Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:55
Как интересно изучать собственное Отечество!

Порхов — Россия Апрель 2022

Есть на Псковщине санаторий «Хилово». Не подумайте, что туда едут здоровые люди, а после оздоровительных процедур становятся хилыми. Скорее наоборот — приезжают «хилые», а уезжают здоровые — так должно быть. Впрочем, среди насельников санатория я не увидела ни хилых, ни унылых, хотя любителей «захватить» как можно больше процедур и день-деньской проводить в метаниях между корпусами и кабинетами, чтобы «урвать» за короткое время как можно больше пользы, таких я повстречала. По секрету могу сказать — это путь опасный, не всякое здоровье выдержит. Почему-то вспомнились Карловы Вары… Там в первое время (далекие и тёмные Средние века), люди отправляясь на излечение, на источники, завещание писали — такая была традиция. А ведь любая традиция рождается из опыта.

Лично я практически не лечилась, но «металась» по достопримечательностям края и узнавала много нового и интересного.

Да и название-то, между прочим, происходит не от характеристики «хилый», а якобы от имени какого-то скандинава — Хила, который был оставлен в этом месте, раненый и безнадежный. Оставлен был своими сотоварищами — Ганзейскими купцами — ведь невзрачная речка Уза, что протекает сейчас по территории санатория, когда-то была судоходной и по ней пролегала часть пути ганзейских торговцев.

Хиловские байки

Хил же был подобран сердобольной местной жительницей и по ее рекомендации постоянно пил хиловскую воду, а может быть и грязью мазался — процедуры, которыми он пользовался, нам не известны, но полное излечение наступило. Когда купцы-сотоварищи возвращались обратно, они высадились здесь на пустынный берег, не ожидая увидеть своего друга живым. Но он встретил их полный сил и отбыл с ними на свою родину. Вот только сомневаюсь я: отбыл он один или все же с той доброй женщиной, что его приютила? Про целебную воду в легенде рассказывают, а вот «тени мысли» — не любовь ли той женщины помогла выздоровлению — этой тени нет и в помине.

Впрочем, может быть я и ошибаюсь. У въезда в санаторий какой-то ваятель (не Роден), изобразил прекрасную особу. «Отсёк» все лишнее — это точно, а вот «привлекательные качества» несомненно «углУбил». Причем, что интересно! На полезной водичке дамочка несомненно расцвела: есть возможность сравнить два фото. Здесь наша Нимфа запечатлена мною в 2016 году.

Бледновата — не правда ли!

Хиловские байки

А это ее последняя фотосессия! И волос порыжел, и цвет завлекательного тела стал здоровее — это несомненно.

Вообще территория санатория оформлена с любовью. Старые деревья не выкорчёвываются, а превращаются в скульптуры. Может быть, я спустя время покажу их в фотоальбоме.

Хиловские байки

А пока, коль зашёл разговор о красоте, покажу одну знаковую деревянную композицию. На лавочке с одной стороны сидит бабушка, а на другом краю девочка. Может быть я слишком романтична, но мне кажется, что это намек на потрясающее омоложение после принятия процедур.

Я, конечно, посидела на лавочке между бабушкой и девочкой и даже сфотографировалась, но ту фотографию публиковать не буду — очаровать вас не смогу, а разочаровать не хочу.

Хиловские байки

Намек на путь к оздоровлению демонстрирует и еще одна скульптура. Вот такие свинюшки, что разместились рядом с грязелечебницей зовут к запредельному удовольствиею, которое доселе было знакомо только свинюшкам. Изваляться в грязи и полежать в грязи- это восторг!

Вообще края там потрясающие — целебные воды бьют повсюду. К сожалению, те источники не изучены, поэтому экспериментировать на себе, как это сделал древний Хил, мы не станем.

Вполне достаточно пить воду в галерее — она как раз и изучена, причем самим композитором Александром Порфирьевичем Бородиным! Как известно, он был не только выдающимся композитором, но и выдающимся химиком, так что два лагеря «химиков и лириков» тащили талантливого человека в разные стороны. Победило все же сообщество музыкантов, под названием «Могучая кучка» — Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский и примкнувший к ним критик Стасов. Могучая кучка на то и «могучая», чтобы принять в свое лоно такого титана, как Бородин.

А я, как прочитала, что целебную воду изучал сам Бородин, сразу в нее поверила.

Конечно, после грязелечебницы, вдохновившись «поросячьей вседозволенностью» быть грязным и получать от этого наслаждение, странное объявление в галерее уже не показалось удивительным. «Не пей из фонтана» иначе ведь и «козлёночком станешь». Эх, были же в нашем детстве сказки-предупреждения!

Хиловские байки

В санатории не только лечат, здесь много интересных и доступных экскурсий. Я давно хотела побывать в Никандровой пустыне, но в этот раз не получилось — «развезло» лесные дороги!

Вообще дороги в тех краях разбитые, нередко плавно переходящие в грунтовые, иногда в распутицу размытые. «Разбитые-размытые»… Почти песня.

Правда, добрые люди, что с большим трудом все же прорвались в монастырь на вездеходе, привезли мне водичку — две бутылки. Я знала, что в одной — «вода мёртвая», а в другой «живая». А вот в какой бутылке какая вода, мне не сказали, потому пока опасаюсь пробовать — надо же знать очередность, а я забыла. Стоит русские народные сказки перечитать — отличная методичка для пользователя природными ресурсами.

Впрочем, святая вода из монастыря — она всегда святая!

И еще, возвращаясь к размышлениям о дорогах…

Отличный асфальт с разметкой, резко обрывающийся и без подготовки, переходящий в грунтовку.

Что-то в этом тоже чудится сказочное…

К слову сказать, живое впечатление было намного ярче, нежели получилось на фото.

«Там, где кончается асфальт» — это уже было, конечно, но чтобы до конца асфальта была добросовестно и ярко доведена разметка! А потом сразу почти бездорожье… Это уже театр Абсурда.

Хиловские байки

А вот вам еще одна история «чудесного исчезновения». Мне рассказали, что в местном суде был замечательный судья. Рядом со зданием, где происходили и бракоразводные процессы тоже, он сам организовал приятное местечко, которое назвали «лавочкой примирения». Прежде чем согласиться развести пару, он отправлял мужа и жену на лавочку примирения и давал время. Говорят некоторые мирились… Однако, когда мне порховчане захотели показать лавочку, оказалось, что она исчезла. Жаль! Теперь разводов будет больше, а жителей-то в Порхове и так мало — 9000 человек.

Итак, с лавочкой не повезло, но зато рядом с местом, где стояла лавочка, виднеется еще одна достопримечательность — невзрачный мост. Я бы и не взглянула на него, а зря!

Хиловские байки

Мост называется Шишин, по названию разбойников «шИшей», которые в стародавние времена, сидели под мостом (конечно под другим мостом, но на этом самом месте). Шиши караулили жертву, потом выбегали и отбирали все то, что им приглянулось (интересно, слово «шиш» не от шишей ли…) Но не подумайте о них все же совсем плохо!

Когда шведы покидали эти места, они хорошо пограбили местное население. Четыре обоза чужого добра было отправлено королю. Однако шиши грабителей подкараулили и… догадайтесь с трёх раз! Правильно! Тоже ограбили, так что ограбленные грабители не смогли порадовать своего короля. Тогда шведы снова ограбили население и отправили еще один, пятый обоз, но шиши не дремали. Так и остался король Швеции без подарочков своих подданных, а шиши! Внимание! Они собрали все экспроприированное добро, привлекли население к рассмотрению содержимого и предложили всем снова забрать своё!

Вот она! Загадочная русская душа, которая всегда искала не богатства, а справедливости.

«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

Правда время было не совсем «наше», а опять же дремучее и тёмное Средневековье.

Хиловские байки

Вообще Порхов находится в 15 км от санатория, но не сидеть же в санатории целыми днями! Поэтому я много ездила вокруг, а вам решила еще пару баек рассказать, в той местности родившихся.

Когда-то Порхов был великим городом — одним из тех, что стоял на пути Ганзейских купцов.

Стоял и процветал. Ганзейские купцы мимо на судах своих ходили и знали уж все проблемные места. Так в одном из небольших фрагментов долгого и опасного пути, все же приходилось тащить-волочить суда по земле — от одной реки к другой. Занимались этим специальные люди, которых купцы нанимали и назывались эти работники сволочИ (не путать ударение, потому что проверочное слово — «волочить»). Вот на этой карте видно то место, где кораблик поставлен как бы на колеса — это то самое место волочения.

Хиловские байки

Говорят, что однажды, какие-то купцы подали в суд на то, что сволочИ их обокрали. Поскольку в жалобе были аккуратно перечислены все имена обидчиков, сразу стало ясно, что не поладили купцы и исполнители работы. Вроде бы договорились на одну сумму, а расплатились другой. Вот работнички и экспроприировали товар.

Уж не знаю — так ли это было, но с того памятного события (так рассказывают порховчане) и стали употреблять знакомое слово, как ругательное.

Вообще, когда собираешься в какой-то дом отдыха, санаторий, конечно же, читаешь отзывы. Я тоже читала. Поразил один…

Пожилая дама сетовала, что в санатории много кошек и их плохо кормят.

(Странный отзыв о санатории — не правда ли!)

«Разве трудно наварить гречневой каши, сдобрить подсолнечным маслом и накормить бедных животных!» (И это кошки едят?)

В конце отзыва о санатории она поделилась информацией о том, что уехала домой не одна, а с кошкой — «спасла хотя бы одну».

Могу вас заверить, что кошек на территории действительно много, но они очень самодостаточные и нагловатые.

Хиловские байки

Некоторые имеют даже собственные «виллы».

Так что не каждому отзыву «санаторно-болящих» можно верить.

На этот раз, рассказывая байки, у меня не было цели досконально поведать о самом санатории, да я о нем однажды уже и рассказывала. Кстати перечитала то старое повествование и поняла, что с информацией шестилетней давности и сейчас не стала бы спорить. Так что подробности здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_16331

Правда в тот раз я в Хилово побывала в жанре однодневной ознакомительной поездки, а этим апрелем пожила чуть более двух недель, поэтому впечатлений больше и я ими еще поделюсь. Наверное… Такие интересные старые усадьбы в округе!

А пока мне захотелось немного улыбнуться с друзьями. Ведь улыбка и радость тоже лечат.