Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:05

Сочи — Россия Апрель 2022

Уже много лет в апреле я отправляюсь в путешествие, за годы жизни на севере привыкла таким образом приближать весну. Раньше это были более теплые страны, а теперь — родные северные просторы, что, впрочем, меня нисколько не огорчает. Прошлогодний опыт уже показал, что апрель в наших краях не всегда теплое время года, поэтому в этом году решили с подругой ехать туда, где весна будет точно, — в Сочи! Тем более, что это возможность совместить приятное с полезным: профилактика организму не очень молодого туриста всегда только на пользу!

Приятные цены на перелет в январе, кэшбек на путевку… Таким образом, в середине апреля я заселилась в корпус № 1 санатория «Золотой колос», который выбрала в том числе по рекомендации мужа подруги, который там отдыхал дважды. На следующий день приехала подруга.

Думаю, многим знакома история развития курорта Сочи, не буду рассказывать об успешном лечении Сталина на Мацесте, но в 1926 году правительство страны приняло постановление об образовании Сочи-Мацестинского курорта общегосударственного значения. После этого в 1930-х годах город Сочи превратился в ударную стройку: строились санатории и обширная инфраструктура. Тогда и были построены знаменитый Морской вокзал, Зимний и Летний театр и многие другие.

Мы жили в корпусе №1. На мой взгляд он лучший: рядом парк, близко к остановке транспорта, не нужно по пути пользоваться лестницами.

Именно в то время, в 1933–1935 годах по проекту архитектора П. П. Еськова был построен санаторий «Наркомзема», который с 1935 года носит название «Золотой колос». Сейчас он принадлежит уже не Министерству сельского хозяйства, а Республике Татарстан (если бы не флаг у входа, об этом бы и не узнал).

Жилой корпус в санатории не один, есть еще корпус № 6, первый этаж которого занимает водолечебница, 9-этажный корпус № 5, который находится на реставрации, и шесть симпатичных двухэтажных коттеджей. Пока нет бассейна, только маленький при сауне, но это пока: активно ведется строительство СПА-корпуса, думаю, через год он будет сдан. Причем стройка нам не мешала совершенно.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Всё на достойном уровне: размещение, лечение, питание, отношение персонала. Убирали в номере и полотенца меняли ежедневно. Есть постоянный представитель турфирмы, предлагающий экскурсии, организованы вечерние развлечения и выездная торговля.

Есть и свой пляж, до него от санатория идти минут 10, даже не в купальный сезон там прекрасно можно отдохнуть у моря. У нас было несколько достаточно теплых дней (+24°С), желающие успели погреть бока на солнышке, а особенно смелые и помочить ноги в морской воде (+10°С).

Но лучшее в санатории — его территория, замечательный парк, можно сказать собственный дендрарий. У деревьев стоят таблички, узнали много для себя нового и интересного.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Есть и свой фонтан, который днем радовал прохладой светлых струй,

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

а вечером — меняющейся подсветкой.

Не разочаровали и цветущие растения. Все началось с обычной форзиции, уже осыпалась магнолия Суланжа, неизменно пользовалась популярностью камелия. Потом пришла очередь вишни, приготовились цвести каштаны… Еще немного времени, зацветут магнолии и олеандры.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Но я же не отзыв о санатории собралась написать, хотя нам там очень понравилось. Конечно, это замечательное развлечение, но не единственное, ради чего я поехала в Сочи. Сейчас в санаториях все процедуры учитывают до копейки, чтобы по цене не выйти за рамки оплаченного тарифа, поэтому времени на прогулки остается вполне достаточно: вторая половина дня и полный день — в воскресенье.

Колонна со скульптурой Архангела Михаила, главы Небесного воинства, покровителя города Сочи. Установлена в мае 2006 года неподалекут от места захоронения русских солдат, погибших при защите форта Александрия. Архитектор: С. Сухоруков, скульптор: В. Зеленко.

Гулять по весеннему Сочи, когда еще пляжный сезон не открыт, — удовольствие. Главное, определиться со своими желаниями и правильно выбрать место для проживания. Все знают, что современнный Сочи — это город, узкой полосой растянувшийся на 105 километров между морем и горами. Не стоит ставить непосильных задач, я хотела увидеть, скажем так, «классический Сочи», те картинки, которые возникают при упоминании этого города, — Морской вокзал, Дендрарий, Курортный бульвар.

Часы-«жемчужина» у входа в парк «Ривьера»

В Сочи я не была сорок лет, да и в тот раз заезжали на день, отдыхая в Абхазии.  А еще почти полвека назад мы отдыхали здесь целый месяц с родителями. Помню мало: морвокзал, теплоход «Победа», стоящий у причала, речку Бзугу, Дендрарий, цирк, в котором тогда увидела Карандаша и Леонида Енгибарова.

Хотелось посмотреть главные городские достопримечательности, санаторий для этого был выбран очень правильно: от него до парка «Ривьера» всего 5 км, значит, все в пешей доступности. Вот на этом участке мы и гуляли, при необходимости пользуясь общественным транспортом. Кстати, транспорт в Сочи работает очень хорошо, если бы не пробки.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Начали с парка «Ривьера». Парк, конечно, хорош для семейного отдыха, но мне мешали все эти развлекательные сооружения, хотелось просто зелени и цветов.

Как и прежде, хорош Морской вокзал Сочи, портит вид вывеска BOSCO на фасаде. Сейчас здание превратилось большей частью в торговый центр.

Впечатляет количество яхт в марине. Конечно, яхт, подобной яхте Алишера Усманова, что мы видели в порту Барселоны, здесь не было (они стоят в другом месте), но посмотреть есть на что, а при желании, и воспользоваться услугами.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Интересна набережная Сочи от Морского вокзала примерно до концертного зала «Фестивальный».

Далее она превращается в узкую полоску вдоль пляжей, заполненную магазинами и заведениями общепита разного рода.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Люди, заждавшиеся тепла, пользуются любой возможностью отдохнуть у воды и полюбоваться закатами.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Фотографировать Сочи — дело непростое: слишком много зелени, в кадр попадают разве что верхушки зданий современных отелей и санаториев.

А вот таким, мне кажется, Сочи был и полвека назад, разве что машины были другими.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Не получается фотографировать «домики», будем снимать цветочки! Тем более весной мне это нравится больше. Вот цветник на площади Искусств перед зданием Сочинского художественного музея им. Д. Д. Жилинского. Кстати, музей мы тоже не обошли вниманием, но об этом расскажу позже.

В Сочи много памятников и скульптур разного рода. У музея, например, несколько забавных скульптур из металла.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

А на площади Николая Островского перед зданием Городского собрания есть «Памятник туристу». Вам он никого не напоминает из знакомых туристеровцев?

Со скверами и цветниками в Сочи точно проблем нет. Вот, например, сквер памяти С. И. Венчагова у Зимнего театра. Сергей Ильич Венчагов — это создатель уникального стиля озеленения курорта советской эпохи. Накрапывал дождь, в сквере замечательно «пели» лягушки. В этом городе живет, видимо, особая порода лягушек, в Дендрарии мы заслушались их концертом!

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Но больше всего понравился сквер с прозаическим названием «Кооперативный» напротив здания Морвокзала. Не знаю, почему до сих пор не сменили название этого удивительно красивого уголка Сочи. Интересного там много, но больше всего поразила аллея цветущих деревьев, которые я сначала приняла за сакуру. Но это не сакура, это цвела черешня!

Вокруг этого дерева также ходили долго, что поделать: мы из северных краев, такой экзотики не встречали! Понятно, что не черемуха, но и пахнет слегка похоже, и цветочки напоминают… А вы знаете, что это такое? Я-то уже выяснила!

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

В пасхальное воскресенье мы заглянули в территорию собора святого Архистратига Михаила Архангела. Это самый старый храм на территории Черноморского округа, он был заложен в 1874 году в память окончания Кавказской войны. Строительство затянулось, освятили храм только в 1891 году. Крестильный храм Иверской иконы Божией Матери построен на территории в 1995 году, а в 2008 году в составе комплекса построили и водосвятную часовню.

Собор святого архистратига Михаила Архангела и водосвятная часовня-киворий в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

Съездили посмотреть и на кафедральный собор Владимира равноапостольного. Этот удивительно нарядный и необычный, на мой взгляд, собор освящен в 2011 году. Почему необычный? Я, например, ни в одном храме не видела барабан купола, украшенный фигурами святых.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Конечно, мы погуляли по знаменитой пешеходной улице Сочи — Навагинской, которая приобрела свой современный вид в 2013 году. Здесь все как и положено: разнообразные магазины и магазинчики, многочисленные кафе, фонтан у здания городской администрации.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Ни один магазин от моей прогулки не пострадал, я больше на цветочки охотилась. Но не разочарованы будут и любители шопинга, и любители природы, мы точно знаем, проверили!

Улица, конечно хороша, посмотреть есть на что: отлично поработали и архитекторы, и ландшафтные дизайнеры. Представляю, какая там красота, когда цветут магнолии!

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Продолжая прогулки «за цветочками», мы, конечно, посетили Дендрарий, там как раз зацвела сакура. Японский отдел был в этот день самым популярным, фотосессия у каждого дерева.

Но и без этого в дендрарии немало красоты, а в это время года ее с каждым днем все больше.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Почему никогда не обращала внимания, что лебеди так плавают? Лапы у них что-ли мерзнут?

Не могла упустить возможность совершить морскую прогулку. Вариантов предлагается множество: часовая на теплоходе «Ай-Тодор» или катамаране «Дагомыс» за 600 рублей или 45-минутная на комфортабельной яхте за 1200 рублей.

Теплоход-катамаран «Дагомыс»

Дельфинов видела и даже много, но они показывали только плавники и, максимум, спинку. Жаль, возможно, тоже еще не сезон.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Но мы не только гуляли по Сочи. Конечно, воспользовались возможностью съездить в Абхазию, освежить воспоминания сорокалетней давности. Программа стандартная: посетили озеро Рица,

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

заехали навестить малышку — Голубое озеро. Сейчас здесь предлагают сфотографироваться с павлинами, а вот в те времена предлагали для этого бурку и папаху.

Выпили кофе у знаменитой гагрской Колоннады. У кого нет снимка из прошлых времен на ее фоне?

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

В Пицунде сфотографировали корпуса пансионатов «Бзыбь», «Золотое руно», «Колхида»… Открытки с их видами со стороны моря когда-то были визитной карточкой Пицунды.

Новоафонская пещера понравилась, это не первая пещера в моих путешествиях, все очень достойно оформлено и удобно для посещения. По-моему за прошедшие годы изменилось к лучшему.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

В Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре я раньше не была.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Интересно было посетить Пантелеймоновский собор, расписанный в 1911–1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии.

Нас бы не поняли, если бы мы не съездили на Красную поляну. Чтобы успеть, пришлось тоже купить экскурсию на свободные полдня. Все успели: увидели Красную поляну,

посмотрели на мир с отметки 2200 метров,

посмотрели курорт «Роза-Хутор».

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

В завершение был вечерний Олимпийский парк и шоу фонтанов.

Шоу мы увидели даже дважды, в один из дней под латиноамериканские мелодии, а в следующий раз под музыку из кинофильмов.

Сорок лет спустя, или В Сочи навстречу весне!

Но и это далеко не все, что мы успели за эти две недели в свободное от процедур время.

Пусть сейчас кое-что останется «за кадром», но я об этом еще обязательно расскажу.