Турист Рина Пыхова (rina_gtkv)
Рина Пыхова
была 23 марта 19:35

Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Домбай — Россия Апрель 2022

Ввиду большого объема статьи, привожу краткое описание:

1. Предыстория — о решении поездки на Кавказ

2. Путевые заметки — подневное описание маршрута

• 1 день — Прилет в Кисловодск
  • 2 день — Медовые водопады
  • 3 день — Чегемское ущелье, парапланы
  • 4 день — Кисловодск
  • 5 день — Канатная дорога на Эльбрус
  • 6 день — Переезд в Пятигорск
  • 7 день — Поездка в Домбай
  • 8 день — Джилы-Су
  • 9 день — Суворовские ванны
  • 10 день — Сочи, вылет в Челябинск

3. Расходы

4. Общие заметки — полезности, общее впечатление о поездке

Предыстория

Почему решили поехать на Кавказ?

Идея поехать куда-то в апреле возникла спонтанно. Мы воспользовались Лешиным отпуском и моим периодом безработности.

Изначально я мониторила готовые туры по России, направления, куда можно поехать. Самое популярное в сторону Кавказа — Дагестан, и по ценам более щадящее.

Можно было бы выбрать его и сэкономить, но у Леши есть список мест в России, которые он хочет посетить, и в этом списке одним из мест является Домбай.

Изначально я смотрела готовые туры, которые будут включать в себя Эльбрус и Домбай, как самые желанные нами точки на маршруте. Но очень сложно было найти тур на наши даты с нашими хотелками (мой «заказчик» еще добавил полет на парапланах). Это попахивало индивидуальным туром с уже другим ценником.

Я нашла один тур за 55к с человека. Итоговая стоимость поездки на двоих получалась примерно 165к за 6 дней:

• Тур 55 000 *2 = 110 000 рублей;
  • Авиабилеты туда и обратно — 28 000 рублей;
  • Развлечения и питание не по программе, сувениры — 25 000 (включая полет на параплане).

Именно стоимость очень смутила. Внутренний скряга проснулся и решил пожертвовать беззаботностью готового тура, в котором тебе не нужно ничего организовывать и решать.

Мы нашли самые дешевые (из возможных) билеты до Минеральных вод из Челябинска и обратно. К сожалению, пока думали, стоимость выросла. Пришлось пересмотреть даты. В итоге, мы купили по относительно недорогой цене билеты до Мин вод, но обратно решили лететь из Сочи.

Далее идут заметки по дням нашей поездки. Я старалась фиксировать все сразу, чтобы впечатления и мысли не забылись. Курсивом выделены дополнения от Леши.

Путевые заметки

1 день (24.04)

Рано утром прилетели в аэропорт Мин воды. Сначала на 11 маршрутке (ходит кстати по расписанию) добрались до ж/д вокзала (от конечной до конечной), а после сели на электричку. Часа за полтора добрались.

Мы заселились в маленькую студию на улице Реброва, это бывшие доходные дома. Как потом узнали, практически последний частный сектор вблизи парка. Все заняли гостиницы и санатории, все-таки курортный город.

Приходится привыкать к подъемам и спускам

Достопримечательностей в Кисловодске немного (по крайней мере интересных нам) поэтому успели с ними ознакомиться в первый день: Курортный бульвар и парк.

Курортный бульвар — это главная пешеходная улица города, тут много кафешек, магазинов и туристов.

Кисловодский парк — самый большой в стране городской парк. В первый день мы успели побывать только в нижней его части (стеклянный ручей, родник-часовня, цветочные часы, нарзанная галерея, гора сосновая и лестница «400 ступеней»).

Вид с горы Сосновая

День был с ранним подъемом и перелетом, поэтому вечером закупились пельменями и отправились в апартаменты отдыхать и смотреть мультики. Получился ленивый и легкий день.

2 день (25.04)

С самого утра у нас была запланирована экскурсия к Медовым водопадам. Первой точкой стала гора Кольцо. От нее открывается вид на Кисловодск. Я не стала подниматься прямо к самому кольцу, т. к. там достаточно крутой склон, подняться то можно, но спуститься уже сложнее.

А Леша забрался с удовольствием, в прочем ничего особого там наверху не было, можно сделать красивую фоточку с панорамой Кисловодска и силуэта Эльбруса через кольцо.

Гора Кольцо

Дальше поехали на Медовые водопады. На мой взгляд место нужно посетить, находится близко к Кисловодску (минут 15 пути). Увидите 3 водопада (или 4, как смотреть), полюбуетесь бурными потоками воды. Вокруг все благоустроено (мостики, кафе рядом, бесплатный туалет). В кафешке можно поесть хычинов с сыром, картошкой, зеленью, с мясом, 2х видов — жареных и печеных. Достаточно жирные, но как заверил гид, таких дешевых хычинов нигде не найти (100 рублей за жареный хычин с мясом). Принимают только наличные кстати.

Самый высокий из медовых водопадов

Совсем недалеко находится медовый экстрим-парк. Как и обустройство пространства возле Медовых водопадов, это тоже инициатива от частников. Там можно покататься на самом длинном зиплайне в России (как говорят) и попробовать виа феррату (лазание по скалам). Она не особо пользуется популярностью, в отличии от зиплайна, но тоже достаточно прикольное занятие. Есть два маршрута — легкий и сложный, отличаются тем, что на сложном маршруте нужно перед основной трассой и после нее осуществить подъем и соответственно спуск. Ну и по времени легкая трасса занимает от 30 минут, сложная от 1,5 часа. Для первого раза лучше пойти на легкую, а также взять с собой воду.

Качели над пропастью.. Получаются интересные фотографии

Часть маршрута это прогулка вдоль обрыва (в прямом смысле, идешь спокойно, придерживаясь за тросик, любуешься видом), но есть и моменты посложнее, поинтереснее. Например, расщелину пересечь или пройти над пропастью по тросу. Леша видел орлов и их старое гнездо.

Виа феррату попробовал Леша один, а на зиплайн пошли мы оба. Было страшно, когда смотрела на людей летящих над ущельем. Также было страшно делать первый шаг. Но после него страх отступает и уже начинаешь смотреть вокруг, выискиваешь глазами речушку и медовые водопады. Можно рассмотреть истоки водопадов. Лететь 50 секунд, которые пролетают мгновенно. У меня был достаточно мягкий финиш, даже не испугалась. После этого нас прокатили по второму участку зиплайна, но он был совсем коротким, там уже вообще страха не было. В общем, попробовать стоит, даже если страшно:) Сами конструкции выглядят безопасно, в этом плане опаски не было.

Экскурсия заняла около 6 часов. Во время поездки гид рассказывал о Кисловодске, истории нарзана, достопримечательностях, которые посетили. Показывала куда идти и давала время на спокойное изучение.

Также по желанию можно было зайти на дегустацию в Чайный домик. Это небольшой магазин, где можно накупить всякой всячины: горного чая, меда, варенья, вяленой колбасы и проч. Дегустация бесплатная, поэтому мы воспользовались этим предложением:) Правда ничего не купили, т.к были ограничены ручной кладью, но нам понравились мятное и эвкалиптовое варенья. Варенья кстати там очень необычные, есть с шишками, шампиньонами, из перца, тархуна — много всяких.

Дальше гид завез нас к Каскадной лестнице (главный вход в средний парк). На этом наша экскурсия закончилась.

Мы решили пойти к долине роз, к нижней станции канатной дороги, по пути отвлекаясь на другие достопримечательности. На самой долине роз в апреле смотреть особо нечего, т. к. розы высаживают только в мае, просто ухоженный участок — весь парк такой.

На канатной дороге поднялись до вершины (300 рублей в одну сторону за человека). Посмотрели на беседку семи ветров, посмотрели на Кисловодск и его окрестности с высоты. Эльбрус не успели застать, говорят лучше ходить по утрам. Про канатку: часто в отзывах пишут, что не работает, но нам повезло. Правда очередь была достаточно большая, стояли на улице — на солнышке очень припекало.

Вагончик канатной дороги, их всего два

Спускаться решили пешком. По пути встречались участки, в которых сильно пахнет соснами, очень классно. Места красивые, спускаться не сложно.

Все красиво и ухожено

Поужинать зашли в «Старый парк». Я взяла попробовать долму (телятина в виноградных листьях), а Леша люля кебаб из баранины. Было вкусно. Но десерты там ни о чем (брали разные чизкейки). Ценник выше среднего, ужин обошелся в 3к. А мне сказала меньше.

Вечером заглянули в винный магазин, взяли бутылочку местного вина (винзавод Прасковейский). Еще купили коробочку кисловодской клубники. Как рассказала гид, здесь 3 больших теплицы, в которых как раз и выращивается клубника. Так что нам было странно видеть ее в апреле, но оказывается она круглогодичная. Ароматная, вкусная (на мой взгляд ей бы еще немного поспеть, но Леше норм). Вино белое сухое для своей цены в 340 р оказалось хорошим столовым вином.

Кавказ 2022. Путевые заметки

3 день (26.04)

Утро началось с раннего подъема. Наша экскурсия началась в 7 утра — поехали в Чегемское ущелье.

Первой точкой было озеро Гижгит, рукотворное озеро, которое образовалось из-за добычи вольфрама и молибдена, как накопитель промышленных отходов. Из-за них озеро и имеет яркий бирюзовый цвет.

Мы поднялись так, чтобы увидеть озеро сверху. Оно красивое, но мне больше нравится пейзаж с зеленью, а вокруг Гижгита в апреле были одни голые камни.

Дальше мы проезжали перевал Актопрак. По пути видели много разных вершин, на которые указывал нам гид. Но названия уже все забылись. Каменистый пейзаж с небольшой травкой, кое-где видели коней и овец, пасущихся в горах. Также по пути смотрели деревни, действующие и те, от которых остались только кладки фундаментов.

Кавказские луга и коняшки

Через несколько часов доехали до Чегемского парадрома. Нас в группе было 6 человек и пятеро решили лететь на парапланах. Я изначально не думала этого делать, но подумала, что даже если самая осторожная девушка из нашей группы будет летать, то почему бы и нет. Плюс еще можно было оплатить переводом (у них свой вай-фай), налички столько не взяли.

Чегемское ущелье

Когда все оплатили, нас погрузили в тележку грузовичка и мы поехали на вершину холма. Тоже своеобразный аттракцион, т. к. в некоторых местах достаточно крутой подъем. Я просто закрыла глаза. Еще немного поднялись пешком и оказались на небольшом плато, с которого как раз взлетают и приземляются парапланы.

Вот тут и летают

Первая группа распределились по инструкторам. Интересное правило, тяжелый (по весу) человек идет к легкому инструктору и наоборот.

Леша отлетал первым, я решила подождать его, чтобы он меня сфотографировал. Можно взять с собой свой телефон и пофоткать с высоты всю красоту, но это на ваш страх и риск. Я не стала. Лучше телефон на веревочке держать или на шее, и класть в карманы на груди (из штанов не удобно вытаскивать).

Я летела уже в последней группе. Деление условное, т. к. парапланы взлетают и приземляются по очереди.

Как происходит полет? Сначала на вас надевают крепления, далее инструктор расправляет параплан, вас пристегивают к инструктору, параплан надувают от ветра. В этот момент вас немного дергает, главное удержаться на ногах, потом пару шагов вперед и вы в воздухе. Со скалы прыгать не нужно:) Когда немного выше взлетите, то инструктор посадит вас (до этого взлетали стоя), включит музыку. Будете летать над ущельем, любуясь видами. Когда параплан поднимается на самую высшую точку, то будет виден кавказский хребет. Не знаю, как в другое время, но в апреле очень красиво, снег еще лежит.

Самый страшный момент — это перед взлетом. Также еще когда инструктор начинает вертеть параплан спиралью, чтобы снизить высоту. Можно попросить поэкстремальнее, тогда вас покружат сильнее. Также это зависит от веса пассажира. Например, мне инструктор сказал, что с моим весом особо сильно не покружить.

Когда параплан спускается виражами, тебя припечатывает к сиденью, давление сильное, адреналин зашкаливает, я орала)) от страха и восторга конечно. Но Леша говорил, что снизу меня не было слышно.

На меня одевают снаряжение

Полет длится около 15 минут, этого достаточно на мой взгляд.

Можно взять камеру за 1000 рублей, вам потом скинут запись. Мы не стали брать.

Если подытожить, то параплан для меня был внеплановым, но классным опытом. Рекомендую)

После полета мы подкрепились в местном кафе. Заказали хычин (один на двоих), лагман и плов. К блюдам приносят домашние лепешки, очень вкусные. Карты естественно не принимают, как в большинстве мест, поэтому только наличкой или переводом.

Обед в местной кафешке

Следующей точкой на маршруте были чегемские водопады. Если честно, то очень мелкие (тонкие) водопады. Только из-за них я бы не поехала. Нашей целью были парапланы, поэтому ожиданий никаких не было. Возле водопадов очень много лавок с сувенирами и едой. Есть кафе.

Чегемские водопады

После водопадов уже порядком уставшие мы поехали в сторону дома. По пути заехали в местечко Эльтюбю. Это древние склепы, в которых хоронили выдающихся местных. Если пройтись чуть дальше склепов, то открывается красивая панорама гор.

Эльтюбю

На этом экскурсия закончилась, нас привезли обратно в Кисловодск.

Было время ужина, поэтому мы решили зайти в бургерную при ресторане «Высота 5642». Вкусные и большие бургеры с необычными названиями, например, Леша заказал «Эльбрус». Ценник выше среднего, но оно того стоит.

4 день (27.04)

Мы устроили себе день отдыха. Было немного скучно, т.к в Кисловодске очень мало мест в черте города, которые интересно посетить. Леша сходил к Лермонтовскому водопаду. Небольшой, но красивый водопад, если есть свободное время можно устроить там пикник.

Я заглянула в визит-центр на экскурсию. Это современный интерактивный музей, посвященный национальному кисловодскому парку. Если любите много читать, то можно сходить. Экскурсия, включенная в стоимость, представляла собой рассказ о том, как и что нужно нажимать в музее.

У них есть бесплатный зал, в котором находится макет парка. Рядом стоит экран, в котором можно выбрать достопримечательности и послушать про них краткую информацию. При этом на макете подсвечивается выбранное место.

Макет парка в визит-центре

Еще есть экран с описанием терренкуров («троп здоровья»). Их в кисловодском парке 6, они отличаются километражом, сложностью и временем прохождения. Эту информацию можно также найти и в интернете. Еще есть квесты для детей, но подробностей не знаю.

Пообедали в «Гостидзе», ресторане с грузинским уклоном. Мы заказли осетинский пирог и грузинский салат с орехами. Было вкусно, но жирновато (пирог), впрочем как и везде на Кавказе.

Кавказ 2022. Путевые заметки

Не знаю, может мне так везет, но здесь еще не встречались приветливых официантов. Когда ты привык к доброжелательности и улыбкам, очень удивляет покерфейсы и равнодушие.

Также в Кисловодске можно сходить к березовскому ущелью. Мы туда не ходили. В отзывах пишут, что там красиво, но могут быть змеи, и приходится несколько раз переходить речку вброд.

5 день (28.04)

В этот день у нас была поездка на Эльбрус. Как уже привычно, в 7 утра. Собрали группу и сразу же поехали на Эльбрус, чтобы успеть застать хорошую погоду — после обеда обещали облачность и дождь.

По дороге к нему вы едите в ущельях и низинах, поэтому самого эльбруса вы не увидите пока не приедете к нему.

Дорожные виды

Приехали на поляну Азау, купили билеты на канатную дорогу. Она состоит из 3 уровней — Кругозор, Мир, Гарабаши. Есть возможность проехать 2 уровня до станции Мир (3500 метров над у.м.), но мы решили подняться до станции Гарабаши (3847 м). Красивые виды начинаются со станции Мир, на предыдущей — Кругозоре не особо видно. Вокруг тебя горный хребет с множеством заснеженных вершин. По трассам катаются лыжники и сноубордисты.

Рекомендуют подниматься на уровень, потом выйти, привыкнуть к высоте. Посмотреть на свое самочувствие, если все хорошо, то можно подниматься выше.

На Гарабаши хребет открывается еще красивее. Лежит снег, поэтому пришлось надеть носки потеплее, я была в кроссовках. Нужно брать куртки, кепки, солнцезащитные очки и крем. Связь ловит хорошо (мтс). Увидели две вершины Эльбруса. Нам повезло, потом его затянуло облаками. Если есть желание, то можно подняться выше на снегоходах и ратраках, самое высокое, что предлагали — 4800 метров, но в другое время вроде можно и до 5200 доехать. Мы испытывать себя не стали:)

Можно пройтись в сторону, пересечь холм, тогда вам откроются горы с новой перспективой.

Леша как потом выяснилось ожидал большего, он хотел увидеть сам Эльбрус, как отдельное великолепие. Когда стоишь так близко к вершинам, ты видишь только их (они не поражают тебя своей эпичностью, хотя головой ты понимаешь, что это огого как высоко), а картины в целом — нет. Для начала поднимаемся в горы и создается ощущение, что горы — это и есть та земля на которой мы живем, соответственно не чувствуется ошеломляющего размера Эльбруса.

Но мне все понравилось. По крайней мере то, что успела разглядеть свои щурящимися глазами, солнцезащитных очков у меня не было(

Налюбовавшись видами спустились, поели на станции Мир. Не сказать, что очень вкусно, но для перекуса пойдет.

После Эльбруса мы направились в сторону Кисловодска. По пути заехали на озеро Гижгит. Мы его уже увидели, поэтому особого восторга не было. Но я была рада, что мы заехали с другой его стороны (слева) и сильно высоко подниматься не стали. Дорога все-таки страшная, проходит рядом с обрывом.

Озеро Гижгит уже с другой стороны, в пасмурную погоду

И последней точкой было Тызыльское ущелье. Это мой восторг. Красивое, зеленое ущелье, внизу течет ниточка-речка. Получились очень красивые фотографии. Было бы классно прогуляться возле него, жаль что не было больше времени.

Тызыльское ущелье

Дальше уже поехали домой, по пути закупились сладостями в кондитерской Амада (вкусно очень кстати). Ужинали опять в бургерной.

6 день (29.04)

В этот день мы переезжали из Кисловодска в Пятигорск. Взяли билеты на электричку, ехать 45 минут. Они ездят часто, каждый час. Расписание можно посмотреть в яндексе. Билеты можно купить в кассах или приложении РЖД пассажирам.

Первое впечатление о городе сложилось еще даже перед посещением. Если Кисловодск чисто курортный город, то Пятигорск казался промышленным, старым, «советским» городком. На первый взгляд ожидания подтвердились.

Мы вышли на станции «Пятигорск». Еще есть Новопятигорск, не перепутайте. Потом поехали на трамвае до хостела. Трамваи кстати показались у́же, чем в Челябинске. Старенькие.

Перевели дух и пошли изучать туристические места города. Они все сосредоточены возле горы Машук. Пару дней назад нам сказали, что канатка не работает, но нам повезло и мы застали ее работающей. Это значительно упростило нам жизнь, т. к. подниматься вверх пешком было то еще испытание. Билеты кстати продаются 2 видов — только подъем (200 руб) и подъем-спуск (300 рублей). До 5 лет бесплатно, до 8 лет 50 рублей в одну сторону.

Очереди две, одна на посадку, другая на подъем. Если народу много, то лучше разделиться. Пускают по 15–20 человек.

С вершины Машука (993 м) открываются виды на Пятигорск. Эффекта «Вау» у нас не было, избалованные уже))

В хорошую погоду можно увидеть Эльбрус, но нам опять не повезло. Стоят стенды с указанием всех вершин и мест поблизости. Также на вершине есть столбы с указателями городов, стрелки должны показывать по направлению указанного города, но Леша сказал, что они врут))

Вид на Пятигорск с горы Машук

Спускались с Машука мы уже пешком. Есть хорошая асфальтированная дорога, если не ошибаюсь, то на ней присутствует тротуар для пешеходов, но возможно не на всем маршруте. Я точно не знаю, т. к. мы пошли лесными тропинками. Спуск не адский, сильно напрягаться не нужно, народу на ней нет. Единственное, когда на большой тропке лежат поваленные деревья и ветки, то нужно идти по обходной тропинке, но их тоже хорошо видно. Заблудится сложно)

Во время спуска вас окружает лес во всей своей красоте, небольшие тропинки, все зелено, поют птички.

Спуск с Машука. Такая дорожка только в начале

Спустились мы к озеру Провал. Маленькое сероводородное озеро с характерным запахом. К нему ведет тоннель. Само озеро светло голубого цвета с молочным оттенком. Красивое, но вонючее.

Рядом со входом в тоннель стоит фигура Остапа Бендера. Также рядом располагается табличка, на которой есть qr код, который ведет на сайт изи тур, и там описывается история и интересные факты про это место, в текстовом и аудио формате. Это бесплатно, поэтому советую всем (есть и другие достопримечательности на том же сайте). Кстати сверху озеро не увидеть, все огорожено и смысл подниматься наверх нет. Мы пробовали.

Озеро Провал

Также неподалеку сувенирные лавки и одна из диких сероводородных ванн. Висят таблички, что самостоятельное купание в них может быть опасно, но люди купаются. Если соберетесь, то больше 10 минут в них лучше не сидеть, также ниже груди в воду не опускаться (нельзя дышать непосредственно парами). Вода сама горячая. Раздевалок и скамеек возле таких ванн вы не найдете.

Чуть дальше от Провала есть бесстыжие ванны. В них мы застали две большие «ванночки». На фотках в интернете еще был каскад из небольших углублений, но сейчас в нем только стоялая вода. Ванны кстати с видом на Пятигорск.

Поужинали тут же, в кафешке «Провал». Леша взял шашлык, а я — аджапсандали. Это булочка внутрь которой положили тушеные овощи с бараньим фаршем. Также попробовали хачапури на мангале, оно уже на любителя. Подают кстати и шаурму, в которой вместо обычного мяса — шашлык. А вообще, в Пятигорске достаточно хороших ресторанов и кафе с хорошими отзывами и рейтингом.

Аджапсандали

Продолжив путь, заглянули в Эммануэлевский парк, в котором стоит беседка Эолова Арфа, грот Лермонтова и разные скульптуры. Дальше по плану был Цветник. К этому времени уже стемнело и начался дождь. Так что с Цветником ознакомились быстро)) Очень красивые тюльпаны, все в цвету, прекрасная Лермонтовская галерея.

Заглянули и погрелись в историческом здании кофейни (на втором этаже, в «Правильном бариста»). Очень вкусные там десерты. Насчет кофе не подскажу, но по отзывам тоже все хорошо. Было много народу.

После кофейни уже вернулись в хостел, т. к. шел дождь, а так бы могли все остальные места еще в парке посмотреть.

7 день (30.04)

Субботний день мы посвятили поездке на Домбай. Изначально планировали на другую экскурсию тоже на Домбай, на 2 дня, но ее отменил организатор. Вообще на Домбай удобнее из Кисловодска ездить.

Сначала были на смотровой площадке Гум Баши. С нее видно Эльбрус и Кавказский горный хребет. Если повезет с погодой) нам на этот раз повезло!

Кавказский горных хребет

Потом доехали до самого поселка Домбай. По пути если внимательно смотреть, можно увидеть несколько водопадов.

В самом поселке ничего особого нет, кроме канатки и моста над бурной горной речкой (с которого хорошие виды открываются).

Горная река, протекающая через Домбай

На канатке 3 участка, первый — в крытой кабинке, остальные два — кресельные. Это горы, поэтому нужно одеваться теплее, плюс дуют холодные ветра. Кресельные подъемники двигаются очень медленно, поэтому успеете насладиться ветерком))

Первый подъем на Домбае, закрытые кабинки Сам поселок внизу

Виды как и на Эльбрусе очень красивые. Опять же при хорошей погоде можно увидеть вершины Эльбруса, но они будут сливаться с хребтом. Не будет такой картины, что Эльбрус выделяется среди других гор.

Это красивое место, стоит того, чтобы посетить. По пути из Домбая остановились на реке Уллу — Муруджу. Это еще одна горная река. Как сказал гид, она признана одной из самых чистых рек. Люди в пятилитровки набирают из нее воду. Мне было просто приятно умыться, освежиться и попробовать воду.

Река Уллу-Муруджу

Пообедали на местном форелевом хозяйстве. Рыбка была вкусная, но кроме нее в меню особо ничего и нет. Кто рыбу не ест, тому будет грустно.

Вид со столика в форелевом хозяйстве

Заехали в тебердинский зверинец. Эдакий мини зоопарк. У оленей и козлов (кавказские ту́ры) очень хорошие большие вольеры, даже с маленьким озером и речкой. Но у остальных животных, мне показалось, очень маленькие площади. жалко их(

Там были еще медведи, волки, лисы, леопарды, горные птицы, детский зоопарк с птицами и кроликами. На территории свободно гуляют местные котики.

Кавказский тур по имени Боря, отзывается на свое имя и дает гладить бочок

Последней точкой в экскурсии был Сентинский храм. Это достаточно хорошо сохранившееся здание 10 века. Мне кажется нам повезло увидеть его в окружении зеленой травы в пасмурную погоду. Очень атмосферно.

Сентинский храм

С экскурсии приехали очень поздно, поэтому купили блинов в магазине на ужин, и после этого завалились спать.

8 день (01.05)

Изначально 1 мая мы должны были потратить на Пятигорск. Но вышло так, что все интересующие нас места мы обошли в первый день в Пятигорске. Поэтому воспользовавшись свободным днем, мы поехали в экскурсию на Джилы-Су.

Выезжали из Кисловодска (экскурсии из Пятигорска не смогла найти), поэтому пришлось встать пораньше (5 утра) и поехать на электричке в Кисловодск.

Погода в этот день обещалась дождливой. Когда начали поездку, было очень облачно. На первой смотровой площадке (Плато Шаджатмаз) должен был быть вид на Эльбрус, но было видно только ближайшую обсерваторию. Горы решили спрятаться)

Но на следующей площадке по пути к ДжилыСу, все-таки удалось увидеть Эльбрус. Без этого вида не была бы завершенной наша поездка, поэтому было очень радостно видеть его.

Это он!

Следующим посетили водопад Каракая-Су. Его высота 20 метров. Я убедилась в том, что сильные и большие водопады не восхищают и не радуют мои глаза, как например небольшие водопады и горные речки. Он красивый, но особого восхищения от меня не получил)

К нему можно подойти поближе, если перелезть на другую сторону по деревянному шаткому мостику, я не решилась.

Водопад Каракая-Су

Когда приехали на урочище ДжилыСу, начали осваивать его окрестности. Местные достопримечательности:

• источник минеральной воды. Очень вкусная, нейтрального вкуса водичка, мимо прохожие говорили, что она может не портиться 2 недели, но я бы так долго ее не держала. Мы набрали литр на двоих. Сутки точно стояла, с газиками. Находится с правой стороны после входа.
  • глазной источник. Нужно набрать воду в ладонь и приложив к глазам, поморгать. Либо набрать домой и покапать в глаза. Опять же говорят, что лечит все глазные болячки. Сказка))
  • еще один источник, он без названия, но отличается тем, что имеет сильный привкус железа. Камни, куда течет эта вода, ярко оранжевого цвета.

• горная речка. Как обычно бурная и красивая.

Кавказ 2022. Путевые заметки

• Купальни. Можно взять с собой купальник и посидеть в ваннах. Когда мы пришли, они были мутные, коричневатого цвета. Гид говорит, что их не сливают, а хотя должны. В любом случае лично у меня желания купаться не возникло. Сама вода теплая, не замерзнете. Рядом стоит общая раздевалка.

• Водопад Султан-Су. Я смотрела издалека. Бурный поток, немного похоже на Каракая-Су, но у него в верхней части есть небольшие потоки воды. А леша залез поближе. Можно поиграть в скалолаза и вскарабкаться по камням, или пройтись по тропке выше (главное найти ее). Сверху открывается новый ракурс на большой водопад и водопадики поменьше. Если заберетесь подальше, то сможете посидеть на склоне, ловить мелкие брызги и наслаждаться видами (может словами не получилось описать, но это круто).

Кавказ 2022. Путевые заметки

В самом урочище связь не ловит (мтс). Но говорят, что Мегафон работает.

Пообедали мы в придорожном кафе недалеко от долины нарзанов. Было вкусно.

Сама долина нарзанов с платным входом. Мы туда не пошли. Попробовали воду из бесплатного источника рядом с долиной, но он также отдавал сильным вкусом железа.

После экскурсии сразу поехали обратно в Пятигорск. На обратном пути погода решила испортиться и полил небольшой дождь. Кроме дождя, нас окутал туман. Было видно только несколько метров впереди дороги. Немного устрашающе ехать по серпантинам в туман, когда знаешь, что справа или слева обрыв, который ты не видишь. А местному водителю хоть бы хны, даже пару раз на обгон пошел.

После двух дней активных разъездов, раннего подъема, мы достаточно устали, поэтому посвятили вечер лени.

Поужинать хотели в «Печорине», но мы не догадались забронировать столик. Когда пришли, свободных столиков уже не было.

В итоге поели в «Крыше». Очень хороший ресторан на 6 этаже торгового комплекса, с отдельным лифтом (с торца). У них большое меню и выбор алкоголя/коктейлей. В общем, нам было вкусно) единственное, пришли в самый пик, поэтому подождали, пока освободятся столики, минут 20–25. Вкусно, красиво, сытно, дорого.

9 день (02.05)

Это был последний день на Кавказе. Мы решили где-нибудь поплавать, ибо привезли с собой купальники, но так их и не использовали. В сероводородные ванны и прочие лезть не захотелось(

Наши попутчики в одной из экскурсий посоветовали съездить в Суворовские ванны. Это термальные источники вблизи Ессентуков.

Собрались, поехали. Сначала на электричке до Ессентуков (20 минут), потом на маршрутке до самих источников. Было немного странно, что мы сели в маршрутку, а потом сидели и ждали минут 20, чтобы все места были заняты. Но в тот день лил сильный дождь, так что ждать внутри маршрутки было лучше, чем стоять на остановке) Проезд стоит 60 рублей за человека.

Когда приехали, мы поняли, что идея погреть свои косточки пришла не одним нам. Народу было много, но думаю, что это не самый пик, т. к. очереди в раздевалках, душевых и туалетах в принципе не было. Только очередь на кассу. Мы заплатили за часовое купание в бассейнах и 2 пары одноразовых тапочек. Оплачивать кстати можно картой. Есть еще возможность полежать в ваннах (одноместных и 2х местных) по 40 минут. В подробности не вникала, т. к. мы ехали за бассейнами.

По тапочкам, лучше взять свои, ибо в одноразовых можно легко поскользнуться. Босиком и то легче передвигаться, но опять же не очень гигиенично.

После оплаты вам выдают бумажку с написанным временем возврата и браслеты с ключами от раздевалок. Причем это реально резиновые браслеты, к которым прикреплены обычные ключи. Бумажку нельзя терять, нужно показать ее при возврате браслетов. Современными технологиями пока не пахнет)

Дальше вы идете в раздевалку, переодеваетесь в купальник, моетесь и уже можно пройти купаться. На территории есть большой крытый бассейн. Он соединяется с таким же открытым бассейном. Они оба одинаковые по температуре, комфортной для всех. Также на улице есть горячий бассейн (42 градуса), холодный (12 градусов), большой (31 градус) и детский. Внутри бассейнов есть всякие прикольные штуки, как джакузи и струи, которые выбивают из тебя все, что можно. Но к ним могут быть очереди, т. к. желающих много.

Кстати, родителям с детками лучше взять какой-нибудь круг или плавающие средства, во всех бассейнах, кроме детского, высота где-то 1,5 метра

Прямо при купании понимаешь, что вода с какими-то примесями. Очень надеюсь, что полезными. На фитнес-браслете появился маслянистый слой, поэтому я решила не рисковать (хоть они влагостойкие) и сняла их. Также после горячей воды хорошо отходит верхний слой кожи, можно после купания хорошо пошоркаться мочалкой)

Мне понравилось в суворовских ваннах. Единственное, было бы классно внедрить в него больше современных технологий и приехать в то время, когда будет мало народу. Один из гидов говорил, что они (местные то бишь) ездят купаться за полтора часа до закрытия (9–10 вечера). В это время уже уезжают все экскурсии и маршрутки тоже перестают ходить. Либо стоит приехать рано утром, комплекс открывается в 9.

Кушать там мы не стали, хотя есть буфет (относительно дорогой).

Сели в маршрутку и поехали обратно в Ессентуки. Решили прогуляться по местному парку. Он значительно меньше Кисловодского парка, но тоже милый и уютный. Видели в нем птиц и белочку. Можно дойти до питьевой галереи (их 2) и попробовать Ессентуки 4. На мой взгляд вкусная минералка, есть в горячем, теплом и холодном видах. Леша говорит, что есть железистый привкус. Галереи работают по определенным графикам, нужно смотреть. Также как обычно, воду можно наливать только в стаканы. Одноразовые стоят по 8 рублей за штуку.

Нагуляв аппетит, мы зашли в столовую Почтамтъ. Очень хорошее заведение. Очереди это подтверждают) я взяла себе плов с грибами с подливкой из курицы, цезарь с семгой и гранатовый компот. Леша — жареную картошку с грибами, отбивную, цезарь с курицей и компот. За все мы отдали меньше 700 рублей. Интерьер уютный. Хоть вы находитесь в подвале, этого не чувствуется.

После нашего обеда уже пришло время выдвигать в Пятигорск. Дальше мы забрали наши вещи из хостела и пошли на вокзал. Нас ждал поезд в Сочи.

10 День (03.05)

Мы приехали в Сочи рано утром, 6 утра.

Прогулявшись по пешеходной улице города (ул Навагинская) мы пришли к морскому порту. Прошлись по набережной, посидели на мокрых скамейках. По городу гуляет очень много собак, одна даже решила, что я отличная грелка (или опора), что улеглась рядом с моей ногой и не хотела никуда уходить.

Мы нашли парк фитофантазия. Это небольшой сквер с прудом, в котором плавают рыбы и черепахи. Рыб мы не видели, но вот черепах сложно было не заметить. Их очень много) еще было слышно лягушек, но я смогла разглядеть только одну.

Поели в столовой «Веранда». Не сказать, что очень вкусно. Дороговато на мой взгляд, но может в Сочи все дорого.

Зато там очень наглые воробьи, которых прикормили туристы. Если сядете на веранде, скорее всего убедитесь в этом. Они умеют хватать еду из рук. не спрашивайте, как мы в этом убедились:)

У нас оставалось пару часов до вылета, поэтому стоял выбор между тем, чтобы сходить в дендрарий, и поездкой в Адлер. Увидев, что в дендрарии нужно подниматься в горочку, Леша решил, что хочет в Адлер XD. А еще у нас не было времени, чтобы обойти весь парк

Канатная дорога судя по Яндекс картам не работает, но мы не проверяли.

В Адлере мы взяли самокаты и покатались по олимпийскому парку, набережной и другим улочкам города. Ничего интересного в этих местах не нашли. Потом уже поехали в аэропорт. На этом наша поездка закончилась, вечером мы были в Челябинске.

Оказалось, что у нас только у деревьев появились зеленые листья, а на Кавказе и в Сочи все уже вовсю цветет и пахнет.

Расходы

Вся поездка на 10 дней обошлась в 123 тысячи рублей на двоих. Нельзя сказать, что мы экономили, но и не шиковали. У нас была возможность иногда готовить еду самим, либо покупать готовые блюда, чем мы пользовались. Почти каждый день 1 или 2 раза ели в кафе, ресторанах.

В поездке мы не пользовались такси, только ногами, общественным транспортом и электричками.

Жилье и билеты из Челябинска и обратно выбиралась по критерию удобства и самой низкой цены. Жили мы в апартаментах и хостелах.

Из сувениров привезли с собой только 2 баночки меда (по 100 грамм, чтобы пропустили в ручную кладь), баночку балхама (местная целебная штука) и головку какого-то соленого сыра. Также купили открытки, их отправили почтой России.

Если детальнее рассмотреть траты, то вышло:

• Билеты на самолеты и поезд — 27,5 тысячи;
  • Покупная еда и вкусняшки — 7,2 тысячи рублей;
  • Кафе и рестораны — 20 тыс рублей;
  • Развлечения (всевозможные экскурсии, билеты, канатки, парапланы и проч.) — 53 тысячи рублей;
  • Жилье — 11 400 рублей;
  • Транспорт (передвижения по Кавказу вне экскурсий, такси в челябинский аэропорт и обратно) — 3 тысячи рублей;
  • Сувениры — 913 рублей.

Общие заметки

• Если выбирать из городов кавказских минеральных вод, то я бы выбрала Кисловодск. Чистый, курортный город. Если смотреть по количеству экскурсий, то из Кисловодска их больше всего. В Ессентуках нам было скучновато. После посещения Пятигорска, поняли, что можно в него приехать на 1 день и все успеть посмотреть. Больше времени нет смысла.
  • Нужно быть очень осторожным, если решите поехать на своей машине. Пока катались на экскурсиях, столько серпантинов и бездорожья перевидали. Про случаи на дорогах, в которые попадали туристы, которые не знают местных особенностей, промолчу.
  • Без налички не обойтись. Не везде в горы пришла цивилизация и связь. Но во многих местах можно обойтись переводом.
  • Теле2 на Кавказе не ловит. Я использовала МТС, еще хорошо ловит Мегафон. Остальных операторов лучше уточнять.
  • Горы — переменчивая штука. С погодой не угадаешь. Да и прогнозу погоды особо можно не верить.
  • Эльбрус можно не увидеть. Ну или увидеть много раз. Как повезет.
  • После Челябинска солнца на Кавказе больше. Не забывайте с собой солнцезащитные крема. Мы умудрились загореть в пасмурную погоду. А в солнечные — сгореть:)
  • Если предвидится хорошая погода на ближайшее время, то лучше успеть съездить и повидать как можно больше мест. Все-таки приятнее гулять и любоваться, когда на тебя не льется куча воды и дует холодный ветер.
  • На Кавказе очень популярны джип-туры. Это путешествие в среднем 9–13 часов, группой 6 человек + водитель-гид. Обычно стоит 3–4 тысячи с человека. Я считаю, что стоимость оправдана. Есть способ сэкономить, это поехать в автобусный тур по тому же маршруту. Но тут свои минусы — автобус не может заехать везде, народу будет человек 40–50, все будет по строгому таймингу, чтобы все успеть.
  • Приехать на Кавказ и не поесть местной кухни — это преступление. Минимальный набор для меня — это хычины и шашлыки. Можно еще попробовать айран, люля кебаб, осетинские пироги, шурпу, долму и прочее. Все достаточно вкусное, но большинство блюд будет жирное. Например, хычины. Их могут жарить в масле, как чебуреки, а могут запечь. В этом случае запеченый хычин смажут сверху маслицем.

Подытожив впечатления, могу сказать, что на Кавказ нужно съездить. Это может быть санаторный отдых, целиком посвященный укреплению здоровья. Либо как наш, достаточно насыщенный разъездами и активностями. Можно было бы добавить еще пару мест, сократив ленивые дни по минимуму. Но это дело каждого, кто как потянет такой режим. Можно сделать режим 2 дня экскурсий — день отдыха/экскурсия на пол дня. Тогда будет много впечатлений и вы все-таки отдохнете. В день отдыха можно погулять по городу, парку, съездить в соседний город или ванны.

На некоторых Экскурсии из кисловодска проезжают через Пятигорск (эльбрус, ущелья), обычно есть возможность подобрать с окраины Пятигорска

На домбай наоборот лучше (меньше) ехать из Кисловодска

Лучше останавливаться в кисловодске, в пятигорск можно приехать самим на 1 день, а вечером вернуться обратно.

Я бы учитывая опыт немного изменил бы план:

• Медовые водопады + экстрим парк, кисловодск
  • Еще куда-нибудь
  • Эльбрус
  • Суворовские ванны

В первые дни я была немного разочарована Кавказом. У меня сложилось впечатление, что все хотят только денег от туристов (так и есть). Скорее всего сказывалось то, что Челябинск вообще не туристический город, и к такому я просто не привыкла, цены дорогие. Но со временем многочисленные лавки и продавцы перестали замечаться, а внимание переключилось на саму природу.

В конечном итоге, я была рада тому, что мы вырвались из рутины. Полюбовались красивыми горами и Эльбрусом, увидели Домбай, попробовали полет на парапланах и зиплайне, поели местную кухню, пообщались с людьми и познакомились с их жизнью. Я бы приехала сюда еще раз. К тому же осталось пару мест, которые хотелось бы посетить:

• Березовское ущелье в Кисловодске
  • Архыз, Софийские водопады
  • плато Бермамыт
  • другие места Кавказа, такие как Дагестан и пр.