Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 7:46

Северодвинск, Архангельск — Россия Июль 2022

Как бы ни любил самостоятельные поездки, иногда при планировании новых маршрутов, понимаешь, лучше воспользоваться услугами турфирм, если хочешь увидеть больше. По этой причине мы и приземлились в последний день июня в 23 часа в составе небольшой туристической группы в аэропорту Архангельска. У выхода встречала представительница принимающей турфирмы и родные северные комары, кто с ними знаком, тот поймет!

А над Архангельском белые ночи

Пик белых ночей уже прошел, но до завершения еще далеко: час ночи, а за окном совсем светло. Для туриста удобно: пусть не лучшее время для фотосъемки, успеть посмотреть можно многое, что с экскурсией, что самостоятельно в свободное время. Трехзвездочная гостиница «Двина», куда нас разместили, расположена очень выгодно — в самом центре Архангельска. Рекомендую, «Двина» хороша по всем параметрам.

А над Архангельском белые ночи

Об Архангельске немного знала, а увидеть этот город на 64 параллели хотела давно. И в своих ожиданиях не ошиблась: чистый, уютный, доброжелательный.

Архангельск — город с богатой историей, один из старейших северных городов нашей страны, основанный в 1583 году. Но не ждите увидеть большое количество исторических зданий, застройка в основном советского периода, а в центре города сейчас растут современные жилые и торговые комплексы. Нам рассказывали, что до 1970-х годов в Архангельске строили, главным образом, деревянные здания, сейчас не представляющие исторической ценности.

Троицкий проспект

Главное в Архангельске, конечно, Северная Двина. Река очень красива, причем сразу понимаешь, что это река — работница. К сожалению, многие наши реки в последние годы стали безработными.

Архангельск — город необычный. Он расположен в дельте Северной Двины, где ее рукава и многочисленные протоки образуют целый архипелаг островов разного размера. Несколько островов с населенными пунктами входят в состав города, при этом не все островные территории соединены мостами с материковой частью города. В теплое время года до островов добираются теплоходами, а зимой — по льду замерзшей Двины.

Памятник в честь 400-летия Архангельска

Северная Двина в Архангельске — главная, все улицы, одна за другой, повторяют очертания ее береговой линии: Набережная Северной Двины, Троицкий проспект, проспект Ломоносова…

Главная улица Архангельска — Троицкий проспект, здесь располагается большинство административных зданий, театры, Северный государственный медицинский университет. К проспекту примыкает и главная площадь города — площадь Ленина, конечно, с памятником вождю.

Но самая любимая улица архангелогородцев — Набережная Северной Двины. Особенно оживленно здесь вечером, что неудивительно: приятно после жаркого дня посидеть у воды, глядя на неспешное течение Северной Двины.

На набережной созданы все условия для отдыха: можно посидеть на лавочках с видом на реку или в тени деревьев, послушать выступления музыкантов или просто поглазеть на гуляющую публику.

Гуляя по набережной, увидишь многие городские достопримечательности: сохранившиеся здания конца XIX — начала XX века, памятники, связанные с историей Архангельска.

Узнаете памятник с 500-рублевой купюры?

Пляжу Архангельска позавидуешь: широкая полоса песка в черте города, если бы еще и купаться было можно. На пляже стоит знакомый знак: «Купаться запрещено», вода в Двине не соответствует нормам Роспотребнадзора. Но не подумайте, что пляж пустует: кто-то загорает, а кто-то играет в волейбол.

Есть в городе и своя пешеходная улица, что так любят туристы, — проспект Чумбарова-Лучинского или просто «Чумбаровка». Пешеходный участок проспекта невелик, всего 900 метров, но все, как положено: красивые домики, лавочки, кафе-рестораны, скульптуры.

А над Архангельском белые ночи

Любит улицу и местное население, суеты нет, но вечером не пустуют открытые веранды баров и кафе, нет и свободных лавочек. В поисках прохлады все высыпают на улицу: пенсионерки, мамы с колясками, молодежь. Позже расскажу об этой улице подробнее.

На этой улочке много скульптур писателей, уроженцев Архангельска, и героев их произведений.

Вы знаете, что и Козьма Прутков родился в Архангельской области? Говорят, и люльку нашли, в которой его качали. Изыскания продолжаются, пожалуй, скоро и одноклассников разыщут. Памятник Козьме Пруткову также есть на Чумбаровке у Литературного музея.

А мы посетили на этой улице Музей архангельского пряника — козули, где нам рассказали об этих вырезных пряниках из ржаного теста, украшенных цветной сахарной глазурью.

Когда-то козули пекли на день зимнего солнцестояния, а с приходом православия приурочили к Рождеству. Сейчас это просто поморский сувенир, пользующийся популярностью в любое время года.

Попробовали и мы расписать такие пряники, результат показывать не буду. В лавке при музее продают пряники удивительной красоты, есть они и в других сувенирных лавках. В обычных магазинах пряники тоже можно купить, но попроще в оформлении и дешевле в полтора раза. Пробовала и те, и другие: в сувенирных лавках они все же вкуснее.

Город мы посмотрели неплохо, все главное обошли пешком, остальное увидели из окна автобуса. Посетили исторический район Архангельска — Соломбалу, где в конце XVII века по повелению Петра I была основана Соломбальская верфь.

Здесь мы познакомились с поморским кочем — историческим деревянным судном XIV — начала XX веков, на которых поморы ходили по покрытым льдами арктическим морям и северным рекам. Например, поморские кочи «Обь» и «Экспедицион», построенные в 1734 году в Архангельске, участвовали в Великой Северной экспедиции, занимавшейся исследованием и нанесением на карту северного побережья России от Белого моря до Ямала.

Ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области» и Фонд возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания на Соломбале строят поморский коч. Чертежи воссозданы по описаниям государственного архива ВМФ.

Когда строительство судна завершится, участники отправятся на нем в экспедицию вдоль Арктического побережья по Белому и Баренцеву, Печорскому и Карскому морям, частично повторив маршрут предков-мореплавателей.

В Архангельске интересные музеи, как традиционные, так и уникальные, такие, например, как Северный морской музей.

А над Архангельском белые ночи

Экспозиция музея стилизована под парусный корабль, а экспонаты «рассказывают» всю историю морского освоения Севера, начиная с морского устава, написанного Петром I. В музее обязательно нужно заказывать экскурсию, объем знаний и любовь к своему делу экскурсовода произвели на нас впечатление!

Не менее интересен и необычный Музей художественного освоения Арктики им. А.А Борисова, расположенный в здании — памятнике архитектуры, входившем в состав купеческой усадьбы Шингаревых-Плотниковых. В XIX веке это было торговое здание с каретным сараем.

А над Архангельском белые ночи

А сейчас здесь погружаешься в атмосферу таинственного мира Крайнего Севера с помощью современного дизайна и видео-инсталляций. В экспозиции музея старинные карты и картины Александра Борисова, художника с мировым именем, первого полярного художника, основоположника художественного освоения Арктики.

В Архангельском краеведческом музее прослушали тематическую экскурсию, посвященную Гостиному двору — памятнику архитектуры XVII–XVIII веков, который этот музей занимает.

Гостиные дворы — каменная крепость были построены по указу царя Алексея Михайловича в 1668–1683 годах, это было грандиознейшее сооружение того времени. К сожалению, фасады здания на реставрации и затянуты сеткой. Масштабы сооружения можно оценить только со стороны реки, в кадр втиснуть невозможно.

Коллекция краеведческого музея содержит уникальные экспонаты, в том числе мирового значения: Евангелие Тяпинского 1570 года, предметы с зимовки Виллема Баренца 1598 года, вещи августейших особ и государственных деятелей — Петра I, царевны Софьи, Михаила Ломоносова, Иоанна Кронштадтского и других.

А над Архангельском белые ночи

В свободное время сходили в Архангельский областной музей изобразительных искусств, посмотрели коллекцию русского искусства XVIII — начала XX века, в составе которой работы известных русских художников, таких как Ф.Рокотов, К.Брюллов, И.Айвазовский, И.Крамской, И.Шишкин, не менее интересны и работы неизвестных художников. И все это в старинных интерьерах купеческого особняка конца XVIII века с паркетными полами и уникальными изразцовыми печами.

А над Архангельском белые ночи

Архангельск — город на большой судоходной реке, а это значит, что обязательно нужно воспользоваться возможностью совершить речную прогулку, тем более, что она здесь будет необычной.

У причала - круизный теплоход «Русь великая», доставивший туристов из Санкт-Петербурга.

Двухчасовую прогулку по Северной Двине выполняет уникальный пароход-колесник «Н. В. Гоголь», старейшее пассажирское судно России, находящееся в эксплуатации с 1911 года.

А над Архангельском белые ночи

Прогулка по Северной Двине — прекрасная возможность полюбоваться панорамой города с воды и еще раз оценить красоту и мощь этой северной красавицы. С погодой нам повезло!

Завершается строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора. Слева - здание «Северного морского пароходства».

Архангельск, конечно, можно посмотреть и самостоятельно, вполне достаточно двух-трех дней, в зависимости от количества музеев, которые планируете посетить. А теперь о том, ради чего мы поехали именно в организованный тур.

Программой предусматривалась поездка на родину Михаила Ломоносова в село Ломоносово Холмогорского района. Если вы «безлошадны», самостоятельно сюда добраться сложно: сначала автотранспортом до Холмогор, затем паромом до села Ломоносово, так как находится это село на Курострове. Придется походить пешком, а, значит, много не успеешь, тем более, что время ограничено графиком работы парома.

Жаркий день, искрящаяся на солнце река, паром, неспешно идущий вдоль берега… Жаль, что поездка продолжается всего двадцать минут!

Ломоносово названо в честь своего самого известного уроженца — Михаила Васильевича Ломоносова, с ним связана и главная достопримечательность села: Историко-мемориальный музей в здании конца XIX века, которое стоит на месте, где когда-то находилась усадьба Ломоносовых. Здесь знают всё о своем знаменитом земляке: от рождения до последних дней жизни, в музее есть даже купель из сгоревшего храма, в котором крестили новорожденного Мишеньку.

В экспозиции представлены великолепные образцы холмогорской резьбы по кости. Не удивительно: Ломоносово известно, как родина этого северного промысла. Посетили и мы мастерскую косторезов, где поучаствовали в мастер-классе, попытались освоить азы этого непростого ремесла.

Нам понравилось село, оно живое: крепкие дома, работают Дом культуры, школа и училище, где студентов обучают резьбе по кости, восстановлена церковь Дмитрия Солунского, а в сквере — отличный памятник Михаилу Ломоносову.

Пообедав в Ломоносово, переправились в Холмогоры, где познакомились с историями Спасо-Преображенского собора, архиепископа Афанасия и «Брауншвейгского семейства», которое долгие годы провело здесь в ссылке.

А над Архангельском белые ночи

Интересно было увидеть Северодвинск — город, который еще недавно был недоступен для туристов.

Город, как известно, расположен в устье Северной Двины у места ее впадения в Белое море, но, чтобы увидеть море, нужно ехать на остров Ягры.

24 августа 1553 года на острове пришвартовался британский корабль «Эдуард Бонавентура» под командованием капитана Ричарда Ченслера. Событие положило начало дипломатическим отношениям между Россией и Англией, в память об этом установлен камень.

Англичане, удивленные при высадке на остров Ягры обилием цветущих кустов шиповника, назвали этот остров «розовым». Шиповника и сейчас здесь много. Удивительно, на гербе Северодвинска, сурового города корабелов и моряков, тоже изображен цветок шиповника. Есть мнение, что это еще и символ гребного винта атомной подводной лодки, ведь город это центр российского атомного судостроения.

На Белом море на наших глазах происходило важное событие — финал каких-то гонок на веслах, мы успели к последним минутам. Белое море находилось в состоянии отлива, участники гонки оставляли лодки далеко от берега, выносили весла и вещи. Поинтересовались температурой воды, сказали, что 7–8 градусов.

Остров Ягры славится уникальным двухсотлетним сосновым бором, где создали особо охраняемую природную территорию.

В Ягринском бору находится воинский мемориал, в составе которого братская могила солдат Великой Отечественной войны с памятником «Скорбящая мать», памятники блокадникам Ленинграда, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.

Есть и памятный знак в честь мужества моряков-подводников, погибших в 2000 году на подводной лодке «Курск». Лодку построили в Северодвинске, значит, для многих горожан члены ее экипажа были друзьями и знакомыми.

Прогулялись, воспользовавшись отливом, по дну Белого моря и поехали смотреть город.

А над Архангельском белые ночи

Северодвинск — город совсем молодой по современным меркам, его основали в 1936 году как рабочий поселок «Судстрой», название говорит само за себя. Думаю, что самостоятельно, поехав на один день из Архангельска, мало что увидишь. Достопримечательностей в Севродвинске немного, а город — спальные районы разных лет строительства в окружении градообразующих предприятий.

Дом Корабела

С экскурсией удобно: провезли по всему городу, показали деревяшки довоенных годов, солидные послевоенные «сталинки», многочисленные «хрущевки» и «брежневки», а также застройку последних лет.

Остановились у дома, где в 1940–1941 годах жил писатель Валентин Пикуль. В Северодвинске, а тогда он назывался Молотовым, он окончил 5 класс и ходил в Дом пионеров в кружок «Юный моряк». Состояние дома, конечно, ужасное, а это памятник архитектуры. Собирались сделать из него гостиницу, но что-то шевеления незаметно.

А над Архангельском белые ночи

Самым запоминающимся в Севродвинске было посещение Северодвинского городского краеведческого музея. Смотрели не всю экспозицию, а только зал «Музейная субмарина», стилизованный под центральный пост управления АПЛ (атомной подводной лодкой). Увидели главный экспонат — конструктор в виде подводной лодки. Нам все показали и рассказали: какие отсеки есть в лодках, в какой последовательности они расположены.

Есть интерактивные экспонаты, демонстрирующие маневры погружения и всплытия лодки, ракетный старт. Особенно интересно было послушать с помощью интерактивного экспоната «Глаза и уши» звуки, которые улавливает гидроакустический комплекс АПЛ. Никогда не думала, что «немые» рыбы могут так шуметь!

В Северодвинске находятся крупнейшие предприятия судостроительного и судоремонтного комплекса — ПО «Севмаш» (Северное машиностроительное предприятие) и Центр судоремонта «Звёздочка».

Центр судоремонта «Звёздочка» — ведущая судоремонтная верфь страны. Сфера деятельности предприятия обширна — от ремонта, модернизации и утилизации кораблей, судов и морской техники любого назначения до огранки алмазов. К проходной «Звездочки» мы подъехали, чтобы увидеть образец ее продукции — винт подводной лодки К-480 «Ак Барс», который демонтировали при утилизации.

В самый жаркий день побывали в Музее «Малые Корелы». Это уникальное собрание памятников деревянного зодчества под открытым небом в 25 километрах от Архангельска, где собрано около 120 самых разных строений — церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI — начале XX веков.

В музее четыре сектора, по одному из них нам провели экскурсию, рассказали о быте поморов, устройстве их домов, обычаях. В оставшееся время самостоятельно смотрели, кто что хотел и успел. К сожалению, в лесах два самых больших объекта — церковь Вознесения Господня из села Кушерка и Георгиевская церковь из села Вишеры, обе XVII века.

Еще нас в Малых Корелах учили делать тетёрки — интересное обрядовое печенье, которое готовили в северной части России в День весеннего равноденствия. Оно необычное, тетёрки не раскатывают, а свивают из жгутиков теста по определенным правилам.

А над Архангельском белые ночи

На обратном пути побывали в Музее Архангельского водорослевого комбината — предприятия с более чем вековой историей. Оно было основано еще в царской России во время Первой мировой войны, когда возникла необходимость для лечения раненых солдат производить кристаллический йод в промышленных объемах. Первый в стране завод по производству йода из морских водорослей вели в эксплуатацию в 1918 году.

С интересом послушали лекцию о добыче водорослей, методах их переработки для получения фармацевтической, косметической и пищевой продукции мирового уровня, о людях, которые стояли у истоков научно-исследовательской деятельности по изучению бурых морских водорослей.

Конечно, познакомились и с продукцией комбината, продегустировали чипсы из водорослей, мармелад на основе агар-агара, шоколад. С пустыми руками не ушли, купили подарки для родных и близких, как съедобные, так и косметические. Купить продукцию комбината в Архангельске не проблема. Могу рекомендовать магазин от комбината в аэропорту, цены заводские, без накруток, проверила.

Нельзя не рассказать о любимой всеми туристами части путешествия — гастрономической. В Архангельске это возможность познакомиться с поморской кухней. Поверьте, северянам есть, чем удивить! Кормили нас вкусно, оценили кухню ресторана на воде «Паратов», ресторана северной кухни «ROOMI», ресторана «Столица Поморья», а на шведском столе ресторана гостиницы «Двина» с утра стояла селёдочка.

А над Архангельском белые ночи

Не буду рассказывать о северной кухне, все равно не передашь вкус свежей «трещочки», рассольной лепешки и других поморских деликатесов.

В Архангельске нет проблем с покупкой подарков друзьям и родным, сувенирная продукция представлена в самых разных вариантах. Немного о самых любимых подарках — гастрономических, для которых не нужно искать место на полке и стирать пыль. Что же интересного и вкусного предлагает поморская столица:

• Архангельские пряники — козули, нарядные и вкусные, понравятся и женщинам, и детям.
  • Мармелад из лесных ягод — клюквы, черники, морошки, малины на агар-агаре хорош во всех вариантах.
  • Шоколад с морскими водорослями есть молочный и горький, с ламинарией и фукусом.
  • Натуральные растворимые напитки из природных компонентов — бодрящие, укрепляющие, тонизирующие. Говорят, их пьют космонавты.
  • Конечно, рыба! Здесь вкусы у всех разные, но вяленый ерш, которого я купила по совету охранника из магазина «Альбатрос», был оценен по достоинству. Спасибо, добрый человек!

Нам понравился этот северный край, хотя мы увидели далеко не все. Это даже хорошо: будет задел на будущее! Здесь есть все, что обычно привлекает туристов: большая река, природные красоты, уникальные достопримечательности, вкусная еда. Не пора купить билет и составить собственное впечатление?