Турист Екатерина Ивович (Ekaterina_Ivovich)
Екатерина Ивович
была 12 марта 12:35

Бурятия, Улан-Удэ, Горячинск, Оронгой — Россия Июнь 2022

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Наш водитель Александр — в тельняшке, джинсах и резиновых тапочках — больше походит на морячка, чем на таксиста.

Красный от загара, с очень белыми зубами, словно винирами, он оказывается местным предпринимателем. По дороге из Горячинска в Улан — Удэ рассказывает о Бурятии то, что не видно глазам туриста…

За 2 месяца до этого…
Я занимаюсь много лет цигун и тайцзицюань в Qishigroup. Мы в группе часто обсуждали намерение поехать в Иволгинский дацан (в Бурятию) к нетленному телу Хамба-ламы Итигэлова. Интересно увидеть воочию опыт человека, ставшего бессмертным и телом, и Духом. В этом году решились.

Купили билеты (летает лоукостер Smartavia и S7). Smartavia оказалась неплохой авиакомпанией: вылет в сроки, вежливый персонал, чисто в самолетах, все новое, однако размер провоза ручной клади нужно измерять дома заранее, строго просят класть в рамку проверки. Ранее не летала лоукостерами. Не знала. Мы выкупили первый ряд с увеличенным пространством перед креслами и достаточно комфортно с чаепитиями провели 5 часов полета.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

После покупки билетов долго ничего не происходило. Я люблю организовывать путешествия, но здесь что-то не шёл маршрут. Было ясно одно, что первый пункт маршрута — Иволгинский дацан.

Иволгинский дацан
Наша группа «паломников» состояла из 6 взрослых и ребёнка.

Приземлившись в Улан-Удэ в аэропорту «Байкал» в 7 утра по местному времени, загрузились в два такси, и через 40 минут оказались под Иволгинском, рядом с дацаном. Нас встречали заказанные ранее машины, но здесь работает приложение «Яндекс.такси», а также приложение такси «Максим», где возможно самостоятельно назначать тариф. До дацана стоимость такси — 800р.

Местность кругом холмистая, леса, обширные долины, реки, везде гуляют рыжие коровы, бегают курицы и кошки…

Нас встречает гостевой дом «Янжима», в воротах которого имитация окон со встроенными зеркалами вместо стекол, отражающими напортив стоящий дацан.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Хозяйка Алена живет рядом, а на соседнем участке у неё бизнес: два гостевых дома для паломников: один — летний, другой — зимний. Просторная общая комната с кухней, чайниками, 6 комнат-номеров и два общих санузла. Любая комната, независимо от количества человек (кроватей) стоит 1700р. в сутки.

Гостиниц с удобствами в номере мы там не видели. Всё жильё в частном секторе примерно такого формата.

Воду берут прямо из-под крана. В регионе она вся хорошая.

Ее сын Эльбэк также помогает по туристическому бизнесу — осуществляет перевозки, например, из дацана можно съездить с ним в Улан-Удэ за 2500-3000р туда-обратно. В эту стоимость входит трансфер до города и по нему, ожидание, поездка обратно. Он отвез нас на волшебную «Лысую гору» и Ул. Ленина (пешеходный Арбат), которые точно стоит посетить в Улан-Удэ.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Мы не думали сразу заселяться в «Янжима» у дацана, а один день хотели побыть в Улан-Удэ, но участник нашей группы — Алена — ставшая для нас проводницей в мир буддизма и дацан, договорилась о специальной программе сразу после прилёта.

Она и ее дядя — из Колмыкии. Дядя был некогда эстрадным певцом и массовиком-затейником. В возрасте 40 лет он приехал сюда в университет буддизма, отучился, а теперь работает тут ламой, делает сам благовония, перевёз семью, построили дом.

Если бы мы останавливались в Улан-Удэ, то это была бы гостиница «Байкал-Плаза». Ее рекомендовали. Находится прямо в центре. Стоимость номера примерно 5000р в сутки. Бронировать лучше с их сайта, там есть скидки.

Еда
Разместившись, мы немного поспали (ночной перелёт и разница во времени +5 часов к МСК) и пошли завтракать. Кафе у дацана имеет форму юрты и традиционное меню с приятными ценами.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Впервые узнала, что Буузы — это такие большие пельмени с мясом, похожие на хинкали и манты. Боовы — это булочки — хворост умеренно сладкие, подаются часто со сгущёнкой. Кстати, защипов в пельмешке в идеале должно быть 33.

По всей не-городской Бурятии меню примерно одинаковое: салат свекольный, морковь по-корейски, витаминные салат по цене до 80 рублей за порцию. Из горячего много предлагают мяса, а вот рыбы у Байкала в меню почти нет. Стоимость горячего 100–200 рублей. Также в меню обычно 3–5 видов супов, один из которых — национальный. Стоимость супа: 120-180р. Чай пьют зеленый и черный с молоком. Иногда даже без молока чая не бывает в меню.

В Улан-Удэ ассортимент ресторанов больше. Мы любим китайскую кухню, поэтому с удовольствием посетили 2 ресторана: China и Чанцин. На первый взгляд привлекательность блюд по картинкам меню сильно отличались от Московских привычных, но реализация блюд порадовала: огромные порции по ценам в 1,5–2 раза ниже московских. Удалось пообщаться с поваром, поблагодарить его на китайском. Как оказалось, он сам из Харбина, да и все меню в городе, по ощущениям — Северного Китая.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Постоянно в наличие китайские пиво Циндао и Харбин, причём двух видов крепости. До Пекина из Улан-Удэ 1400 км, а до Москвы — 6000 км!

Вернемся в дацан
После завтрака у нас была запланирована экскурсия по дацану с последующим посещением источника Итигэлова.

Нас встретила экскурсовод Туяна, проворно управлявшаяся одновременно и с устной презентацией, и вождением микроавтобуса.

На территории дацана большое количество построек со своей историей. Место здесь благостное, независимо от религий, к которой вы относитесь.

Буддизм использует красочность росписи храмов, много барабанов со священными сутрами. При повороте барабана придаёшь текстам жизнь, они начинают «работать».

Главный храм — Зелёной Тары. Зеленая Тара (по-бурятски Ногоон Дара Эхэ) — наиболее действенное проявление всех Тар. Цвет ее тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего.

Около него есть камень для загадывания желаний. Оно должно быть очень конкретным.

Отходишь от камня на расстояние примерно 30 метров, закрываешь глаза, вытягиваешь правую руку вперёд, и идёшь к этому камню. Если дотронулся до камня с закрытыми глазами, значит точно в цель, все исполнится. Если правее, значит, пока мешают внешние обстоятельства, если ушёл левее, то что-то не так внутри.

Тело Итигэлова находится сейчас в отдельном храме. Мне кажется, он не всегда открыт.

На территории расположен буддистский университет, где может любой желающий в любом возрасте бесплатно учиться.

Есть приём астрологов и врачей. За символическую плату, они могут помочь со здоровьем и разрешением сложных ситуаций.

Много сувенирных магазинов. Кстати, сувениры здесь красивые, разнообразные. Часть из них делается в Монголии, а часть в Бурятии.

Сам дацан был построен при Сталине при уникальных обстоятельствах. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к Москве, Сталин обратился за помощью к оставшимся в живых бурятским ламам.

Те ответили, что помогать войне им запрещает религия, но они могут помочь с погодой. Несмотря на теплую осень, солдатам выдали зимнюю теплую одежду и зимние морозы 1941—1942 гг. были необычайно суровыми, что помогло одержать победу Красной Армии в битве под Москвой.

В 1946 г. Сталин разрешил бурятам построить дацан, который долгие годы оставался единственным в России буддийским храмом и одновременно стал резиденцией Хамбо — ламы, главы бурятского буддизма.

Родник Итигэлова
До Родника (село Оронгой) ехать примерно час от дацана по сложной ухабистой дороге. Приезжаешь в степь, в которой огорожена территория, как музей. Там родник и дом, в котором жил Итигэлов.

Вода — целебная, с серебром. Лечит разные болезни. Известны случаи иcцeлeния бoльныx paкoм. Ecть cвидeтeльcтвa излeчeния cepдeчнo-cocyдиcтыx зaбoлeвaний, caxapнoгo диaбeтa, paзличныx язв.

Говорят, на этом месте он родился и указал его в своём послании. Родник обнаружен в 2005 году.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Родословная Итигэлова мало известна. Рассказывают, что в 5 лет он въехал в деревню на быке с колом в руках, на котором был человеческий череп со словами: «Я стану ламой!».

Вода в источнике вкусная, холодная, набирать ее могут только мужчины. Мы набрали несколько канистр и поехали обратно.

До Родника заезжали на Иволгинский ипподром. 24—25 июня проходил праздник «Наадан-Сурхарбан 2022». В спортивную программу праздника включены семь традиционных бурятских видов спорта.

В первый соревновательный день на ипподроме Иволгинского дацана прошли конные скачки «Мори урилдаан», на которые мы и попали.

25 июня на Центральном стадионе были соревнования по борьбе «Бүхэ барилдаан», стрельбе из национального лука «Сурхарбан», гиревому спорту, шахматам «Шатар», разбиванию хребтовой кости «hээр шаалган (Сээр хухалха)», бурятской традиционной игре в кости «Шагай наадан».

Простирание
На территории, где расположен родник, я впервые узнала про психо-физическую практику буддистов — Простирание.

Перед вами лежит доска. Необходимо встать перед ней, выпрямить тело, поднять руки вверх, объединить ладони, загнув два больших пальца вовнутрь, подобно чистому лотосу. Затем сложённые руки подносим на уровень бровей, шеи, сердца и разводим руки в стороны. Затем опускаемся коленями на Землю, кладём пальцы на доску и скользим вперёд (есть специальные деревянные кирпичики), ложимся на доску целиком, касаясь лбом земли. Подносим ладони к макушке головы и затем встаём.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Все движения имеют символическое значение. Практика в целом направлена на обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Для меня это возможность усмирения, прежде всего, гордыни.

Встреча с Итигэловым
На второй день у нас была назначена «встреча» с Хамбо-ламой Итигэловым. Служба (хурал) началась в 6 утра. Были только мы и ещё одна девушка-паломница.

В храм зашли слева, впереди — деревянный короб, в котором лама находился более 70 лет, далее — место размещения хадака. Хадак — это узкий шарф-платок, который, как универсальный дар, подносят по разным событиям и поводам. Его держат двумя руками, он сложен и открытая сторона направлена к божеству. Правее кладут деньги, белые монетки, затем место для продуктовых даров. После службы нам отдали пакет конфет, который не ставят на пол. И слева, и справа находятся барабаны с сутрами. Посередине храма (как бы на алтаре) за стёклами расположен Итигэлов, перед ним сидит лама, ведущий хурал. За ламой доска для Простирания.

Лама — добрый человек с улыбкой — пригласил нас располагаться, где нам удобно и чувствовать себя, как дома. Можно ходить, стоять, лежать, сидеть, делать Простирания и даже наверное спать.

Служба длилась 1,5 часа и каждый, кто там был, испытал индивидуальные переживания, о которых мы делились за чаем в гостинице друг с другом. Кто-то получил ответы на свои вопросы, кто-то новый опыт, я же благодарна цигун за то, что в такие тонкие моменты возможности общения с великими людьми, есть инструмент выстроить и настроить свою «антенну» — ц. канал — на их волну. В храме чувствовалось сильное заземление, легкость, любовь и улыбка, с которой Итигэлов смотрит на всех страждущих и ищущих свой Путь.

Байкал
Завершив нашу «паломническую» часть путешествия в дацан, мы отправились на Байкал. Из мест, которые недалеко от Улан-Удэ рекомендуют Энхалук, Максимиху. Мы выбрали среднее между ними — Горячинск, где находится термальный горячий источник и одноименный санаторий. Ехать до него из дацана 3 часа, стоимость такси — 6000 — 7000р.

Встреча с Байкалом всегда была сокровенным действом, трепетным, с большим уважением. Я думала, что он суров и не очень приветлив к туристам. Но все оказалось совсем не так. Выйдя из лесной полосы нам открылся вид безразмерной воды в солнечных лучах, длинные пляжи с черным песком, мягкие округлые берега, хвойные деревья и их потрясающий запах в воздухе. Здесь ощущение постоянного дурмана и кедровой жирности, а по ночам хорошо спится.

Поселок Горячинск
Горячинск хоть и считается туристическим местом, представляет собой обычный поселок, с ходящими повсюду коровами и отсутствием достаточного количества точек общепита, комфортабельного жилья.

Центр его находится у входа в санаторий «Курорт Горячинск». Здесь небольшая площадь с магазинами, едой и сувенирами. Можно купить у частников Омуля разнообразного копчения и посола (который есть только на Байкале, но обмельчал).

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Горячий источник находится на территории санатория. Пройти можно бесплатно. В дальней части территории санатория источник выведен наружу. Можно пить, набрать воды в тазик и греть ноги, а также просто греть ноги в стоках источника. Вода — 54 градуса, родоновая. Пить ее рекомендуют остывшую до 30 градусов, ополаскивая затем рот обычной водой, чтобы не испортить зубы.

В санатории присутствует широкий перечень процедур по доступным большинству ценам, в том числе горячие ванны с минеральной водой. Меня заинтересовало, что здесь развито лечебное Голодание. Под наблюдением врача и с большим количеством процедур все становится не так тяжело и непривычно. Очень хороший буклет написан у них по этому поводу.

Мы разместились в комплексе гостевых домов (срубы) — «Добрыня». Александр и Евгения — владельцы отеля, вместе с детьми также живут на этой территории летом. До Байкала пешком 3 минуты. На территории детская площадка с игрушками, кухня со всем необходимым, мангал с беседкой. Чисто и комфортно для нескольких дней пребывания. Стоимость — 4000р в сутки.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Интересно, что выдают постельное белье и одно маленькое полотенце в гостевых домах. Видимо, большое здесь каждый привозит с собой.

Кафе немного. Два-три на пляже + палатки с блинами и гонконгскими вафлями, в гостинице «Белая карета» и «Горячий ключ», а также в самом городе — «Загляника» и еще одно без имени на той же улице. Очень часто блюда на стопе. Как в столовых, к вечеру мало, что остается.

Хорошо развиты такси. По городу тариф — 150 рублей. Там мы и познакомились с Александром, о котором речь была в начале.

Он поведал нам, как занимается бизнесом здесь. Организовал с напарником такси в Горячинске. Визитные карточки с его номером лежат во всех общественных заведениях поселка. Поставил Баньку на колесах, реклама который также предусмотрительно размещена на всех столбах поселка. Занимается развозом дров на камазе, а самое главное — ведет общественно-нравственную деятельность.

Если в поселок попадают синтетические наркотики, то об этом узнают активисты и «показывают» распространителю, что здесь этого делать не стоит. С воришками на пляже борются «на живца», а у бизнесменов здесь есть своя крыша за 4000р в месяц — молодые ребята, которые помогают разговаривать с нерадивыми туристами-клиентами.

Сейчас не пускают в леса (штраф), так как пожары. Нельзя ловить рыбу, так как популяция омуля исчезает. Местные жители очень уважают стихии природы. В Байкале нельзя мыться, мыть машину, так как Дух воды накажет. Ранее, как рассказывает Александр, не было никаких запретов, но была осознанность у людей. Когда горел лес, бежали сами тушить, старшее поколение учило относиться бережно к природе, не обижать деревья. С ростом туристического потока запреты наверное неизбежны….

Про Бурятию

• Народ здесь добрый.
  • Буддизм накладывает отпечаток на культурный аспект ежедневной жизни, например, в свежей газете прочитала, что в Улан-Удэ построили крематорий, единственный на несколько городов (Иркутск, Чита). Востребована услуга разделения праха умершего на несколько частей, так как родственники хотят часть рассеить над одной стихией, а вторую — над другой. В газетах публикуются лунные календари и астрологические прогнозы событий.
  • Машины на 90% б/у из Японии праворульные.
  • Из операторов связи самые популярные Теле2 и МТС. Мегафон работал, кстати, там лучше, чем в Москве. Интернет хороший.
  • Платежи в рознице очень часто принимают онлайн-переводом Сбербанка. Карты используются чаще, чем наличка. Не хватает только табличек у лоточной торговли с QR-кодом для быстрых платежей сканом телефона.
  • Розницы федеральной здесь почти нет. Читала, что «Пятерочка» должна была выйти на рынок, но я ее не видела. Вместо привычных федералов здесь гипермаркет «Титан» и cash&carry «Абсолют». Ассортимент ничем не уступает.
  • Находясь в Бурятии, кажется, что экономически-политическая суета и новости — проблема лишь государства по имени «Москва». В остальных регионах — своя экосистема, бренды и никакого дефицита.
  • Из наблюдений потребителя, не могу не отметить, что по всей республике популярна серая туалетная бумага без дырки внутри. Как в СССР. Стоит она 17 рублей, и встретить ее можно повсюду.

Этнографический музей
В завершении поездки мы посетили Этнографический музей народов Забайкалья. Остановились рядом с ним, под Улан-Удэ в комплексе Orange House за 2000р за ночь. Не советую там размещаться по причине ветхости инфраструктуры. Напротив находится комплекс поменьше «Баатарай Ургоо». Там просторные номера по 4000-5000р за ночь и очень аутентичный ресторан в юрте с инсталляциями и интерьерами, в которых, как в музее, хочется фотографироваться и долго быть. Меню разнообразное бурятское, много блюд с кониной.

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

Музей организован под открытым небом. Туда перевезены постройки разных эпох: сойотские жилища — урсы, бурятский предбайкальский и забайкальский комплексы, русский старожильческий и старообрядческий комплексы, мини-зоопарк, аттракционы. Приятное место для прогулок в хорошую погоду всей семьей.

Завершение
Путешествие получилось насыщенное и радостное. Я открыла удивительный мир для себя. Хвойная мягкость кедра обнимает вечно зеленой бесконечностью. В этой мягкости всегда присутствует металлическая нотка ясности как свежести Байкала. И все эти два качества жесткого и мягкого объединены удивительными и полезными свойствами для организма, запечатанными в кедровом орехе. Обязательно приедем еще!

Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и дурманящий Байкал

С радостью поделюсь советом и опытом по поездке. Пишите: kaiv99 собачка mail.ru, Екатерина