Турист boris0806
boris0806
был сегодня 22:46

Болхов — Россия Май 2010

Я бы сказал, что Болхов это такой несостоявшийся орловский Суздаль, как Кашин в Тверской области. Почему-то мне именно такой пример вспомнился. Старинный город с церквями, котами и спокойной и тихой жизнью. Можно было и туристический центр из него сделать, но видать не особо получается. На момент моего посещения, он выглядел тихим и бедноватым.

История у него интересная. Когда-то существовало Болховское княжество. На уроках истории в школе о таком не особо рассказывают. В XVI веке город, как и Орел, по сути был на границе России с Диким Полем, откуда периодически прибегали крымские татары. В 1608 году у Болхова самозванец Лжедмитрий II разгромил царские войска, а в 1615 году город осадили лисовчики. По-моему, малоизвестный пример героической обороны времен Смуты. В 1778 году Болхов стал уездным городом и неплохо так себе развивался до последней трети XIX века, пока железные дорогу не провели южнее и восточнее, через Мценск и Карачев.

В Болхов я поехал автобусом из Орла, где с утра прошелся от железнодорожного вокзала до автостанции. Был весьма рад заметить в Орле хоть какие-то новостройки

Майская поездка в Болхов

По пути через грязноватое стекло ПАЗика фоткал пейзажи средней полосы

Расстояние до Брянска. Тут не Сибирь, областные центры близко 2–3 часа езды

Майская поездка в Болхов

Указатель на Белев. Там всякие сладости делают, которые я иногда покупаю, но сам город я не посещал. Зато был в Веневе. Название похожее.

Какой приличный город без легендарного Т-34 на постаменте?

В октябре 1941 года город оказался под оккупацией. Красная армия не смогла его освободить в ходе боев зимы-весны 1942 года. До июля 1943 года город был оккупирован. Интересно, что в начале 1943 года его посетил сам генерал-предатель Власов! После ВОВ Болхов развивался неспешно. К 1989 году численность населения едва достигла предвоенного уровня и была ниже, чем в 1850-ые.

Вид издали

Майская поездка в Болхов

В базе Память-народа по запросу «Болхов» около 5 тыс. документов, но их нужно фильтровать, так как могут быть и лишние населенные пункты. И не все уроженцы Болхова призывались у себя в Орловской области. А если еще покликать, то можно обнаружить тех, у кого, например, за два города медали, за Берлин и за Прагу.

По запросу «Медаль Нахимова» только 1 выдает. 2 за оборону Севастополя, 0 за оборону Одессы, 1 за Белград и 16 человек за оборону Заполярья.

312 уроженцев Болхова в 1985 году получили Орден Отечественной войны II ст.

Были среди уроженцев города и генералы — Назаров, Лагутин, Ничушкин, Седых.

Старинные домики и редкий человек на улице

Дороги в городе узкие

В историческом центре осталось кое-что интересное из архитектуры. Например, Спасо-Преображенский собор середины XIX века

Вид на него из-за деревьев

Поближе

Такой образовый пятикупольный собор

Я обошел его по периметру

Перед ним стоит Ильич!

Вождь пролетариата у храма красиво смотрится

Отошел в сторону

Майская поездка в Болхов

Там какой-то детский сквер со скульптурами

Свято-Троицкая церковь построена в начале XVIII века. Похоже, что самая старая в городе. При Петре I в. те годы почти весь камень шел на Петербург, поэтому в провинции редко что строилось.

Церковь Великомученика Георгия Победоносца

Колокольня у нее красивая

Издали шикарно смотрится

И такой вид

Церковь с необычным названием — Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских

Вид на Болхов с Красной горы

В этом дореволюционном здании находится музей

Сфотографировал детей, которых к 9 мая привели к мемориалу погибшим в годы ВОВ

Помимо православных храмов, мне попался в Болхове некий Дом Молитвы.

Майская поездка в Болхов

Болхов — редкий районный центр, где мне на улице попался редкий автомобиль Москвич «Князь Владимир». Такие выпускали с 1997 по 2001 год и их уже мало кто помнит

Из других интересных машинок в Болхове нашел редкий Москвич-универсал рубежа 1950–1960-ых. Надеюсь, что его не выкинут, а хотя бы в музей ретро-авто сдадут

Фургон из Чехословакии

И Москвич 1980-ых

Майская поездка в Болхов

На обратном пути в Орел сфоткал цыплят в автобусе. Их в коробке везут, а они там гадят

За последние 30 лет население сократилось с 13 до 10 тыс. человек. Совсем печально. Видимо, кто пошустрее старается поскорее уехать из Болхова.

Из Болхова я вернулся в Орел и в следующий раз напишу про город воинской славы.