Турист quagdu
был вчера 21:49

Путь сквозь эпидемию: Воронеж – Сигтуна за 6 дней

Сигтуна, Стокгольм + 1 город — Швеция, Таллин — Эстония Ноябрь 2021

Семейные дела таковы, что порой переворачивают всю жизнь с ног на голову. Радостный и одновременно тревожный повод наложился у нас на несколько осложняющих обстоятельств:

• Надо ехать в Швецию.
  • По миру разгуливает эпидемия.
  • Туристам въезд в Швецию запрещён.

Если нельзя, но очень надо, то — вперёд!

Кратчайший путь до маленького городка Сигтуна, где нас очень (!) ждали, таков:

• Поезд Воронеж — Москва.
  • Самолёт Москва — Стокгольм (аэропорт Арланда).
  • Автобус Арланда — Мэршта.
  • Автобус Мэршта — Сигтуна.

На всё про всё при хорошем раскладе хватило бы и 20 часов.

Предполагая проблемы на границе, мы всё же решили, что лучше для ускорения процесса попробовать просто взять и приехать самым коротким способом. Рассчитывали, что особые семейные обстоятельства (документально подкреплённые конечно) сделают шведских таможенников более благосклонными.

***

Выехав из Воронежа 26 ноября, на следующий день были уже в Стокгольмском аэропорту. Интересно, что по пути, снижаясь перед посадкой, мы в разрывах облаков увидели паром Baltic Queen, входящий в Стокгольмский архипелаг.

«Балтийская Королева» вошла в Стокгольмский архипелаг

Но таможня добро не дала… Мол, «омикрон», понимаешь! Мол, чрезвычайное положение, понимаешь!

Пришлось, не дожидаясь принудительной депортации, самим покупать обратный билет в Москву. Тогда Аэрофлот ещё летал и делал это каждый день кроме вторника и пятницы. Следующий день — воскресенье, поэтому ждать потребовалось лишь сутки. Таможенники проверили наши билеты, отобрали паспорта и отправили в транзитную зону дожидаться вылета.

Оказалось, что таких как мы собирают в специальном закутке, где пространство разделено ширмами, стоят раскладушки с матрасами и для сна даже выдают одноразовый вкладыш от спальника (без самого спальника), который заменяет простынку, наволочку и пододеяльник. Ещё тонкое жёлтое флисовое одеяло дали.

Конец уголка депортантов. Спальная зона. Позади просто выход на посадку

Имеется в этом отсеке и несколько столов с множеством розеток. Есть один на всех электрический чайник. И даже стоит у стены рядом с туалетом холодильник, в котором на одной полке лежит груда шведских булочек с солёной рыбой, на другой полке — упакованные отдельно яблоки, на третьей и четвёртой — пакетики с кофе, чаем, сахаром, сливками и т. д. Всё бесплатно!

Туалет, холодильник, столы у входа

В общем, жить можно, хотя мысль, что мы фактически уже в Швеции, что аэропорт Арланда находится на расстоянии всего 10 км от цели нашего путешествия, терзала, не давала покоя. И там, за нераскрывшимися дверьми таможни нас очень ждут, но мы ничего не можем сделать…

А депортантов кроме нас было несколько. Молодая семейная пара с годовалым ребёнком из Эфиопии устроилась за крайней ширмой у стенки и постоянно шебуршала, неизвестно зачем перебирая свои вещи. Был ещё средних лет общительный малиец с голыми ногами, торчащими из-под цветастого балахона. Каждые полчаса он покидал наш закуток и разгуливал по транзитной зоне. Когда узнал что мы из России, вспомнил несколько своих знакомых, которые учились в наших вузах.

Регулярно заглядывал полицейский, молча пересчитывая всех по головам. При этом малиец непременно отсутствовал и коп отправлялся его разыскивать на гигантских просторах транзитной зоны.

Мы же, устав после долгих препирательств с таможенным начальством, улеглись спать. Над головой яростно светили прожекторы, за ширмой шуршали эфиопы, туда-сюда сновал малиец и за ним таможенник, каждый час заходила убрать туалет уборщица. Так что сон был прерывистым…

Утро начиналось красиво

Утром (28 ноября) после объявления начала посадки на наш рейс пошли к выходу ждать паспорта. За полчаса явились двое дюжих шведских полицейских и крохотного роста представитель Аэрофлота. Хотя билеты мы купили эконом-класса, но эта троица препроводила нас в самую первую очередь, даже прежде бизнес-пассажиров. Паспорта вернули только когда мы переступили уже порог самолёта.

***

Через два часа приземлились в Шереметьеве. Сразу в здании аэровокзала сдали анализ для свежего результата ПЦР-теста, так как у сделанного перед отъездом годность уже подходила к концу.

Красивый закат где-то над Псковщиной

В Москве началась сильная оттепель, на улице находиться в куртке было невозможно. Заселились в гостиницу рядом с аэропортом и начали прорабатывать обходной маршрут, раз уж прямой не удался.

Расчёт был на различное отношение к российским туристам в разных странах Шенгенской зоны. Где-то на них и смотреть не желали без зарегистрированной в Европе прививки, а где-то и со «Спутником» пускали. Среди таких «дружественных» стран были Эстония и Венгрия. План состоял из следующих этапов:

• Самолёт Москва — Хельсинки.
  • Самолёт Хельсинки — Таллин.
  • Паромный круиз Таллин — Стокгольм — Таллин.
  • Самолёт Стокгольм — Гётеборг.
  • Гостиница на 1 ночь в Гётеборге.
  • Самолёт Гётеборг — Будапешт.
  • Гостиница на 3 ночи в Будапеште.
  • Самолёт Будапешт — Москва.

Все билеты были куплены и гостиницы забронированы. Прямого рейса из Москвы в Таллин не было, поэтому пришлось лететь через Хельсинки. Билет на паром в один конец нам не продали бы, так что пришлось оплачивать весь круиз, хотя возвращаться в Таллин мы разумеется не собирались. Перелёт в Гётеборг был предназначен для демонстрации отсутствия нашего намерения задержаться в Стокгольме. Хотя Гётеборг — это шведский город, но билет из него в Будапешт был дешевле, чем из Стокгольма. Кроме того, это был железный повод снова появиться в Арланде, а потом просто улизнуть оттуда в расположенную под боком аэропорта Сигтуну.

Таким образом мы рассчитывали предстать в глазах шведской таможни транзитниками, добирающимися до конечной цели своего путешествия — Будапешта — кружным, но более дешёвым способом. Самое главное было исключить подозрение в нашем желании остаться в Швеции вопреки визовым ограничениям.

Разумеется мы собирались сойти на берег в Стокгольме и дальше никуда не ехать. Оставшиеся билеты сдать, брони гостиниц отменить и всё-таки остаться в Сигтуне на сколько получится. Но в Стокгольмском порту тоже есть таможня, хотя для прибывающих из других стран Шенгенской зоны проверка и выборочная. Однако полагаться на удачу мы уже не стали и разработали такой сложный план.

***

На следующий день (29 ноября) забрали в Шереметьеве результаты ПЦР-теста и уселись ждать самолёта в Хельсинки.

Последний раз я летал на турбовинтовом самолёте 28 лет назад. Тогда это был Ан-24 Оха — Хабаровск, а сейчас АТР-72 Москва — Хельсинки авиакомпании Финнэйр. В этом самолёте в течение всего полёта стюардессы сидят с обоих концов прохода на выдвижных креслах. Причём одна спиной к кабине пилотов и лицом ко всем пассажирам. Разумеется пассажирам от нечего делать пришлось целый час разглядывать эту стюардессу. Она вела себя с нордической невозмутимостью. Я бы так не смог!

В Шереметьеве было тепло и сыро

После полуночи приземлились в столице Финляндии. Для допуска в транзитную зону достаточно было показать ПЦР. Таможенник спросил конечно о цели нашего визита. «Круиз!» — бодро ответили мы. Следом он поинтересовался когда и как назад из Таллина в Москву. Билета на самолёт у нас не было. «Потом купим» — сказали мы и его это устроило, так как с транзитников спрос небольшой.

Когда выходили на посадку, взлётное поле было не узнать. Сильный буран всё замёл. Ощутимо похолодало.

Аэропорт Хельсинки

На том же самолёте АТР-72 и в значительной мере с теми же пассажирами прибыли в 3 часа ночи 30 ноября в таллинский аэропорт. В полёте опять целый час пришлось разглядывать ту же финскую стюардессу.

На эстонской таможне показали сертификат прививки «Спутник», билеты на круиз и нас спокойно впустили в Эстонию не задавая лишних вопросов.

Отплытие парома ожидалось только в полседьмого вечера, поэтому расположились в кафешке на втором этаже аэровокзала и занялись текущими делами. Народу было очень мало, Wi-Fi бесплатный, поэтому смог спокойно поработать над новым номером журнала и выпустить его к печати.

В аэровокзале таллинского аэропорта в 3 часа ночи ни души

В Таллине обнаружил, что, раздевшись из-за резкого потепления в Москве, я куда-то задевал свой любимый головной убор и не могу больше найти его. Наверное забыл в шереметьевской гостинице. Но в Эстонии зябко, поэтому пришлось в аэропортовском сувенирном магазине купить за €10 дурацкую шапку с надписью «TALLINN» во всю голову и ходить потом в ней следующие 3 месяца.

За несколько часов до отплытия парома на автобусе переехали в центр Таллина, чтобы погулять по Старому Городу. Мы и раньше здесь были, но не зимой. Город оставался всё ещё погребён ночным снегопадом, чистить снег никто и не собирался. К счастью днём немного потеплело, хотя ветер не стих.

Старый Город Таллина весь в снегу

Всю ночь плыли на той самой белоснежной громаде Baltic Queen через неспокойную холодную Балтику. Брызги с высоких волн долетали даже до нашей 8-й палубы, пачкая иллюминатор солёными разводами. Удивительно, но цены в магазинах на пароме оказались ниже, чем в таллинском припортовом супермаркете Рими. Накупили эстонских конфет в качестве сувенира.

Неспокойное море подсвечено огнями парома

Стокгольмский архипелаг красив, но в темноте долгой северной зимней ночи почти ничего не было видно. На следующее утро (1 декабря) в 11 часов причалили в порту Вэртахамнен. Взяли чемоданы и на нижней палубе смешались с другими пассажирами, которые завершали круиз Стокгольм — Таллин — Стокгольм.

Ёлка на пирсе провожает паром

На таможне нас обнюхала пограничная собака и всё — СВОБОДА!

***

В Стокгольме было солнечно и морозно. Мы вышли из здания терминала морского порта не до конца осознавая, что шестидневное путешествие, полное тревог и неопределённостей, лихорадочных поисков выхода и разочарований подходит к концу. Стояли у выхода, озираясь по сторонам, и спрашивали друг у друга: «Это всё?»

Затем пришлось сосредоточиться. В 11:30 у меня должен был начаться семинар с моими воронежскими магистрами. Занятия и так проводились в дистанционном формате, поэтому не важно откуда бы я вышел с ними на связь. Но эта связь должна быть! А в метро, на котором нам предстояло добраться до Центрального вокзала Стокгольма, связь плохая. Поэтому быстро побежали от порта к ближайшей станции метро, не выходя на землю дождались электрички и поехали в Мэршту. Непрерывно общаясь со студентами пересел в автобус (он в Мэрште останавливается в 100 метрах от железнодорожной платформы) и только с прибытием в Сигтуну семинар закончился…