Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 17:12
...

Таураге — Литва Июль 2022

Продолжаю знакомить вас с городами Литвы. В этот раз мы поехали в самую глубинку республики. От Вильнюса город находится в 240 километрах. Это примерно на полпути в Клайпеду. Сюда мало кто доезжает. Да, что говорить, если никто из моих знакомых не бывал в Таураге, а если кто и был, то мельком. В 90-е года в городе действовало несколько рынков подержанных автомобилей. Многие только по этой причине и бывали здесь. В наше время такие рынки потихоньку исчезают. Люди стараются приобрести новенькие машины, часто в лизинг.

В один из погожих дней мы купили билеты и поехали в Таураге. В связи с подорожанием топлива такие поездки становятся довольно дорогими для кармана. Так в обе стороны мы заплатили 40 евро. С погодой повезло, потому что после недельной духоты и жары, начались грозовые ливни, которые могут идти часами, сутки напролет. Такой нынче тренд с погодой. Но, именно в тот день было солнечно.

По городам Литвы. Таураге

После четырехчасовой поездки мы, наконец, приехали на автовокзал. Город преимущественно одноэтажный. Есть и несколько многоэтажек, но это скорее исключение. Немного истории.

По городам Литвы. Таураге

Впервые в письменных источниках имение упоминается в 1507 году, когда здесь был сооружен первый деревянный католический костел. С 1655 года поместье стало одной из основных резиденций Радзивиллов. Затем на целых сто лет город принадлежал Пруссии, а в 1795 году перешел в правление Российской империи.

По городам Литвы. Таураге

В 1805–1807 годах Тауроген сделали резиденцией Александра I и важнейшим опорным пунктом на западе России. Здесь же в 1812 году была заключена Таурогенская конвенция, когда генерал И.Дебич и Людвиг Йорк фон Вартенбург подписали резолюцию о нейтрализации 20-ти тысячного прусского вспомогательного корпуса. Согласно этой резолюции прусский корпус отказался воевать на стороне французов, что стало началом освобождения занятых противником стран от наполеоновской оккупации.

По городам Литвы. Таураге

Во время Первой мировой войны пограничный Тауроген(или Тавроги) подвергся сильнейшим разрушениям. Он несколько раз переходил из рук в руки, в результате чего от города почти ничего не осталось, а население насчитывало около пятьдесят жителей. Считается, что первыми убитыми русской армии в Первую мировую войну считаются солдаты 6-й Таурогенской пограничной бригады.

По городам Литвы. Таураге

Свое литовское название-Таураге, город получил в 1920 году, когда Литва двумя годами ранее провозгласила Независимость. Продолжалась она недолго. В 1940 году Таураге стала советской. С перерывом на Вторую мировую войну, когда Литву оккупировала фашистская Германия, и вплоть до распада Советского Союза Таураге был советским городом с развивающейся промышленностью. Здесь были, и кстати до сих пор функционируют, плодовоовощной и мясной комбинаты, завод элементов вычислительных машин, маслосыродельный завод, леспромхоз и мебельная фабрика.

По городам Литвы. Таураге

Кстати, корни известного миллиардера Романа Абрамовича ведут именно в Таураге! Его бабушка и дедушка были белорусскими евреями. Они жили в Белоруссии, а после революции 1917 года переехали в Литву, в Таураге. После принудительного вхождения в августе 1940 года Литвы в состав СССР власти провели в середине июня 1941 года массовое выселение, а иными словами депортацию из Литвы «антисоветского, уголовного и социально опасного элемента» и членов их семей в отдаленные местности Советского Союза.

Дед и бабушка были высланы и разлучены, а детей везли в разных вагонах. Многие ссыльные погибли в лагерях, среди которых и дед Абрамовича. Лет десять назад город пытался наладить какие-нибудь связи с олигархом, но все запросы так и остались без ответа…

Идем гулять и смотреть, что осталось от двух мировых войн. Главной площади, как таковой нет. На одной стороне улицы мэрия, на другой парк, где по видимому и проходят главные события и праздники города.

По городам Литвы. Таураге

Рядом банк, построенный в 1935 году, и спроектированный А.Функасом и М.Сонгайлой. Архитектура здания имеет тенденции характерные для неоклассицизма. Это один из наиболее известных образцов архитектуры межвоенного периода, сохранившихся в маленьких городках. Во время войны здание не пострадало, а после войны в нем было оборудована гостиница и ресторан. С 1977 года ее стали вновь использовать по первоначальному назначению.

По городам Литвы. Таураге

Недалеко возле банка находится здание бывшей таможни, теперь называемое Таурагским замком. Построенное в 1844 году в стиле ренессанса, оно постепенно расширялось. Так в 1847 году был построен второй этаж, предназначенный для арестованных на границе лиц. Затем его оградили кирпичным забором, во дворе построена баня, хозяйственные постройки, выкопан колодец.

По городам Литвы. Таураге

В 1866 году весь ансамбль был перестроен в замковую тюрьму с угловыми башнями и бойницами. Одновременно замок приобрел внешний вид и планировку, сохранившиеся до наших дней. И только в 1971 и 1986 годаз во дворе замка были построены еще два новых здания. Теперь, в замке находится краеведческий музей, проводятся различные выставки и мероприятия. Мы, конечно, зашли во внутрь и ознакомились с экспозицией музея, о чем будет отдельный альбом.

Город совсем небольшой, поэтому все достопримечательности находятся рядом в шаговой доступности. Так, рядом находится Культурный центр, а я присел написать рассказ для наших Туристеров!..

По городам Литвы. Таураге

Настало время заселяться в отель. Побросали вещи и вернулись в город пообедать. Кафе оказалось пустое, что неудивительно. Весь город нам показался пустой. И неспроста. Если в 1989 году здесь проживало почти 35 тысяч человек, то теперь только 21 тысяча. А обед был вкусный!.. Не хуже Вильнюса!..

По городам Литвы. Таураге

Плотно пообедав, пошли дальше гулять!.. Перейдя дорогу мы подошли к одному из самых старых зданий города- почтовому комплексу, который раньше состоял из почты, дома для гостей и конюшен. Почта в Таураге основана в 1833 году, а здание для нее предназначенное построено в 1843 году.

Наибольшую аутентичность сохранил кирпичный дом для гостей, в котором были оборудованы залы для отдыха:«чистая»-для пребывающих господ и «грязная»-для слуг, извозчиков, почтальонов.10 октября в почтовом доме для гостей останавливался писатель Оноре де Бальзак, откуда он написал письмо в Петербург своей будущей жене-польской графине Эвелине Ганской.

Писатель писал в письме, что ему понравился городок Таураге, потому что здесь, на постоялом дворе, он хорошо пообедал, восстановил свои душевные силы, и его настроение значительно улучшилось после утомительного пути. А вставая из-за стола, воскликнул: «Да здравствует Таураге и ее знаменитая семья!». Так писатель отозвался о владельцах постоялого двора.

По городам Литвы. Таураге

Далее мы прошли через пожарную часть и направились к евангелическому лютеранскому храму. Первоначально он был построен на горе Вимерис, но после пожара, произошедшего в 1836 году, его перенесли в центр города.

Здание построено из природных камней в стиле романтизма. В 1947 году во время празднования 400-летнего юбилея первой литовской книги, Таурагскому храму было присвоено имя Мартинаса Мажвидаса, а уже в 1987 году в нишах, находящихся у центрального входа, были помещены скульптуры Мартинаса Мажвидаса и Мартина Лютера из кованой меди. Это первые установленные в Литве скульптуры реформаторов-просветителей.

По городам Литвы. Таураге

За храмом с одной стороны стоит гимназия имени Мажвидаса, а с другой стороны разбит небольшой парк и цветник с доминантой- памятником автору гимна Литвы-Винцасу Кудирке.

По городам Литвы. Таураге

Через улочку находится еще один храм-Таурагский костел св. Троицы, построенный в 1507 году. Конечно, это не оригинал. Сначала построили деревянный костел, который не избежал многочисленных пожаров, которые время от времени настигали город. И только в 1904 году, когда был снесен деревянный, построили кирпичный.

По городам Литвы. Таураге

Две мировые войны вихрем пронеслись над городом. Костел снова и снова разрушался и был отстроен лишь в 1955 году усилиями ксендза Йонаса Бейнориса, на средства прихожан и благодаря их помощи. Храм имеет черты классицизма и неороманского стиля, в плане имеет форму латинского креста с пятистенной апсидой и одну восьмистенную башню. В костеле шесть алтарей.

По городам Литвы. Таураге

Православная церковь находится чуть поодаль от центра города на православном кладбище. Когда-то она стояла на месте теперешнего дома культуры, но в 1930 году была разрушена. В 1937 году построили новую церковь уже в другом месте. Долгие годы-с 1937 года и до своей смерти в 1986 году церковь обслуживал протоирей Иоанн Семенов. Во Вторую мировую войну церковь не пострадала. В послевоенные годы молитвенным домом пользовались и православные Калининградского края, поскольку там не было ни одной зарегистрированной церкви.

По городам Литвы. Таураге

Недалеко от кладбища находится ныне не используемый железнодорожный вокзал. Его построили в 1927 году в стиле классицизма. Автор проекта Эдмунд Фрик, который также проектировал вокзалы в Рокишкес, Кретинге и красавец-вокзал в Мариямполе. На втором этаже были оборудованы квартиры для служащих. Что интересно, там и сейчас живут люди!.. Мы слышали детский плач и взрослые голоса… По видимому, эти квартиры служат, как социальное жилье.

По городам Литвы. Таураге

Четырнадцатого июня 1941 года отсюда были депортированы первые ссыльные в Сибирь. Об этом гласит мемориальная доска. Как знать, может быть в этих вагонах везли семью Абрамовичей…

Но, не будем о грустном, а направимся к Летней эстраде, где каждый год проводятся различные культурные мероприятия, праздники песни танцев.

По городам Литвы. Таураге

Построили ее в 1976 году. Здесь действительно приятно прогуляться. Много деревянных скульптур…их вообще в Литве много!..

По городам Литвы. Таураге

А если спуститься к реке Юра, то выйдем к Аллее любви. Правда, если я об этом не прочитал бы заранее, то ни за что не догадался. Здесь ничего не напоминает о страданиях Амура. Просто асфальтированная дорога и все.

По городам Литвы. Таураге

Хотя работы по устройству набережной начались еще в далеком 1934 году. Красиво устроенная территория была любима в качестве свиданий, в связи с чем и возникло название «Аллея любви».

По городам Литвы. Таураге

Дальше уже виднеется наша гостиница. Раньше здесь была построена плотина, а после сноса в 1986 году Таурагской электростанции на ее месте оборудовали кафе «Банга»,а теперь гостиница. Места здесь красивые…

По городам Литвы. Таураге

…а закаты просто загляденье!..

По городам Литвы. Таураге

Такой вот он литовский город Таураге!…