Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была 23 апреля 21:32
Purity

Harrisburg, Лурей, Харперс-Ферри — США Апрель 2022

Призрачно всё в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь

@Зацепин/Дербенев

Туристическая теория относительности.

Все мы (не будучи при этом Эйнштейнами) замечали, что мгновения жизни, в будни пролетающие со скоростью курьерского поезда, резко замедляются и становятся просто бесконечными во времена вакаций. Один отпускной день, каждая секунда которого наполнена приключениями, можно смело приравнять к месяцу рабочей рутины. А иногда — даже к двум-трем. Отсюда вывод: чтобы жить дольше, надо путешествовать больше. Нижеследующий рассказ как раз о том, как за 2 дня можно прожить целую маленькую жизнь в 4-х штатах.

Ловлю мгновения. Одна из обзорных площадок Скай Драйв, в Вирджинии

Харперс-Ферри: про Аппалачианскую тропу и Гражданскую войну

Начать хочу со знакомства с городком Харперс-Ферри, штат Западная Вирджиния, который стал местом нашей основной дислокации. Несмотря на то, количество постоянно проживающих в нем равняется трем сотням человек, народа на городских улицах гораааааздо больше за счет неиссякаемого туристического потока. Почему ХФ так популярен? В первую очередь, благодаря своему живописному местоположению: городишко уютно устроился у подножья горного хребта Блю Ридж Маунтинс, на стыке трех штатов — Вирджинии, Западной Вирджинии и Мэрилэнда

Вид на Харперс-Ферри с обзорной площадки трейла Maryland Heights. Гора за рекой в левой части фото - это территория штата Вирджиния. Сам Харперс-Ферри находится в штате Западная Вирджиния. Обзорная площадка, с которой сделано фото - это уже штат Мэрилэнд.

в месте слияния двух рек — ШенандОа и ПотОмака (того самого Потомака, который протекает через город Вашингтон).

На этом фото слева несет свои воды Потомак, справа - Шенандоа

Красоту этого края особо отметил один из американских президентов (Томас Джефферсон, автор американской Декларации Независимости — если это вдруг кому-то интересно))) Давным-давно, стоя у валуна (см фото ниже), он сказал, что вид реки Шенандоа, вьющейся вокруг Блю Ридж Маунтинс — это самый изумительный пейзаж, который ему доводилось видеть, и можно даже Атлантику пересечь только для того, чтобы им полюбоваться

Камень Джефферсона

Во-вторых, через Харперс-Ферри проходит знаменитая Аппалачианская тропа — самый длинный пешеходный туристический маршрут в мире (подробнее я писала о ней вот здесь)

17 мгновений весны

В-третьих, старинные дома городка, в которых сейчас расположились отели, рестораны и магазинчики

и его разноуровневые извилистые улочки стали свидетелями больших исторических событий

Все началось с того, что в 1733 г. некий предприимчивый Питер Стивенс самовольно организовал паромную переправу через порожистый Потомак на вирджинийских землях, принадлежащих шотландскому пэру лорду Фэйрфаксу

Пороги Потомака

В 1747 году еще более предприимчивый Роберт Харпер выкупил у Стивенса его паром, у лорда Фэйрфакса — 126 акров земли, «подмазал» кого надо в Вирджинийской Генеральной Ассамблее и в 1763 г. получил официальные права на организацию и обслуживание паромной переправы через Потомак (которая уже лет 30 до того как работала без всяких разрешений от каких бы то ни было ассамблей). Ассамблея даже расщедрилась на витиеватое название для городка — «Shenandoah Falls at Mr. Harpers Ferry» (Шенандоанские пороги у паромной переправы Мистера Харпера»), которое впоследствии сократилось до Харперс-Ферри (Паромная переправа Харпера)

В конце XVIII в. правительство США выкупило у наследников Харпера кусок земли в этих местах и построило завод по производству вооружения. В 1859 году некий Джон Браун во главе команды из 20 человек организовал нападение на заводской склад с целью захвата оружия. С похищенным вооружением этот «юноша бледный, со взором горящим» планировал отправится на Юг, чтобы принести свободу угнетенным работникам плантаций. Попытка провалилась. Несмотря на то, что Браун, укрывшийся в домике пожарной части при заводе, захватил заложников, военные и милиция пошли по принципу «Никаких уступок террористам», и, после короткой осады, взяли здание штурмом. Часть бунтовщиков погибла при штурме, часть — казнена после скорого суда.

Сейчас историки называют это событие «Генеральной репетицией Гражданской войны», которая разразилась в стране спустя два года. И так уж вышло, что именно в районе Харперс-Ферри, по реке Потомак, проходила граница между Севером и Югом. Бои тут проходили нешуточные, городок несколько раз переходил из рук в руки. Северяне пытались уничтожить укрепления южан, южане — северян. Доставалось не только военным, но и гражданским объектам. Кто там смотрит, в запале борьбы, где там военное, а где — мирное. В такой нервной обстановке некоторым жителям приходилось идти на маленькие хитрости. Так, священник местной церкви Святого Петра, чтобы спасти храм от разрушения противоборствующими сторонами, вывесил над ней британский флаг как знак нейтралитета. Эта незамысловатая уловка сработала: церковь уцелела и до сих пор радует глаза туристов.

Самые ожесточенные бои велись за Maryland Heights — Мэрилэндские высоты, где сейчас расположена обзорная площадка с каноническим видом на город. Добраться туда можно часа за полтора по маршруту умеренной сложности. Для начала нужно пересечь Потомак по железнодорожному мосту, который пугает крутой лестницей и лихорадочной тряской в момент прохождения по нему состава

потом немного пройти вдоль берега реки и подняться в гору, на скальный уступ, который отмечен стрелочкой на фото ниже

17 мгновений весны

Именно оттуда открываются самые красивые виды на городок и его окрестности

Лучшее время для посещения обзорной площадки — на рассвете, когда Харперс-Ферри залит золотым светом восходящего солнца. Мы же смогли попасть туда только вечером, в 5 часов, когда оно уже начинало прятаться за гору, и город накрыла тень

Я несколько месяцев мечтала увидеть эту картину своими глазами.

Почему мы не послушали советов опытных путешественников и не пошли на обзорную площадку утром? Потому что в первой половине дня мы были в соседнем штате — Вирджинии, где любовались природными сокровищами пещеры Люрей.

Пещера Люрей.

Если о визите в Харперс-Ферри я мечтала несколько месяцев, то в пещеру Люрей я пыталась попасть около двух лет. Но она как-то постоянно оставалась в стороне от наших маршрутов. А вот в конце апреля звезды (наконец-то!) сошлись нужным образом.

Дорога к моей мечте пролегала через штат Вирджинию. Несмотря на то, что этот, некогда богатый, регион (до Гражданской войны штат был известен как одна большая табачная плантация) сейчас успешным не считается, нам по пути попадались все сплошь картинки идиллического достатка: огромные поместья, большие зажиточные фермы, конезаводы и чистенькие ухоженные городки

Virginia

А потом сельхоз угодья закончились, и мы въехали в Национальный парк Шенандоа, через который проходит горный хребет — Блю Ридж Маунтинс (Хребет Голубые горы). По нему проложена живописная трасса с говорящим названием: Скай Драйв — Небесный проезд. Она появилась еще в 30 гг XX в., во времена Великой Депрессии, когда страна, пытаясь выкарабкаться из экономического кризиса, предоставляла населению рабочие места на прокладке дорог, таким образом убив двух зайцев: поборов безработицу и окутав всю свою территорию сетью автомагистралей.

Вид с одной из обзорных площадок Скай Драйв

Мы зацепили только самый краешек знаменитого маршрута, но и он нас порадовал: горные хребты, похожие на морские волны, убегали далеко за горизонт. В прозрачном утреннем свете они казались окутанным голубой дымкой, и становилось кристально ясно почему они получили такое имя.

На протяжении всего пути от Скай Драйв отходит много дорог, которые ведут на тропы к водопадам, ущельям и маленьким поселениям. Одна из них заканчивается в городке Люрей с его пещерой.

В пещере Люрей

Собственно, Люрей — это не пещера, а система пещер, открытая в 1878 г. А в 1880 г. Смитсонианский Институт — огромная всеамериканская организация, которая включает в себя музеи, исследовательские и образовательные центры, описала ее так: «Не ошибемся, если скажем, что трудно найти в мире другую такую пещеру, которая была бы так же богато украшена сталактитами и сталагмитами, как пещера Люрей»

Маршрут по подземелью — круговой, расстояние — 2,4 км, время прохождения — около часа. Во время прогулки любопытного туриста окружают гирлянды сосулек-сталактитов, сталагмиты (в том числе и такие, как на фото ниже, похожие на яичницу)

и таинственные озера-зеркала

Кажется, что на полу - сталагмиты, которые тянутся навстречу сталактитам. На самом деле, это отражение последних в неподвижной воде подземных озер. Мне они напомнили кадры инопланетных городов из Звездных войн
Кажется, что на полу - сталагмиты, которые тянутся навстречу сталактитам. На самом деле, это отражение последних в неподвижной воде подземных озер. Мне они напомнили кадры инопланетных городов из "Звездных войн"

Многоуровневые залы, похожие на дворец Подгорного Короля из книжек Толкиена

украшены формациями, напоминающими колонны древнеегипетских храмов и минареты арабских мечетей

July 27, 2022

поваленные деревья

и театральные драпировки

В органном зале расположился… орган! Да-да, самый настоящий орган! Музыкант, извлекающий из него мелодии, — это вода, которая падает с потолка на специальную пластину

17 мгновений весны

А за углом спрятался Колодец Желаний, куда туристы кидают монетки (некоторые, видимо, загадывают такие солидные желания, что не жалеют и пятерки)))

К сожалению, ни фото, ни видео не способны передать даже бледную тень красоты пещеры Люрей. Ее надо видеть своими глазами. И поверьте мне, она того стОит.

Харрисберг — столица Пенсильвании.

По пути домой решено было заехать в Харрисберг — столицу Пенсильвании. Признаться, мы были порядком удивлены, когда узнали, что главным городом штата является не Филадельфия (которая какое-то время даже была столицей США), а вышеупомянутый провинциального вида городок. Но такая ситуация вообще типична для страны. Например, столица штата Нью-Йорк вовсе не город Нью-Йорк, как можно было бы предположить, а мало кому известный за пределами США Олбани, столица Флориды — не распиаренный на весь мир Майами, а городишко Талахасси, столица Калифорнии — Сакраменто, а не гигантские агломерации типа Сан-Франциско или Лос-Анджелеса.

Одно из зданий на улице Харрисберга

Сиятельный Капитолий.

Харрисберг считается одним из самых красивых маленьких городов США. Его архитектурная доминанта — Капитолий, возведенный в популярном в конце XIX в. стиле бозар.

Вид на Капитолий штата со стороны Стейт стрит.

Строительство Капитолия длилось 4 года (с 1902 по 1906 гг) и вылилось в сумасшедшую по тем временам сумму в 13 млн долларов. Конечно, и тут не обошлось без превышения первоначальной сметы и последующих судебных разбирательств. Чем все закончилось — даже вникать не стала. Главное, что Капитолий до сих пор благополучно стоит и радует глаз местных жителей и туристов.

Длина здания — 160 м, высота — 83 м, купол диаметром 23 м венчает позолоченная скульптура, символизирующая благосостояние

Архитектор пенсильванского Капитолия вдохновлялся куполом Собора Св Петра в Риме

Фасад строения выполнен из вермонтского гранита, двери — обшиты медью. Колонны, фонари и скульптуры, олицетворяющие всяческие добродетели и прочие высконравственные понятия — тоже присутствуют.

17 мгновений весны

От центрального входа (с каскада лестницы) открывается вид на главный проспект города — Стейт Стрит и реку Сасквэхана

По обе стороны от него — террасы, украшенные цветущими деревьями

17 мгновений весны

С противоположной от центрального входа стороны расстилается площадь, сильно похожая на московскую Манежку

Капитолий окружен парком с циллиндрическим зданием Музея Искусств и каланчой Архива, напомнившей нам деньгохранилище Скруджа МакДака из «Утиных историй» (помните, как он в купальном костюме прыгал с вышки в океан своих золотых монет? :)

Попасть внутрь Капитолия очень даже реально: нужно просто записаться на бесплатную экскурсию. К сожалению, мы были сильно ограничены во времени, а потому смогли полюбоваться только холлом здания. Но и он вызвал восхищение

17 мгновений весны

Стены холла отделаны вермонтским мрамором, потолки и всякие прочие карнизы — 24-х каратным золотом и ценными породами дерева. Дизайн главной лестницы (из каррарского мрамора) повторяет дизайн лестницы французского Пале Гарнье. А лампы светильников огранены таким же образом, каким обычно гранят бриллианты, отчего фонари сверкают и переливаются как драгоценные камни

Лестница из каррарского мрамора

Купол навевает весьма ощутимые воспоминания о заглавных церквях Москвы и Санкт-Петербурга. Только на фресках — вместо библейских сюжетов — сцены из американской истории, а на медальонах — вместо христианских святых — аллегорические изображения «четырех столпов Цивилизации: Искусства, Закона, Науки и Религии»

Основания фонарей и шоукейсы выполненны из бронзы, а боковые пассажи с их лампами и потолками очень живо напомнили мне ближневосточные мечети и медресе

Но самая главная причина, по которой я так стремилась попасть в харрисбергский Капитолий, — это его пол, вымощенный плиткой бизнесмена-романтика Генри Мерсера. Он представляет собой мозаику из 400 декоративных плиток на тему американской истории, транспорта, орудий труда, а также животного и растительного мира. Его еще иногда называют «Ковром истории»

Также на полу есть табличка, свидетельствующая о том, что на торжественном открытии свежепостроенного пенсильванского Капитолия присутствовал сам президент Теодор Рузвельт

Прикосновение к истории

По короткой, но обильно застроенной храмами Стейт Стрит (даже не придумала как ее правильно перевести: «Государственная улица» или «Улица Штата»)

очень легко добраться до пасторальной набережной реки Сасквэханы

Известно, что люди селились на ее берегах еще за 3 тыс лет до н. э. До прихода европейцев здесь жили индейские племена пакстангов

Прошли века и пакстангов сменили европейские колонисты. В 1719 г. некий торговец по фамилии Харрис сотоварищи организовал небольшое поселение, которое через 70 лет получило статус города и имя в честь этого самого Харриса. В 1812 г. стараниями потомков торговца пасторальный городишко, окруженный фермами, превратился в столицу штата

В штате Пенсильвания проживает много амишей - старообрядцев.

Удачное расположение (берег реки, а также то, что город был последней цивилизованной остановкой перед сложным маршрутом через горы) быстро сделало Харрисберг активным транспортным узлом

Этот мост мне чем-то неуловимо напомнил Карлов мост в Праге.

С приходом индустриализации (а заводы по производству стали и выплавке железа появились здесь даже раньше, чем знаменитый завод Вифлеема) город похорошел прямо как Москва при Собянине)))

Пешеходный мост через реку Сасквэхана

Перед Гражданской войной Харрисберг был одним из ключевых пунктов так называемой «Подземной железной дороги» — пути, по которому противники рабства переправляли в Канаду чернокожих беглецов с плантаций Юга

Одно из городских граффити Харрисберга

Во времена войны между Севером и Югом тут находились тренировочные лагери северян, а в 40 милях от города произошло решающее Геттигсбергское сражение, окончательно определившее победу Северных штатов

17 мгновений весны

Индустриальное прошлое сменилось периодом упадка, пока один из мэров не сообразил сделать ставку на туризм и привлечь в город инвестиции. Идея сработала. Сейчас Харрисберг считается не только популярной туристической локацией, но и городом, комфортным для жизни. Кроме Набережной и Капитолия путешественники и местные жители любят уют его тихих улиц, старинные дома

украшенные забавными деталями

и яркими, жизнерадостными граффити

В общем, городок — отличный, нам он тоже глЯнулся. Мы даже пожалели, что так мало времени выделили на него.

А напоследок я скажу…

Несмотря на все теории туристической относительности, выходные (как и наши приключения в 4-х штатах) подошли к концу. Очередное путешествие завершилось, оставив после себя приятное послевкусие и желание как можно скорее снова вырваться из колеса рабочих будней. И мы, конечно, не замедлили опять это сделать.))) Но это уже совсем другая история

Из Харрисберга - с любовью.