Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:18
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Брянск — Россия Май 2022

Первое письменное упоминание о Брянске произошло в 1146 году, но город существовал за долго до этого. Примерной датой основания принято считать 985 год.

Одна из центральных площадей называется Набережная. Что тут раньше было, не скажу. По словам местных жителей, площадь привели в порядок к тысячелетию города. Но проблемы, как вы видите, есть. Цветочные часы и электронные на здании Филармонии показывают разное время.

Пешком по Брянску

Брянская областная филармония была построена в советский период.

Зато фонтан одуванчик появился совсем недавно.

Пешком по Брянску

На Наберехной площади вдоль Десны идёт Набережная улица.

Десна тянется по городу на 20 км.

Пешком по Брянску

Река разделила Брянск на 4 района, которые между собой соединяют мосты. Как видите, скоро город получит ещё два: один автомобильный, другой пешеходный. Их возводят за филармонией.

Нет такого человека, кто бы не слышал про брянские леса, при этом мало кто понимает, как определять возраст деревьев. По соседству с филармонией, в сквере Дружбы народов, 22. 05. 1998 г. в честь 200-летия Лесного департамента посадили дуб, о чём свидетельствует табличка. За 24 года дерево выросло не сильно…

Пешком по Брянску

С улицы Калинина Набережную площадь украшает жанровая скульптура Святых равноапостальных Кирилла и Мефодия.

Перехожу ул. Калинина и оказываюсь в Семёновском сквере. В прежние времена сквер был парком, где нашёл покой И. И. Фокин, внёсший большой вклад в установление в городе Советской власти. Фокин бескровным образом подавил бунт. В апреле 1919 г. вместе с женой заразился тифом, она поправилась, он скончался.

По улице Горького поднимаюсь в верхнюю часть города.

Пешком по Брянску

Она застроена в послевоенный период.

Брянский Театр юного зрителя открыт в 1981 г., хотя само здание в стиле классицизм 1960 г. постройки. Изначально оно предназначалось для Дома пионеров.

Пешком по Брянску

Слева от входа Ленин и Горький. Это довольно редкая скульптура: вождя и писателя вместе изображали не часто. Памятник установлен в 1970 г., и через 9 лет признан объектом культурного наследия регионального значения.

Поднимаюсь на проспект Ленина. Значительная его часть проходит по мосту.

Пешком по Брянску

Овраг Судок исторический делит центр на две части.

Точнее, Брянск стоит на восьми горках. Покровская горка — семидесяти метровый мыс, образованный правым берегом Десны и оврагом Судок. То место, куда в XIII веке с «Чашиного кургана» перенесли крепость, от колокольни Пересвет немного в стороне, но я по любому на Покровской горе.

Пешком по Брянску

Пересвет для Брянска фигура культовая. Инок Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ученик преподобного Сергия Радонежского, происходил из брянских бояр и стал одним из героев Куликовской битвы. Памятник Пересвету возле одноимённой колокольни был открыт 16 декабря 2011 г.

Неподалёку от Пересвета на территории храмового комплекса Троицкого собора ещё один герой Земли Русской — Александр Невский.

Пешком по Брянску

Трооицкий собоор (Соборный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы) — кафедральный собор Брянской митрополии, крупнейший храм Брянской области (площадь нижнего яруса составляет 1000 м², верхнего яруса — 882 м²).

Прежний брянский кафедральный собор (так называемый Новопокровский) был разрушен в 1968 году, поэтому с восстановлением епископской кафедры в Брянске встал вопрос о сооружении нового вместительного кафедрального собора. До его сооружения, кафедральным собором считалась Воскресенская церковь.

Пешком по Брянску

30 мая 2005 года Патриарх Алексий II ознакомился с проектом храма и благословил его возведение. Первая божественная литургия состоялась в начале октября 2009 г.

Пройдя через территорию храмового комплекса, выхожу на улицу Арсенальную.

Пешком по Брянску

Здесь советская застройка сочетается с частным сектором, а сама улица предлагает спуститься с холма. Про Покровскую горку расскажу в другой раз, это тема особая.

В этой части города церквей много и у каждой своя история. Горно-Никольский храм построен в 1751 году на средства брянских купцов Кольцовых на месте деревянной церкви, упоминаемой в документах с 1310 г.

6 декабря 1340 г. восставшие жители Брянска, «злые корамольницы брянци, сшедеся вечем», силой вытащили из церкви святого Николы князя Глеба Святославича и убили его.

Горно-Никольский храм в 1970 г. был отреставрирован и до нашего времени дошёл без изменений. Сохранилась каменная ограда, чего не скажешь про внутреннюю отделку.

В 1929 г. храм оказался закрыт. Использовался для нужд архива, с 1977 по 1999 г. в храме размещался планетарий. 3 декабря 1999 года церковь передали верующим.

Пешком по Брянску

Спускаюсь вниз на улицу Калинина. Это одна из главных артерий города. В этой части достопримечательностей немного.

Одной из таковых является пушка, установленная на постамент. Памятник воинам 11-ой гвардейской армии Брянского фронта, освободившим город Брянск от немецко-фашистских захватчиков 17 сентября 1943 года. Монумент на стыке Советского и Володарского районов.

Пешком по Брянску

Конечная цель прогулки вокзал, куда и направляюсь. По мосту перехожу Десну.

Как река в мае 2022 г. разлилась, можете судить по фотографии.

Пешком по Брянску

Что касается Брянского вокзала и его фонтана, я об этом уже писал.