Турист Alexander Voronov (AlexanderVoronov)
Alexander Voronov
был 7 февраля 2023 13:25

Сухум, Новый Афон, Пицунда, Гагра — Абхазия Апрель 2022
Абхазия

Трип осуществлялся на Renault Megan coup 2.0. Маршрут: Москва — Краснодар — Гагра — Новый Афон — Сухум — оз. Рица — Гагра — Ростов на Дону — Москва.

Тур в Египет был отменён в связи с печальными событиями, а отпуск перенести не было возможности. Поэтому после недолгих размышлений и определения бюджета, мы с девушкой решили сгонять своим ходом в Абхазию. Выделили на эту авантюру семь дней.

Выехали мы с юга Москвы утром 11.04.22. Хотели пораньше чтобы успеть, не торопясь доехать в первый день до Краснодара, а получилось как всегда) Утром вспомнили что цветы сами себя не польют, а ключи запасные никому не оставили. На скорую руку смастерили из мед.капельницы капельный полив растений. А когда перекрыли стояк, оказалось, что он начал капать. Судя по маленькой мокрой точке внизу на бетоне, начал именно в ночь отъезда. Жажда приключений пересилила здравый смысл и высчитав объём ведра и интенсивность подтекания, проблема была оперативно решена.
Мы наконец-то выехали. Было прохладно и шёл дождь. Кое-где ещё лежал снег. На ближайшей заправке купили ароматный кофе чтобы скрасить промозглую погоду.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

По дороге развлекали себя аудиокнигами Говарда Лавкрафта.
Поздно вечером, скорее даже ночью мы всё-таки добрались до Краснодара и заночевали в отеле.
На следующий день нам предстояло пересечь сочинские серпантины. Всего 350 км от Краснодара до г. Гагра дорога по серпантинам плюс пересечение границы у нас заняли весь день! Но нужно, конечно, учитывать что мы иногда останавливаемся поесть. И иногда не в придорожное кафе, а куда-нибудь съезжаем в город, в места с высоким рейтингом и отзывами. Это занимает много времени.
В Краснодаре погода была очень тёплая, в районе 20°C, но ближе к Сочи опять пошёл дождь и похолодало. Так под дождем и въехали в Абхазию и забегая вперёд, первые два дня мелкий моросящий дождь шел почти безостановочно.
Итак, серпантины. Это весело! Безумные повороты и изменения высот, аж уши закладывает. Несколько лет назад мы были тут проездом, так что дорогу знали.
Далее погранпост. Проезд через границу занял примерно 30–40 мин. Знаков и табличек с пояснением что делать и куда ехать почти нет, разметка на асфальте не отображает действительность. В общем смотрим на других участников движения и делаем также) При въезде несколько очередей для разного типа транспорта. Водитель проезжает через пункт досмотра, а пассажиры должны идти в здание стоящие рядом, их проверяют отдельно. Водителя просят открыть все двери и багажник, пробегают взглядом и отправляют в окошко рядом на проверку документов. Нужно показать паспорт и СТС авто, спросят «кто ты» и «чё надо». На этом все, едешь забирать своих пассажиров. Кстати, въехать можно по паспорту РФ, загранпаспорт не нужен.
С пересечением границы успело стемнеть и добирались мы до Гагры в кромешной темноте так как фонарей вдоль дороги нет или они просто не работали. Разметки тоже почти нет, а которая есть вусмерть затерта. Из-за моросящего дождя и так слепая дорога стала абсолютно непроглядной. Хорошо, что ехать было совсем недалеко. Остановились мы в неплохом свежем отельчике рядом с набережной и наконец легли отдохнуть после тяжелой дороги.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Гагра в нашем путешествии была первой туристической точкой для исследования. После пробуждения мы позавтракали в столовке рядом с отелем, посозерцали море, купили местную симку с безлимитом на интернет и отправились в первую точку — Храм св. Ипатия, это небольшая каменная церквушка и двор с такими же каменными стенами Vl века. Потом пошли севернее, немного прогулялись вдоль речки Жвава-Квара и добрели до дворца принца Ольденбургского. Он, к сожалению, был на реконструкции. Рядом со входом стоял карикатурный мутный тип в капюшоне, который предложил пройти за символическую плату. Рассмотрев дворец, вернее леса в которых он был через решетку входа, решили не раскидываться деньгами. Говорят, что в хорошую погоду оттуда открывается красивый вид на море, но с погодой нам пока не везло.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Насмотревшись на средневековую архитектуру мы поехали на смотровую на горе Мамдзышха. Первая смотровая находилась на высоте примерно 500 м над уровнем моря, дождя тут почти не было, но был сильный туман.

Перекусив и покормив местных собак мы поехали дальше. Уши, как всегда, заложило из-за резкого набора высоты. Через несколько киллометров дороги начал идти снег. Чем выше мы поднимались, тем его становилось больше. Мы еле доехали до следующей смотровой, слепили снеговика, поиграли в снежки и поехали обратно, так и не добравшись до вершины.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Переодевшись в сухую одежду в отеле, вечером мы решили навестить одну из самых крутых достопримечательностей Гагры, это ресторан Гагрипш. Большое красивое здание с часами. Его привезли из Скандинавии в 1902 г. по заказу принца Ольденбургского. Этому зданию больше ста лет! И оно потрясающее… огромный зал с балконами, крыша с мощными деревянными перекрытиями, большие люстры, сцена с бардовым занавесом и большие часы которые до сих пор заводят вручную. В ресторане хорошее обслуживание, вкусная еда и живой вокал. Репертуар вокалистки не понравился, в остальном все класс.
На этом первый день в Абхазии закончился.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Во второй день я очень хотел попасть на органный концерт в г. Пицунда которые проводят в Андреевском соборе lV века. Но, к сожалению, концерты начинают проводятся с середины мая. Собор потрясающий, в нем чувствуется история. Внутри убирают штукатурку, под которой находятся старые фрески.
Рядом с храмом находится маленький музей в основном с античными экспонатами.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Обломавшись с концертом мы отправились в Новый Афон. По дороге увидели табличку «форелевое хозяйство» и решили разведать что это.
Съехав на грунтовую дорогу спустя 20 минут блуждания между полями, коровами, сельскими домами и редко встречающимся удивленными лицами людей мы поняли, что съехали не туда, но хвала навигатору он всё-таки вывел нас в нужное место. Сначала я был уверен, что эта ферма заброшена, но углубляясь все дальше мы обнаружили несколько заводей с рыбами. К нам вышла старушка, которая сначала потребовала денег за то что мы гуляем и как только убедилась в нашей платёжеспособности сразу поменялась в лице и мило рассказала как у них тут все устроено. Подоспели две ее коллеги, выловили нам рыбу, мы сами выбрали какую съедим. На потрошение и готовку уходит примерно 40–50 мин. Это время нам предложили погулять вдоль речки, у них очень красивая территория и рядом монастырь в скале. Но он высоко, просто так не добраться. А река бьет прям из-под скалы и летом дайверы по ней добираются до подземных пещер.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Летняя веранда у них ещё не работала и нам предложили поесть в какой-то подсобке. Выглядело это честно говоря ужасно и рыба была приготовлена скажем так… без изысков. Уверен, что летом сидя на природе впечатления будут совершенно другие. Но ещё не сезон, довольствуемся тем, что есть.
Встретили семью Московских путешественников на VW Multivan. Они не первый раз путешествуют по Абхазии, поделились впечатлениями, советами куда ещё нужно съездить.
Обратно на главную дорогу мы выезжали по правильному асфальтовому маршруту. И во второй половине дня добрались до Нового Афона. Я читал что там крупнейшая или одна из крупнейших пещер Абхазии. И первым делом мы направились туда. Это очень интересная достопримечательность. Этот пещерный комплекс находится под склоном горы, добираться до него нужно на специальном вагончике на подобии метро, только маленьком. Объём пещеры около 1 млн м3. Девять залов, шесть из которых доступны для прогулки. В этих гротах есть сталактиты, сталагмиты, озеро и даже водопад!

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Получив огромное удовольствие после прогулки по пещерам мы поужинали в кафе на набережной и там же погуляли, покидали камушки и поехали в отель.
Третий день. Утро не задалось. Слышимость в отеле — находка для шпиона. В соседнем номере разместились три дамы которые без умолку болтали между собой. А ночью ещё была разборка с руганью и угрозами выселения со стороны администрации где-то на нашем этаже.
Но как только мы отправились на наш маршрут тёплые лучи яркого солнца обняли нас, легкий ветер принёс запахи цветущей зелени и свежесть утренней реки, нас окутали звуки весенней природы. В общем дождь наконец-то закончился и далее с погодой все было ништяк.
Мы отправились на заброшенную ЖД станцию, там же недалеко находится водопад, краеведческий музей в который мы не пошли и еще одна небольшая средневековая церковь. А также вход на экотропу, которая ведёт до грота некоего святого отшельника Симона Кананита.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Находившись по экотропам нас было уже не остановить и мы пошли в крепость Анакопия. Долгий подъем на гору вознаградил нас очень красивыми видами. От крепости там конечно руины, но главную башню восстановили и на неё можно подняться. В общем оно того стоило.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

На эти похождения мы потратили почти весь день и ближе к вечеру отправились в столицу — Сухум.
Остановились в центральном районе в самом начале набережной. Закинули вещи в отель и пошли вдоль набережной до порта Сухум. По дороге стали свидетелями парада или возможно репетиции парада военных и МЧС. Дойдя до порта, с пристани понаблюдали за дельфинами. Поужинали в замечательном кафе Нартаа и отправились спать.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

На следующий день, четвёртый по счету, утро я начал с пробежки. Очень приятно бегать по набережной вдоль Чёрного моря. После пробежки позавтракали и прогулялись по городу. Зашли на местный рынок хендмейд, правда ничего не приглянулось, и отправились на горячий источник. Вообще на вторую половину дня был запланирован драмтеатр, но спектакль отменили.
Кындыгский горячий источник абсолютно совковое место, но мне понравилось. На входе нас встречает горячий гейзер и странноватый запах воздуха. Вся территория находится под открытым небом. Несколько бассейнов с разной температурой воды. Склон горы, с которого по специальным трубам падает вода на лежаки, этакий гидромассаж. И место с лечебной грязью…вообще похоже на обычную грязь, а место на обычную лужу. Есть много кабинок чтобы переодеться, вещи можно оставить на уличных вешалках, которые располагаются вдоль бассейнов. Напарились, намассажировались и отправились обратно в город.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Сухум-город собак, их там очень много, как и во всей Абхазии. Собаки встречаются абсолютно везде, даже в самых необычных местах…

Абхазия в апреле. Автопутешествие

Пятый день трипа мы поехали в обратном направлении. Нас ждала самое красивая дорога и самое красивое место Абхазии, это Рицинский реликтовый национальный парк и оз. Рица. Дорога до озера нереально красивая! Она пролегает через ущелья, тоннели в горах, вдоль бурлящих горных рек, водопадов. Количество достопримечательностей просто зашкаливает! Оз. Рица это зеленая изумрудная вода на фоне заснеженных верхушек гор. Находится оно на высоте примерно 1000 м над уровнем моря, снег в апреле ещё полностью не сошёл, но было очень тепло. Из одежды было достаточно рубашки с длинным рукавом и бейсболки чтобы не обгореть на солнце. Мы поплавали на катамаране, пообедали в местном кафе национальной кухней и отправились выше, в сторону семи озёр. Семь озёр это такая удаленная достопримечательность для самых не ленивых. Но выпавший на кануне снег нам помешал и мы были вынуждены возвращаться обратно.

Абхазия в апреле. Автопутешествие

На обратном пути, на подъезде к Гагре закупили сувениров родственникам и друзьям. Купили вина, местного компота, мёда, специй и конечно же чурчхелы. Продавщица с таким рвением заставляла дегустировать вино, что еле ушёл на своих двоих. В жизни столько вина за раз не пил. Заночевали в Гагре в том же отеле что и в первый день.
День шестой. Немного устали, так что уезжали без сожаления, уже хотелось домой. Да и посмотрели все что запланировали. Границу на обратном пути пересекли быстро и без проблем. Погода стояла не просто тёплая, а жаркая. Мы купили мороженное, открыли окна в машине и ловя ароматный тёплый воздух приготовились к сочинским серпантинам.
К вечеру разговоры иссякли, мы поставили Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». И так доехали до Ростова-на-Дону. Очередная ночь в отеле.
День седьмой, завершающий. Завтракали в местном ТЦ. Пока шли до ресторанного дворика увидели стенд с IKEA! Перевозбудились от мысли что возможно тут IKEA ещё не закрылась, но увы. Просто ещё не успели разобрать демонстрационный стенд. Дальше нас ждала долгая дорога до Москвы по М4. Переодически не срабатывающий T-pass прерывал монотонность дороги. Ближе к Москве погода начала снова портится, стало холодно и дождливо. Так и доехали.
По итогу скажу, что Абхазия для тех, кто любит природу и заброшки. Инфраструктура там не развита и в городах особо делать нечего. Дороги не очень хорошие, но в целом терпимо. Полиция ни разу не останавливала. Не обратили внимания даже когда я случайно нарушил непосредственно на глазах сотрудника. Цены абсолютно московские и это ещё был не сезон. Местная кухня очень сытная и вкусная. Хачапури я наелся на всю жизнь вперёд!)