Турист Илья Смирнов (ilsmirus)
Илья Смирнов
был 8 апреля 15:48

Белград — Сербия Ноябрь 2021

Всем привет! Наконец-то у меня руки дошли написать рассказ о моей поедке в Сербию. Из-за пандемии COVID-19 я почти два года никуда не ездил и вот решил отправиться на несколько дней посмотреть Сербию, ведь она была стабильно открыта для российских туристов. Требовалось лишь сделать ПЦР-тест за 48 часов до прибытия. Также «Спутник-V» считается там одобренной вакциной.

Итак, раннее ноябрьское утро в Домодедово, и наш A220 готов отвезти нас в Белград с остановкой в Цюрихе.

Белград всем рад

Мы летели компанией Swiss, говорят когда-то там очень вкусно кормили, выдавали металические приборы и наливали вино, но теперь дают только бутылку воды и маленькую швейцарскую шоколадку. Шоколадка, кстати, вкусная. Но полеты прошли отлично, ничего плохого про авиакомпанию скаать не могу.

После пересадки в Цюрихе мы прибыли в аэропорт Белграда — аэропорт Никола Тесла. Имя Никола Тесла встертится вам здесь еще не раз — в его часть назван аэропорт, несколько улиц, также он изображен на банкноте достоинством 100 сербских динар.

Белград всем рад

Но начнем с аэропорта — он, к сожалению, ничем приятным не удивит. Здание достаточно старое, указатели запутанные, хорошего перекуса тоже не найти — максимум, сэндвич и кофе за немаленькую цену. Но стоит отметить, что сейчас в районе аэропорта активно ведутся строительные аэропорты, так что возможно через пару лет обновленный Белградский аэропорт порадует нас просторами и комфортом.

Из плюсов в аэропорту — хороший WI-FI без ограничений по времени, который ловит в нескольких сотнях метров от здания терминала, — вай фай можно спокойно поймать на автобусной остановке и стоянке такси.

Белград всем рад

Для того, чтобы добраться до города, мы выбрали автобус № 72. Проезд стоит 150 сербских динар (105 рублей). Курс в ноябре был 1 динар = 0.7 рублей. Билет можно купить у водителя.

Мы сразу же отправились осматривать Площадь Республики в центре которой установлен памятник князю Михаилу, прямо за ним расположен Национальный музей Сербии.

Справа Национальный театр — или как говорится по-сербски Национально Позориште.

Белград всем рад

Сербский язык достоен отдельного внимания — поэтому про него я тоже дальше поподробней расскажу.

В этом районе стоит пройтись по пешеходной улице Княза Михаила, также недалеко расположен Парламент Сербии — Народна Скупщина.

Немного дальше расположены крупнейшие религиозные достопримечательности Белграда — Церковь Святого Марка и Храм Святого Саввы.

Церковь Святого Марка была построена в 40-х года двадцатого века. Внутри очень красивое убранство, но без излишеств.

Храм Святого Саввы масштабнее и грандиознее. Вдохновением для архитекторов послужил Храм Святой Софии (Айя София), который находится в Стамбуле и недавно был обращен в мечеть. Если вы были в Стамбуле, то сходство однозначно заметите. Храм Святого Саввы строили около 100 лет — подготовка территории и планирование начались еще в конце XIX века, но в итоге Храм открыли только в 2004 году внутреннее убранство было завершено к 2008 году, хотя внутри работы еще ведутся.

Белград всем рад

Храм очень большой с роскошным убранством: массивные люстры, огромный иконостас, практически по всему периметру расположены очень красивые мозаики.

Митра в подземных помещениях тоже очень красиво и богато украшена. Но как говорится — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Посещая храмы в Сербии, я заметил несколько интересных отличий по сравнению с российскими храмами. В сербских православных храмах женщинам не обязательно ходить с покрытой головой — никто не заставляет женщин надевать платок, входить в храм с непокрытой головой не считается чем-то зазорным. Также интересно то, как ставят свечки. Когда мы в первый раз зашли в Церковь Святого Марка — мы практически не увидели там свечей что нам показалось странным, так как храм православный. Нет свечей возле окон и по периметру основного зала — горела лишь пара свечей у иконостаса. Но потом мы обнаружили, что все свечки посетители храма ставят либо в специально выделенном помещении у входа, либо на улице. У большинства сербских церквей стоят специальные стеллажи куда посетители ставят свечи. Полки стеллажей покрыты песком или водой — наверное из соображений пожарной безопасности. Вот такие отличительные особенности у православных храмов в Сербии.

Помимо храмов, прогуливаясь по центру Белграда стоит пройти мимо гостиницы «Москва» — у нее очень интересный декор, а внутри кафе с очень вкусными десертами по очень приемлемым ценам.

Белград всем рад

Конечно же, нельзя обойти вниманием Крепость Калемегдан рядом с которой расположен одноименный парк. Крепость занимает большую территорию и представляет собой историю в концентрированном виде. Первые поселения появились здесь еще в начале нашей эры, крепость много раз перестраивалась — ее много раз захватывали разрушали и восстанавливали вновь.

Белград всем рад

Крепость находится в очень живописном месте с видом на слияние двух рек — Дуная и Саввы, на которых стоит Белград.

По крепости очень интересно бродить и осматривать ее постройки, также прямо в крепости расположена выставка военной техники под открытым небом.

Также здесь расположены военный музей, обсерватория и много чего другого.

Но заострить внимание хотелось бы на одном месте — это церковь Ружица — она расположена прямо у стен крепости. Это самая старая из сохранившихся церквей Белграда.

И в этой церкви есть уникальный элемент убранства — три люстры, которые сделаны из оружия: из гильз патронов и из сабель. Во время Первой мировой войны церковь пострадала, и солдаты принимали участие в восстановлении и создали вот такие невероятные предметы интерьера. Я такого больше нигде не видел.

Идем дальше — конечно же нельзя не посетить Музей Николы Теслы. Музей небольшой, но экспонаты очень интересные. Здесь вам расскажут о жизни и работе Николы Теслы и покажут его изобретения.

Белград всем рад

Никола запатентовал огромное количество изобретений, на основе которых сейчас у нас в домах работает бытовая техника и электроника. Если по времени вы попадаете на экскурсию, то экскурсовод покажет вам невероятные устройства Теслы в действии: вы посмотрите на беспроводную передачу электричества, молнии и другие эксперименты великого ученого. Уму непостижимо, что ему удалось все то сотворить в конце 19 века и в первой половине 20 века. Колдовство — иначе не назовешь.

Помимо технических экспонатов в музее вы можете увидеть оригинальные вещи ученого и урну с его прахом. Урна выполнена в виде металлического шара который похож на элементы механизмов которые создавал Никола Тесла.

Белград всем рад

Наверное, об основных достопримечательностях центра Белграда я рассказал. В целом, центральные района города создают очень приятное впечатление — здесь город представляет собой этакую смесь Парижа, Петербурга, Праги и немного Советского союза. Архитектура очень красивая, с различными изысками — но местами попадаются и запущенные строения, в том числе с граффити.

Белграду многое пришлось пережить в том числе и бомбардировки в самом конце 90-х. Но на сегодняшний день город живет активной жизнью и развивается. Если не знать о бомбардировках, то гуляя по улицам и не скажешь, что город 20 лет назад подвергся налетам, которые привели к многочисленным жертвам и сильным разрушениям. В городе осталось лишь несколько разрушенных зданий, которые сохранили в память о произошедшем — например, бывшее здание телецентра и здание штаба югославской армии. Но, к счастью, эти печальные страницы позади, потому давайте продолжим о том, на что следует посмотреть в Белграде.

Земун

Следующая остановка — Земун. Это район, который располагается на правом берегу Дуная. Его основали и построили венгры, этот город долгое время принадлежал Австро-Венгрии и был пограничным пунктом. Практически всю свою историю Земун был отдельным городом, и вошел в состав Белграда только в 1930-х года, затем снова вышел из состава города во время второй мировой войны, но после завершения войны уже окончательно стал частью Белграда. Земун очень сильно отличается от остального Белграда — он выглядит как маленький старинный европейский городок с узкими улочками и черепичными крышами. Создается впечатление, что ты попал в другую страну — все-таки венгерское наследие дает о себе знать.

Белград всем рад

Гулять здесь очень приятно — атмосфера достаточно умиротворенная. В Земуне стоит подняться вверх на холм и посмотреть на прекрасную панораму, которая откроется перед вами.

Белград всем рад

Также на холме расположена башня Гардош, которую построили к 1000-летию Венгрии — на сама башню также можно забраться за 200 динар.

Также поблизости есть несколько красивых церквей, самая известная из которых церковь святого Николая — ее можно увидеть на всех панорамах Земуна.

Брутализм: Генекс и Рудо

Вот мы посмотрели на прекрасную и изысканную архитектуру — а теперь предлагаю посмотреть на нечто более несуразное, но уникальное — это архитектура эпохи социалистической Югославии в стиле брутализм. По-моему, идеальное название для такого стиля. В Белграде осталось несколько невероятных строений 60–70 годов. Нам удалось посмотреть на башню Генекс и ЖК Рудо. Итак, дамы и господа, башня Генекс. Мы дошли до нее пешком от Земуна минут за 30.

Белград всем рад

Здание Генекс представляет собой две бетонные башни которые соединены мостиком, а венчает это все великолепие панорамный ресторан в виде летающей тарелки. Одна башня является жилой — там расположены квартиры — и в них до сих пор живут люди. Судьба второй башни сложилась горадо сложнее — вторая башня, которая с баннером, была офисным зданием — здесь располагались офисы компании Генекс, которой и принадлежало когда-то здание.

Генекс была очень крупной компанией в Югославии, она занималась туризмом авиаперевозками и международной торговлей. Но в 90-х Генекс перестал существовать и правая башня с тех пор заброшена. Как и ресторан наверху. Так что отведать чивапчичи там не получится. Почти всю заброшенную половину закрывает рекламный баннер которые немного портит атмосферу здания.

Белград всем рад

Зайти в заброшенную половину нельзя, там сидит охранник, но при этом свет на первых этажах горит свет — возможно кто-то там работает или живет. Жилую половину венчает логотип компании Zepter. Кстати о Цептере — когда приежаешь в Сербию, то встречаешь логотип компании Цептер (Zepter) повсеместно. Мы решили узнать, почему в Сербии так популярна данная марка. И оказалось, что основателем и владельцем компании является уроженец Сербии Милан Янкович, который взял себе псевдоним Филипп Цептер. И уже после смены имени в Австрии основал компанию Цептер. Сейчас господин Цептер является одним из самых богатых сербов в мире. И в Сербии рекламу Цептера вы увидите практически на каждой улице. Также в Сербии достаточно много магазинов этой компании — я думал, что они производят только кастрюли, но оказывается они производят косметику, медицинские товары и много чего еще.

Ну это лирическое отступление — давайте вернемся к Генексу. Генекс — очень любопытное место, и я советую всем его посетить чтобы посмотреть на Белград с другой стороны. Также возле здания можно сделать много концептуальных фотографий.

Белград всем рад

Еще одно строение в стиле брутализма которое я осмотрел лично — это жилой комплекс Рудо. Немного жутковатый с виду человейник, который состоит из трех одинаковых башен высотой в 28 этажей.

Атмосферы постапокалипсиса добавляет труба ТЭЦ, которая расположена рядом с комплексом. Выглядит конечно пугающе, но на мой взгляд является уникальным — второго такого здания не найдешь.

Белград всем рад

Здания полностью функционируют, и во всех квартирах живут люди. Нам хватило наглости заглянуть в одну из башен. Подъезды везде открыты — мы зашли вовнутрь, при этом жильцы не стали гнать нас вилами, а мило поздоровались с нами, что нас удивило и порадовало. Мы поднялись на 23-й этаж — внутри подъезды выглядят очень опрятно. Также в подъездах панорамные окна, из которых открывает красивый вид на город. Есть несколько террас — но все они оказались закрыты — нам удалось посмотреть на них лишь через стекло. Так что если будет время обязательно посетите Рудо.

Белград всем рад

Пожалуй, это все основные достопримечательности Белграда, о которых я хотел вам рассказать. А как же добраться до всех этих мест? Давайте немного поговорим о транспорте в Белграде.

В Белграде есть несколько вариантов транспорта:

— Такси. В Белграде лучше пользоваться официальными такси — такими как Pink Taxi, Naxis Taxi, 19801, несколько лет в Белграде даже работает Яндекс Такси. Преимущества официальных такси — на их услуги существуют фиксированные тарифы. Посадка — 170 динар плюс 65 динар или 85 динар за километр в зависимости от времени суток. Также предусмотрено время ожидания — около 12 динар в минуту если вы встали в пробке. Счетчик переключается автоматически. Для поездок из аэропорта предусмотрены фиксированные тарифы. Весь город разделён на зоны и стоимость зависит от зоны, в которую вы направляетесь — цены стартуют от 1400 динар. Заказывать такси лучше через приложение — у каждого официального оператора такси есть свое приложение. Перед поездкой я скачал несколько приложений разных операторов, но по факту ими ни разу не воспользовался потому что до всех мест нам удалось добраться пешком или на автобусе.

— Поэтому теперь об автобусах. Автобусная сеть весьма обширна, и на них удобно передвигаться. Стоимость проезда — 150 динар, если покупаешь билет у водителя и 89 динар если ты едешь по карте БУС ПЛУС — это местная транспортная карта наподобие московской Тройки.

Белград всем рад

И у автобусов в Белграде есть очень интересная особенность — кататься на автобусах во многих случаях можно абсолютно бесплатно. Да — вы не ослышались. Как оказалось, местные жители очень часто не платят за проезд, и никто на это не обращает внимания. Только если вдруг заходит контроллер, то пассажиры бегут к водителю покупать билет или прикладывают к считывателю свои карты БУС ПЛУС. Причем сами водители не особо охотно берут деньги за проезд, ссылаясь на то, что у них нет сдачи. Но даже если даешь им деньги без сдачи, они все равно их не берут. Мы ездили на автобусах раз 8 или 9, но заплатили всего 3 раза. Так что, судя по всему, экономика Сербии недополучает огромные деньги из-за того, что жители Белграда — вот так зайцем катаются на автобусах. Нужно написать в Минэкономразвития Сербии и порекомендовать ужесточить контроль на транспорте. Это отличная идея для развития экономики, учитывая, что бензин в Сербии очень дорогой. Литр топлива обойдется примерно в 165 динар — а это 116 рублей. Так что, если решите взять машину в аренду — имейте ввиду.

Еще в Белграде есть трамваи — но мы ими не разу не пользовались. Если кто-то катался на трамвае в Белграде — расскажите о вашем опыте в комментариях.

Белград всем рад

Достопримечательности посмотрели — нужно и поесть. А чего же отведать в Белграде и вообще в Сербии? Здесь, конечно же, огромное раздолье вкуснейшей еды по очень приемлемым ценам. В Сербии огромный выбор вкусных мясных блюд, мясо отличного качества.

В Сербии нужно попробовать чевапчичи из мясного фарша, рубленную котлету плескавицу, шницели, блюда из телятины во всех проявлениях. Все очень вкусно и порции просто огромные — голод в Сербии вам точно не грозит. Также здесь очень вкусное местное прошуто или как его называют пршут. Из салатов стоит отметить шопский салат — похож на греческий, в его состав входят помидоры огурцы сербская брынза и лук.

Цены вас тоже порадуют — здесь можно очень плотно поужинать за 2500 — 2700 динаров на двоих без алкоголя. То есть это примерно 1750 — 2000 рублей на двоих.

Также здесь очень вкусный терпкий кофе. Советую попробовать. Из стрит-фуда нам встретились только каштаны и, как ни странно, попкорн. На улицах стоят тележки с попкорном, и местные жители весьма охотно его едят. Особенно много людей с попкорном в Нови-Саде — но про Нови-Сад будет отдельный рассказ.

Белград всем рад

Теперь несколько слов о том на что нужно обратить внимание при посещении ресторанов:

• У многих ресторанов и кафе есть места в помещении и места на улице. В Сербии очень многие люди занимают места на улице — это часть местной кулььтуры поэтому улицы от этого выглядят более живыми и аутентичными и это придает улицам особый колорит и теплую дружескую атмосферу. Сербы трапезничают на улице даже в холодную погоду. Мы были в Сербии в ноябре — температура была +6 +9 градусов — но при этом все равно много людей занимали места именно на улице. У некоторых кафе на улице стоят специальные обогреватели.
  • Если вы выбираете столик на улице — я не советую вам занимать столики в крайнем ряду, непосредственно у той части улицы где идут прохожие — потому что к вам начнут подходить попрошайки и просить деньги. В основном это цыганские дети и они не сильно навязчивые — если вы будете их игнорировать — секунд через 20–30 они от вас отстанут. Долго у ресторана они не стоят, потому что, наверное, их там гоняют. Но тем не менее впечатление они могут подпортить. Так что садитесь лучше в центральных рядах — так далеко на территорию ресторанов они обычно не заходят.
  • Если вы садитесь в помещении, то следует помнить что в Сербии не запрещено курение в ресторанах и кафе. То есть люди курят в заведениях и это считается нормальным. В некоторых кафе и ресторанах есть курящие и некурящие зоны — потому если вы не курите, садитесь за столик для некурящих. Если такой возможности нет, то лучше садитесь подальше от уже занятых мест потому что ваши соседи могут неожиданно достать сигареты и начать курить. Но если вы сами курите — то никаких проблем вам это не доставит.
  • И перед тем как занимать место — посмотрите меню. Некоторые заведения в Сербии подают только напитки — мы несколько раз натыкались на такие. Там люди просто пьют кофе или пиво.

Рестораны, которые мы посетили в Белграде:

«Има Дана» — находится в районе Скардалия. Очень атмосферный ресторан, в котором подают блюда местной кухни. В ресторане очень интересный интерьер и живая музыка вечером. Играло трио: гитара контрабас и аккордеон. Играют веселые народные песни и сербскую эстраду 70–80 годов. Играют весело с задором — все им подпевают. Очень приятно видеть что молодежь тоже подпевает и танцует под эти ритмы. Люди всех возрастов любят эти композиции. После посещения этого ресторана мы открыли для себя сербского исполнителя Тома Здравковича — я иногда теперь я иногда слушаю его песни.

Белград всем рад

Музыканты ходят и от стола к столу и поют по заказу. Нам они спели «Очи черные» на русском — причем вот здесь мне стало стыдно, оказывается я не знаю второй куплет этой песни — а сербские музыканты знают. После исполнения они начинают загадочным взглядом на вас смотреть намекая что ребята давайте позолотите ручку. Но ребята пели от души — мы дали им 300 динар. Заслужили. Так что, если поедете в Сербию — советую хотя бы раз сходить в ресторан с музыкантами.

Далее Ресторан «Михайло» — очень приятное место в центре. Все очень вкусно. Есть места на улице. Причем на улице есть обогреватели — осенью это большой плюс.

И пару раз мы заходили в ресторан «Москва» выпить кофе. Ресторан находится в одноименной гостинице все выглядит очень помпезно — позолота, огромные люстры, роскошная мебель, и играет пианист. Но при всем при этом цены очень приемлемые. Мы ходили днем — в это время большая часть заведения функционирует как кафе и здесь подают десерты и кофе чай.

Белград всем рад

Цены очень демократичные — вкусные и красиво оформленные десерты стоят от 350 до 500 динар — всем советую сходить. Здесь есть какая-то богемная атмосфера, но без удара по кошельку. Также днем небольшая зона выделена под ресторан — это несколько столиков с белыми скатертями за пианистом — если садитесь туда-то там подается полное меню с горячими блюдами, вином и так далее.

Язык

Про достопримечательности рассказал, про еду рассказал, теперь хочу еще немного рассказать о сербском языке. Сербский язык дает туристам из России бесплатное развлечение — можно просто ходить по улицам и читать вывески и пытаться перевести написанное на русский язык. Это очень интересно птому что сербский язык является южно-славянским языком и во многом схож с русских, но воспринимать на слух его все равно сложно — я думаю вам удастся понять 10–15% от сказанного. Понимать прочитанное полегче — и в Сербии есть интересная особенность — диграфия. То есть в стране испольуются два алфавита: кириллица и латиница.

Вот вам нескольько интересных примеров с сербских улиц:

И небольшой словарик:

Книжара — книжный магазин

Отпад — отходы/мусор

Позориште — театр

Кретанье овим простором може угрозити ваш живот — Нахождение в данной зоне опасно для жизни

Водитель — возач

Возило — автомобиль

Свинско мясо — свинина

Так что Сербия даст вам дополнительный бонус в путешествии, если вам интересная лингвистика и иностранные языки.

Итак — на этом я закончу свой рассказ о Белграде. В Белграде и в целом в Сербии много интересных достопримечательностей эта страна обладает насыщенной историей здесь много вкусной еды и живут здесь очень гостеприимные люди. Так что, дорогие друзья, однозначно рекомендую вам посетить Сербию.