Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev

Намибия — другая Африка. Часть 3. Океан и Пустыня
Намибия — другая Африка. Часть 4. Океан и Пустыня — 2
Намибия — другая Африка. Часть 5. Секретные уголки пустыни
Намибия — другая Африка. Часть 6. Племя Topless и самый большой заповедник Африки

20.01.22. Домой! В Виндхук, то есть.

Утром та же компания. Кот Тате с утра поджидает на балконе, чтобы покурить вместе с Таней. Две кошки дежурят по кухне, но опять же, никаких воплей, всё молчаливо, интеллигентно и деликатно.

Кроме симпатичных котов и кошек в лодже живут southern masked yellow weavers, жёлтенькие, с маской на лице ткачи. Ткачей здесь как ткачих в Иванове, налепили гнёзд на деревьях и разгомонились. У самцов есть несколько партнерш-женщин, и они строят несколько гнезд, обычно 25 за сезон. Южный ткач откладывает яйца разного цвета, и это помогает ему избежать паразитирования кукушек, яйца неправильной окраски выбрасываются владельцами гнезд.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Перед завтраком перекинулись парой слов с немцем. Туристов нет, все боятся очередного штамма омикрон, а что боятся? Я сюда сбежал из Берлина, вот там действительно опасно, а здесь нет, вокруг на десятки километров ни души.

Сегодня начинаем наш путь домой: из парка Etosha через Outjo, Otjiwarongo, Okahanja в столицу Windhoek, а далее полетели. Ехать часов пять с остановками. На выходе целая стая тяжелых бомбардировщиков поджидает нас. Это Marabou stork, аист марабу по-нашему, иногда эту птицу называют гробовщиком за широкие чёрные плащеподобные крылья и тонкие белые ноги. Как и стервятники, аисты марабу выполняют важную естественную функцию, очищая территорию, поедая падаль и отходы. Большая тяжёлая птица медленно разгоняется и низко летит над дорогой.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Короткая остановка в Outjo, успел сделать фото красивой церкви с остроконечным шпилем.

Несли мнётся, хочет задать вопрос:
— Александр! Что ты собираешься делать с холодильником?
— Подарить его тебе!
— Отличная идея!

Несли решил оставить холодильник здесь, возвращаться предстоит на попутках, а отсюда до родного Kamanjab рукой подать. Дорога ровная, асфальтированная, как обычно, никто не мешает. В Otjiwarongo выходим на B1, ту самую, по которой началось наше большое путешествие по Намибии, возвращаемся в столицу с обратной стороны, с севера. Впереди мелькают зарницы. Саванна слева и справа. Короткая остановка, под дерево покурить, и продолжаем путь. Классическая для Намибии площадка для отдыха на дороге обязательно включает стол под тенистым деревом, настолько, что является графическим знаком площадки.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Спохватился, попросил остановить ещё перед одним дорожным знаком, который точно не найдёшь у нас: осторожно, бородавочник! Варкварк, по-местному.

Перед столицей дорога стала 4-х рядной, A1 — автострада, единственная в стране, и то недостроенная. Далее дороги маркируются в порядке убывания по степени важности В, С, D, F. Пошёл дождь, аллилуйя, Несли искренне радуется осадкам, оживляющим иссушенную землю! С севера, в отличие от юга, у города есть предместья: склады, фабрики, мастерские. Не доезжая до столицы, в городе Otjihasse, в магазине при фабрике купили билтонг. Взяли с собой в Москву. Пакет 300 граммов game biltong стоит 85 n$, пересчитал на килограмм получается 1380 рублей*, на мой взгляд недорого за сушёное вяленое мясо. Слово game в названии означает, что это мясо диких животных, в нашем случае антилопы куду, обычный билтонг из говядины тоже прихватили.

По приезду в Виндхук Несли сразу повез в ресторан Kubata, где он когда-то бывал. Рыбный, с устрицами из Валвис Бей, а откуда ещё? Но мы без устриц. У Тани мидии, у меня моллюски, на закуску взял куриную печень с красным луком, устал от экзотики.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

На выходе магазин, у нас бы назвали «фермерские продукты». Тянет меня какую-нибудь ерунду с другого края Земли домой приволочь. Взгляд упал на бутылочку с красным соусом, поискал этикетку — нет. Обратился к продавцу. Девушка взяла бутылочку в руки и надолго задумалась. В конце концов сказала — это соус, но я не знаю из чего он состоит.
— Как вы можете не знать, вы же продаёте?

В ответ молчание, она действительно не знает, что ответить. Соус в результате я купил, привёз и уже съел. Нормальный красный соус с перцем, в меру острый, но не более того.

Экскурсия по городу, где почти нечего смотреть. Да, это так. Как я уже писал в самом начале своего повествования, Виндхук — столица государства, но выглядит совсем не по столичному. Небольшой деловой центр с штаб-квартирами местных компаний, гостиницами и магазинами. Спорадическая застройка, от беднейшего квартала лачуг Кататура до фешенебельных вилл алмазных магнатов на холмах вокруг резиденции президента. Чуть ли не главной достопримечательностью города является лютеранская Церковь Христа, построенная немцами в начале прошлого века в неоготическом стиле, и расположенный поблизости музей Независимости, современное многоэтажное здание, пропорциями явно не совпадающая с самой независимой страной. Перед музеем стоит статуя первого президента Намибии Сэма Нуйомы.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Интересна топонимика городских улиц, церковь Христа стоит в аккурат в центре пересечения Роберт Мугабе авеню и Фидель Кастро стрит. Которые в свою очередь пересекаются с Нельсон Мандела стрит и Сэм Нуйома дрейк, все главные борцы за независимость отображены в названиях главных улиц. Отдельно представлен весь цвет немецких композиторов: Брамс, Гайдн, Шуберт, Моцарт-стрит проходят параллельно друг другу, их объединяет Бах-стрит. Конечно, на самом деле они «штрассе», «стрит» им на карте города приписали. Сразу за музеем Независимости старый немецкий форт с памятником борцам за независимость, разрывающим стальные оковы на руках, на постаменте барельеф с повешенными борцами, как -то очень натуралистично выглядят.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Чуть выше зелёный тенистый парк, в котором много отдыхающих, среди зелени двухэтажное здание парламента, supreme court. На этом городские достопримечательности в основном кончаются. Главная улица города — авеню Независимости, совсем неподалёку от церкви, оставили машину на стоянке, пошли прогуляться. Тут же на стоянке разместился сувенирный рынок, всё те же деревянные статуэтки, браслеты, ложки, тарелки, фигурки животных, а при них продавщицы химба, как и положено, с обнажённой грудью, очень строго следят, чтобы их не фотографировали бесплатно. Есть цивильные магазины сувениров, ничего интересного и всё неоправданно дорого.

У меня, как минимум, две задачи перед отъездом: купить себе в коллекцию намибийского вина и чудодейственное лекарство, о котором говорил Слава.

Удивительно, но это так — в Намибии невозможно найти намибийское вино! В liquer store при крупных супермаркетах с трудом можно отыскать бутылку местного красного и совсем нет белого!

По нашей просьбе Несли написал брату, тот посоветовал магазин Embassy на улице Нельсона Манделы. Действительно, здесь есть 5 — 6 видов намибийского белого и красного. Причины такого ограниченного выбора понятны — климат пустыни не очень располагает к виноделию, хозяйства небольшие, выпускают небольшое количество вина, найти трудно, но мы нашли, несколько бутылок белого и красного отправляются с нами в Москву.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Теперь осталось найти лекарство. Слава прислал инструкцию: торговый центр Grove Mall, аптека Dis-Chem. И вот мы вновь вернулись туда, откуда начинался наш маршрут по Намибии, в Grove Mall находится Super Spar. Показали в аптеке фото, продавец тут же привела к нужной полке. Это БАД, отпускается без рецептов, торговая марка Bioharmony, называется Bio-sutherlandia, повышающее иммунитет средство, активно помогающее бороться со страшными заболеваниями, у Славы есть конкретные примеры среди близких. Купил, привёз, не пробовал, пока лежит, ждёт своего часа.

Напоследок забежал в Spar, прихватил пару бутылочек местного пива Windhoek Draught в стеклянных бутылках в качестве сувенира для друзей. Планы по сувенирам выполнены, ну или почти выполнены, Таня хотела купить плетёную тарелку, но подходящей не нашли. В гостиницу!

African Kwela — маленькая домашняя гостиница вдалеке от центра, но близко к Grove Mall. Содержит супружеская пара Ян и Диана. Она русская, он — африканер. Двадцать лет вместе, пятеро детей раскиданы по всему миру, один в Намибии, один в Австралии, один в Ирландии, один в Латвии, один в США. Очень сложно собрать всех вместе. Что-то арифметика плохо сходится, даже если их союзу 20 лет и детей рожали через год, то младшему 15 лет, как он (она) отдельно живёт?

Ладно, не суть. Про гостиницу (хостел). Огороженная забором территория, небольшая площадка для паркинга, одноэтажное здание, увитое зеленью. У нас номер люкс, большой холодильник, на стенах слоны, есть маленький эркер во внутренний двор за шторой, где стоят два кресла, там можно посидеть, правда, на всеобщем обозрении.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Но во дворе, кроме нашей Toyota, подглядывать за нами особо некому. Нет! В Москву с собой не потащим, слишком большая, завтра приедет сотрудник прокатной компании, на этой машине отвезёт нас в аэропорт и вернётся в контору. Если обойти дом, то позади обнаружится уютный дворик с небольшим бассейном, весь увитый зеленью, столы для завтрака, лавочки и небольшой домашний бар. Обстановка почти семейная, Диана: будет желание, заходите по бокальчику вина пропустить. Обсудили последние новости, Диана: сегодня по радио передали, из-за дождей разлились реки в пустыне, затопило дорогу в Fish River Canyon, два американских экипажа попытались форсировать, вода унесла машины, чудом спаслись, выпрыгивая в воду. А вот французам пару лет назад повезло меньше, не спаслись… Значит, нам повезло, проскочили за пару дней до потопа.

Фото взято из открытого источника.

Вечером собрались в ресторан, по совету Славы в Joe’s Pub. Диана: отмените бронь. Я вам посоветую лучший рыбный ресторан в городе, Kubata.
— Мы уже обедали там сегодня.
— Хорошо, Тогда Ян отвезёт вас в Joe’s.

Такие доброжелательные люди!

Ян действительно отвёз нас к ресторану. Joe’s beerhouse, классика немецкого beergarden, простите biergarten, немецкий не мой язык. Под навесом столы, около нас шумная компания. Говорят на английском между собой, но смешно, будто только выучили. Ну, или представьте компанию русских, которые между собой общаются на английском, примерно также получилось. Хочется нетяжёлой пищи, поэтому стейки из зебры, импалы и стенбока пропустили. Кальмары и курица. В дополнение устрицы. Что вам скажу — неаккуратно как-то поданы. Ножки плохо подрезаны, теплые, несмотря на ледяную подложку, а стоят здесь 25 за штуку, а не 20 как в Свакопмунде. Но пиво приносят исправно, во дворе играет музыка, а перед туалетом стоит унитаз, в котором растут цветы.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Трансфер до нашей гостиницы по 60 на двоих, потянем, 8 долларов всего. По приезду хлынул сильный дождь, мы только успели заскочить в комнату. Засыпаем под раскаты грома и вспышки молнии. Это Африка.

21.01.22. Улетаем.

Завтрак у бассейна в обществе прекрасных маленьких собачек и попугаев. Традиционная яичница, бекон и колбаска. А ройбос чай я купил в Москву?!

— Нет! Решение пришло, машина за мной, Google навигатор в телефоне, поехали!

Pick’n’Pay первым попался на моём пути. Правда выбор чая невелик, но какой есть. Несколько пачек ройбос отправляется в Москву. Кто не знает, ройбос растёт в Южной Африке и по понятным причинам почитаем в Германии, отдалённо напоминает шиповник. Вернулся в гостиницу заблаговременно, собрал чемоданы, выставил во двор, ждём.

В 11:00 машины нет. Нервничаю. Приехал в 11:28, за это время я успел уже несколько раз сбегать к телефону и начал настраивать Uber приложение для заказа такси.
— Движение, — разводит руками водитель

Какое движение может быть в этом городе?!

Аэропорт — это что-то. Главный аэропорт страны носит имя Хосео Кутака, борца с немецким колониализмом. На регистрации спросили ПЦР тест, я показал европейское свидетельство о регистрации, больше вопросов не задавали. Пустынное здание и без того небольшого аэропорта, бизнес зал закрыт из-за ковида, два магазинчика, одно кафе, всё! За нами (мы вылетаем в 14:30) два рейса в ЮАР и один в Германию. Больше сегодня вылетов нет.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Поменяли самолёт! С Б787 на Б737-700, старенький, на борту человек 20 — 25, не больше. Но летим домой, настроение хорошее. Стыковка в Аддисе прошла без проблем, очень коротко, пересели на самолёт до Москвы, тоже с подменой на Б-737-800, этот поновее, ночью присели в Афинах, часик постояли, полетели дальше, яркое, прекрасное путешествие по югу Африки подходит к завершению.

Намибия — другая Африка. Часть 7. Финал

Намибия — удивительная страна, потрясающе красивая, одновременно и похожа на остальную Африку и крайне непохожа. Путешествие по Намибии отличается от поездки в любую другую африканскую страну (из тех, где я побывал), здесь мало воды, мало зелени, но много природной красоты. Постарайтесь поехать, скоро возобновятся рейсы Ethiopian в Россию, надо попробовать. А Слава поможет.

Направление неблизкое и недешёвое, проживание в лодже вместе с завтраком и ужином, иногда в цену входит сафари, стоит 250 — 350 $ на двоих. Не забудьте, без машины в Намибии делать нечего. Это ещё 100 $ в день. Но можно сэкономить, вместе с машиной арендовать палатку (или привезти с собой), ночевать в кемпингах, а еду готовить на примусе, что, безусловно, добавляет романтики. Решать вам, но в Намибию обязательно надо приехать, хотя бы раз в жизни.

* — цены в намибийских долларах пересчитаны по курсу 17,5 за евро на момент поездки, а из евро в рубль по курсу 87. На момент публикации курс значительно ниже, но кто знает…

Спасибо огромное Несли, который при подготовке материала помог вспомнить важные и нужные названия, пояснить значения некоторых определений, да просто много полезных советов дал!