Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 5:40

Национальный парк Олимпик, США

Штат Вашингтон — США Август 2011

Продолжаем рассказ про нашу поездку по национальным паркам американского штата Вашингтон.

Национальный парк Олимпик (Olympic NP) расположен в самой северо-западной части США, в штате Вашингтон на полуострове Олимпик.

Карта 1. Национальный парк Олимпик на карте США.
Фото: © Ontheworldmap.com

Мы в этот парк прибыли из Сиэтла (о нем будет следующий рассказ), погрузившись там на паром вместе с машиной. Переправившись через залив, мы оказались на Bainbridge Island, откуда направились в сторону города Port Angeles и озера Cresent.

Карта 2. Карта полуострова Олимпик. Темно-зеленым окрашены территории НП Олимпик.

Все путеводители, говоря об этом парке, справедливо отмечают огромное разнообразие экосистем и ландшафтов, которые в нем можно наблюдать. Здесь есть и горы с ледниками, и дождевые леса, и океаническое побережье. Поэтому иногда про этот парк говорят, как о трех парках в одном: 3 в 1. Но пожалуй, более всего этот парк известен своими дождевыми лесами (rainforests). С них и начнем.

Западная часть полуострова Олимпик — одно из уникальных мест в Штатах и даже в мире, где произрастают так называемые умеренные дождевые леса (temperate rainforests).

Дождевой лес в бассейне реки Хох (Hoh rainforest).

Обычно дождевые леса ассоциируются с тропическими джунглями, то есть с влажными густыми лесами в районе экватора. Но где экватор и где северо-запад США? Вопрос риторический, и тем не менее, здесь тоже растут дождевые леса. Дело в том, что, помимо тропических и субтропических, бывают и умеренные дождевые леса. Точнее было бы сказать, что это — дождевые леса в умеренной зоне, или в умеренных широтах.

Деревья, украшенные эпифитными растениями.
Деревья, "украшенные" эпифитными растениями.

Необходимое условие для существования дождевых лесов — регулярные обильные осадки. И в этой части США с этим как раз проблем нет, что связано с уникальным местоположением этих лесов. С одной их стороны — близкий Тихий океан, с другой (в центральной части полуострова) — Олимпийские горы.

Олимпийский горный массив, местами достигающий высоты 2400 метров, не пускает дождевые облака с океана дальше на восток. В результате, западнее горы Олимпик, выпадает наибольшее в США количество осадков: 3,6–4,2 м (!) каждый год. А восточнее этих гор преобладает сравнительно сухой климат, как в южной Калифорнии.

Другой (помимо осадков) важный фактор для дождевых лесов в этих широтах — умеренные сезонные температуры. Зимой здесь температура редко опускается ниже нуля градусов по Цельсию, а летом — редко поднимается выше +25С. Один из самых популярных среди туристов районов, где можно посмотреть местные дождевые леса, — это бассейн реки Хох (Hoh rainforest, цифра 1 на карте 3).

В этих лесах, в отличие от тропиков, доминируют хвойные породы (Sitka spruce, Western hemlock, Douglas fir), но произрастают также и некоторые лиственные деревья, в частности, крупнолистные клены (Bigleaf maple). Многие из них достигают высоты 70–80 метров и имеют возраст более 100 лет.

Характерным для дождевых лесов является обилие эпифитов. Под этим мудреным названием скрываются растения, которые в отличие от обычных, растущих на земле, живут на других растениях, используя их только как место поселения, опору. Благодаря этому, они избавлены от конкуренции со стороны живущих на поверхности почвы представителей флоры за свет и питательные вещества.

Хотя эпифиты и садятся на шею своим зеленым собратьям, но паразитами они не являются.
Хотя эпифиты и "садятся на шею" своим зеленым собратьям, но паразитами они не являются.

Деревья, чьи ветви и стволы «украшены» эпифитными растениями (мхами, лишайниками, папоротниками и др.) выглядят очень выразительно. Хотя эпифиты и «садятся на шею» своим зеленым собратьям, но паразитами они не являются, самостоятельно получая энергию и питательные вещества с помощью фотосинтеза, а влагу — из воздуха и осадков. А леса, украшенные эпифитами, имеют таинственный или даже сказочный вид.

Деревья, украшенные эпифитными растениями.
Деревья, "украшенные" эпифитными растениями.
Национальный парк Олимпик, США

Все деревья рано или поздно умирают, падая на землю. Биологическое разложение древесины в умеренных широтах может быть очень длительным и занимать до нескольких столетий. Пока это происходит, мертвые стволы покрываются растительностью, становясь домом для молодых всходов растений разных видов. Американцы определяют это явление понятием «nurse logs», что можно вольно перевести как «деревья-няньки».

«Nurse log», или «дерево-нянька» в действии.

На мертвых стволах укореняются семена и многих деревьев дождевого леса. По мере их роста их корни достигают земли, и когда дерево-нянька, в конце концов, разлагается, выросшие поверх них новые деревья оказываются как на котурнах.

Деревья, выросшие поверх дерева-няньки, - как на котурнах.

Другая необычная часть НП Олимпик — узкая полоска дикого тихоокеанского побережья, которая тянется на 117 км. Этот участок был присоединен к парку Олимпик только в 1988 году, хотя сам парк был образован уже в 1938 году. Естественно, весь отрезок побережья мы не одолели, но побывали в трех разных местах под названиями Ozette, Rialto Beach и Second Beach (цифры 2, 3 и 4 на карте 3).

Начали мы с региона под названием Озетт (Ozette, цифра 2). Там нас ожидала почти 15-ти километровая тропа (Ozette Loop): около 5 км по лесу от парковки в сторону океана, столько же — вдоль океана, остальное — обратно через лес к парковке. Путь к океану проходил преимущественно по деревянному помосту — ни шагу влево, ни шагу вправо, и в общем ничем замечательным не запомнился. Зато океаническая часть маршрута даже по прошествии многих лет вспоминается.

Этот берег - дикий, не пляжный.

Этот берег — дикий, не пляжный, со всеми атрибутами «дикости». Был отлив, и побережье было завалено водорослями, некоторые из которых имели устрашающий вид. Этот отрезок пляжа — очень каменистый, и камни, обильно покрытые водорослями, сильно затрудняли перемещение, заставляя постоянно смотреть, куда можно ступить, не поскользнувшись. В добавление, в жаркий летний день «дары моря» издавали резкий гнилостный запах, который сопровождал нас всю дорогу. Короче, не слишком приятная прогулка.

Побережье в этих местах довольно сильно завалено стволами мертвых деревьев. Волны, солнце и ветер обработали их до белизны и округлости. Многие из этих «деревяшечек» выглядели очень выразительно.

Стволы мертвых деревьев в Озетт.

Вот такие «дары леса».

А вот несколько фотографий многочисленных здесь прибрежных каменных островов, или, как их еще называют, «морских стогов» (seastacks).

Прибрежный каменный остров в районе Озетт.

Попытки найти обещанные в путеводителях tidal pools — лужи с оставшимися в них после отлива морскими жителями — успехом не увенчались. То есть лужицы были, но обитателей мы там не обнаружили. И вообще нам с животными в парке Олимпик не повезло: из крупных удалось увидеть только чернохвостых оленей.

Гораздо больше, чем Озетт, нам понравились два других места на побережье парка. Один из закатов мы встретили на Пляже Риальто (Rialto Beach, цифра 3). Там тоже, как и на Озетт, имелись деревянные коряги экзотических форм и разных размеров.

Но особую прелесть и таинственность месту и моменту придал вечерний туман.

Вечерний туман в районе Rialto Beach.

Утром — снова на океан, на Второй пляж (Second Beach, цифра 4). Второй — это имя собственное, есть еще и Первый, и Третий пляжи в местечке La Push. От парковки проложена дорожка, идущая через лес, длиной примерно 1,1 км.

Туман, видимость неважная, но, как оказалось, в этом есть своя прелесть. Все побережье приобрело таинственный, мистический вид. И на этом пляже тоже — многочисленные кипы белесых и лысых стволов. Как-то не поворачивается язык назвать это древесным кладбищем.

Все фотографии получились монохромными.

Морские стога в тумане на Втором пляже.

Туман то накатывает, то несколько отступает, пряча от нас или приоткрывая нам свои секреты. Все фотографии, сделанные здесь, сами собой получились монохромными и довольно атмосферными.

Что там прячется в тумане?

Берег здесь довольно чистый (коряги — не в счет), с мелким песочком, но день прохладный и ветреный. Поэтому нас удивило сравнительно большое количество туристов с маленькими детьми, ночующих в палатках прямо на берегу океана.

В тумане - морские стога и любители дикого туризма со своими палатками.

Еще один относительно ненастный день мы проводим в районе парка под названием Сол Дак (Sol Duc, цифра 5). День хмурый, моросит. Куда бедному туристу податься в такую погоду? Клин выбивают клином, и в дождливый день мы направляемся в дождевой лес в районе реки Сол Дак. Один из всеми любимых объектов здесь — одноименный водопад, который можно наблюдать с разных точек по обе стороны реки и с моста через нее.

Река Сол Дак с водопадом.

В этом регионе много троп, ведущих к субальпийским озерам, с отличными видами на Олимпийские горы, но это все — для ясной погоды, а ее не было… В ненастный день нам захотелось поплавать в горячих источниках, которые есть в районе Сол Дак, но там оказалось больше народу, чем воды, поэтому пришлось и от этой идеи отказаться.

Еще одна популярная у туристов точка в этом регионе — место, откуда можно наблюдать идущих на нерест лососей (Salmon Cascades Overlook). Туда лососи массово приходят во второй половине октября-начале ноября. Мы там были в августе, поэтому смогли увидеть только как настойчивые лососи-одиночки пытаются перепрыгнуть пороги и дальше плыть против течения по реке Сол Дак. Даже смогли сфотографировать одного из них.

И все-таки Олимпийские горы мы посмотрели, съездив в место под названием Ураганный хребет (Hurricane Ridge, цифра 7 на карте 3). Начало этого дня было не очень обнадеживающим: внизу, у озера Полумесяц (Cresent Lake, цифра 6), где мы ночевали в гостинице, стоял густой туман, и казалось, что горы будут недоступны.

Но в информационном центре нас обрадовали, показав картинку с вебкамер (установленных наверху, в горах), на которой все было ясно и светило солнце. И мы поехали.

От Порт Анджелеса к Ураганному хребту в 1950-е годы была проложена 29-ти километровая автомобильная дорога, поднимающаяся на высоту 1598 м. Выдвинувшись в горы, мы довольно скоро оказались в густом тумане с очень плохой видимостью. По незнакомой дороге, тем более горной, в молоке перемещаться неприятно, мягко говоря. Но постепенно туман начал редеть, а в какой-то момент и совсем рассеялся, открыв перед нами освещенные солнцем горы.

Дорога, ведущая к Hurricane Ridge, на выходе из молока.
Дорога, ведущая к Hurricane Ridge, на выходе из "молока".

Горы Олимпик со стороны парковки выглядят как скопление многочисленных вершин примерно одинаковой высоты и формы, образуя хребет. Ему дали название Ураганный (Hurricane Ridge), поскольку погода здесь меняется очень быстро и непредсказуемо, и часты очень сильные ветра и осадки.

Вставая на пути преобладающих ветров с Тихого океана, горы Олимпик — главный фактор, ведущий к различиям в климате на западе и на востоке всего полуострова. Ураганному хребту достаются обильные осадки не только в виде дождя, но и мощных зимних снегопадов. В результате это относительно невысокое (около 2400 м) горное образование круглый год покрыто многочисленными ледниками и снежными полями.

Цветущий болиголов на фоне Ураганного хребта.

Отсюда, с этой парковки разглядеть главную вершину — гору Олимпус (2429 м) практически невозможно. Она расположена внутри массива, и вид на нее перекрывается другими пиками. Знающие люди могут найти только ее снежную вершину где-то на заднем плане (желтым прямоугольником обозначено направление, где спряталась гора Олимпус).

От парковки начинается самая популярная местная тропа под названием Hurricane Hill суммарной длиной около 5 км с набором высоты около 200 м. Несложный маршрут, но с замечательными горными видами в разные стороны. Где-то попадается снег, где-то — субальпийские цветущие луга. Плывущие облака тоже вносят постоянные изменения в наблюдаемую картинку. Наверху видели оленей, а при спуске вниз — мармота.

Путеводители рекомендовали съездить также в точку под названием Obstruction Point. Дорога туда протяженностью около 13 км начинается почти сразу от парковки Ураганного хребта. Дорога грунтовая, местами — раздолбанная, временами — с крутыми поворотами, резкими подъемами и спусками, но самое неприятное — она однополосная. Так что самое сильное желание на маршруте было, чтобы никто не поехал навстречу, где разъехаться невозможно (а таких участков много). Дорога приводит в регион выше уровня леса, с низкорослой растительностью и видами на окружающие горы. Было несколько красивых видов, но все же больше запомнился полученный по дороге выброс адреналина, чем увиденные пейзажи.

В месте под названием Obstruction Point.

На фоне горных красот национальных парков Юты, Аризоны, Колорадо, Монтаны и даже других парков штата Вашингтон НП Олимпик проигрывает. Но он уверенно набирает очки за счет своих уникальных дождевых лесов и тихоокеанского побережья. Благодаря уникальности своего местоположения и природному разнообразию, парк Олимпик в 1976 году стал Международным биосферным заповедником, а в 1981 году его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Цикл материалов "Парки штата Вашингтон"

1. Национальный парк Гора Рейнир, США
  2. Национальный парк Северные Каскады, США
  3. Национальный парк Олимпик, США

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия