Турист Елена (apreleva1409)
была вчера 23:11

Кострома — Россия Май 2022

Цикл материалов о Костроме:

Об отеле: Гостиничный комплекс «Волга»

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть первая

Кострома, Романовский музей

В городе на большой воде к воде меня так и тянет… А к Волге тянет еще и потому, что она ВОЛГА… Все же для нас это река особенная, на генетическом уровне и почтение к ней, и восхищение ею ощущаешь. Так что и второй мой день в Костроме начался на волжском берегу. Синоптики пугали дождями, но с утра светило солнышко, правда, ветрище задувал ледяной.

Деревья в дальней дали правобережья казались совсем еще спящими — май 22-го года точно войдет в историю, как один из самых холодных — хотя, скорее всего, робкие листочки на них все же проклевывались, как на этой вот березке, что встретилась по пути. Сережками-то как украсилась!

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Вчера поднялась в город от беседки Островского, сегодня же решила пройти по набережной к Московской заставе. У одного из причалов пришвартованы два круизных теплохода — навигация открыта. То-то радость торговцам сувенирами, мигом развернувшим на причале рыночек! А вот туристам, наверное, не слишком весело гулять по палубам на пронизывающем ветру…

Речного вокзала в Костроме, как ни странно, нет. Круизники и прогулочные кораблики отправляются от нескольких городских причалов. Конечно, было бы здорово посмотреть на город с воды, но и погода не способствовала, и расписание не самое удобное: кораблики катают народ только с пятницы по воскресенье (маршрут коротенький, на 30 минут), я не вписывалась.

Кстати, очень меня удивило, что, оказывается, во времена Островского, летом Волга в районе Костромы практически пересыхала. Я-то думала обмеления и прочие экологические заморочки приметы исключительно наших дней.

Дебаркадер, на котором расположен ресторан «Старая пристань» — ну точно как из фильма «Жестокий романс»! Разве что надписи «бар» тогда на нем быть не могло)))

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

А следующий — ярко-голубого цвета — не что иное, как гостиница «Островский причал». Видела фото речных закатов, которые постояльцы наблюдали из своих номеров — впечатляет! Наверное, неплохо пожить вот так, почти на корабле. Но не в холодном мае…

Глядя на набегающие волны, вспоминала любимую в детстве-отрочестве «Динку» Валентины Осеевой: «плещется желтенькая волжская водичка…», и ведь в самом деле — желтенькая! Странно все же наша память устроена… Вот с чего так запомнилось про желтенькую водичку?..

Очень надеялась, пройдя на сей раз дальше по набережной, увидеть место слияния Волги и Костромы и Ипатьевский монастырь. Но, оказалось, это далеко! Даже из центра к монастырю лучше ехать на автобусе, а уж от моего отеля и подавно.

От «Старой пристани» поднимаюсь к Московской заставе, попадая таким образом в город с «парадного входа»: комплекс зданий заставы — два обелиска, увенчанных шарами и двуглавыми орлами и невысокие стенки с арочными нишами по сторонам от них — был выстроен в Костроме в 1823 году к предполагавшемуся приезду в город путешествовавшего по России императора Александра I. Царь так и не прибыл, а красота осталась.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

К празднованию 300-летия дома Романовых к обелискам вместо стенок пристроили два кирпичных одноэтажных здания, в одном из которых разместились лавки, а во втором пивная Товарищества «Богемия» (ох, неистребима на Руси любовь к заграничным названиям))).

С начала 19-го века сохранился здесь и так называемый курень купцов Стригалевых, в котором теперь расположена гостиница «Московская застава». Выглядит этот уголок Костромы так, будто и в самом деле дошел до наших дней в неизменном виде с позапрошлого века. Хотя, разумеется, восстановлен.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

К Сусанинской площади от Московской заставы ведет улица Молочная Гора. С летающими коровками)):

Кстати, название это когда-то было неофициальным. Именовалась улица вообще-то Екатеринославской, но народ у нас мастак меткие — и ого какие живучие! — названия давать. Конечно, молочные реки здесь не текли, однако каждое утро через Волгу во множестве переправлялись крестьяне из правобережных селений и располагались на склоне горы, торгуя молоком, сливками, сметаной.

Помимо названия улица запомнилась крохотной Никольской часовней-ротондой — вроде никак особо не украшена, а мимо не пройдешь, до того все в ней изящно и гармонично. Сейчас и не верится, что поднялась у кого-то рука снести трогательную луковичную главку на граненой шейке, венчающую строение, однако — было… К счастью, возродили, отреставрировали, ныне часовня действующая.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

В кирпичном здании рядом с часовней расположен Музей природы. Вполне вероятно, что интересный, а вот история здания занимательна совершено точно!

Построено оно было на рубеже 19-20-го веков. Табличка гласит, что помещались здесь тогда Чайная общества трезвости и Коммерческая биржа. Многоуважаемые заведения, подумала я… И ошиблась))) Порыскав по Сети, обнаружила, что чайную эту весь город знал под именем «Колпаки» (половые в ней носили белые колпаки) и слыла она одним из самых злачных мест: в чайниках тут подавалось спиртное!

Справедливости ради, не все в Колпаках было так плохо. Чайная первой в Костроме стала предлагать то, что позже стали называть «комплексными обедами». Меню их ежедневно печаталось в местных газетах, и это тоже весьма занимательно! Например, в феврале 1916 года можно было отведать: 1. Суп селистен, 2. Белуга разварная (55 копеек); или: 1.Щи рыбные из свежей капусты. 2. Белебес из рыбы (45 копеек). Для сравнения четверть молока (трехлитровая бутыль) стоила тогда 40 копеек. Не отказалась бы я от белуги по цене молока! Даже и без непонятного супа (поди знай, что за «селистен» такой)))

Завершается улица Молочная гора возле памятника Ивану Сусанину, вокруг которого располагаются лотки со всяческой сувениркой.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Больше всего предлагается изделий из льна, которые совершенно точно нужно покупать не здесь! Одно из куда более выгодных мест покажу чуть позже.

Торговля на площади велась с давних пор, о чем и топонимика свидетельствует: улицы окрест — Красные ряды, Мучные ряды, Табачные ряды. К середине 18-го века Кострома стала одним из самых значимых центров торговли в России. И торговые ряды здесь после пожара 1773 года, когда выгорел почти весь центр деревянного старого города, отстроили грандиозные! Площадь Красных рядов — 160 на 110 метров, Больших мучных — 163 на 122 метра. Торговали всем на свете, о чем также напоминают названия «улочек» уже внутри рядов: Пряничные, Хлебные, Квасные, Живорыбные, Шорные!

Причем, удивительное дело, но злоключения века 20-го торговые ряды миновали, и они дошли до нас практически в изначальном виде. Сейчас в Красных рядах — центральный рынок, в Мучных — магазинчики, кафе и т. п. Вот только жаль, что многие помещения пустуют, да и реставрация бы рядам не помешала…

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

В пожаре, к счастью, уцелела церковь Спаса Нерукотворного (1766), которая после возведения Торговых рядов оказалась внутри них, отчего к названию и добавилось уточнение «в рядах». Церковь, в отличие от торговых галерей радует свежей побелкой, изумрудной крышей и такими же луковками с золотыми крестами.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Вновь оказавшись на Сусанинской площади, стараясь (дабы снова не расстраиваться) не обращать внимание на скрытую реставрационными пеленами пожарную каланчу, направляюсь к Гауптвахте, еще одному знаковому сооружению архитектурного ансамбля (который без каланчи, увы, всякую ансамблевость теряет).

Удивительно, что нарядное, желтое с белым, с шестью колоннами, здание использовалось когда-то для содержания под стражей нарушителей воинской дисциплины. Да еще и на центральной площади города! Кстати, и денег на строительство было потрачено немало — 27500 рублей (фунт говядины стоил 18 копеек). Сейчас здесь размещается экспозиция военно-исторического отдела Костромского областного музея-заповедника. Я ни разу не любитель такого рода музеев, потому «отметившись» возле, быстренько свернула на улицу Симановского, которую знающие люди рекомендуют, как одну из самых интересных в Костроме.

Здесь действительно сохранилось несколько весьма примечательных деревянных домов, под номером 14 так и вовсе сказочный терем! Понравился и фисташковый дом рядом — явно что-то современное, хотя вполне вероятно и на старом фундаменте. В отделке окон и балкончика определенно намек на модерн. Симпатичной показалась и вывеска сувенирного магазинчика: «Лисичка-костромичка»!

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Но главной целью на этой улице был для меня, конечно, Богоявленско- Анастасиин монастырь. Название-то какое! Никогда прежде подобного не встречала. Оказалось, дополнение «Анастасиин» появилось у основанного 1426 году по благословению Сергия Радонежского его племянником и учеником Никитой в имени Богоявленского мужского монастыря в 16-м веке, когда к нему были приписаны два женских монастыря, в том числе и основанный дочерью Дмитрия Донского Анастасией. В настоящее время монастырь — женский. Первые после возрождения монастыря насельницы прибыли сюда из Эстонии, из Пюхтинской обители.

Уже и стена его с мощной башней-колокольней, через которую по крытому переходу попадаешь внутрь, в Богоявленский собор, впечатляет.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

В собор (заложен в 1559 году, это самое раннее из сохранившихся в Костроме каменных сооружений) поднимаешься по широкой лестнице, прямо-таки парадной, на своде и стенах яркие росписи. Росписи в самом соборе, который является кафедральным собором Костромской епархии, тоже впечатляют, пусть и выполнены они уже в наше время. Первоначальные, предположительно созданные Гурием Никитиным и Силой Савиным, увы, не сохранились. Очень мне понравился серо-голубой фон и белоснежное обрамление иконостаса и главных икон храма. Будто небо и облака …

Фотографировать в соборе вообще-то НЕЛЬЗЯ. От слова совсем! Но как удержаться и не сделать хотя бы одну фоточку такой необычной красоты на память?..

Справа от алтаря в отдельном киоте пребывает главная святыня монастыря и города — икона Божией Матери Феодоровская. Икона эта считается священным оберегом Костромы, одним из немногих образов, переживших монгольское нашествие. По преданию во время битвы с татарами лучи, исходящие от иконы ослепили врагов, и они бежали с поля боя. Интересно, что на обороте иконы написан образ Параскевы Пятницы — хранительницы семейного благополучия, целительницы от недугов телесных и душевных, покровительницы женского рукоделия. Ей же молятся о ниспослании детей.

К Феодоровской иконе почти всегда стоит очередь жаждущих поклониться, подошла, конечно, и я… Изучив — век живи, век учись! — правило на табличке рядом: оказывается поклоны полагается делать не три подряд, а прежде два, потом приложиться к иконе, и, отходя — еще один. Вот поди ж ты… Ну, лучше поздно, чем никогда! Теперь буду знать.

Налюбовавшись красотой собора, пошла уже было к выходу, но заметила широко открытую дверь в галерее от колокольни к храму. Никаких «посторонним в…" не наблюдалось, более того, возле двери беседовал с прихожанкой священник, и ничего не сказал, когда я ногу над порожком — специально на него посмотрев! — занесла. Значит, можно?.. Прохожу и оказываюсь… в монастырском саду! Хорошо-то как!.. Тихо-тихо и никого… Жаль, что ничто еще не цветет… Но — очень много хвойников, потому даже и в начале на редкость холодного мая здесь зелено.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

А какой красивый вид на собор отсюда! Снаружи, за высокими монастырскими стенами его и не разглядеть!

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Башня-колокольня с определенного ракурса кажется в сосновом лесу стоящей…

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Летом тут наверняка и вовсе великолепие — розовых кустов вон сколько! Все же некие сомнения по поводу «законности» пребывания здесь меня одолевали, потому вглубь сада не пошла, и правильно не пошла… Вдруг на одной из дорожек появилась монахиня и, всплеснув руками, поинтересовалась, как я сюда попала. Пришлось оправдываться, что дверочка была открыта, и священник же ничего не сказал… В общем, препроводила меня инокиня к той самой дверочке — к счастью, не отчитывая за самоуправство — и плотно ее за мной затворила. Нехорошо, конечно, вторгаться, куда не следует, зато теперь могу поделиться с вами случайно «доставшейся» красотой…

Уже выйдя из башни на улицу, увидала и еще кусочек закрытой для народа территории монастыря — в ворота заезжал какой-то минивэн, и пока они были отворены, удалось взглянуть на дворик с туями и не так давно установленным памятником Феодору Стратилату.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Свернув с Симановского на Пятницкую, полюбовалась еще и Смоленской часовней — церковью, построенной на основании одной из старинных башен в стене, окружающей монастырь…

Путь мой далее лежал к улице Лавровская, к еще одной церкви — Иоанна Златоуста. Освящена она была в 1751 году, возраст ого какой почтенный, но выглядит ярко и жизнерадостно. К счастью, разорения после 1917-го эта церковь избежала, став одной из трех церквей города, где никогда не прерывалось богослужение.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Более того: свыше трех десятилетий, в 1929–1964 годах, храм на Лавровской был кафедральным собором Костромской епархии. Жаль попала я сюда во внеурочное время, внутрь зайти не удалось, а судя по фото, интерьеры хороши — «тело» иконостаса цвета морской волны, в пышном золоченом барочном обрамлении.

Очень, кстати, понравились окрестные дома. Ничуть не меньше, чем на Симановского! И современный, в бирюзовый цвет выкрашенный, с резными деревянными балконами; и обычный «старичок» в три окна, удивительно совпадающий оттенком стен с растущей рядом сосной; и тоже вроде бы старичок, но заботливо обновленный, опять же в бирюзе, но уже темной, с белым декором.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Организм к этому времени уже настоятельно требовал подкрепления, и очень кстати поблизости вдруг обнаружился указатель: «Кафе „Дружба“. Заходите, мы открылись!» Надо сказать, о какой-то «Дружбе» я читала, но адрес был явно не этот… Оказалось, на Лавровской теперь расположено второе кафе-столовая той же сети, новенькое. Зашла и не пожалела: современный, очень приятный интерьер, с симпатичными фишечками, большой выбор блюд, цены — более, чем приемлемые. В «Дружбе» мне понравилось куда больше, чем в опробованном накануне «Лимпопо» на Советской улице.

Нет, в «Лимпопо» тоже неплохо, особенно, если тянет на экзотику: на стенах там изображены джунгли и их обитатели, и птички щебечут))).

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Но в «Дружбе» и цены пониже, и выбор побольше. Правда, расположено «Лимпопо» центрее некуда, но если находитесь неподалеку от «Дружбы» — лучше туда. Еще одна «Дружба» находится на пересечении проспекта Текстильщиков и улицы Терешковой. Удобно сюда зайти, возвращаясь из Ипатьевского монастыря.

Объевшись как удав (блинчик с яблоками определенно был лишним, но ой каким вкусным!), с новыми силами отправилась я на поиски еще одного храма — в честь Алексия Человека Божия. Он совсем неподалеку: с Лавровской свернуть на Сенную, затем на Катушечную. Церковь эта — будто сестрица известной церкви Знамения в подмосковных Дубровицах.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Тоже привлекает внимание изящной главкой в виде короны.

Говорят, идея украсить церковь такой главкой появилась в Костроме к визиту Екатерины II в. 1767 году. А мне колокольня эта с главкой-короной напомнила почему-то маяк. Жаль, и здесь было закрыто… Полюбовалась лишь снаружи.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Не могла не притормозить возле по самые окна вросшего в землю домика по соседству с храмом — сто лет таких не видела!

А дом через дорогу от него прадовал кружевной резьбой:

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Ну-с, с храмами на сегодня всё, но в планах было еще два музея! Осилю?… Постараюсь! Благо один из них- Музей льна и бересты — совсем небольшой.

Чтобы к нему попасть, вернулась в центр, и — совершенно напрасно — потопала пешком по проспекту Текстильщиков от Сусанинской площади к улице Терешковой. Напрасно — потому что это реально далеко и ничего особо интересного по пути не встретится. Кроме знака «Люблю Кострому», несказанно удивившему своим нахождением в каком-то несимпатичном закутке! Столько красивых мест в городе, с чего вдруг обожаемый народом объект для фоточек загнали не весть куда?! Разве что установлен он на деньги какого-то благодетеля, чья контора находится рядом?.. Иного объяснения у меня нет.

В общем, бестолковый получился поход, но все же дошла я, наконец, до уютного в старинном духе выстроенного особнячка-терема.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Музей частный, экспозиция расположена на двух этажах, а внизу, в подвале — магазин. И вот здесь-то и нужно покупать лён. Цены ощутимо ниже, чем в районе Сусанинской площади.

Можно взять экскурсию, но я обошлась без нее, тем более все равно по залам музея сопровождала меня юная дева — ну чисто Алёнушка из сказки, голубоглазая, с косой, с веснушками, в льняных с вышивкой одеждах — которая немножко рассказала о том, что и где. Скучно, поди, столбом-то стоять))) Тем более, я не из тех посетителей, которые галопом пробежались и на выход. Фотать девушку постеснялась, но на общем плане зала она все же в кадр попала. Справа стоит. Правда из-за искажения получилась какой-то фундаментальной, а на самом деле тонюсенькая)))

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

В отделе льна больше всего понравились панно — картины из лоскутков. Георгины, на том, что с котиком, будто живые!

Конечно, и об истории производства льна в Костроме там рассказывается, и всякие- разные рушники-салфетки-кружева представлены, но картины порадовали особенно.

А вот берестяной зал буквально ошеломил: сколько же всего, оказывается, можно делать из бересты!

Даже шляпы и сумочки!

И как же это красиво!!!

Приятный музей, и недорогих льняных подарочков в магазине тамошнем прикупить можно. Единственное, что несколько покоробило — обилие зверей (в соответствии с китайским календарем!), «вымогающих» денежку. При входе сидит нынешнего года тигр, наверху — все прочие.

Вход же не бесплатный! Какие еще пожертвования?..

Из музея к отелю благоразумно отправилась на автобусе. Бегают ПАЗики по городу исправно, цена одной поездки 23 рубля. Вечером в центр и обратно опять же ехала, т. к. улица Советская явно относится к тем, по которым хочется гулять и гулять. Впрочем, разочек по ней пройтись все же стоит. Кое-что интересное, если актвино смотреть по сторонам, можно обнаружить. Неплохой модерн в том числе.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

А также хорошо отреставрированные, не иначе бывшие купеческие, особнячки — снизу каменные, сверху деревянные.

Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая

Ну, и любимейшее занятие «сунуть нос во двор» очередной раз себя оправдало: принесло совсем уж неожиданную встречу с очаровательными пасхальными кроликами)))

Да, а синоптики-то, обещавшие дождь, к счастью, промахнулись. Дождя за весь день так и не случилось, зато в седьмом часу вечера обрушилась на Кострому самая настоящая метель! В мае!!! Это что ж делается в природе, люди добрые?! К счастью, я в это время бродила по залам Романовского музея, о котором вам уже рассказала.

Глядя на светопреставление за окнами, очень надеялась, что план по пакостям небесная канцелярия выполнит таким образом на месяц вперед, и завтра будет хорошая погода… Потому как Ипатьевский монастырь и слободу очень бы хотелось увидеть не из-под зонтика и не дрожа от холода…