Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 0:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Чеченская Республика, Грозный — Россия Июнь 2022

Вопрос о том, куда отправиться в отпуск этим летом, у нас долго не стоял. Давно мечтали побывать на Кавказе, поэтому маршрут сложился быстро: Грозный (4 ночи) — Кисловодск (10 дней). В целом поездка получилась такая же стремительная, как поток горной реки и такая же насыщенная, как аромат кавказских трав.

В Грозный мы прилетели прямым рейсом из Москвы. А когда сели в такси (чтобы доехать из аэропорта до гостиницы), тут же словили «счастливый билет». За рулём оказался пожилой мужчина приятной наружности и предложил нам услуги водителя для путешествия по окрестностям. Мы согласились и в итоге удалось не только увидеть достаточно много красот, но и узнать из первых уст немало интересного о жизни в Чечне.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Так уж сложилось, что слово Чечня прочно ассоциируется в нашем сознании с терроризмом, средневековыми нравами, бесправными женщинами и агрессивными бородачами. Однако, уже с первых минут пребывания в Грозном чувствуется искреннее дружелюбие и гостеприимство чеченского народа. Столько теплоты и сердечности, как здесь, я нигде больше не встречала.

Чеченцы очень любят, когда к ним приезжают гости, особенно русские, несмотря на то, что на какое-то время наши народы отдалились друг от друга из-за политических разногласий и войн.

С приходом к власти в 2007 году Рамзана Кадырова Чеченская республика обрела мир, и получила возможность развиваться. За несколько лет регион изменился до неузнаваемости, а истерзанный двумя войнами Грозный был отстроен фактически с нуля и превратился в один из красивейших городов России.

Чеченская государственная филармония им. Аднана Шахбулатова
Чеченский драматический театр имени Ханпаши Нурадилова
Гуляя сегодня по улицам Грозного, сложно представить, что в 2000-х годах некогда один из самых зеленых городов на Северном Кавказе лежал в руинах и только самые отъявленные оптимисты верили, что город сможет возродиться и восстать из пепла, как птица Феникс.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Теперь Грозный часто сравнивают с Дубаем, но это, конечно, не так. Грозный сам по себе самодостаточен, необычен и кардинально отличается от прочих городов — и по облику, и по духу.

Государственная галерея им. А.А. Кадырова
Площадь имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова
Нынче в столице Чечни ничто не напоминает о войне и если пройтись по восстановленным улицам и площадям, то несложно заметить, что город меняется на глазах. За счет высоких темпов строительства чуть ли не каждый месяц сдаются в эксплуатацию отреставрированные или построенные заново здания. Помимо новых архитектурных строений и просторных площадей, особенно радуют бульвары, уютные скверы и утопающие в цветах парки.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Большие перемены символизируют две главные столичные улицы, которые пересекаются в самом сердце города и носят имена Ахмата Кадырова и Владимира Путина.

Бросаются в глаза плакаты с лозунгами, такие как «Ахмат-сила», «Рамзан, спасибо за Грозный!», «Вперед, Россия, мы с тобой!» и развешанные повсюду портреты с изображением Путина, Ахмата и Рамзана Кадыровых.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Почти все женщины носят длинные платья или юбки. Короткие шорты и декольте здесь категорически не приветствуют. Большинство женщин покрывают головы платками. Но некоторые спокойно ходят в обычной европейской одежде и без платков.

В Грозном нет представителей панков, готов, и т. д. Нет бомжей. Люди не ведут себя вызывающим образом, не орут, не сквернословят. На улицах непривычно чисто — нет ни бумажки, ни окурка. Курящих людей не встретить нигде. Девушки и женщины в Чечне не курят вообще, а мужчинам курить разрешается, но не в присутствии старших. Поэтому курят лишь в отведенных для этого помещениях.

качели «под зонтом» на площади имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова
Местные не запирают свои автомобили и оставляют с ключами в замке зажигания. Стало быть, и воров тоже нет! Тем не менее на каждом перекрёстке дежурит патруль ДПС и за каждым шагом следит полиция.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Дорогам Чечни может позавидовать любой другой регион России. По всему видно, что дороги строят на совесть. Рассказывают, что качество проверяет лично Рамзан Кадыров.

На оживленных шоссе установлены въездные триумфальные арки

Удивило, что нигде нет собак. В квартире их не держат (собака у мусульман считается животным нечистым), а содержанием бродячих псов занимается приюты. Но зато кошек здесь тьма.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

В отличие от остальной России, в Чеченской Республике практически запрещена продажа алкоголя. Так что пиво не продают, вино не наливают. Алкоголь можно купить на окраине Грозного в гипермаркете «Лента» и то только с 8 до 10 утра по паспорту. Единственное заведение, где можно заказать крепкие напитки — это ресторан Купол, расположенный на 32 этаже пятизвездочного отеля Грозный СИТИ. Изюминкой ресторана являются панорамные окна, откуда открывается шикарный вид на весь город.

Ресторан Купол на 32 этаже отеля Грозный СИТИ
Ресторан "Купол" на 32 этаже отеля Грозный СИТИ
Прекрасен ты, суровый край свободы!

Следует учитывать, что с небольшим бюджетом здесь особо не разгонишься. За бутылку водки придётся выложить 12000 руб., а самая дешевая бутылка вина объемом 0,75 литра стоит около 10000 руб. Остальные цены вполне приемлемые и готовят достаточно вкусно. Мы заказали садж (телятину с овощами), чай с горными травами и чепалгаш (вайнахские лепешки).

Раз уж зашла речь про еду, скажу, что в чеченской кухне настоящих национальных блюд не так уж и много. Одно из самых популярных и излюбленных блюд, которое мы попробовали в Чечне — Жижиг-галнаш (дословно переводится как мясо и галушки). Под «жижиг» подразумевается баранина (теперь в ход идет и говядина, и курица), а «галнаш» обычно готовят из кукурузной муки (сейчас иногда берут пшеничную). Подают это кушанье с чесночным соусом (берам) и горячим бульоном. Попробовать действительно стоит, но учтите, что мясо и тесто готовят по-разному.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Напротив отеля Грозный СИТИ находится 30-этажный небоскрёб, на двух последних этажах которого устроена смотровая площадка (она также используется и как вертолетная площадка). С высоты птичьего полёта весь город виден как на ладони.

Но фотографировать можно не все. Предупреждающие таблички сообщают о том, что строго запрещено направлять камеры в сторону президентской резиденции. За народом зорко следит и охранник, и пара воинов с автоматами наперевес. Сами понимаете — шутить никто не будет.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

На сегодняшний день «Грозный-Сити» состоит из 7 высоток, из которых 40-этажная 145-метровая башня «Феникс» некоторое время считалась самым высоким жилым зданием в России за пределами Москвы. На башне установлены пятитонные часы с диаметром циферблата 14 метров. Циферблаты смотрят на север и юг.

Неподалёку полным ходом идёт возведение второй очереди Грозного-Сити, в составе которой будет находиться 435-метровая башня «Ахмат Тауэр». Планируется соединить башню стеклянным мостом с ТРЦ «Грозный Молл», сданным в эксплуатацию в пролом году. Площадь торгово-развлекательного центра составляет 153 тысячи кв. метров, что эквивалентно 25 футбольным полям. В ТЦ множество магазинов на любой кошелёк, работают кафе и продуктовый супермаркет «Караван-Баши».

Мы жили буквально «в двух шагах» от ТЦ — Dona Hotel. В отеле есть все необходимое для комфортного проживания: кондиционер, чайник, телевизор, фен, тапочки, халаты… Порадовал приветливый персонал и отличный завтрак.

Прекрасен ты, суровый край свободы!
Номер нам дали с видом на мечеть, с минаретов которой пять раз в день муэдзин через громкоговоритель призывает верующих к молитве.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Грандиозный мусульманский храм-мечеть «Сердце Чечни» был построен всего за два года. Первый камень был заложен в 2006 году, а в 2008 году мечеть распахнула свои двери для верующих.

Колоссальных размеров здание рассчитано на 10000 человек. Строили мечеть по новейшим технологиям, по проекту турецких мастеров. Прототипом послужила стамбульская Голубая мечеть, выдающийся образец османского зодчества.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

На украшение «Сердца Чечни» не поскупились. Наружные стены поражают роскошной отделкой из мрамора-травертина, а внутренний интерьер щедро декорирован белым мрамором и красным гранитом. Слабый свет падает внутрь здания через цветные витражи полукруглых окон большого купола. Перламутровый свет разливается по всему храму и убранство огромного зала предстаёт перед нами во всем своем великолепии.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Кроме окон мечеть освещается 36 роскошными люстрами. На их создание было потрачено несколько тонн высококачественной бронзы, 2,5 килограмма золота высшей пробы и огромное количество кристаллов Swarovski.

Уникальна по исполнению художественная роспись стен и подвесных деревянных потолков, выполненная с использованием золота и натуральных масляных красок. В некоторых элементах орнамента узорные росписи присутствуют чеченские мотивы.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Просторный, вымощенный камнем двор перед мечетью ограждён по периметру арочной колоннадой с галереями, укрытыми навесами.

Ротонда для ритуального омовения
Прекрасен ты, суровый край свободы!

На прилегающей территории разбиты клумбы, аллеи для прогулок и комплекс фонтанов. Вечерами вокруг них собираются горожане и гости столицы.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

Как только начинает смеркаться, включается подсветка.

Прекрасен ты, суровый край свободы!

В свете ночных огней город совершенно преображается и выглядит особенно нарядно и празднично.