Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Богданович — Россия Май 2022

Приветствую Вас дорогие гости моего блога! Даже среди постоянных читателей мало кто знает, что теперь по долгу профсоюза я занимаюсь организацией и проведением экскурсий по Уралу для сотрудников своего университета. В марте мы скатались по следам династии Демидовых в Невьянск и Нижний Тагил. Тут равных нет нашему блогеру Анне Кудрявцевой, поэтому я пропущу данный эпизод и перейду сразу к главному и трепещущему — путешествию на Уральский Марс, который расположен близ Богдановича, что в 1,5 часах езды от славного города Екатеринбурга.

Уральский Марс

В начале года я проводил опрос среди сотрудников университета о вояжных предпочтениях. Для удобства даже составил гид-путеводитель по уральским достопримечательностям. Пальму первенства заняла именно эта экскурсия, тем самым мы с нашей командой начали подготовку к данной поездке ещё зимой. И вот, что из этого получилось.

Ранним субботним утром мы организованно собираемся в назначенном месте, где нас уже ожидал автобус. Погода в этот день была капризной. Все возможные прогнозы погоды обещали проливные дожди в Екатеринбурге и пасмурную погоду в Богдановиче. По этому поводу мне вымотали не мало нервов перед экскурсией, ведь под дождем по карьеру ходить опасно. Тем утром в Екатеринбурге начинал моросить мелкий дождь, но мы собрав всю силу воли в кулак, погрузились в автобус. В составе 40 человек мы покидали Екатеринбург. Как уже было отмечено, в пути 1,5 часа. Ближе к Богдановичу погода становилась всё лучше, а на месте оказалась ясная погода и вовсе жара.

Уральский Марс

«Уральский Марс» название, которое данная местность получила в народе. Карьер официально именуется как Полдневский участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин; его площадь насчитывает около 75 кв. км и является крупнейшим по величине запасов на Среднем Урале.

Местные власти продолжают настаивать на том, что этот объект промышленного, а не туристического назначения. Здесь нет указателей (слава Богу, на Google картах это местно очень ярко обозначено) и лестниц для спуска. Все очень дикое и мысленно направляющее в иные безжизненные миры. Поэтому при посещении карьера очень важна сухая погода. Погода нам благословляла, поэтому недолго думая мы начинаем наш спуск.

Уральский Марс

Здесь когда-то добывалась огнеупорная глина (для изготовления кирпичей; температура плавления 1600 градусов), из-за чего образовался огромный карьер, который своими фантастическими видами напоминает грубые марсианские пейзажи. Схожесть с красной планетой придают формы, в которых застывает глина, а также ее цветовая гамма. Именно здесь можно встретить кратеры, впадины и холмы.

Мистику придают цвет глины и разноцветные озера, образованные в долине. На территории Уральского Марса также можно увидеть несколько озер необычной окраски: от небесно-голубой до буро-красной. Такой цвет вода получила за счет того, что в глине содержатся различные элементы: пирит, слюда, зерна кварца, марказит, рутил. Например, очень опасный для человеческой кожи пирит при взаимодействии с дождевой водой придает ей неживой и мистический тёмно-красный цвет. Так что вся эта красота только для глаз.

Уральский Марс

Вся безжизненная картина поистине впечатляет и завораживает, что было неоднократно отмечено участниками экскурсии в своих отзывах.

Антропогенный объект имеет большую популярность благодаря социальным сетям. Пик своей популярности получил в 2020-м году в Instagram. Популярность обусловлена транспортной доступностью и уникальной особенностью: считается местом, где встречаются нереальные виды живой и неживой природы.

Уральский Марс

У всех без исключения мгновенно сносило голову при виде данного удивительного феномена. Вся экскурсионная группа моментально разбежалась по территории. Однако стоит отметить, что лучше одному здесь не ходить. Глина проваливается, всасывает, поэтому может понадобится помощь. И самое главное нужна подходящая обувь. Немало оставленных тапков мы имели честь наблюдать.

Наверно сложно представить, что такая экзотика расположена буквально под боком. Даже меня, туриста со стажем, это место смогло заворожить. Ад способен не только пугать, но и зачаровывать.

Уральский Марс

На самом деле, Уральский Марс не такой уж и безжизненный. Здешние труднодоступные места были облюбованы чайками. Они селятся на островках, обрамлённых вокруг водой, высиживают тут птенцов и чувствуют себя, на мой взгляд, совершенно спокойно. Нам же в красных озерах приходилось наблюдать скелеты рыб, которые, по всей видимости, были обронены.

Трудно представить сколько разнообразных селфи можно сделать в данном карьере. За каждым новым поворотом открываются совершенно новые удивительные виды, навстречу которым невольно ноги начинают сами идти.

Уральский Марс

Подъемы на всевозможные холмы довольно сложные, глина мягко и плавно скользит под ногами. Ушибиться наверное сложно, но может случиться везучий случай: ходить на одном месте. Наверное один самых приятных бонусов весеннего сезона — отсутствие в карьере клещей. Вряд ли бы они смогли тут выжить.

Внутри карьера окружающая действительность может восприниматься иначе. За счёт темных оттенков, которые тебя окружают, небо в ясный день над красным карьером кажется голубей голубого; солнце, словно в пустыне, белое и слепящее. Лишь по линии горизонта видна зелень, мысленно напоминающая, что, ребята, мы с Вами тут, в Богдановиче.

Уральский Марс

По-моему, в условиях импортозамещения, Уральский Марс — отличная альтернатива Перу, Индонезии, Филиппинам и, вроде, Китаю. Мне кажется зря власти артачатся, здесь было бы можно организовать шикарную туристическую зону: сделать ограждения, ступени, дорожки. Тогда и деньги будут, и туризм начнет процветать и опасений за туристов в карьере было бы меньше. Ведь знают, что наш любопытный брат ползает и в непогоду из карьера можно вовсе не выбраться. Тем более, сюда можно добраться на такси за пару тысяч; не думаю, что это большая трата для туристов, прилетающих в Екатеринбург, за такой карнавал впечатлений.

Ну, а пока глиняному карьеру стоит лишь только ожидать редких заезжих туристов. Субботним днем кроме нас было всего две машины. Правда, нам это было только наруку.

Уральский Марс

Время подходило к обеду, здесь мы провели около 1,5 часов. Понимаю, что мало. Но если дать времени больше, то народ потом совсем не собрать, разбредутся на 75 кв км, начинаем обратное восхождение.

Уральский Марс

Пара фотографий напоследок и грустная лирика на душе.

Рядом с Уральским Марсом расположен Байновский водопад. На мой взгляд, громко сказано, поскольку по своей сути это ручеек, с высотой падения в несколько десятков сантиметром. Мы его исключили из программы, но покидать данную местность отнюдь не спешили. После знакомства с поверхностью Уральского Марса экскурсионная группа отправилась ещё на один антропогенный объект, получивший название Семицветные озёра.

Уральский Марс

Комплекс прудов образовался неподалеку от села Байны на месте карьеров по добыче цветных огнеупорных глин. Всего тут более двух десятков небольших озерков. Их хорошо видно на спутниковых снимках, но на местности посетить их все сложно.

Здесь нам представилась возможность созерцать прекрасные неживые озерки голубого, болотного, светло-бирюзового, коричневого и красного цветов. Ученые утверждают, что цвет воды определяется содержанием ионов различных металлов или солей. Также озерки примечательны тем, что часть из них пресные, а часть солёные.

Уральский Марс

По мнению участников поездки, карьеры у села Байны также могли бы стать объектом экологического туризма. Разработки здесь уже прекращены, остались панорамные пейзажи, экологические тропы и маршруты. Потенциально здесь имеются хорошие предпосылки для развития туризма. Но опять же нет, потому что… Потому…

Здесь мы насобирали клещей. Что есть, то есть. Благо сняли их всех при посадке в автобус. По отзывам путешественников незваных лесных гостей никто домой не привез.

Уральский Марс

Если ехать в Богданович, то на целый день. Активная природная программа сменилась культурной: наша экскурсионная команда направилась в город Богданович, где была проведена краткая обзорная автобусная экскурсия по городу, после которой участники посетили краеведческий музей и уникальный литературный музей, посвященный поэзии. Здесь участникам рассказали о богатой истории города, а также родного края; была представлена возможность прикоснуться к объектам старины.

Уральский Марс

В литературном музее были поведаны душевные и добрые истории о жизни и творчестве нашего земляка Степана Щипачева. С большим воодушевлением Елена Сергеевна нам читала стихи, это была настоящая услада для уральской души.

И вот казалось уже всё, сколько можно. Но нет. Укатать нашу экскурсионную группу мы решили до потери сознания. Конечно, я шучу. Просто не предполагали, каков выйдет масштаб. Мы отправились в соседнюю деревню Чудово, известную частным коллекционным музеем бытовых вещей из далекого и недалекого прошлого.

Уральский Марс

Здесь мы услышали историю об американском летчике-шпионе Френсисе Гэри Пауэрсе, посидели в машине маршала Жукова, посмотрели на памятник ракетчикам, экспозицию гужевого транспорта и автомобилей прошлого века, в очередной раз прикоснулись к истории, познакомившись с предметами домашнего обихода и крестьянского быта.

Экскурсия была неоднозначной. Во-первых, сразу чувствуется, что музей непрофессиональный; больше напоминал блошиный рынок. Навалено все подряд и в кучу: древнее и не древнее. Зачем-то рядом со старинным телефоном лежал самсунг десятилетней давности. Хозяин утверждает, что везут, то и беру. Во-вторых, хозяин, он же экскурсовод. Очень грубый и некорректный. Кого-то забавляли его рассказы, кого-то оскорбляли. Мог впиться в одного экскурсанта и просто ставить его во все примеры. При подъезде к музею, он выбежал навстречу с криками, чтобы мы оставили сумки в автобусе, дабы ничего не своровать! Потом недовольно удивлялся, что у нас нет денег, ведь по его мнению, мы должны были покупать у него подаренное ему барахло. Для меня и некоторых экскурсантов человек был надменным, высокомерным и токсичным. Поэтому заезд в Чудово можно ставить под вопросом. Тем более, многое можно было видеть в профессиональном краеведческом музее. Однако были и те, кто остался под большим впечатлением от музея и его хозяина. Тут все сугубо индивидуально, что сравнимо с водкой — «как пойдет».

Уральский Марс

В Чудово нас настиг тот самый дождь, прогноз которого держал нас в напряжении целую неделю. Но было уже наплевать, поскольку мы уже усаживались в наш комфортабельный автобус. Примерно час в пути, и мы согласно регламенту, прибываем к месту назначения. Главная похвала — счастливые лица и бесконечные благодарности за интересный день, проведенный вдали от суеты и забот.