Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:30

Ростов-на-Дону — Россия Июнь 2022

Ростов-на-Дону часто называют архитектурным музеем под открытым небом. Он формировался в течение почти трех столетий. Действительно, весь центр города может считаться великолепным образцом купеческой, дореволюционной, да просто красивой архитектуры.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Когда я возвращаюсь в родной город, первым делом иду гулять по набережной Дона, крутому Левобережному парку с фонтанами, и конечно Большой Садовой. На центральной магистрали Южной столицы вас ждут и доходные дома, и ресторации, и памятники зодчества, и образцы человеческого гения.

Самый красивый особняк пусть идет под номером 1 — это здание городской Думы.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Его фасад печатают на постерах, баннерах и рекламных буклетах, частенько перекрашивают (не всегда удачно), но им неизменно восхищаются.

Особняк в самом деле очень красивый. Его спроектировал архитектор Александр Померанцев — мастер эклектики и новаторства, президент Императорской Академии художеств. Послужной список у Маэстро головокружительный: Верхние Торговые Ряды, нынешний ГУМ, особняк Спиридонова в Петербурге, Кафедральный собор святого Александра Невского в Софии, и многие другие шедевры. Но вернемся к нашему рассказу.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

В середине 1890-х годов ростовская администрация решила, что ей необходим отдельный особняк — до того Дума заседала в имении купца Максимова. Александр Никанорович подсчитал, что на ростовский размах дворца нужно не менее 586 176 рублей, 16 копеек. Ростовские бюрократы пытались сократить расходы на проект, потому архитектор затратил еще больше:)

Думаю, результатом все остались довольны. Особенно простой люд, ведь в то время в Думу пускали и любопытствующую публику, и прессу. В наши дни обычаи не столь демократичны, можно осмотреть только внешний облик. Впрочем, я не в обиде — красиво, как ни крути.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Адрес: Большая Садовая, 47.

Если вы немного прогуляетесь по Большой Садовой, найдете особняк Маргариты Черновой.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

«Дом с башенкой», признание в любви от мецената прекрасной женщине, пристанище Муз, сохранившееся в камне, построен в 1899 году. Архитектором стал Николай Дорошенко, заказчиком — миллионер Елпидифор Парамонов.

Я уже рассказывала вам эту дивную любовную история, которая и начиналась, и продолжалась очень красиво. В наши дни в особняке открыто отделение банка, само здание пребывает в статусе памятника архитектуры. За сохранностью тщательно следят.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Адрес: Большая Садовая, 27.

Вы не против немного прогуляться? Также на Большой Садовой, в историческом центре, находится уникальный особняк — дом братьев Мартын.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Замечательный особняк XIX века, кирпичный дом с башенками и шпилями, дом братьев Мартын спроектирован для британского подданного. Ростов-на-Дону — то еще космополит:)

Особняк построен в 1893 году. Заказчиками стала богатая семья Мартын, британские подданные, имевшие свои интересы на Донской земле. Кстати, их сын, Георгий Мартын, был консулом США, а в особняке разместилась его приемная. Проект создал ростовский зодчий Николай Соколов.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

В наши дни особняк братьев Мартын признан объектом культурного наследия федерального значения. После революции особняк национализировали, отдали рабочим и крестьянам. Сейчас тут работает музей, и недурственный, «Шолохов-центр». Я пока только планирую его посетить, если вы тоже, вот вам ссылка на официальный сайт проекта.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Адрес: Большая Садовая ул., 125/69.

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы входит во все рейтинги и виш-листы путешественников.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Этот красивый белоснежный собор с золотыми куполами и перезвоном колоколов — ровесник Донской столицы. Рос и развивался Ростов, и одновременно с ним строился красивый храм на Базарной площади. Рынок, что шумит вокруг, по сей день один из самых пестрых и популярных на юге России.

Первый храм Рождества Богородицы, тогда еще деревянный, заложили в феврале 1781 года. Он простоял всего 10 лет, и сгорел в пожаре. Новый храм начнут строить в 1795 году, эта церковь станет соборной. И белоснежный собор, совсем как нынешний, и купеческие особняки вокруг улицы Московской (тут селились столичные торгаши, вот она и стала Московской) можно рассмотреть на старинных открытках.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

А Рождественский собор, каким его знаем мы, построен в середине XIX века по проекту архитектора Константина Тона. Вам тоже кажется, что он очень похож на московский собор Христа Спасителя? Немудрено, их создал один зодчий. На средства ростовских меценатов храм расписали фресками и украсили бесценными иконами.

Собор радовал прихожан до 30-х годов прошлого столетия. Взорвать и разобрать по кирпичикам храм не успели, разместили в нем склады. Немного позднее начнутся реставрационные работы, а в 1999 году, к 250-летнему юбилею Ростова-на-Дону, построят колокольню.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Последняя реконструкция, самая масштабная, завершилась несколько лет назад. По архивным материалам воссозданы мельчайшие детали фресок и крестов, соборных росписей, вернулись основные реликвии и святыни.

Фото с официального сайта собора

Полюбоваться ими можно ежедневно и бесплатно.

Адрес: Станиславского, 58.

Первая церковь на месте будущего Рождественского собора открылась в 1781 года, но храм, который мы видим сегодня, построен в середине XIX века. И тем не менее в наши дни в Ростове сохранилась подлинно древняя постройка, сакральная святыня армянской церкви Святого Креста.

Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону

Храм Сурб-Хач, образец классической архитектуры, я вам показывала не так давно. Ранее на этой территории располагался целый монастырский комплекс, а также первая на юге России типография. Позже в храме открыли музей русско-армянской дружбы.

И в наши дни можно увидеть красивый старинный хачкар, убранство церкви, и поклониться памяти армянских деятелей культуры.

Адрес: Баграмяна, 1.

Пятерка красивейших старинных зданий Донской столицы может выглядеть и по-другому, но я пока предпочла этот вариант:)

Цикл материалов "Мой прекрасный Ростов"

1. Мой прекрасный Ростов: с чего все начиналось
  2. Им время нипочем: 5 самых красивых старинных зданий Ростова-на-Дону
  3. Две красивые истории любви: Романтическое наследие купцов Парамоновых в Ростове-на-Дону
  4. Кондитерская «Золотой Колос» — вкусная визитка Ростова-на-Дону
  5. «Левобережный» парк — любимое прогулочное пространство в Ростове-на-Дон
  6. И пусть мир подождет: банный комплекс “Султан СПА” в Ростове-на-Дону
  7. Церковь Сурб-Хач — самое старинное здание Ростова-на-Дону
  8. Кусочек Армении в Ростове-на-Дону — храм Святого Воскресения в Нахичевани
  9. Ресторан 1460 meat story — где пообедать в Ростове-на-Дону вкусно, красиво и дорого
  10. Городской парк им.Горького — ровесник (почти) Ростова-на-Дону
  11. История о музее изобразительных искусств, прекрасном не только изнутри, но и снаружи
  12. На этой выставке картин...