Как говорится, пришло время путешествовать по России, поэтому тихой сапой подкрались мгновения, когда волшебный город Санкт-Петербург вновь начинает рассматриваться в качестве реальной альтернативы для научно-познавательного и культурно-массового туризма. И меня, поверьте, сия участь не минула.
Правда, посетил я северную столицу в прошлом году, но к написанию отзывов приступил только сейчас.
— Почему?
Да потому что посещение дворцов и музеев — это классика жанра, и от времени суток не зависит. Хоть год прошёл, хоть два десятилетия, хоть столетие минуло. Смысл не меняется, ровно как и стиль столичного царского придворного этикета.
Итак, сегодня давайте-ка разберёмся с Большим царским дворцом, что находится на территории музея-заповедника Петергоф.
Много истории наливать не буду. То, что это творение Петра, и без меня все порядочные люди знают. Как строили, кто проектировал, сколько бабла сгубили — это всё только статистика. Её найти можно просто открыв страницу в Википедии. Мне это не интересно. К тому же, как известно, она часто врёт.
— Я про статистику.
Нас сейчас интересует, что из всего этого получилось, и с чем Петергофский дворец можно употреблять. Поэтому буду писать своё, только своё личное мнение, которое, кстати, очень сильно расходится с мнением общепринятым.
Достаточно сказать только такую фразу:
— Лично я вообще от Санкт-Петербурга не в восторге.
Согласитесь, одного этого достаточно, чтобы меня били ногами по почкам… А уж если я продолжу в том же духе, боюсь живым отсюда вообще не вырваться. Однако собираюсь со смелостью и продолжаю дозволенные речи.
Итак, в один из отпускных дней мы собираемся посетить музей-заповедник Петергоф и конкретно Большой Петергофский дворец. Без него обойтись нельзя никак.
Время действия согласно сезона:
— Самый конец мая.
Это я говорю к тому, что буквально через два дня начинается календарное лето. Зелень распустилась, лес, вернее парк в округе покрылся густой и молодой зеленью, радикально зелёной, но мы, людишки, кутаемся в куртки и шапки, мёрзнем, почём зря, проклиная северные широты.
Я ни при каком раскладе не привык к такому безобразному к себе отношению, поэтому даже в лучах солнышка поднял воротник, натянул шляпу глубже, ушки прикрыв от крепкого морского бриза.
— Того и гляди, не насморк, так отит заработаешь.
И вообще, пора во дворец пробираться. Надеюсь, что там теплее…
Как в Большой царский дворец в Петергофе попасть.
Способов, как водится несколько.
Первый и самый простой подходит для несведущего туриста. Который приехал в Питер буквально на несколько дней, хочет за минимум времени посмотреть как можно больше.
Поэтому он, ровно как и мы, подходит к любому киоску, где продают билеты на экскурсии, в любой точке города Санкт-Петербург, хоть на набережной у Эрмитажа, и покупает полную экскурсию на целый день с посещением Петергофа. Этот способ самый быстрый и менее затратный по времени, но не дешёвый. Вернее даже самый дорогой. Но нам, простым туристам, приходится выбирать, что экономить:
— Время или деньги?
Полная экскурсия в Петергоф с посещением дворца стоит 2500 рублей.
— Слов нет как дорого!
Например я у себя в городе готов целый час группу водит за 500 рублей. Согласитесь, сразу видна разница в ценах между провинцией и столицами?
У кого много времени, но мало денег, тот добирается до Петергофа своим ходом, потом в музейной кассе покупает билеты и проходит на территорию музея самоходом.
Если кто-то боится, что билетов не достанется, или на входе образуется большая очередь, смело скажу:
— Не волнуйтесь. Посмотрите на фото.
Кассы пустые.
— Желающих посетить Большой Царский дворец явно меньше, чем билетов.
Кстати, наш групповод никаких билетов заранее тоже не покупал. Просто подошёл к свободному окошку, как к свободной кассе в МакДональдсе и чисто тупо при нас купил билеты на всю группу. Мы и глазом моргнуть не успели.
А в качестве дополнительной информации я должен сказать, что продажа билетов в Петергофе устроена очень хитро. Мы ведь как привыкли: Купил единый билет и осматривай все достопримечательности хоть весь день.
— Ага! Щас…
Чтобы открыть каждую дверь, нужно вынуть дополнительные деньги.
— Парк стоит отдельно.
— Вход во дворец за отдельную плату.
— Хотите посмотреть каскад фонтанов — не прячьте ваши денежки.
— Домик Петра? Приготовьте рублики…
Короче, такое дикое и неприкрытое шкуродёрство за каждый шаг я встречал по жизни только в двух городах мира.
— В Праге и Питере!
Билет, даже если его покупать отдельно, тоже не дёшев. Только за посещение одного Большого Петергофского дворца нужно вывалить 600 рублей с человека.
Вход во дворец с центральной двери. С подиума напротив большого каскада фонтанов.
Отворяем двери и заходим…
Несмотря на то, что завтра было лето, гардероб работает. Иначе куда бы мы спрятали все свои зонты, шубы, шапки и прочую одёжку, в которую так отлично укутаться тёплым солнечным майским днём. А вот после посещения гардероба понимаешь, почему всякие цари да князья постоянно ходили в мехах.
— Блин, да в царских покоях без плотного утеплителя ну просто никак.
Кстати, раздеться до свитеров и утеплённых штанов, это ещё не вся процедура. На ноги заставляют нацеплять сильно изящные, будто снятые мерками с голландских деревянных башмаков бахилы. Чтобы мы, туристы, невзначай своими кроссовками на высоких каблуках императорский паркет не попортили.
То есть понимаете, когда гусары и уланы на балах в сапогах со шпорами танцевали, сохранность паркета мало кого интересовала. А вот когда несчастный турист с мягких башмачках, без подков, как у лошади, в музей прорывается, да за приличные деньги, тут нужно смотреть за ним во все технические средства. Дабы по Чехову, как бы чего не вышло…
Но вот, наконец, нас, таких трижды обутых и готовых к встрече с прекрасным собрали в небольшую толпу, что категорически нарушает установленные Минзравом правила социального дистанцирования в полтора метра между существами человеческого вида (маски мы должны были надеть обязательно), и погнали осматривать первый зал.
Скажу честно:
— Обилие золота восхищает.
Канделябры, зеркала, деревянная резанина, обилие дверей и оконных проёмов. И всё это в реально ядовито-жёлтом, золотом цвете без всяких примесей, чистой 999 пробы.
— Аж на зуб попробовать хочется.
И знаете, первым делом мне вспомнился ремонт, который лет десять так назад мы делали в своей квартире. Жена моя, она та ещё царица, нарисовала в образе примерно тоже самое, что мы видим в Большом Царском Петергофском дворце. И когда показала, что в каком углу и в каком виде должно соответствовать, бригадир ремонтников почесал за ухом и выдал примерно следующее:
— Вы уверены? Это же цыганщина!
Так вот, увидев первую комнату Царского дворца я теперь на сто процентов готов биться о заклад, что никакая это была не цыганщина.
— А самый настоящий Царский стайл!
Вот я же чувствовал где-то в глубине души, что у моей жены где-то в предках сохранилась наследственная связь с высшим императорским обществом. Золото любит, шубы, широкие просторы и много мелких деталей.
Кстати, после первого зала, с таким обилием золотого тона, я подумал примерно следующее:
— Сюда бы ещё немного тёмно-красного бархата, и было бы почти, как у нас дома…
Не успел эту фразу произнести, как мы перебежками подвинулись в следующий зал и, о, Боже, вот он, наш изысканный дизайн современности: Всё то же золото, плюс вензеля, плюс бордовые шторы с кисточками.
— Всё, как дизайнер задумывал и цари с царицами одобрили.
Помните, где-то с год назад вся пресса пищала о задержании очередного оборотня в погонах где-то на Ставрополье. Дескать, у него изъяли особняк, где дизайн был абсолютно в подобном царском стиле. Так вот, меня очень напрягают двойные стандарты в нашей прессе.
Ведь если подобный дизайн в Петродворце — то этим нужно восхищаться и говорить:
— Как прекрасно! И оплачивать за то входной билет.
А как нечто похожее появляется в хоромах чиновника, так это сразу:
— Плохой вкус.
Господа официальные писаки:
— Вы уж как-нибудь определитесь с направлением?
Что касается меня, то я вполне впечатлён. Хорошо наши цари жили.
Но знаете, у меня в квартире ремонт не хуже… Комнаты, правда, всего три.
Мы тем временем дожидаемся, пока до нашей группы дойдёт очередь и протискиваемся в следующее помещение. Которое, как я понял, во дворце самое главное, потому что это тронный зал.
Как говорил некто царь Салтан:
— Один трон и одна трона…
Хотя нет. Стульчик на подиуме всего один и предназначен он исключительно для государя императора. Или для государыни императрицы. Ибо такие на Российском престоле тоже бывали, несмотря на патриархальный уклад жизни.
Это я к тому, что эмансипация в нашей стране, она не с Клары Цеткин и Александры Коллонтай началась. Задолго до них, уж триста лет доказано, что женщина может империей править.
Кстати, портреты императриц, они тоже представлены в Большом Петергофском дворце в полный рост. И, обратите внимание, в обрамлении, что на портрете, что вокруг опять одно золото да красный бархат. Всё же царский стиль, он отличался особым изяществом мысли.
Если продолжить ходить по залам дворца, можно обнаружить, что трон, он там стоит не в единственном экземпляре.
В других залах тоже притулилось нечто подобное. Только может быть размером чуть поменьше. Зато резьбы золотой побольше. Пусть этот стульчик и не такой парадный, зато вырезан красивее и с любовью. Что по мне, так стул и стул…
Не знаю, конечно, как он по удобству, сесть мне на него не дали. Смотрительницы так и ходили по пятам, чтобы дабы чего не вышло, но сдаётся мне, что стул не сильно удобный. Да и двигать его придвигая к компьютеру не удобно. Лучше я на кресле с колёсиками посижу. Так современнее.
Мы тем временем продвигаемся дальше. И перед нами открывается новое пространство под названием Чесменский зал.
Как вы правильно догадались, его повелела украсить сама Екатерина Великая в честь славной победы русского флота в Чесменской битве над турками.
По большому счёту, зал, он как зал. Всё те же окна в два этажа со шторками. Только цвет уже не императорский багряный, а типовой бежевый.
Но главное в Чесменском зале не интерьеры, а картины. Аккурат посвящённые битве и потоплению вражеских кораблей. И, разумеется, полной победе российского оружия.
Говорят даже, что ради правильного написания некоторых полотен на рейде в Ливорно перед художником был специально взорван и сожжён целый фрегат «Святая Варвара». Я так полагаю, что выделка стоила свеч…
Дело движется к обеду.
— Да не к нашему, а царскому.
Потому что мы, пройдя в следующую дверь, оказываемся в столовой. Вернее в зале, больше напоминающей банкетный зал стиля «а-ля Хасавьюрт».
Почему именно так я его охарактеризовал? Отвечу вопросом на вопрос:
— А вы в Дагестане когда-нибудь были?
Там на въезде в любой мало мальский город обязательно будет идти вдоль дороги целый ряд массивных строений с огромными вывесками:
— Банкетный зал.
Не знаю, зачем таких помещений и заведений столько, но только внутри убранство и украшения будут аккурат под стать столовой зале Большого Петергофского дворца.
Поверьте, я там был. И не раз. Я знаю, о чём говорю…
Так что накрытый длинный стол русских государей императоров меня не сильно поразил. На подобных стульях я сидел. Из больших и маленьких фарфоровых мисок едал. Ну может фарфор был менее богатым и понтовитым, так если в него хорошей еды наложить, рисунка будет не видно.
— Особенно, если закуска в тарелке с горкой.
Кстати, по накрытости стола что-то не видно, чтобы царям шашлык из баранины подавали. Там всё больше жиденьким баловались. Иначе зачем посередине стоит изящная супница с элементами декора.
Короче, половину дворца прошли, и у меня сложилось определённое мнение, что царям, собственно, завидовать особенно не стоит. Жизнь у них постоянно на виду у подданных. Никуда не скрыться от чужих глаз. Ибо двери во дворце либо отсутствуют либо не закрываются.
Да и само большое пространство жилья вкупе с неприятным северным климатом сто пудов создаёт весьма холодный и промозглый климат во дворце. Говоря простыми словами, в этих нарядных залах до чёртиков было холодно. Такой объём трудно современными приборами обогреть, а уж прежними печками с изразцами и подавно.
— То-то все придворные в париках ходили. Это чтобы лысина летом не мёрзла…
И тут, как в полное доказательство моих слов на улице пошёл дождь.
Мелкий.
Серый.
Косой.
Противный.
Стучащий в окно.
Навевающий грусть и тоску.
Холодный.
Промозглый.
Да просто мокрый, в конце концов…
Сплошная грусть и печаль.
От которой хочется скрыться и забиться в маленький уголок, чтоб никто не уволок. Укрыться мягким плюшевым пледом и прикимарить часика на полтора.
Как вы правильно поняли, мы наконец-то добрались до сравнительно небольших, но уютных помещений, где особы царских кровей проводили своё свободное от государственных дел время.
Первое, на что стоит обратить внимание, это на комнату с картинной галереей во всю стену. Здесь даже не то, что собраны художества от разных именитых авторов. Совсем даже наоборот. Все эти портреты написал один какой-то художник.
Причём когда в индивидуальный плейер экскурсовод назвал его имя, я даже и вспомнить не смог, кто это вообще такой.
— Плохо, когда не знаешь, да ещё и забудешь.
А весь смысл портретной стены заключается в том, что кто-то из царствующих особ приобрёл сразу всю галерею по сходной цене. Оптом. После чего выделили под это волшебство целую комнату, в чём и есть её абсолютный смысл.
Нужно сказать, художества в Большом дворце в Петергофе предостаточно. И это касается не только живописных полотен, висящих на стенах и украшающих простенки дворца, но и потолки порою тоже являются произведениями искусства.
Единственно, что меня здесь смущает, так это то, что дворец в годы Великой Отечественной войны был конкретно разрушен. Если посмотреть на фотографии того, послевоенного времени, то потолков там точно не осталось. Ровно как и большинства перекрытий.
Так вот, я лично так и не понял, если это реально была роспись потолочная, то картины, нам показанные сто процентов писались заново. По рисункам. По оставшимся открыткам.
Хотя не исключено, что картины таки были написаны на холстах, а потом приклеивались к потолкам. И тогда они были сняты и спрятаны. В таком случае перед нами оригиналы.
Как именно обстоит дело, я не знаю. Либо экскурсовод не говорил нам про то. Либо я прослушал…
Чем дальше пробираемся в правое крыло, тем всё чаще встречаются уже не парадные залы, а всё более жилые помещения.
Разумеется под словом «жилые» мы имеем ввиду комнаты, где правители Российской Империи проводили большую часть своего времени. Тут от гигантизма имперского уже отходим, что и понятно.
— Обогреть большой объём до состояния «можно жить» очень трудно.
Поэтому будуары, где цари и царицы просто работали с документами или встречались один на один с нужными людьми, они уже не в два этажа окон, потолочки пониже, да и сами окна изящно задрапированы шторами. Чтобы ни один сквозняк с царского высочества насморк бы ни прошиб.
При этом, опять же, на золоте и изяществе не экономим. А весь стиль идёт в комплекте и отменно сочетается с помещениями для дел государственных. Только чуточку поменьше. Но нисколько не беднее. Разве что красный парадный бархат заменили на более практичную, зелёно-салатную обивку. Чтобы в глаза цвет не сильно бросался, да государя-императора не раздражал.
Что касаемо самой интимной комнаты во дворце, я про спальню говорю, разумеется, то тут у меня как-то поймалось полное разочарование.
Не в том смысле, что богатства не хватило, либо полумрак всё спрятал, а этот момент реально присутствует.
Согласитесь, даже по картинке видно, что никаких излишеств, только простые элементы дизайна. Но больше всего меня поразили размеры царской кровати.
— Слишком мелкая тахта, не находите? Я бы с такой во сне точно бы свалился.
Так что тут я точно с уверенностью заявляю, что наша с женой спаленка в типовой девятиэтажке гораздо более функциональна и удобна, чем эта самая жилая комната в Большом Петергофском дворце.
И, кстати, заметил, что все лежанки, будь то кровать или небольшие диванчики, на которых можно вздремнуть в послеобеденную сиесту, аккуратно спрятаны в нишах, да ещё и с возможностью зашториться от большого мира Большого Петергофского дворца.
В принципе да. Я тоже не хотел бы спать в проходной комнате.
— Это как на верхней полке в плацкарте у туалета…
Из самых поразительных моментов, так это письменный стол в рабочем кабинете Петра Первого.
Нет, я, конечно, много наслышан об аскетизме государя Всея Руси. Но парта, она и должна быть партой, чтобы на ней удобно было писать. И никаких других целей этот предмет интерьера не несёт.
А вы попробуйте, прислоните себя, хотя бы мысленно, раз нельзя прикоснуться в реалиях, к этому комоду. Согласитесь, если сидеть по центру, то тут:
— Ноги деть просто некуда, в тумбу упираешься.
— Писать отзывы для Туристера не удобно. Если на бумаге заметки делать, локоть положить некуда. Если на компьютере, то системный блок не помещается.
— Подсветки никакой, кроме свечей. Глаза попортишь.
— А черновики куда прятать? У меня обычно бумаги горкой на столе лежат. Главное, чтоб никто не трогал и не убирался внезапно.
Короче, никакой тебе удобной рабочей обстановки. И как в таких условиях царством-государством-то управлять?
Так что делая выводы из посещения Большого Петергофского царского дворца, я точно выношу тезис, что несмотря на всю прелесть и богатство царских хором, я бы ни в жизнь не хотел бы так жить.
— Ответственности много, удобств практически никаких.
Или, как говорил один знакомый кот:
— Не нужно нам ваше Таити. Нас и здесь неплохо кормят.
Не скажу, что интерьеры Большого дворца мне уж совсем не понравились.
— Этого я не говорил.
Но и специально рваться в Петродворец, чтобы увидеть как жили императоры Российские тоже не стоит.
Другое дело, что это место так сильно распиарено во всех учебниках по истории, географии, искусству и прочим художественным промыслам, что культурный человек просто обязан хоть раз в жизни там побывать.
Понимаете, это как слова Великого Кормчего Мао:
— Если ты не был на Великой Китайской стене — ты не настоящий китаец!
В той же поре, каждый русский путешественник или простой турист точно так же надеется таки побывать в Петергофе. Но я бы оставил это путешествие на глубокую старость. Когда весь мир уже за плечами, и есть время на подумать.
Теги:
Культурно-познавательный туризм
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.