Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была вчера 18:06

Портимао, Сагреш — Португалия Июнь 2022

Сагреш

Много раз я видела это фантастическое место из окна самолета, когда, во время долгого перелета над Атлантическим океаном, под нами вдруг появлялась земля, точнее вытянутый мыс, за которым простиралась суша — начиналась Европа.

Этот полуостров выходит в море далеко на юго-запад и после бесконечной морской глади радует и впечатляет своей красотой.

Никогда я не думала специально ехать сюда, чтобы посмотреть с земли, где заканчивается Атлантика и начинается Европа. Или теперь уже наоборот, где заканчивается Европа и начинается океан.

Только, когда оказалась здесь, поняла, что это и есть то самое место.

Опять стою на краешке земли

Отпуск на побережье Алгарве не предусматривал никакую обязательную программу посещений, но Сагреш там всё-таки был.

До него из Лагуша несколько раз в день ходит междугородний автобус номер 47. Выходит он с центрального автовокзала и, не успев отъехать, начинает делать остановки — сначала у каждого столба в городе, а потом, заезжая во все деревни.

Поэтому едет он эти 40 километров до мыса Сан-Висенте почти полтора часа.

Опять стою на краешке земли

Его конечная остановка и есть та самая, что ни на есть юго-западная точка Европы, Cabo de São Vicente.

Удивительно, что так буднично, как на дачу, можно взять и приехать на 47-м автобусе в это загадочное место.

Опять стою на краешке земли

А место это, где заканчивается суша и начинается океан, очень необычное.

Плоский, изрезанный, каменный мыс очень высокий, ветреный, какой-то суровый, без деревьев, с непривычной для юга растительностью среди камней — странное место.

Но оно вполне соответствующее тому, что представлялось мне сверху из-под облаков.

Фото из интернета

Не зря в древние времена его считали священным, мистическим и даже называли святым.

Это был край обитаемой земли.

Опять стою на краешке земли

Отсюда, если долго плыть на юг, будет Африка, а если очень долго на запад — Америка.

Здесь, вплоть до середины 19 века произошло десять «Битв у мыса Сан-Висенте» в разные годы и с разными участниками.

Опять стою на краешке земли

Собственно, кроме маяка и пары импровизированных сувенирных и закусочных, что расположились перед ним, там ничего и нет. Если не считать панорамных видов.

А ещё каким-то образом сюда внедрилась непритязательная и совсем непоэтическая немецкая сосисочная.

Будь она португальской или даже английской, я не обратила бы на неё никакого внимания. Но на фасаде этого вагончика красуется оригинальная надпись: «Letzte Bratwurst vor Amerika», что переводится, как «Последняя жареная колбаса перед Америкой».

Нам хватило времени посмотреть на всё это и заскочить в наш же автобус, что отстаивался здесь на кольце свои 20 минут.

Опять стою на краешке земли

Мы решили, что здесь этого времени вполне достаточно, к тому же идти 5 километров до Сагреша пешком по шоссе среди каменистой инопланетянской местности будет утомительно.

Туристы здесь нам попадались только бывалые, экипированные толстыми ботинками, рюкзаками, совсем не такие, как прогуливаются в шлёпанцах по набережной в Лагуше.

Через пять минут мы вышли на остановке возле рыбацкого порта.

Весь городок показался безлюдным и диковатым. На основных улицах тут и там — отельчики и рестораны без посетителей, но готовые к их приёму.

Опять стою на краешке земли

Мы спустились к рыбацкому порту.

Никакого, привычного в других прибрежных городках леса из яхтенных мачт, только несколько видавших виды рыбацких лодок. Сложенные рядами корзины — ловушки для ловли рыбы с остатками засохшей приманки внутри, ремонт какой-то рыбацкой техники — всё выглядит так, будто люди оставили всё и ушли. Только чайки хозяйничали на закрытом из-за аварийного состояния пирсе и пара худых, грязненьких котов, устало лежали на кучах рыбацких сетей. Возможно, все местные обитатели ушли с утра в море, а вечером вернутся и все будет по-другому. Этого я так и не узнала.

Опять стою на краешке земли

Отсюда мы направились пешком к форту.

Нависающие прямо над морем высокие скалы в некоторых местах сменяют пляжи, к которым надо спускаться. Здесь главные туристы — это сёрферы. Их много и они держатся вместе стайками, как прибрежные птицы-песчанки.

Опять стою на краешке земли

Неожиданно на пути к крепости открылся потрясающий вид на залив с диким песчаным пляжем, окружённый высокими отвесными скалами, как стенами.

На краю этой стихийной природной красоты, прямо над пляжем увидели одиноко стоящий ресторан. Он выглядел так живописно, что мы не договариваясь, направились к нему, хотя обедать было ещё рановато.

Очень захотелось посидеть в таком потрясающем месте.

Опять стою на краешке земли

К счастью для нас посетителей почти не было, они все появились, когда мы уже уходили. Тогда все места снаружи и внутри были уже плотно заняты.

Мы выбрали столик на террасе и не могли насмотреться на открывшуюся панораму.

Опять стою на краешке земли

От восторга так расщедрились, что заказали фирменное блюдо ресторана: «Arros de Lagosta spiny Lobster Ricepot».

Получили большую кастрюлю, которую даже поставили на придвижной столик. Кроме того, нам принесли специальные ножички, крючочки и прочие плоскогубцы-отвертки для добывания белого мяса омара (или лобстера).

Опять стою на краешке земли

Это был тот редкий случай, когда еды было много и она оказалась очень вкусной. Поэтому кастрюльку мы без труда опустошили.

Ещё сейчас, когда пишу об этом, с удовольствием вспоминаю. Причём всё: и панорамные виды, и интерьер, и инструменты и, конечно, кастрюльку.

Опять стою на краешке земли

Когда выходили, сфотографировали лодку с винными бочками.

Ресторан называется Telheiro do Infanto и можно было бы сказать: если случайно окажетесь здесь — обязательно посетите.

Опять стою на краешке земли

Но здесь случайно не оказываются, сюда приезжают только специально. Тем не менее, рекомендую его.

Крепость Сагреш стоит будто на высокой платформе, выдающейся в океан и не имеет нигде спуска к воде.

Фото из интернета.

Со стороны океана враги и без крепости не смогли бы на добраться на такую высоту.

Опять стою на краешке земли

Внутри есть маяк, музей и церковь 16 века, построеная на фундаменте предыдущей, возведённой ещё самим Генрихом Мореплавателем. Он же в свое время, получив в подарок эти земли, возвел здесь не только свою резиденцию, но и школу Мореплаванья.

Побродив по обширной крепости, мы отправились искать остановку нашего автобуса, заблудились и еле успели на последний, что отправлялся в 19 часов.

Портимао

Прежде, чем отправиться опять «коротким» путём по пляжу в городок Портимао, мы, наученные недавним опытом, посмотрели карту. И не пошли.

Там через реку даже мостов нет.

Сели утром на смешную старенькую двухвагонную электричку и почти сразу уехали от побережья в большой обход, точнее объезд, мимо необъятного холмистого гольфклуба, соляных разработок, точнее ровных рядов прудов-солончаков и скоро вышли на главном городском вокзале.

Опять стою на краешке земли

Пока мы смотрели расписание на обратную дорогу, наша электричка тронулась обратно в сторону Лагуша.

Привокзальные районы часто бывают невзрачными, но этот был просто супер-невзрачным. Даже напомнил немного Кубу.

Оказалось, что от моря мы были давольно далеко и по мере приближения к нему город становился всё лучше, пока и вовсе не стал напоминать фешенебельный курортный городок где-нибудь на Лазурном берегу.

Опять стою на краешке земли

А у самого пляжа он стал ещё и получше!

Променада, роскошный пляж, который природа невзначай украсила причудливыми, отдельно стоящими скалами, белые виллы, изумительная смотровая площядка, всё было идеально для самого придирчивого туриста.

Опять стою на краешке земли

Случайно познакомились с хозяйкой маленького бистро около пляжа.

Она оказалась сибирячкой, уже больше 20 лет живущей в маленьком португальском Портимао.

Опять стою на краешке земли

Вот так, забредёшь на самый краешек земли и думаешь, что ты тут один, но потом быстро вспомнишь, что нет на свете таких мест, где кто-то неожиданно не заговорит с тобой по-русски.