Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была сегодня 0:00

Кисловодск — Россия Май 2022

В горах погодные условия меняются стремительно, при планировании дальних поездок и экскурсий надо ловить ясные дни.

На 22.05.2022 года прогноз был благоприятен, поэтому на следующий день после заселения в Кисловодске мы отправились к северному склону Эльбруса.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Находясь дома в Петербурге, мы посмотрели несколько видеообзоров, почитали отзывы и узнали про «самую живописную дорогу Кавказа».

По итогу всего отпуска в нашем личном рейтинге эта горная дорога сдвинулась на пьедестале почета на второе место. Но о самом ярком впечатлении отпуска я напишу позже, а этот рассказ про нашу поездку в урочище Джилы-су.

Урочище Джилы-су является частью национального парка «Приэльбрусье», местностью лечебно-оздоровительного характера регионального значения и региональным памятником природы.

В интернете пишут, что когда-то в этом месте отдыхал Глава Кабардино-Балкарской Республики, но после наплыва туристов его дом стоит заброшенный. По легенде в нём оборудуют гостиницу. Не знаю, можно ли этому верить, на картах здание никак не обозначено.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Пока это направление относительно новое для туристов, инфраструктура здесь не особо развита. Туристы приезжают летом в палаточный лагерь. Но это и к лучшему!

Был первый полноценный день нашего отдыха, настроение было прекрасное, солнце палило, и ветер дул безостановочно. Из Кисловодска мы выехали около 9 утра. Почти сразу за городом пропал интернет на телефоне, и до конца поездки мы оставались без связи. Даже сообщение родным, чтоб нас не потеряли, нигде не проскочило, так и висело неотправленное до вечера.

Сама дорога (примерно 80 км) и есть достопримечательность. Она идёт не по дну ущелья, а прямо по склонам и вершинам гор.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Часть трассы существовала ещё в советские времена. По ней туристы со всей страны ехали на турбазу «Долина Нарзанов», существующую с 1936 г.

Дальше асфальт сменяла грунтовка, по которой не каждый внедорожник мог проехать.

В 2008 году из федерального бюджета выделили деньги на строительство новой горной трассы. В 2013 году случился скандал из-за нарушения технологии строительства и растраты денежных средств. А в 2014 году дорогу всё-таки заасфальтировали. Сейчас ехать по ней — удовольствие!

На трассе нет заправочных станций и магазинов, не считая парка «Долина нарзанов», где еды и сувениров достаточно.

На все 80 км есть несколько мест, где могут покормить. Мы видели кафе со смешным названием «Вдали от жен» примерно в середине пути, и на обратном пути пообедали в ресторане «Panorama loft».

Заканчивается шоссе неожиданно — шлагбаумом и небольшой оборудованной площадкой с кафе, туалетом, нарзанными ваннами и водопадом Султан-су.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

В этот день мы ходили минимально. Больше ехали и любовались пейзажами, иногда делая остановки для фотографирования.

Из отзывов, мы узнали, что в этой местности много сусликов.

Недалеко от Кисловодска в районе села Кичи-Балык, мы въехали на первый серпантин.

На одном из поворотов дорогу нам перебежал зверёк. Пока парковались, увидели ещё нескольких. Но, когда вышли из машины, они все попрятались.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Поведение у животных интересное — они свистят, предупреждая сородичей. Громкий пересвист раздавался со всех сторон, звук выходил из многочисленных дырок-нор в земле. Животные пугливые, ни один так и не вышел, пока мы сидели.

Из машины видели сусликов ещё раз — у моста через реку Малка. Те тоже оказались осторожными, но зато заманили нас на холм с красивыми видами на Эльбрус.

Фотосессия состоялась на самой дальней точке маршрута. Там зверьки привыкли к толпам туристов и выпрашивают вкусняшки. Люди привозят им морковку, яблоки, а мы взяли на угощение фундук.

Мы отошли чуть в сторону от толпы и пообщались с малышами, они контактируют охотно, но боязливо.

На фотографиях суслики выгдядят значительно крупнее. Выяснили, что зверюшки размером чуть больше хомяка.

Блогеры рассказывали, что всю дорогу проехали, а Эльбруса так и не увидели. Подруга говорила, что за месяц жизни в Кисловодске видела гору всего 2 раза.

Нас он сопровождал от самого Кисловодска и обратно.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Поэтому, когда мы приехали на первую смотровую, я, не веря нашей удаче, шокировала встреченных туристов вопросом: «Вот это, правда, Эльбрус?»

Первая смотровая расположена на холме напротив Кисловодской астрономической обсерватории. На легковой машине туда можно забраться только в сухую погоду — по грунту произвольно наезжено несколько дорог.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Мы не проверяли, но знакомые рассказывали, что в обсерватории проводят интересные экскурсии.

Астрономическая наблюдательная станция является филиалом Пулковской обсерватории Российской Академии наук. Расположена на высоте 2096 метров над уровнем моря на горе Шатджатмаз, входящей в систему Скалистого хребта.

На станции проводят наблюдения за активностью солнца.

На вершине холма, на который мы заехали, возвышался остов бывшей наблюдательной вышки.

А внизу паслись коровы.

На следующей смотровой группа туристов наслаждалась видом гор, и мы последовали их примеру.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Чем дальше в горы, тем больше появлялось машин и людей.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

В какой-то момент мы догнали огромное стадо коров, коз и овец.

Хорошо, когда стадо идёт на встречу, тогда животные расступаются, и их можно быстро проехать.

В нашем случае погонщики с собаками гнали стадо наверх, в сторону Эльбруса. Там на берегах реки Малка находятся пастбища. Образовалась большая пробка.

Камикадзе-водитель на микроавтобусе съехал на обочину у обрыва, чтобы всех обогнать.

Погонщики на лошадях пытались выровнять животных стройным рядом, но как только кто-то из водителей вовремя не стартовал, парнокопытные заполняли всё пространство дороги.

Перед нами огромный бык попытался развернуться рядом с машиной и сильно лягнул её. Позже на парковке мы увидели, что на крыле от удара образовалась большая вмятина. Сразу вспомнили, что у нас на прокатной машине было только ОСАГО и порадовались, что на нас животные внимания не обратили.

«Долину нарзанов» по дороге к конечной точке маршрута проехали мимо, опасаясь изменения погоды. По прогнозам путешественников мы готовились к тому, что с 11.00 начнется облачность, но небо было ясное до самого вечера.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Ближе к горе есть место с красивым изгибом дороги и видом на Эльбрус, где туристы фотографируются на разделительной полосе. Когда мы чуть не сбили первых, выехав на приличной скорости из-за поворота, увидели большое количество людей, скачущих по проезжей части. Муж долго ругался и недоумевал, что же такого уникального должно получится на фотографии, чтобы подвергать себя опасности.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Мы припарковались и сделали свои фотографии с обочины. Здесь можно рассмотреть ледники и сильный ветер, сдувающий снег с вершины Эльбруса.

В этом месте туристы складывают пирамидки из камней.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Где-то там нам встретился толстый пласт серого снега, занявший половину нашей полосы дороги.

Следующую остановку мы сделали ради любопытства у киоска на колесах с очередью из нескольких машин. Там продавали хычины.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Нас отвлёк суслик, и мы решили в очереди не стоять, а поползли на гору. Оттуда можно было рассмотреть реку Малка внизу и вершины Эльбруса.

Когда возвращались домой, у ларька никого не было. Грустный продавец сказал, что распродал все хычины утром, осталась только вода.

Ближе к концу пути отрезок трассы был высечен на склоне горы. Там посередине дороги лежали огромные валуны.

Охранник у шлагбаума рассказал, что подобные камнепады в этих местах случаются часто. Трактор незадолго до нашего приезда расчистил проезд, но потом был сильный ветер, и снова прилетело.

После встречи с опасностью особенно остро ощущается бренность человеческой жизни.

У шлагбаума спрашивали — зачем мы приехали в эти края. Если просто погулять, попросили оплатить экологический сбор (100 рублей с человека).

За шлагбаумом начали поиск парковочного места. Все пытались проехать подальше. Длинная вереница машин вилась вдоль обочины до Долины замков. По-другому эти причудливые формы рельефа называют Зубами Дракона.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Мы привезли с собой из Петербурга термос, утром заправили его горячим чаем и купили еды на обеденный пикник. Думали, что поесть будет негде. Оказалось, рядом с нарзанными ваннами есть небольшое кафе, где можно купить чай с травами и сосиску в тесте. Также здесь можно посетить деревянную избушку (туалет) на краю обрыва.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

У нарзанных ванн толпились желающие искупаться.

Когда мы подошли, вода была спущена и производился новый набор. Из небольшой пещеры вытекала широкая струя, издавая хлюпающие звуки. Резервуар быстро наполнялся.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Мы не стали задерживаться, пошли вперёд.

Дальше началось самое интересное — народ переходил через беснующуюся горную реку по деревянной лестнице, перекинутой между двух высоких берегов.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

С одной стороны заход ровный, а вот выход на другой берег довольно опасный — ухватится особо не за что и скользко.

Но это никого не останавливало — ползли и с маленькими детьми.

Потом каждый выбирал свой путь — большинство пытались приблизится к водопаду через огромные валуны вдоль каменного русла потока.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Иногда мне становилось страшно за маленьких путешественников, которые бесстрашно убегали от родителей.

Кругом были камни, а рядом глубокая река с очень быстрым течением.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Часть туристов поднималась на гору и уходили искать красивые виды и водопад Каракая-су.

Встречные девушки сказали, что идти придется далеко.

У нас был запланирован заезд в Долину нарзанов, поэтому наверх мы решили не ходить, чтобы сэкономить время.

Мы немного поскакали по камням, пытаясь поближе подобраться к водопаду Султан-су.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Мощный поток срывался с высоты 40 метров, а под ним были видны нерастаявшие льды.

В этот день был сильный ветер, с горы сильно пылило, песок наполнял рот и попадал в глаза.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Пейзажи здесь интересные, но находиться в этом месте нам было не комфортно.

Обратный путь по лестнице я проделала на четвереньках, так и не отважившись встать на ноги. Вода внизу бурлила, и мостик раскачивался, вызывая головокружение.

По пути мы умылись в горной речке и попробовали минеральную воду.

Источники хорошо видно по ярко-рыжим следам на камнях. Вода местами холодная и газированная, местами тёплая.

День 2. Самостоятельная экскурсия в Джилы-Су

Мы решили здесь не задерживаться и выехали в сторону Кисловодска.

Эмоций и впечатлений набрали на много букв. О прогулке в Долине нарзанов и второй половине дня будет мой следующий рассказ.