Турист quagdu
был вчера 21:49

Зимняя Сигтуна: нетуристическая жизнь

Сигтуна — Швеция Февраль 2022

В разгар эпидемии не до заезжих туристов. Сигтуна — древняя столица Швеции — была ими облюбована, но в связи с чрезвычайными обстоятельствами оставлена. Однако город не вымер и рядовые сигтунцы продолжают свои обыденные дела. Если жить с ними простой жизнью: ходить в магазин и прачечную, гулять праздно по улицам, сносить снегопады и оттепели, отмечать Рождество и Новый год, то воспринимаешь Сигтуну немного не так, как банальные туристы.

Мы были уже в Сигтуне на таких банальных правах несколько лет назад, летом. Остались впечатления и фотографии. В общем ничего необычного, всё как и в других интересных туристу местах. Даже не стоит писать об этом рассказ…

***

Но вот пришлось провести в Сигтуне 3 месяца зимы 2021—2022 гг. В этот период эпидемия «радовала» мир новыми штаммами, но в патриархальной Сигтуне люди, казалось, этого и не замечали. Масок не носили, дистанций не соблюдали, от общения не отказывались. Хотя и болели.

Жизнь в Сигтуне тем временем текла своим чередом. Дети с утра пораньше расходятся по школам (их в городе 3 муниципальные и 3 частные) и детским садикам (их тоже 3, муниципальные). Взрослые чуть свет и — на работу. Пенсионеры поздним утром отправляются на моцион по набережной озера Мэларен. Вечером после работы трудящиеся забегают в супермаркет (их 2 в городе) или в заведения общепита — их по два разного вида: 2 ресторана, 2 кафе, 2 пиццерии, 2 гастробара, 2 фастфуда и 2 пекарни. Последними в 6 часов вечера улицы покидают собаководы. Затем все усаживаются перед огромными экранами своих телевизоров и город вымирает…

Выходные у сигтунцев мало чем отличаются от будней. По декабрьским воскресеньям проводились лишь предрождественские ярмарки. Да в первое воскресенье февраля было массовое физкультурное мероприятие по конькобежному спорту на льду озера Мэларен.

***

Мы жили в шестидесятилетней трёхподъездной трёхэтажной шведохрущёвке на Змеиногорском проезде. Змеиная гора располагается в геометрическом центре Сигтуны. Это просто оценить, если сходить пешком до каждого из двух супермаркетов: шведского ИКА и немецкого Лидл. С вершины Змеиной горы немного видно озеро Мэларен, но исторический центр города не просматривается.

Рассвет над озером Мэларен. Вид на озеро со Змеиной горы ярким морозным утром

Зимой в окно можно наблюдать сразу два солнца. Низкое светило заглядывает само, а также отражается в воде или льду.

Вид из окна: Два солнца. Одно отражается во льду озера

Змеиная гора (Ormberg) — обыкновенный спальный район, застроенный полвека назад типовым жильём для небогатых сигтунцев, часто социальным. Самые высокие дома — четырёхэтажные (с нижней стороны склона, а с верхней — на этаж ниже). Обитаемы далеко не все квартиры.

В подвале каждого 4-го дома находится общественная прачечная, ежедневно расточающая на всю округу приторный запах отдушки. Также на 4 шведохрущёвки имеется по экодому Мильёхус (Miljöhus), в котором стоят контейнеры для раздельного сбора мусора.

Лестница на Змеиную гору

Имеются в Сигтуне и ещё горы. Например, Клокенбакен возвышается над историческим центром, предоставляя шикарные виды на старую застройку и озеро.

Панорама вечерней Сигтуны. Вид с вершины Клокенбакен

Озеро Мэларен — гигантский водоём, протянувшийся на 120 км от Стокгольма к западу до Чёпинга и на 60 км от Стокгольма к северу до Упсалы. Где-то по середине между нынешней и предыдущей (Упсала) столицей Швеции находится Сигтуна — древняя столица страны.

Остров Африка перед центральной набережной

Для шведов Мэларен — это как Волга-матушка для русских. Его ценят, любят и ухаживают. Поэтому прогуляться по берегу обожают и мамаши с колясками, и пенсионерские пары, и собаководы.

Дом у озера

Туристическая часть набережной быстро заканчивается у гавани, в которой причаливает стокгольмский катер.

Яхта у пристани

Далее на запад начинается почти дикий берег с узкой тропкой рядом.

Берег озера в 1000 м от центра к западу

Если прогуляться вдоль-по берегу озера ночью, то можно увидеть зарево ночных огней Стокгольма, который находится в 35 км к юго-юго-востоку. Также хорошо видны взлетающие в виду Сигтуны из аэропорта Арланда самолёты.

Вид на Монашескую гору за озером

***

А теперь пройдём нашим ежедневным маршрутом до каждого из двух супермаркетов (Lidl и ICA), которые находятся в километре к северу и югу от дома, соответственно. Кстати, Лидл — сетевая структура, чьи магазины есть по всей Европе, а ИКА — чисто шведская сеть. Лидл продаёт более дешёвые товары, из произведённых во всём Евросоюзе, а ИКА специализируется на более дорогих шведских продуктах.

Спуск со Змеиной горы на север

Пусть первым будет Лидл. Сперва надо спуститься со Змеиной горы. Кратчайший путь проходит по крутой тропке, сбегающей через мшисто-бруснично-еловый лес. У подножья горы протекает ручей Рагвальдс, в долине которого с середины XV века располагалась ферма Рагвальдсбо.

Калларскуллен после снегопада

С 1860 землями здесь владел известный скандинавский художник-портретист Карл Петер Леманн. Леманн много путешествовал и бывал в России. Могила его сохранилась на сигтунском погосте Святой Марии. Сейчас от Рагвальдсбо остался лишь один дом с собственным именем Калларскуллен. В тяжёлые времена Второй мировой войны территорию фермы поделили на дачи для бедных сигтунцев, чтобы не умерли с голоду. Часть из этих односоточных дач сохранилась и по сию пору.

Дачи на месте Рагвальдсбо

За дачами начинается ещё одна возвышенность — Тролль. На этой горе ничего нет кроме скал, тайги и кратчайшей тропинки в супермаркет. Конечно, гору можно и обойти кругом, но напрямки-то интереснее!

Скалы горы Тролль

Дорога в другой супермаркет ИКА проходит по более обжитым местам. Кратчайший путь лежит через один из отрогов возвышенности Клокенбакен. Вся гора являет собою по сути дела парк, поэтому идти можно лишь пешком, да и вообще даже асфальтированная дорожка всего одна.

Скалы Клокенбакена у Малобрэннбовского проезда

Взобравшись наверх, всегда можно найти себе лавочку, чтобы отдохнуть и полюбоваться видом на город и озеро.

Панорама центра Сигтуны с вершины Клокенбакена

На юго-восточном склоне Клокенбакена уже встречаются проезжие дороги, но кратчайшей до ИКА является тропка у подножья горы.

Тропа под горой Клокенбакен в сторону Ратуши

Тропинка приводит к улице Прэстгатан в районе руин церкви Святого Лаврентия (XII век) и Ратуши.

Ратуша

Есть и до ИКА кружной манёвр с запада от Клокенбакена, проходящий через Сигтунскую библиотеку по Большебрэннбовскому проезду, Свято-Петровской улице и той же Пасторской улице, но с дальнего её конца. Первые две шумные (по сигтунским меркам конечно — одна машина в 10 минут) улицы можно миновать, если пойти параллельными переулками: Горным, Тивольским и Тунцовым.

Улица им. Св. Пера

Напоследок несколько слов о Предрождественских ярмарках. На три такие мероприятия съезжались малые производители деликатесов, которым нет места в сетевых супермаркетах. Были даже итальянские сыроделы из провинции Парма. Немало норвежцев с рыбными и мясными изысками. Но преобладали конечно шведы, с северных областей.

Кузнец на Предрождественской ярмарке

Всю продукцию можно было спокойно пробовать, чем мы с удовольствием и занимались. В итоге, продегустировав всё, обошлись без обеда. Откушали и квашеной селёдки (сюрстрёмминг). Её подавали на маленьких кусочках ржаного хлеба. Мерзкая пряная серая слизь. Хорошо ещё, что запах на морозе не особенно донимает. Хотя нам-то на халяву и уксус должен быть сладок, но… Шведы же (а съехались они конечно не только с ближайшей округи) сами тоже не особо покупали этот деликатес, налегали на буженину и сыры, пироги и пряники. Но традиция есть традиция…