Турист Елизавета Антонова (ewlampiya)
Елизавета Антонова
была 20 мая 2023 15:05

Чебоксары — Россия Июнь 2022

Шупашкар не равно Чебоксары

Салам!

Свое приветствие чуваши явно позаимоствовали у соседей-татар.

Название Шупашкар — это не перевод названия Чебоксары на чувашский язык, а две совершенно разные легенды!

Согласно первой — жили юноша по имени Чебак и девушка по имени Сара, и мечтали пожениться. Однако у отца Сары были на дочь другие планы — он хотел выдать ее замуж за богатого старика. Тогда Сара бросилась в Волгу с обрыва, а за ней прыгнул и ее возлюбленный, а место, где это произошло стали называть, как называют.

Вторая версия гораздо более гуманная. Согласно ей юноша по имени Шупаш пришел в эти места, выпил воды из местного источника, и так ему полюбилась местная долина — кар — что он остался здесь жить. Шупашкар — долина Шупаша.

А вы знали, что Чувашия — край святых источников: их тут не менее 20!

Электро Чебоксары

Глядя в окно такси по дороге из аэропорта, я подумала, что в Чувашии очень любят электричество.

Судите сами: электротехнический колледж, бульвар электроаппаратчиков, «АВС Электро», и другие компании, в названии которых так или иначе фигурирует слово «электро».

И оказалась права: в Чебоксарах электроника и машиностроение — две градообразующие отрасли, хотя в целом, регион аграрный.

Здесь расположен завод «ЭКРА», производящий электросчетчики, заводы «Электроприбор» и «Электроаппарат», а завод «ЭЛАРА», производящий электронику для самолетов, даже расположен в жилом районе, потому что считается, что его производство — экологически чистое.

Машиностроение же представлено тракторами-трубоукладчиками, при помощи которых прокладывают газовые трубы, и агрегатным заводом, где делают гусеницы для тракторов. Кроме того, в Чебоксарах находится единственный в России музей тракторов.

Хлопчатобумажный комбинат функционирует в сильно усеченном виде, а вот лентоткацкая фабрика производит такую необходимую для импортозамещения вещь как автомобильные ремни безопасности.

Асфальт в городе везде шикарный, воздух чистый (чувствуется уже при выходе из самолета), много новых зданий.

Население Чебоксар 500 тысяч человек, и сюда направляются средства по программе развития малых городов.

Чапаев

Ну, собственно, на вопрос «почему Чебоксары» Василий Иванович ответил лучше меня!

А вот почему Чапаев в Чебоксарах? Он же на Урале утонул?

А все просто — здесь он родился! В деревне Будайка, которая раньше была пригородом Чебоксар, а сейчас — центр.

Правда, в возрасте двух лет родители увезли его в Саратов, но из песни слова не выкинешь — родился ведь!

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Его дом перенесли в сквер имени Чапаева, а на месте, где он прежде стоял, сейчас магазин «Будайка» и большой мемориальный камень, почему-то похожий на черепаху.

Памятник Чапаеву в одноименном сквере изображает полководца на вздыбленном коне. Среди скульпторов есть негласное правило: если конь в скульптурной композиции, изображающей военного вздыблен, значит он лично водил бойцов в атаку, а если конь стоит на четырех ногах — значит осуществлял командование дистанционно.

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

P. S. «ЧЕПАЙ» ПО-ЧУВАШСКИ ОЗНАЧАЕТ «БЕРИ-БЕРИ»!

Геральдика

На гербе Чувашии руна «древо жизни» и три восьмиконечные звезды, мол «были, есть и будем». Восьмиконечная звезда — один из самых распространенных символов чувашского орнамента, символизирующего красоту и совершенство. Хмель — традиционное богатство республики, «зеленое золото» Чувашии.

На гербе Чебоксар — тоже звезды и хмель, а еще — пять уток, в знак того, что в здешних местах «оных было очень изобильно».

Руны здесь встречаются часто — их вышивали на одежду в качестве оберега. Руны чем-то похожи на китайские иероглифы.

На центральной площади Чебоксар стоит камень, с перечислением всех известных рун. По рассказам очевидцев, приехавшая китайская делегация долго и подозрительно косилась на сей монумент, видимо, пытаясь прочесть.

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Во времена все той же Волжской Булгарии местные земли населяли семь различных народностей: скифы, финно-угры и т. д. Впоследствии они перемешались, поэтому сегодня идет один — светленький, другой — темненький и все оживленно болтают по-чувашски.

Язык здесь изучают в школе в качестве отдельного предмета.

А я сегодня выучила слова «чипер» — красотка, и «матур» — молодец!

Маленький Принц

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

А это самый милый памятник в Чебоксарах — Маленькому Принцу!

Потому что в 2017 году его перевели на чувашский язык!

Парк Победы. Салют.

Сын клянется матери защищать Родину.

При СССР салюты в честь Дня Победы давали только в городах-героях и… Чебоксарах.

А в Чебоксарах почему?

Да потому что производили их тут! На заводе пиротехнических изделий им. Чапаева. И, соответственно, тестировали тоже. И чебоксарцы первыми видели, какой в этом году будет салют.

Впрочем, насчет салютов в СССР информация противоречивая.

Ильич

Как почти во всех российский городах на центральной площади здесь остался Ильич, шагающий в светлое будущее. Но, поскольку новые вызовы требовали новых решений, через дорогу, аккурат напротив памятника, возвели церквушку. И теперь всем, кто видит этот ансамбль целиком, кажется, будто Ленин бодро марширует прямиком в храм.

Улицы Чебоксар

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Улицы Чебоксар прямые, ровные, хорошо заасфальтированные, уходящие в перспективе в бесконечность.

Поскольку Чебоксары — город достаточно равнинный, а везде, где встречаются стыки, сделаны культурные съезды, для велосипедистов здесь рай!

И только в одном месте, глубоко во дворах, я нашла дорогу из неровных плит. Но ведь она есть!

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Ну, а в эту набережную я просто влюбилась!

Корабль-музей «Чебоксары»

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Очень рекомендую всем при случае!

Это военно-сторожевой корвет, построен в Ярославле в 1988 году, нёс службу на Балтике, с портом приписки в Клайпеде (после развала СССР — Калининграде).

Отслужил 29 лет вместо положенных 20, списан как устаревший.

Поскольку большая часть матросов была из Чувашии, местное правительство взяло над ним шефство. Его пригнали сюда, и превратили в корабль-музей. Всего в России 12 таких музеев.

Сейчас корабль не на ходу — его гребные винты лежат на набережной, как экспонаты.

В команду входило 44 человека, из них 15 офицеров. Офицеры жили в каютах по 4 человека, матросы — в кубриках, на 6–8 человек. Единственный, кто на корабле жил отдельно — это капитан.

Кубрик матросов — контрактников отличался от кубрика матросов-срочников: ковролин, шторки на кроватях, телевизор. Камбуз у них был общий, а вот гальюн — раздельный. И офицерский гальюн отличался от матросского сильно настолько, что я начала подозревать, что на флоте так стимулируют становиться офицером.

Название он получил не сразу. Сначала назывался по номеру серии, потом «Соболь» (я не поняла почему, что-то из Петра I), и только потом стал назваться «Чебоксары». Под конец личный состав старались уже специально набирать из Чувашии.

Новобранцы должны были проходить отряд инициации — выпить 0,5 литра морской воды, или получить 5 ударов пряжкой по мягкому месту. Никто вторую опцию обычно не выбирал.

В коридорах на стенах развешаны деревянные киянки и чопики. Зачем? Да пробоины затыкать, если что. Дерево-то в воде размокает…

Киянкой же обеспечивался «наркоз» при проведении срочных операций (в 14 веке, надеюсь). Если во время операции пациент приходил в сознание, то получал повторную дозу наркоза по голове.

Гостиницы Чебоксар

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Гостиница «Чувашия» — самая патриотическая гостиница в городе, на каждом балконе в честь праздника 12 июня висит российский флаг!

А вот бутик-отель «Manor House» — самый пафосный.

Еще бы: с его смотровой площадки открывается потрясающий вид на залив! А еще он имеет статус памятника архитектуры 18 века, хотя построен в 2000 году.

Почему?

Как можно заметить невооруженным глазом, он похож на старинный купеческий особняк. Просто, когда ставили ГЭС в 1979 году, то часть города готовили к затоплению, и особняк на своем старом месте подпадал под снос. Но он был очень красивый, и его решили перенести. А как перенести каменный дом? Проще разобрать, и построить заново.

За счет этого статуса гостиница имеет рейтинг 5 звезд.

Еще мне советовали гостиницу «Волга», но лично я при возможности выбора, всегда выбираю «Ибис»!

Музей истории трактора

Наивно полагать, что те, кто едут сюда с детьми, не знают про «Музей истории трактора», а те, кто прочитают этот пост ради него соберутся в дорогу, но я все же искренне рекомендую сходить туда с детьми.

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Там действительно много тракторов, и на все можно залезать, трогать, щупать, а для настоящих экстремалов есть даже кабина-тренажер, в которой за весьма условную плату можно попробовать каково это — управлять трактором!

Взрослым тоже может быть небезынтересно: лично меня потрясла ОГРОМНАЯ коллекция игрушечных моделей тракторов из всех стран мира. Это личная коллекция, ее передал в дар сам основатель музея.

Музей находится при агрегатном заводе. Чебоксарский агрегатный завод (ЧАЗ) производит только части ходовой системы. Зато другой завод — промышленных тракторов — входит в четверку мировых производителей рыхлительной и укладочной техники. Самые мощные в России бульдозеры производятся в Чебоксарах. Их мощность 590 л.с. они работают даже со скальными породами. Мощность агрегатов, предназначенных для сельского хозяйства, поменьше — 340 л.с.

Всего Чебоксары выпускают 1200 единиц техники в год.

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

В музее можно заказать экскурсию, но лучше это делать заранее — я, к сожалению, не успела. В принципе, там достаточно много конструкторской документации — понимающим людям и так будет интересно.

А это — диорамы!

Санатории

Раз уж мы поговорили о чебоксарских гостиницах, будет несправедливым обойти внимание санатории. Я слышу о них не в первый раз и всегда только хорошее. Все они специализируются на гастроэнтерологии, некоторые ещё (нужно уточнить) на артритах и артрозах. Самый дорогой из местных санаториев «Солнечный берег».

Вторым в рейтинге местных жителей фигурирует санаторий «Чувашия». Он расположен на левом берегу Волги, его здание одиноко возвышается над лесным массивом.

Самый оптимальный по соотношению цена/качество — санаторий «Волжанка». Самые дешевые — «Саламби» и «Надежда». Они расположены рядом с ГЭС.

Моста на левый берег Волги в Чебоксарах нет. Та сторона вообще выглядит необитаемой — сплошные леса. Однако и на том берегу считается город Чебоксары, там живут около 4 тысяч человек.

Чтобы попасть в санаторий «Чувашия» придётся ехать в объезд, через ГЭС. А это неблизко.

Зато на пляж на противоположном берегу можно добраться на кораблике-пароме. Пляжи хорошие, песчаные, с пологим заходом в воду.

Ширина Волги здесь 3 км. Когда строили ГЭС, поднимали уровень воды — раньше Волгу можно было перейти вброд. Сейчас иногда энтузиасты устраивают заплывы на тот берег. Для этого перекрывают навигацию.

Религия

Православие сюда принёс святитель Гурий, он же и указал место для строительства первого (Введенского) храма.

Причина была проста: Иван Грозный брал Казань, и ему нужны были прикрытые тылы. А как доверишься иноверцам?

Сегодня в Чувашии церковные службы могут вестись на старославянском, а могут и на чувашском. Такое послабление было сделано для того, чтобы люди не уходили в ислам (там же нужно учить арабский)!

А здесь всегда были сильны языческие настроения. Вплоть до 19 века священникам приходилось вести битву за умы и души, особенно после того, как Екатерина II, прокатившись по своим владениям, разрешила мусульманам торговать (до этого таким правом обладали только носители православия). Плюшки от христианства, таким образом, перешли в сугубо духовную плоскость, а чувашский крестьянин — он практичный.

Откуда есть пошла чувашская земля

Когда я слышу «Волжская Булгария», «финно — угорская группа» или «хазарский каганат», сразу представляю стада мирно пасущихся динозавров.

Поэтому про «откуда есть пошла чувашская земля» сказать имею мало. Был некий хан, у него сыновья, одного звали Чаваш, что означает спокойный, мирный…

Ну и при наследственной дележке земель, тех, кто ушёл с Чавашем, стали назвать чувашами.

Чувашский язык, хоть и принадлежит к тюркской группе, но к западному ее направлению. Те же татары, казахи, узбеки понимают друг друга лучше — это восточное направление. А с помощью чувашского сегодня расшифровывают записи булгар и хазар — тоже языков западной тюркской группы, но ушедших в небытие.

Основателем Чебоксар можно считать Ивана Грозного, который устроил тут крепость, по типу как в Свияжске, чтобы взять Казань. Когда строили крепость, никто из местных не имел права жить ближе, чем на 15 км — это считалась санитарная зона. Поэтому когда в городе недавно установили маааааааленький памятничек Ивану Васильевичу, местные активисты возмутились: «зачем? Что он нам хорошего сделал?» Тем не менее, основателем города в современном его понимании, считается именно он.

Красная площадь

Волга сейчас является цепью 10 водохранилищ, устроенных для ГЭС. Водохранилище =затопление жилых территорий. Чебоксарская ГЭС строилась в 1979 году, и для поднятия уровня воды ближайшие к воде кварталы домов снесли. Получилась большая ровная площадь.

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

А, когда вода стала подниматься, из Нижнего Новгорода завопили: «Але, вы что творите? У нас тут город Бор заливает!»

И большая ровная площадь осталась незатопленной.

Сегодня это центральная площадь города, Красная — ее официальное название.

В 2019 году здесь устроили музей под открытым небом.

⁃ Музей? Какой музей? Я ничего не вижу! — заволновалась я.

Оказалось, витрины — в столиках. А странные узоры, выложенные плиткой на самом деле — контуры церкви, которая ранее стояла на этом месте.

Музей пива

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Посетила я музей пива. Сразу скажу — без экскурсии там делать нечего. А экскурсия — это минимум пять человек.

Короче, я зашла и вышла — это были самые бестолково потраченные 100 рублей и 5 минут за всю поездку.

Какие-то стенды, фотографии, листочки А4 исписанные мелким шрифтом. Есть пара человеческих фигур — я аж вздрогнула — но за фотосъемку надо было заплатить ещё 50 рублей, и я не стала заморачиваться.

Я пошла в дегустационный бар. Он, кстати, существует безотносительно музея, но здесь тоже никакой информации не предполагается — мне дали набор 100 граммовых стаканчиков с разными сортами — enjoy!

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Расчёты только наличными, но я почитала отзывы в интернете, и это не стало для меня неожиданностью.

Вообще местное пиво мне понравилось!

Пароходы

Из Чебоксар можно покататься на прогулочном катере (1 час), а можно поехать на ракете в Казань!

На другой берег (пляж) ходят паромы.

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Ну и круизные лайнеры, путешествующие по Волге, обязательно останавливаются в Шупашкар.

До недавнего времени у Чебоксарского пароходство тоже было два круизных лайнера — Доватор и ещё какой-то. Но их пришлось продать за бесценок (10 млн), т. к. по новым правилам, корабли должны быть оборудованными рамками металлоискателей, и проще было продать, чем переоборудовать.

Сейчас решается вопрос с судами на воздушной подушке. Их закупили недавно, сейчас стоимость поездки до Казани 600 рублей. А на поезде — 400!

Но чтобы отбить их стоимость, цену перевозки нужно еще поднимать, и для местных жителей это будет ощутимая разница. Остаётся только рассчитывать на приток туристов, переориентирующихся с южных направлений на города Поволжья.

Кухня

Чувашская кухня простая — без премудростей, но в то же время максимально жирная, мясная и сытная.

Здесь почти во все блюда добавляют субпродукты.

В летний сезон в ход идёт все, что выросло. Суп из крапивы и сныти (салма), салат из листьев подсолнуха…

Берег Волги — значит рыба.

Из названий ресторанов мне запомнился «ПИР» — Поел И Рад, столовая «Кормилец», и японское «Ебидоеби» (как по мне, так это уже перебор!)

Следует иметь в виду, что кафешки здесь вовсе не на каждом углу! Да, по пути встретятся «Пекарня», «Пирожковая» и «Кофе с собой», но это будут палатки, а не кафе, если вы понимаете о чем я;)

Самый известный чувашский деликатес — шартан. Печёное несколько дней мясо. Шартан можно сделать из кого угодно — баранины, свинины…

Узнай Чебоксары — узнай Россию!

Самый известный суп — шурпа. В представлении не нуждается, разве что его разновидность «какай шурпи» привлекла мое внимание, но поскольку мне предстояла поездка в аэропорт, я решила воздержаться от супа с угрожающим названием.

Чувашский пирог — хуплу. С мясом и картошкой.

В качестве национального десерта мне предложили йаву (не ту, которая на халяву) — это шарики из творога, тоже запечённые и политые вареньем.

Есть ещё сыр под названием чигит, похожий на очень сухой творог.

А все остальное — так или иначе приготовленные субпродукты (даже перечислять не буду).

Национальная кухня — это ресторан «Ехрем Хуса». Просто туристический — «Старый город».

Но лично мне больше всего понравилось столоваться в Роланде. У них не только вид их окна, но и готовят действительно вкусно.