Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 16:08

Краков — Польша Декабрь 2021

Все меньше в эти тяжелые дни появляется актуальных отзывов о туристических поездках в разные города и страны. Но интерес к ним не пропадает, а, наоборот — накапливается. Появились разные возможности рассказывать о потенциально интересных местах, так сказать, на будущее, получая актуальную информацию с мест от тех, кто сумел попасть в эти самые интересные туристические города не совсем туристическим путем. Я решил опробовать здесь необычный формат «коллаборации» — под своим НИКом размещаю интересный рассказ своей дочери Ани: мне показалась важной ее не просто туристическая, но и практическая информация о том, как сейчас попасть за границу и жить там. Предлагаю вашему вниманию ее текст — без купюр и обработок.

Краков: отзыв не совсем туристки. 2 октября я приехала в Краков и живу тут уже почти 2 месяца. Как так вышло, что изменил ковид в европейском быту и чем туризм отличается от эмиграции: рассказываю кратко самое интересное и даю советы что посмотреть, как инсайдер)

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Почему Краков? Муж переехал по работе. Ситуация зрела несколько лет и в какой-то момент выбор был между Италией, Турцией и Польшей. Польша оказалась оптимальным вариантом по стоимости жизни, скажем так.

В Кракове хорошо. Старый город очень похож местами на Таллинн и Ригу, местами на Санкт-Петербург и Будапешт. Транспорт хорошо развит: дома муж добирался до работы полтора часа, здесь — 20 минут на трамвае или велосипеде. В городе красиво и чисто, по-английски говорят если не все, то очень многие. А про недостатки и быт расскажу ниже.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

А что там ковид? Ковид немного осложнил процесс переезда. Муж получил рабочую визу, а я не смогла даже подать документы на визу жены — консульство не принимало, недостаточно серьезный повод для въезда. Изначально предполагалось, что он переедет, подаст документы на меня, получит Blue Card, разрешение на проживание и работу для высококвалифицированных специалистов, и тогда уже месяцев через 5 подтянусь я по воссоединению семьи. Но у меня был открыт шенген, поэтому мы запланировали краткосрочное воссоединение по единственному доступному сценарию: я въезжаю в Венгрию, куда пускают со Спутником, немного там отдыхаю, а потом еду в Краков на автобусе и провожу там несколько недель, помогая искать квартиру. Когда я уже собирала вещи на эти несколько недель, агентство, которое помогало мужу с бюрократическими вопросами, написало — а, так она же может здесь подать документы на вид на жительство и остаться даже после истечения шенгенской визы. Поэтому я резко стала собирать вещи уже не на пару недель, а на неопределенный срок.

Место, где мы подавали документы на карту побыта, вид на жительство

Ковидная ситуация тут такая: в транспорте маски носят почти все и почти все правильно. Говорят, что их наличие проверяют, но я не сталкивалась. В торговых центрах и магазинах в масках тоже многие, но гораздо меньше. В учреждениях проверяют температуру, иногда просят обработать руки антисептиком, больше особых ограничений я не видела.

Въезд. Прошел без сучка без задоринки. На границе я честно сказала, что цель туристическая, показала сертификат о прививке при регистрации на рейс в Будапешт и больше о нем не вспоминала. В Будапеште отлично провела неделю, а потом за мной приехал муж. На всякий пожарный я решила сделать ПЦР-тест, но никто его у меня не посмотрел: границу автобус пересекал глубоко ночью.

Поиск жилья.Первые несколько недель апартаменты мужу снимал работодатель. Они были в самом центре, в старинном здании. В целом чудесное место, но для долгого проживания не годилось: нет посудомойки, стиральная машина на всех в подвале и, самое главное, стоимость примерно в два раза больше той, что мы могли себе позволить. Снять постоянную квартиру экспату нужно еще и чтобы получить PESEL, местный идентификационный номер, который используется во всех официальных делах.

Апартаменты почти в Старом городе

С выбором тоже помогало агентство: оно должно было по договору с работодателем прислать 10 вариантов по нашим параметрам, показать те, что понравятся и помочь с заключением договора. Нам прислали варианты, которые мы аккуратно внесли в табличку и проанализировали. Один побеждал по всем параметрам: красивый дизайн, нормальная цена, расположение почти в центре, хоть и недалеко от кладбища. Конечно же, он мгновенно отвалился, потому что кто-то другой принял решение быстрее. Мы поехали на просмотр оставшихся вариантов. У каждой были как преимущества, так и недостатки: дизайнерски оформленная квартира в Казимеже больше бы подошла туристам, квартира с видом на железнодорожные пути была уютная, но полностью забита мебелью, квартира на улице Желтого Сапога окнами выходила в милый сад, но там, наоборот, мебели почти не было. В итоге, мы готовы были сделать выбор: милая пустая квартирка с видом на сад. Сообщили агенту и получили в ответ — а ее только что сняли. Больно, обидно. Поразмыслив, мы выбрали квартиру из оставшихся: в табличке она у нас была отмечена, как «квартира с красным диваном». Этот диван нам так не понравился, что при личном просмотре мы тоже были настроены негативно. А потом подумали, взвесили и приняли решение. Такой мы увидели квартиру впервые.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

А так она выглядит сейчас:

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Как оказалось, верное: диван мы закрыли пледами, у другой мебели заменили чехлы и стало красиво. Квартира расположена в хорошем жилом комплексе с окнами в пол, большой ванной. Расположение мне очень нравится: до реки Вислы пара минут медленным шагом, через мост фабрика Шиндлера и музей Современного искусства, в 10 минутах пешком Ботанический сад, рядом транспортная развязка (а в одной остановке еще одна), поэтому добраться легко в любую точку города на трамвайчике.

Вид во двор с лестницы.

Вид во двор из гостиной.

Кот. Вывоз любимого мейн-куна Хоши Котоамацуками оказался отдельным квестом — за ним мужу пришлось вернуться. Хотя, конечно, вывоз 9-килограммового кота, который никогда не путешествовал раньше — работа для двоих минимум.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

За 14 часов Хоши два раза проехал на такси, провел час в очереди на регистрацию, летел в багажном отсеке, проехал на двух поездах — электричке и первым классом, погулял по Варшаве (потому что прямых рейсов в Краков нет). Но приехал во вполне нормальном расположении духа, быстро освоился и выглядит вполне счастливым.

Кот в Варшаве и дома.

Вдруг кому пригодится:Нужна соответствующая правилам перевозчика переноска. Наша была размером с чемодан и на колесах. В самолете ее опечатывают. В переноске стоит предусмотреть воду, с собой взять немного еды и впитывающую пеленку. Но большинство животных в дороге есть, пить и ходить в туалет не в настроении. Главное, чтобы был микрочип и свежие прививки отмечены в паспорте, ничего больше государственные органы не интересует. Весь осмотр кота — проверка наличия микрочипа. Если ставили чип давно, убедитесь, что он внесен в международную базу (клиники часто забывают). Сделать это можно здесь: https://animalface.ru/ Справку в государственной ветклинике дают за 10 минут. Получить ее нужно за 5 дней до вылета или раньше. Дальше две опции — пройти ветконтроль сразу в аэропорту перед вылетом или съездить в Гавань/на Финляндский вокзал заранее. Там сделают декларацию на ввоз в ЕС и оформят посадочный талон за 15 минут. После регистрации вы идете вперед по красному коридору, не по зеленому. Перед входом надо заполнить декларацию (1 лист), указывая стоимость кота. По шаблону 100 долларов. Когда прилетите, кот будет ждать на выдаче. Выходить нужно опять через красный коридор. Таким сложным образом, но воссоединение состоялось ко всеобщей радости.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Быт.Заключив договор по аренде квартиры на год, мы тут же подали документы на вид на жительство и получили PESEL. Сейчас ждем решения, будет оно не раньше начала следующего года. Муж тем временем может выезжать из Польши и въезжать обратно (что он уже и сделал), а вот я — только по Шенгену, который скоро закончится. В квартире пришлось подключить интернет и заключить договор с провайдером. Если мы переедем — роутер придется переподключать. Симку с местным телефоном купили в торговом центре. Еще один важный местный документ — проездная карточка. Проезд здесь можно оплачивать одноразовыми билетами с указанным временем — 20 минут, 40 минут — а можно купить проездной. Пополнять его можно через автоматы, которые есть в самих трамваях и на многих остановках, а вот сам носитель можно сделать только в офисах. Для меня это была одна из первых задач: найти офис (их не очень много), выстоять очередь (стояла около часа — в городе много студентов), объясниться и заплатить. К счастью, мне попалась сотрудница, которая говорила по-английски, и все прошло нормально. Нужна только фотография и заполненная на месте анкета. Проездной на месяц стоит 148 злотых — около 3000 рублей. Немало, но очень выручает. Муж на второй месяц уже продлевать его не стал, потому что на работу ездит на велосипеде. Интересная история: когда он пошел получать карточку, забыл в офисе рюкзак. Вспомнил об этом только в конце рабочего дня. Мы метнулись в офис, ожидая что рюкзак в лучшем случае отнесли в полицию, а в худшем взорвали. Но он стоял на месте и ждал нас.

Одно из моих любимых зданий в центре.

Язык. Русская речь слышна нередко, но по умолчанию больше вероятность, что тебе ответят по-английски. Письменный польский я понимаю уже неплохо, с разговорным хуже, но прогресс есть. Польский наполовину звучит как родной, но другая его половина состоит из шипящих звуков, призывающих демонов. Учим язык в приложениях Duolingo и Rosetta Stone, часто пользуемся переводчиком Google.

Еда. В магазинах все довольно знакомое, но всего очень много: в Ашане я периодически паникую, увидев 3 ряда сыров.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Это все кокосовое молоко. Не знаю почему над ними висит растяжка с улитками.

В крупных торговых центрах есть Ашаны и Каррефуры, местный аналог «Пятерочки» по цене называется «Бедронка» (Божья коровка). Везде есть небольшие Жабки — магазинчики, где продается все самое необходимое, от бутербродов до батареек. Цены чуть выше, зато они везде (только в нашем ЖК их 3) и работают по выходным.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Да, магазины не работают по воскресеньям и государственным праздникам, в будние дни закрываются довольно рано. Конечно, это касается скорее отдельных магазинчиков и в спальных районах, а не Старого города и не сетей в торговых центрах. Пропасть с голода не дадут — всегда есть Жабки и заправки на худой конец. По местной еде сказать что-то пока трудно, мы в основном готовим сами. Иногда заказываем доставку из ресторанов и магазинов. Из местных десертов я пока оценила кремовку, пирожное с заварным кремом. Да, овощи и фрукты вкусные, признаю.

Достопримечательности. Мы еще не обошли все классические достопримечательности на первых местах Tripadvisor: замок и музеи оставим на осень и зиму с плохой погодой. Если хотите успеть побольше, очень рекомендую бесплатные экскурсии Walcative tour. Обычно они стартуют в 10 на главной площади, узнать можно по гидам с желтым зонтиком. Языки: английский, польский, итальянский, немецкий. Длится тур больше 2 часов, в конце можно по желанию заплатить. Все экскурсии тут: https://freewalkingtour.com/ В целом, Краков интересен тем, что состоит как бы из нескольких городов исторически. Старый город, Казимеж, бывшее еврейское гетто, Подгуже и Нова Хута — это все разные города с собственной историей. В целом, можно просто выйти у вокзала и бродить, ориентируясь на Вислу. Обойти все можно довольно быстро, транспорт соединяет все ключевые места, а билеты можно купить прямо в трамвайчике. Зато мы побывали в других интересных местах, куда туристы как правило не добираются. Расскажу немного больше о них.

Курганы. В Кракове 4 главных кургана. От исхоженных туристических троп они в стороне, поэтому и привлекательны. Гарантируют отличные виды и классные фото. У каждого своя история.

Курган Кракуса (Kopiec Krakusa)

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Холм в районе Подгуже вроде как могила древнего короля Крака, чье имя и дало городу название. Рядом находится бывшая каменоломня Либана, где снимали «Список Шиндлера». Добираться несложно, прекрасное место для прогулок.

Курган Костюшки (Kopiec Kosciuszki)

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Самый «цивилизованный» курган. Вход платный, пройти придется через музей, посвященный польскому национальному герою Тадеушу Костюшко. Музей очень восторженный, но интересный. Виды с кургана классные.

Курган Ванды (Kopiec Wandy).

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Могила (якобы) Ванды, дочери Крака. Курган расположен в районе Нова Хута, который сам по себе очень интересен с исторической точки зрения: это такая попытка построить город по социалистическим принципам. Курган уединенный, людей мало, но добираться несложно, остановка трамвая рядом.

Курган Пилсудского (Kopiec Piłsudskiego).

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Искусственный холм, созданный в 1934–1937 годах на вершине самого высокого краковского холма Совинец. Назван в честь Юзефа Пилсудского — польского национального лидера и борца за независимость. Вот до него надо немного идти через прекрасные леса, но он того стоит.

Бенедиктинский монастырь. Аббатство в Тынце (час езды от Кракова) расположено на красивой известняковой скале у реки и больше напоминает крепость, чем церковь. Через реку ходит маленький паромчик. Ну, или можно просто приехать, как и сделали мы, во второй раз на автобусе к другой остановке и посмотреть на монастырь издалека.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Ойцев.Милейший национальный парк. Точнее, крошка-парчик, «край скал и нетопырцев», как написано у входа. В парке есть деревня, где можно отдохнуть и поесть местной форели. Другие объекты: торчащая из земли скала в форме руки, руины средневекового замка; скала Булава Геркулеса; пещера Локетка и так далее. Прогулка на полдня, потому что от города совсем недалеко.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Ботанический сад. Просто красивый сад и несколько теплиц. Хорошо выглядит даже в глухом ноябре. Есть приятное кафе с травяным чаем.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Необычные церкви Польши. Это целый квест, который еще далек от завершения. Как вы все знаете, Польша настолько католическая страна, что костелы (церкви) в ней строили даже при советской власти. Более того, архитекторы этого периода через них самовыражались как могли. В итоге мы имеем резкий контраст со старинными готическими башенками в старом городе: в жилых районах Кракова и других городов можно найти крайне интересные храмы, напоминающие то ли космические корабли, то ли объекты из видеоигр.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Многие из них прекрасны еще и внутри. Например, Арка Пана, построенная добровольцами, вокруг идеи Ноева ковчега — из речной гальки, с крестом в виде мачты.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Праздники. Мы уже успели застать несколько государственных праздников. Главное отличие: в праздничный день почти все магазины закрыты. Но не абсолютно все)

День Всех Святых. Как ни странно, совершенно магический праздник. 1 ноября все идут на кладбища и украшают могилы цветами, красивыми стеклянными лампадками и свечами. Не возбраняется поставить свечку на могилу незнакомого человека. На кладбищах заодно собирают деньги на благотворительность и устраивают концерты. Настроение очень позитивное, а с наступлением темноты вокруг становится очень красиво. Мы в этот день были на старинном Раковицком кладбище в Кракове, это настоящий памятник архитектуры и истории.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Рождество. В конце ноября на Рыночной площади ставят ёлку, город постепенно украшают. В этом году в декоре использованы мотивы с гобеленов Вавельского замка.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

На ярмарке продают, как и везде, примерно одно и то же: игрушки, сувениры, сладости. Можно попробовать вкусный свежий хлеб с чесночным маслом, луком и мясом, жареный на гриле овечий сыр осцыпек с джемом, горячее вино и пиво и традиционные польские супы — журек, чесночный, фасолевый и еще несколько видов.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Одна из самых интересных краковских рождественских традиций — конкурс шопок. Шопка — это рождественские вертепы, художественно представленная внутри макета какого-либо местного здания сцена рождения Христа. С 1937 года талантливые ремесленники (иногда профессиональные декораторы и столяры, а иногда и школьники) представляют свою версию. Использовать можно любые материалы, а традиционные фигурки Святого семейства и 3 королей дополнять изображениями кого угодно, хоть актеров и политиков. Лучшие шопки прошлых лет перед рождеством появляются в центре города то тут, то там.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Что мне особенно нравится. ека Висла. Мы живем в 5 минутах от набережной. Гулять там очень приятно: красивые виды, лебеди, мосты, никаких ларьков, и все рядом: до Казимежца идти неспешно минут 10–15, а там и центр недалеко.

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Мой любимый пешеходный мост.

Зелень. Ее ОЧЕНЬ много. В любом свободном месте устраивают мини-парки, балконы часто украшены цветами, плющ и камыши прикрывают трансформаторные будки, даже на крышах мусорок садики. Старый город кольцом окружает парк Планты, очень атмосферный. Здания. На каждой прогулке замечаю что-то необычное: какие-то каменные зверушки на крышах, витражи над дверью, уютные зеленые дворики. Разруха тоже есть, но, кажется, под контролем.

Транспорт. Наша квартира удачно расположена, добраться можно куда угодно и трамваи ходят часто. А вот автобусы, бывает, и в пробках стоят. Самое сложно дело пока — это поездка в Икею. Может занять, о ужас, целый час.

Минусы Кракова. Каких-то глобальных претензий у меня нет. Скажем так, я уже не турист, но и дома себя еще не чувствую, нужно время. Пожалуй, стоит отметить только одну Краковскую проблему: чистота воздуха. Дело в том, что здесь используют для отопления уголь и зимой в воздухе отчетливо повисает смог. C 1 ceнтябpя 2019 нa тeppитopии Kpaкoвa вcтyпил в cилy пoлный зaпpeт нa cжигaниe твepдoгo тoпливa, но, ясное дело, так просто проблему не решить. На новостных сайтах регулярно публикуют прогноз чистоты: если он не очень, не рекомендуется долго находиться на улице и заниматься физическими упражнениями, особенно если есть проблемы со здоровьем.

Спасибо за внимание. Авторы

Краков. Жизнь экспатов с котом или Рассказ не совсем туристки

Вот такая история. Она написана довольно давно и не для опубликования на тур-сайте со строгими требованиями, поэтому и качество фото такое — телефонное (это для строгих модераторов). Для актуализации отмечу три вещи. Во-первых, Аня получила ВНЖ сроком на три года, во-вторых, они за это время объездили с туристическими целями уже половину страны и, в-третьих, вчера прочитал в СМИ о рекомендациях польских властей для местных жителей — собирать хворост для обогрева жилищ в связи с «проблемами» с газом. Правда — только по заявкам, с разрешения лесничих, толщиной не более 7 сантиметров. А как же экология и загрязнение воздуха???

Если появятся вопросы — задавайте. Я в курсе их жизни и постараюсь отвечать.