Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 17:03

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Летерхед, Эйвбери, Бибури, Кентербери, Бат, Лондон + 4 города — Великобритания Июнь 2022

Как странно оказаться там, откуда когда-то уехала. Раньше это были два совсем других места: место, где ты была, и место, которое было до того, как ты туда приехала. А сейчас это уже третье место, и мне нужно было его снова принимать, а ему меня. Так что на той неделе: с 31.05 по 7.06 тут должно быть все новое, в Англии лето и я.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Вот интересно все, что происходит с людьми, зависит от их характеров, или наоборот их характеры меняются от того, что с ними происходит?

Когда я шла от вокзала «Виктория», где меня высадил автобус из аэропорта Лютона, поток пешеходов уже истончился и редел, а на Лондон опускалась, манерно и неторопливо, ночь.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

В наших широтах она наступает стремительно и резко, а в северных — это плавное и неспешное умирание, начинающееся с подергивания шоколадно-сероватой дымки, потом откуда-то сбоку наползают сумерки, спустя несколько минут разом загораются фонари, а вывески, подмигивая люминесцентным светом, заманивают в ресторан.

И лишь потом наступало время ночи, которая не была беспросветно-черной, скорее золотисто-лиловой, похожей на вуаль из дорогих, мягко бликующих и полупрозрачных портьер.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Непосредственно на Лондон изначально было выделено два дня: 6-е и 7-е, а в остальные: 31-е на орг. экскурсию по деревням Котсуолда и Оксфорд и пяти-дневную в Уэльс обе от фирмы «Rabbie s tours», с которой в 2017 ездила пару раз на однодневки из Эдинбурга.

Завернувшись в прохладу шелковистых простыней, я проваливалась в объятия неприкосновенности сна на 2 часа позже из-за балагана в аэропорту Бен-Гуриона, лишь сообщив о своем благополучном прибытии семье и не проверив почту. Что может произойти за 7 часов?

Утром, увидав рассылку от «Rabbi s», расслабленно начала читать письмо в полной уверенности, что там написано, как они ждут-не дождуться нашей совместной поездки в Уэльс и… Помните как в «Жестоком романсе» Агудалова в исполнении Алисы Фрейндлих читает письмо от дочери из Швейцарии:«Мама, мужа обвинили в крапленых картах…нечем заплатить за гостиницу», и как при этом падает до бездны её голос.

«Дорогая Елена. Нам очень жаль, но из-за болезни водителя-гида и невозможности его заменить!, экскурсия отменяется».

Сначала я подумала:«Не может быть!». Тот самый обеспокоенный человек, что прячется в каждом из нас, опять проснулся и замер посреди пустоты, не зная, что делать. Потом рациональность его прогнала и завертелись мысли: «За 4 ночи в гостиницах Уэльсе деньги улетели, ладно 300 фунтов переживу. Но чем себя эти 5 дней себя занять, и где жить?»

Но потом навалился груз невероятной потери. Потери мечты, без преувеличения, взлелеянной десятилетиями. Мечты о северных водах Ирландского моря прибрежных Аберистуита и Тенби, где волны заполняют темноту набежавшими вздохами, чуть хрипловатыми из-за гальки, а очертания первой линии гостиниц, на которой я должна была жить, словно нарисованы радужными чернилами.

А ветра холмов Сноудонии, летящие от одного Английского берега к другому и несущие тебя за собой, забрав в вожделенный плен. И тут уже не образ Катерины мелькает на задворках памяти, а Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения», там где она стоит в нелепом пальто по моде того времени, и фалды относит ей за спину словно крылья.

Эпизод этот, если память мне не изменяет, иллюстрировал поездку героини с дядей и тетей именно в Уэльс, но как оказалось, снимали его даже совсем не там, а в Котсуолде, куда я и отправилась в день после приезда в совершенно расстроенных чувствах, но не забывая просчитывать варианты: гостиницу заказать, 5 дней расписать по новой, деньги на взятой карте посчитать. И когда мы добрались до первой остановке в Бёрфорде, я уже знала, что делать.

— Ну, а сегодня все сделают за меня, — и расслабившись, начала наслаждаться.

День первый 31 мая: Бёрфорд, Байбери и Оксфорд.

Область на юге центральной Англии Котсуолд — это 6 графств, названия которых звучат не худшей музыкой чем в припевке про Шампань или Прованс и графство Оксфордшир — это тоже Котсуолд. И еще это холмы, плавные и ворсистые, как складки породистого шарпея, по которым проплывают облака невероятного английского неба. Нигде нет такого высокого, полетного небосвода, как в Альбионе.

Беда организованных экскурсий — это извечный недостаток времени: тут или сидение за чаем с какими-то особенными для Бёрфорда плюшками, рекомендованное гидом для времяпрепровождения, или обегать хоть и микроскопический, но все-таки городок, а не деревню.

Бёрфорд.

Лопая плюшку на ходу, я нечаянно забрела в коридорчик перед B&B, декорированный с той английской элегантностью, перед которой меркнет итало-французская, мною тоже нежно любимая. А вот приветливость коренных англичан- это отдельная история, которая будет всплывать на протяжении всего этого рассказа и дальнейших опусов, если они родятся.

Уже приготовившись, что меня в зашей погонят из частной крепости, собравшись для извинений, услышала от хозяина: «А у нас там на „заднем дворе“ есть красивый сад. Заходите, посмотрите».

И именно с этого момента стали расслабляться мышцы зажатой и оглушенной известием души.

Байбери (хотя на Туристере он фигурирует, как Бибури, но равле Bibery можно так прочесть:), где на осмотр выделили 45 минут, несколько раз признавалась самой красивой деревней Англии. Там снималось много чисто английских фильмов и про «Чисто-английское убийство» в том числе.

Байбери.

Она мне показалась очень похожей на перигорский Брантом, разве что с достопримечательностями пожиже, зато с милотой погуще. Но народу там было много и для меня милота эта показалась чересчур показной, хотя в красоте Байбери не откажешь.

Байбери и Арлингтор роуд на заднем плане.

Оксфорд.

Ну это из разряда, чтоб я так жил, вернее чтоб я так учился. Вот в таких готических колледжах, с такими зелеными лужайками и потрясающими капеллами, своей в каждом учебном заведении.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Некоторые колледжи открыты для бесплатного визита (мне один такой попался), но как подозреваю, они в меньшинстве, большинство за плату. 8 фунтов за осмотр Магдален колледж мне показались поначалу грабежом, но потом я не пожалела ни единого пенса из потраченного на билет.

Пока я ездила по Котсуорду до меня 3 раза пыталась дозвониться менеджер «Rabbi s», чтобы сообщить об отмене экскурсии. Ты бы так до меня дозванивалась, когда вы решили экскурсию отменить. Заррааза!

На следующий день, 1 июня, в День защиты детей, я должна была уезжать в Уэльс, а пришлось переезжать из славного отеля «Белгравия» в показавшийся мне по началу тоже славным "Премьер Ноттинг Хилл", чье территориальное прилежание к лондонскому кварталу Ноттинг Хилл овеяно для меня облаком романтики любовной истории фильма «Ноттинг Хилл».

Дороже и, как мне показалось, должный закрыться на реновацию в ближайшее время, со всеми вытекающими, «Премьер» поначалу впечатление произвел сильно противное. Но на 3-ю и 4-ю ночи прибывания там, его похожая на каюту корабля микроскопическая комната дороже чем 200 евро ночь, мне внезапно понравилась какой-то своей оторванностью от внешнего мира. Мы, на данный момент, в этом были очень с ней похожи: обе в свободном плавании по неизведанному миру: она человеческому, а я миру новой страны.

Номер в гостинице Премьер Ноттинг Хилл.
Номер в гостинице "Премьер Ноттинг Хилл".

Гостиницу я выбрала еще и из-за близости к таким достопримечательностям, как Холланд парк и Кенсингтонский дворец и парк, не подумав, что из центра Лондона придется пёхом переть около 2-х часов и это в конце «трудового дня», когда после 10-ти часов ходьбы еле волочешь ноги. Почему «волочешь ноги»? Потому что я принципиально решила пройти все эти дни пешком, чтобы понять, так ли мне действительно нравится столица той самой Грейт Британ, как показалось в единственный проведенный там день после поездки в Шотландию.

День второй: Холланд парк, Кенсингтонский дворец и собрание Уоллеса.

Первые два объекта очень компактно расположены один по отношению к другому. И расстояние их разделяющее течет внутри района Кенсингтон, не менее, а может и более респектабельному, чем Белгравия, где была моя первая гостиница. Возможно там нечего особенно смотреть, зато очень комфортно жить.

Холланд парк не имеет никакого отношения к Голландии, зато имеет к лорду Холланду, дружившему с Наполеоном, у него гостившем еще до войны с Наполеоном.)

В Кенсингтонском дворце до развода жили Чарльз и Диана, а потом разведенную герцогиню из дворца не выставили, что о чем-то говорит. Здесь же принцесса Виктория получила известие о том, что она будет в скорости коронована. В сам дворец я не пошла, читала что экспозиция не обширна и кроме платьев Дианы там мало на что есть посмотреть.

Кенсингтонский дворец и памятник королеве Виктории.

Поэтому, чтобы добавить дворцовых интерьеров я отправилась во музей, носящий название Собрание Уоллеса, поразивший меня не только шедеврами, но безупречным вкусом и стилем, с которыми собственно коллекция подобрана и как декорирована экспозиция. И что не маловажно, визит туда совершенно бесплатен.

Собрание Уоллеса.

При случае я постараюсь про все свои маршруты рассказать подробно. Про поразившее меня своим космосом Вестминстерское аббатство, коллизию, случившуюся в соборе св. Павла, про кафедральный собор в Саутварке, где похоронен брат Шекспира — Эдмунд.

Конечно я побродила и по Ноттинг Хиллу, и попользовалась щедростью великобританского правительства в Британском музее, прошла по обоим берегам Темзы с ее невероятными мостами.

Розовый-это мост Блэкфраерс.

А еще про оазисы спокойствия, превращенные из разрушенных последней войной соборов в очаровательные городские сады, доки св. Катарины и прочия, прочия. Все-таки я за 4 дня прошла почти 100 км., а может и больше, хотя может и меньше.

А сейчас просто какие-то общие впечатления, что если и не поразили меня до глубины души, но порадовали и даже где-то воодушевили. А это без хлеба насущного, как вы понимаете, было бы проблематично, особенно у меня.

Еда.

То что вам точно не грозит в столице — это умереть с голоду. Все направления кухонь, с 10 утра, а если ресторан ориентирован на завтрак, то и еще раньше трудятся не покладая рук, без устали и прерыва. Остальной Европе этому бы у них поучиться. Да и не только этому. Вы можете присесть на дринк, а можете поесть, и цены совершенно не кусачие, конечно, если это не какое-нибудь сильно распальцованное заведение.

Официанты дружелюбны, меню не общирно, но хорошо сбалансировано, вкус отменный везде.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

— Не забывай есть, — напутствовал меня муж, после того, как я ему рассказала, что в предыдущий экскурсионный день из-за нехватки времени и на стрессе съела лишь континентальный завтрак и 2 вегетарианских самосы.

Следуя его напутствию, нагулявшись по паркам 1 июня, я решила зайти в неотъемлимый символ страны — традиционный английский паб, который очень легко узнаваем по характерному дизайну.

Пабы.

Посоветованное барменом, а может и хозяином заведения пиво отдавало легкой полынно-свежей ноткой, а «фишь анд чипс» (почему бы и нет, как сказал хозяин) идеальной прожарки. Нигде нет таких чипсов, как в Англии, да еще с майонезом с каперсами (тут смайл с текущими по подбородку слюнями).

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Паб — это не только обеденный зал, это еще и комнаты наверху, где ранее возможно было жилье для постояльцев или самих хозяев, а сейчас помещения для различных собраний. Декорировано все очень традиционно, славно, в стиле «старая добрая Англия». Я была под впечатлением.

Чем пахнет Лондон?

Довольно странный микст, но это так и есть. Лондон пахнет лугами, розами и разогретым маслом.

Первое будит пасторальное настроение, а второе будоражит аппетит, хотя и понимаешь, что организм с большей благодарностью примет силосу, чем чипсов.

Цвет настроения — красный.

Попала я в Лондон в аккурат на празднование 70-ти летия царствования Елизаветы нашей, вернее ихней II. Но что говорить, на нашем веку такое правление уже вряд ли случится. Поэтому в Юнион Джеках была вся столица. И не только сооружения и витрины, но многие люди, собаки, белки, гуси-лебеди.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Еще в стране это был выходной день со 2 по 5 июня и такого количества народу на улицах я не припомню уже давно. Скорее всего, за весь предыдущий год суммарно я не встретила столько людей ни в поездках, ни по месту жительства в густонаселенной стране Израиль.

Но узнала я об этом лишь на очередной экскурсии, которую заказала все у того же «Rabbi s» (а что делать) в графство Уилтшир.

День третий: Деревни Эйвбери и Лакок и г. Бат.

В Эйвбери едут посмотреть мегалитические гробницы и святилища. Относятся они к 2-м тысячелетиям до нашей эры и ученые связывают их с культурой колоколовидных кубков. Вы слышали про это? Я нет.

Вот там, среди этих мегалитов я и прогуляла большую часть времени, отведенную нам гидом на деревню, а как оказалось зря. В деревушке милейший краеведческий музей, на заднем дворе которого разбит чудный английский газон и садик. Так что я долго себя ругала, но к автобусу пришлось уже бежать.

Лакок еще одна деревня из списка красивых и декорация ко множествам фильмов, опять же. Натура там не менялась на протяжении нескольких столетий. Не знаю, как в таких коттеджах жить, но выглядят они очаровательно, особенно в солнечную погоду. Ну, относительно солнечную.

Лакок.

Город Бат, что на английском пишется «Bath», к ваннам имеет прямое отношение. Минеральные источники там отыскали еще римляне, не забывающие о своем бренном теле, хоть и закаленном в боях.

Бат.

Еще он знаменит своей георгианской архитектурой, что в больших количествах скучновата и похожа на Францию, но с английским колоритом. День был жаркий, местные девчушки высыпали на лужайки в открытых сарафанах, а я была в джинсах и умирала от жары. Поэтому четверть времени отведенном на Бат просидела в теньке с бокалом зеленого вина и брусничным соком.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Совершенно не осознанно у меня сложился пасьянс: день — выезд, день — Лондон. И это получилось по сути не только удобно, но и по впечатлениям такая метода проходится бархоткой. Устанешь от города, пожалс-та на природу. Сладкое — соленое и наоборот. Хотя где сладкое, где соленое не понятно.

День четвертый. Лондон: берег левый — берег правый.

Планов было громадье, но получилась прогулка, довольно длинная и утомительная, хотя не лишенная приятности. Проблемой и большой было огромное количество праздногуляющих лондонцев и приезжих. И угораздило же меня вляпаться в такой праздник.

Шла я от моста Ватерлоо к Тауэрскому мосту и обратно.

Тауэрский мост.

Хотелось посмотреть Саутваркский кафедральный собор, но он оказася закрыт на какое-то мероприятие.

В Тауэр я не пошла, и как поняла из рассказа Андрея, правильно сделала.

Зато прогулялась по докам Св. Катерины. Прелестное местечко со стоянками яхт, не такими роскошными как на Лазурном берегу, но с ресторанами и кафе, глядящими на воду и забитыми под завязку.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Потом был путь обратно до гостиницы: мимо Королевского Судного двора со знаменитой статуей Грифона, ну и еще много чего. (Посмотрела сколько я в Лондоне нафотографировала. Мама дорогая! Это где ж столько времени взять, чтобы все расписать.)

Королевский судный двор и Грифон.
Королевский судный двор и "Грифон."

День пятый (просчиталась, опять Лондон): какое утро без овсянки. Ноттинг Хилл и от щедрот Её Величества Британский музей.

Накрапывал, вздрагивая на деревьях легкий, шелковистый лондонский дождь. Улицу окутывала лишь приглушенная копия утреннего света.

Рынок на Портобелло роуд в Ноттинг Хилле.

Помятуя завет мужа по-поводу питания, и лишенная включенных завтраков в Премьерской гостинице, я пошла искать пропитания в единственный день, когда позволила себе подольше поспать. Милый район, прелестные магазины. Первое попавшеся мне кафе оказалось веганским.

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Овсянка на овсянном молоке, чизкейк из орехов кешью. Все очень питательное, полезное и довольно безвкусное. Хотя дочь наша пришла в восторг от полученной фотографии с места происшествия.

Может быть я бы в этот день поехала куда-нибудь еще, в Кембридж скажем, или к белым скалам Сифорда, но на Портобелло роуд по субботам функционировал антикварный рынок и витала та атмосфера локального празника, которую я очень люблю.

Ну, по сути все оказалось обычной барахолкой, но очередную чашку я там прикупила. Она и еще подставка для пультов стали единственными сувенирами этой поездки.

Рынок на Портобелло роуд в Ноттинг Хилле.

Дождь закончился, я закинула поклажу в гостиницу и задумалась: «Куда бы податься? В Музей Виктории и Альберта или Британский музей. Победил последний не в последнюю очередь из-за розетского камня, в итоге не произведшего никакого впечатления.

Британский музей.

И хотя по миру потырили англичанцы антикварностей много, но музей совсем не большой. Не сильно торопясь, за 3 часа его совершенно реально осмотреть весь.

День шестой: Кентерберийские рассказы.

В этот день я вернулась в свою гостиницу в районе Белгравия, где спала первые 2 ночи. Но по утру только закинула чемодан и отправилась на железнодорожный вокзал «Виктория», откуда отходил поезд в Кентербери. Это была уже произвольная программа, которую я составила не опираясь ни на какие организованные туры.

Поезд шел 2 часа, но есть возможность доехать за 1 час с вокзала Сент Панкрас, правда билеты с него стоят в 2 раза дороже.

Железнодорожный вокзал Виктория.
Железнодорожный вокзал "Виктория".

Имена Томаса Беккета, казнившего его, а потом раскаявшегося короля Генриха II у всех на слуху. Словосочетания «Кентерберийские рассказы» и Кентерберийский собор знакомы и не сильно образованному человечеству, не говоря уже про нас эрудитов.)

От Западных ворот я ринулась сразу к цели — собору. Ему без малого тысяча лет и… вот сколько я видела готических соборов, уже и не сосчитать, но Кентерберийский сравним только с Вестминстерским аббатством.

Теряющиеся в тени своды,

веерные розетки,

Кентерберийский собор.

витражи.

Даже собор св. Петра бледнеет перед ним, не говоря про Нотр Дам де Пари.

Я там кружила часа два, хотя на весь город у меня было всего пять, до 7-ми часовой вечерней электрички.

Кентербери немного похож на Брюгге, хотя его водные каналы гораздо скромнее каналов последнего.

Река Стаур.

Город милейший, кормят там отменно. Он не многолюден и зелен. Только времени нужно чуть более 5 часов. Там и полный день провести не скучно.

Кентерберийский собор.

День седьмой: соборы запланированные и отложенные, рынки + подвиг.

На утро 6 июня у меня были заказаны билеты в Вестминстерское аббатство. Пять лет назад я лишь прошла мимо него, а в этот раз решила обязательно попасть внутрь. Билет заказала по интернету на самый ранний сеанс: с 9–30. Распорядители святых отцов открывать двери не торопились. Опоздали на 10 минут.

Вестминстерское аббатство.

От Вестминстера к Леденгольдскому рынку, где снимари «Кривой переулок» из эпопеи про Гарри Поттера

Мэпс.ми вела через находящийся на противоположном берегу Темзы район Саутварк, где я вновь вышла к собору, давшему название району, а может и наоборот. На сей раз он оказался открыт.

Потом я неожиданно залетела в собор Св. Павла, билет в который у меня был на следующий день, но меня впустили и я наконец-то в нем пофотографировала со спокойной душой. Хотя парой дней ранее меня оттуда чуть с позором не выставили, когда попробовала сделать снимок во время мессы.

Я конечно обиделась, но вспомнив, что в остальных местах, когда снимать было можно, никто слова не сказал, насколько бы близко я не совала объектив к предмету съемки, гнев на милось сменила и мысленно пожелала девице, мне выговаривавшей, мужа хорошего. В общем в Англии, что не запрещено, то разрешено. И никакая смотрительница не будет из себя корчить Премьер министра зала, который она охраняет.

А еще неожиданно для самой себя я забралась на смотровую под самый купол, что сродни подвигу.

Согласитесь.

Вид на Сити со смотровой собора Св.Павла.

День восьмой заключительный: Английские погода и деревня, как они есть.

В этот день я решила пройтись пешком 2 остановки поезда, от города Летерхерд до города Доркинг. Поезд отправляется опять же с вокзала «Виктория». В пути всего час.

Если не брать в рассчет то, что я промокла под дождем до отжимания носок,

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

бегая по мокрой траве виноградника «Денбис вайн Эстейт: это было идеальным завершением поездки.

Виноградники Denbies wine Estate.
Виноградники "Denbies wine Estate".

Все что я люблю: ходьба, природа, английский быт: не показной, для своих.

И пока я так шла, у меня возникло до странного притягательное ощущение, будто я себя разматываю, расшиваю нитка за ниткой, и перекатываюсь из одного мига в другой, как в обратной перемотке, возвращаюсь к тому яркому, юному восприятию, которое за давностью прожитых лет покрылось почти непроницаемой патиной.

Помните, я упоминала про доброжелательность англичан. Я там тоже набрела на садик невероятной парадизности. Не поверила глазам, что это общественная прелесть, и была права. Тут же из кустов вылез хозяин, их подстригавший, и на мой бесхитростный вопрос о том, не в частное ли владение я влезла, с улыбкой подтвердил: «Да, это частный сад».

Как собрать мечту из осколков мечты. Англия и Лондон

Никакой истерики, как в Сант-Вольфганге, где я как-то оказалась в подобной ситуации. Он мне даже попозировал, растопырив руки с ножницами. Вон он там в нижнем левом углу фотографии спрятался. Как после этого не полюбить и англичан, и их страну.

Подспудно восхищаешься выкрутасам судьбы, рока, провидения, выбирайте что больше по вкусу. Не известно кем стасованные карты ложаться вне логики, вне каких-либо правил, в полном отсутствии стройной картины, нарисованной самой себе в начале пути…

***

Помнится, что в моем единственном рассказе про Лондон 2017 я писала, что меня в него невероятно тянет. Но когда на меня неожиданно в этот раз свалились дополнительные лондонские дни, я поначалу не знала, как их использовать, куда податься и даже опасалась, что заскучаю сидеть в огромном городе столько времени.

Но Лондон помимо того, что мобилизует, он еще невероятно расслаблает. Там не обязательно бегать от одной достопримечательности к другой. Там можно просто замечательно и неспешно проводить время, забежав в какой-нибудь музей на пару часов, а потом просто наслаждаться окружающей обстановкой, сидеть в ресторане, глазеть на жизнь лондонцев. Я не думаю, что это мой последний визит в столицу Великобритании (кто бы мог подумать вообще, что это произойдет, когда учили всем известный текст на уроках английского), ведь я даже в Харродс не зашла.)

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия