Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:01

Ртищево — Россия Сентябрь 2016

Я всегда приезжал в город Ртищево на железнодорожный вокзал.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Так было и в этот приезд.

Когда я вышел из железнодорожного вокзала, то мой взгляд остановился на двух мемориальных досках, посвященной тяжелым дням Великой Отечественной Войны.

Первая из них была посвящена ртищевским железнодорожникам.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Ртищева был объявлен прифронтовой зоной. Усилилась роль Ртищевского железнодорожного узла в 1942 году, когда Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов.

Фельдмаршал Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс писал: «Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение.»

Вторая мемориальная доска посвящена зенитчикам.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

9 ноября 1941 года вышло распоряжение Государственного Комитета Обороны СССР о формировании 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи с пунктом дислокации в городе Ртищево. Началось формирование батальона.

Существуют две даты окончания формирования батальона: 27 ноября 1941 и 8 апреля 1942. Дело в том, что первоначальный состав батальона был мужской. В конце ноября 1941 года большинство из мужчин были отправлены на действующий фронт, а вместо них стали набирать девушек. Не только местных, но и эвакуированных из Прибалтики, Белоруссии и Украины.

Первый немецкий самолёт на Саратов был зафиксирован 21 февраля 1942 года, а уже в апреле 1942 года в Ртищево прибыл 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. Началась совместная служба. В составе дивизиона были две батареи орудия среднего калибра — 85-мм, одна батарея малого калибра — 37-мм и зенитно-пулемётная рота — крупнокалиберные зенитные пулемёты Дегтярева-Шпагина (ДШК) — 12,7 мм. Основные налёты на станцию Ртищево и прилегающие территории были совершены немецкой авиацией в июле 1942 года, когда немецкие войска рвались к Сталинграду. С задачей зенитчики справились. В ноябре 1943 года произошло перебазирование защитников ртищевского неба в состав действующей армии.

Когда в областном центре появился памятник зенитчикам, то через два года появился подобный памятник в Ртищево. От железнодорожного вокзала дойти до первоначального и одновременно нынешнего места установки памятника легко. Несколько кварталов по улице Железнодорожная. Но обо всём по порядку.

Зенитных орудий, защищавших Ртищево, к тому времени отыскать не представлялось возможным. Много времени прошло. Общественники договорились с киностудией «Мосфильм», которая сама до этого выпросила в военном музее 37-миллиметровую зенитную пушку образца 1939 года для участия в съёмках кинофильмов. В результате киношно-музейная пушка стала памятником «Защитникам ртищевского неба 1941–1945»».

Памятник был открыт в мае 1985 года на площади возле Дворца культуры имени Владимира Ильича Ленина, а потом в декабре 1985 года перебралась на другое место.

Вот только на «новом» месте для зенитки ныне находится другой памятник Дети войны.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Что же произошло? После переезда зенитки-памятника на площади возле ДК появилась мемориальная доска в память о 100-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи.

В 2015 году разразился скандал. По просьбе одной группы общественников пушку решили вернуть на старое место. Делалось всё это в худших традициях бюрократизма, без оповещения широкой общественности. Мемориальную доску на площади убрали и разбили, пушка тоже исчезла.

Тут начался шум. Апрель на дворе, скоро 9 мая. Другая группа общественников вызвала группу телевидения из Москвы. В это время на площади возле ДК на месте исчезнувшей мемориальной доски начали готовить небольшую площадку, на которой через несколько дней материализовалась исчезнувшая пушка.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

В дело вмешалась прокуратура Саратовской области, в которую граждане Ртищево заявили, что у пушки заменили дуло. В результате объяснений было выяснено, что было решено объединить памятник и мемориальную доску, мол 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион защищали ртищевское небо вместе и негоже иметь два памятных места. А дульная часть ствола зенитного орудия была заменена вынуждено из-за её полного износа.

Старая мемориальная доска так и не нашлась, но новая очень на неё похожа, текст только немного изменён.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Хорошо, что в этой суете мемориальную доску на вокзале не сняли, а то откуда транзитным пассажирам узнать про защитников ртищевского неба.

Побродим немного по площади две дважды устанавливалась зенитная пушка.

Здесь сосредоточились несколько памятников и единиц боевой техники, вытянутые словно по двум линейкам, приставленным друг другу. Параллельно железной дороге шел один строй,

перпендикулярно ему другой.

Пойдём по порядку. Первым от входа на площадь располагается памятник «Пограничникам Отечества».

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

До размещения этого памятника здесь ранее находился с 2000 года по 2008 год постамент с автомобилем ГАЗ-ММ, 1938 года выпуска, с установленным на нём зенитным прожектором. Сейчас автомобиль передан в Парк Победы в областном центре и экспонируется в на Соколовой горе.

4 ноября 2013 года на площади возле городского культурного центра был открыт памятник пограничникам, состоящий из пограничного столба и камня с мемориальной доской.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Когда открывали памятник, то вспоминали не только пограничников, но и их семьи, которым приходилось тоже принимать бой.

Как странно и жестоко складывается порой судьба. Виктор Михайлович Горбачев не был кадровым военным, но в марте 1940 года был призван из запаса в ряды Советской армии в звании младшего лейтенанта на должность начальника химической службы 17-го Краснознаменного пограничного отряда в Брест. В апреле 1940 года приехала его жена Вера Васильевна с полуторагодовалым сынишкой Володей. Молодые люди знали друг друга давно, вместе учились в школе в Ртищево, а в 1938 году поженились.

22 июня 1941 года муж уходя в неизвестность, сказал, чтобы она спряталась в подвал с сыном пока не закончится бомбёжка, а затем уходила из города в село. Виктор Михайлович участвовал в обороне Брестской крепости, в боях за Белоруссию и Смоленск. Остался жив до конца войны, но жену и сына так и не увидел. Выбраться с оккупированной территории Вера не смогла. Не смогла и сидеть сложа руки, стала участвовать в подпольном антифашистском движении, помогала партизанам лечить раненных, добывала разведданные по всей Белоруссии. Когда в феврале 1944 года Веру арестована гестапо, то её отправили вместе с пятилетним сыном в концлагерь для женщин Равенсбрюк (лагерные номера 83788 и 83789), где она была казнена в газовой камере.

Следующим я увидел танк ПТ-76, принятый на вооружение в 1952 году.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Далее, чуть выступая вперёд, расположилась Аллея героев, которая была открыта 9 мая 1999 года.

На памятнике прикреплены 20 портретов ртищевцев — Героев Советского Союза.

Затем расположился учебный самолёт Л-29, который был принят на вооружение в 1963 году.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Снова вернулся к многострадальному памятнику «Защитникам Ртищевского неба».

После этого мемориальный строй разворачивается на 90 градусов. Правофланговой в этом строю, если смотреть от памятника, — 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, принятая на вооружение в 1942 году.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Левофланговой — её сестра-близнец.

Танк вместе с самолётом и двумя пушками был передан Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2000 № 723-р «в государственную собственность Саратовской области для создаваемого в Ртищевском районе мемориала воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, списанных образцов вооружения и военной техники».

Между пушками разместился Обелиск Славы со Стеной памяти.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Обелиск Славы был открыт 9 мая 1975 года.

В этот же день был доставлен факел с огнём из Волгограда Мамаев курган. Легенды и быль и был зажжен Вечный огонь.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

При первом взгляде на открытую Книгу Памяти я было подумал, что там что-то написано, но это оказался обман зрения.

Зато на Стене памяти 9 412 имён, открыта она была 9 мая 2000 года.

Я только не понял куда делся самолёт МИГ-23, который тоже был передан в Ртищево согласно распоряжения № 723-р? С учётом того, что он списан, то скорее всего на нём не местные власти катаются, а он тоже «улетел» в Саратов или другое место.

А еще правительство России обидело мемориальный комплекс. Здесь хотели установить «катюшу», но вместо неё дали вторую пушку.

Обелиск Славы не был первым памятником на этом месте. В 1958 году здесь был установлен Памятник борцам, погибшим за Советскую власть в 1918–1922 годах. По задумке авторов — это был красноармеец, читающий газету «Правда». Но от бдительного взгляда старых большевиков ничего нельзя было утаить. В 1972 году один из них разглядел погоны на плечах красноармейца и забил в набат, пытаясь восстановить историческую правду. Тогда памятник сослали от греха подальше в городской парк, благо то располагается рядом с площадью, а в 1991 году хулиганы разбили памятник. Сумбурные были времена…

Между Стеной памяти и левовофланговой пушкой — могила из прошлого. Она из более ранних времён, чем Великая Отечественная война.

Осматривая экспонаты на площади возле Дома культуры, остановился возле гранитной плиты.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Сначала я подумал, что это очередной экспонат в честь былых времён, потом до меня дошло, что это могильный камень. Много встречается могил в России, да и в других местах на площадях городов и различных населенных пунктов. Более всего их осталось после революций прошлого века и гражданской войны, когда братские могилы не всегда устраивались на кладбищах, а убитых хоронили прямо на месте боёв. Некоторые могилы остались после ликвидации кладбищ.

Первый председатель Ртищевского ревкома (1917–1918), председатель военного трибунала (1917) и Ртищевского поселкового исполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (1918–1920) Василий Федотович Рябов (1886–1927), сыгравший значительную роль в революционной и после революционной истории Ртищева, умер в 1927 от внезапной остановки сердца и был похоронен на первом городском кладбище.

Но при чём тут площадь? Оказывается перезахоронили останки Рябова В.Ф. на площади Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина (Центральная площадь) 30 июля 1981 года.

«Додумались», — всплыла у меня грустная мысль. Потом вообще перестал понимать что-либо. Старое кладбище, где был захоронен Рябов, было закрыто в начале 1930-х годов. Посёлок рос и начал выходить из старых границ. При ликвидации кладбища все могильные плиты и памятники были вывезены в овраг на краю города. На месте бывшего кладбища был разбит городской парк Встреча с Яблочковым и Толкуновой одним осенним днём, а также с яркими красками осени в парке. Подобное я в болгарском Бургасе встречал в парке Изгрев Русский след в Бургасе.

Рядом с парком в Ртищево был построен Дом культуры. Выходит, что все могилы снесли, а одна осталась в парке. В 1967 году его могила была объявлена объектом культурного наследия регионального значения, 26 октября 1967 года Большую Элеваторскую улицу переименовали в честь Василия Федотовича Рябова. А затем пришёл 1981 год.

Хорошо чтить память и заслуги героев ушедших лет, но как-то нехорошо это выглядит в конкретном случае. Нельзя разве было перенести прах заслуженного человека, которому посмертно было присвоено в 1930 году звание Героя Труда, на обычное кладбище и там чтить его память?

С площади я прошёл через городской парк, потом прошёл мимо памятника детям войны и отпраивлся искать памятник Александру Сергеевичу Трынину.

Трудно догадаться, что за этими густыми деревьями скрываются бюст на высоком пьедестале и мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Александра Сергеевича Трынина (1912–1972).

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

Я чуть мимо не прошёл, но что-то подсказало заглянуть за деревья. Когда началась Великая Отечественная война, то в тылу не было неприкасаемых. Александр Сергеевич работал с марта 1939 по июнь 1941 года в качестве народного следователя в городе Ртищево.

Интересно, что по другим источникам он работал прокурором, но будем придерживаться версии, обозначенной на мемориальной доске.

27 июня 1941 года он был призван в ряды Красной Армии, где уже раньше проходил срочную службу с 1934 по 1936 год. После обучения в июне 1942 года он попал на фронт, в гущу событий на Сталинградском фронте, откуда он дошёл до Австрии, которая с 1938 года считалась частью Германии. В октябре 1943 года рота под командование Трынина форсировала Днепр севернее Киева на подручных средствах и перерезала дорогу Лютеж — Киев. Лютежский плацдарм в начале ноября 1943 года был использован в качестве исходного района для наступательной операции войск 1-го Украинского фронта с целью освобождения Киева.

29 октября 1943 года Александру Сергеевичу Трынину было присвоено звание Героя Советского Союза «За отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки».

7 мая 2005 года возле здания прокуратуры в Ртищево появились бюст

и мемориальная доска в честь героя.

Память о Великой Отечественной войне жива в городе железнодорожников

После этого пешие прогулки закончились и я на местном автобусе отправился в военный городок. Попал под обеденный перерыв в работе автобусов, но время в запасе было. Вот только зря съездил.

Братская могила советских воинов в Ртищево, умерших от ран в госпиталях города Ртищево в 1941–1945 годах, изначально располагалась на территории городского кладбища. В начале 1950-х годов, после закрытия кладбища, братская могила оказалась на территории строящегося военного городка. 11 мая 1958 года был открыт мемориала на ней.

По имевшимся у меня сведениям войти на территорию бывшего военного городка можно было свободно. Но бдительных стражей на КПП насторожил мой фотоаппарат. Пришло начальство, подумало и разрешило сфотографировать мемориал в мае следующего года, ближе к 9 мая, мол его надо подремонтировать сначала. Так несолоно хлебавши я вернулся на железнодорожный вокзал. Самое интересное, что в бетонном заборе тут и там зияли гигантские дыры, но не стал я на рожон лезть.

В мае следущего года я не приехал, но может быть когда-нибудь туда загляну.