 1943 года во время немецкого наступления был ранен, а затем его убили четники.

Когда в 1949 году был в Игало создан Институт физической медицины, реабилитации и ревматологии, то институт был назван «Д-р Симо Милошевич». В 1976 -ом году в Институте был создан ВУЗ физиотерапии, который в 2004 году стал Факультетом прикладной физиотерапии. Институт «Д-р Симо Милошевич» относится к крупнейшим и наиболее известным учреждениям для многопрофильного и курортного лечения на Балканах, является одним из главных международных центров по реабилитации детей, взрослых и пожилых людей. В процессе реабилитации активно используются местные лечебные грязи и минеральная вода. Игало находится в пере десятков километров от Каменари. Память о Симе Милошевиче жива. Мимо Игало мы также проезжали мимо.

На обратном пути посмотрел как машины с причала

загружаются на паром.

Заодно посмотрел на группу туристов, похоже передвигающихся своим ходом.

Каменари и Лепетане: связаны то одной цепью, то одним паромом

Кстати, паромов здесь несколько, они снуют туда-сюда.