Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была вчера 18:06

Нордвейк-ан-Зее, Лейден — Нидерланды Апрель 2022

Официально с 1 января 2020 года страны с названием Голландия больше нет, есть только Нидерланды. Но в Нидерландах есть 12 провинций, две из которых все-таки Голландии, одна Северная, другая Южная.

Получается, не каждый нидерландец может назвать себя голландцем, но любой голландец автоматически — нидерландец.

На Пасху в Южную Голландию

Так сложилось, что на католическую Пасху мы были в Амстердаме, а на православную отправились в Лейден.

Нашей задачей было увидеть город, так похожий на Амстердам, найти и запечатлеть тюльпановые поля и побывать на море.

Едем, как обычно, из Германии.

На Пасху в Южную Голландию

Проезжаем Нидерланды поперёк и оказываемся в Южной Голландии — самой густонаселенной провинции страны.

Не сказать, чтобы народ здесь толпился, как на первомайской демонстрации, но факт остаётся фактом: на один квадратный километр этой провинции приходится 1300 человек!

На Пасху в Южную Голландию

Самый большой город Южной Голландии — Роттердам, самый главный — Гаага, а самый интересный здесь — Лейден.

Город Лейден стоит на реке Старый Рейн. Это бывшее русло одного из рукавов Рейна, больше похожее теперь на канал с медленным течением.

На Пасху в Южную Голландию

После жестокого наводнения жители Утрехта и Лейдена в 1123 году перегородили его плотиной и пустили основной поток в другое русло.

Сделали это средневековые голландцы так качественно, что с тех пор Старый Рейн больше ни разу не пытался выплеснуться на набережные города.

На Пасху в Южную Голландию

В римские времена Лейден охранял границу Римской империи, которая проходила как раз по Старому Рейну. Только он тогда ещё не был Старым.

В средние века город производил сукно, Лейденский сыр, торговал, проводил обширные ярмарки, на которые стекались люди со всей округи.

Тогда появились отдельные площади, где продавались определенные товары: Botermakt — Масляный рынок, Vismarkt — Рыбный рынок и Visbrug — Рыбный мост. Эти и подобные названия сохранились до наших дней.

На Пасху в Южную Голландию

А потом была Восьмидесятилетняя война.

В 1572 году испанская армия впервые осадила, вставший на сторону повстанцев город. Попытка оказалась неудачной, но вскоре они вернулись и устроили Лейдену жестокую блокаду.

Они удерживали город четыре месяца. Запасы продовольствия закончились уже через два и начался голод. И когда лейденцы уже решили капитулировать, пришла весть о помощи, что прорывалась к ним.

На Пасху в Южную Голландию

1 октября 1573 бургомистр Лейдена решает взорвать дамбы. Город затопило, но с этой водой пришли на подмогу корабли повстанческого флота.

3 октября осада была снята. С тех пор главным городским праздником стало 3 октября — день освобождения Лейдена.

На Пасху в Южную Голландию

В этот праздник власти города бесплатно раздают жителям белый хлеб и селёдку.

А дома готовят гюцпот — мясное рагу с картофельно-морковным пюре, тушеное в вине.

Легенда гласит, что блюдо это изголодавшие лейденцы нашли в лагере бежавших испанцев. С тех пор любят и готовят его на праздник.

На Пасху в Южную Голландию

Через год Вильгельм Оранский в награду за стойкость открыл в городе самый первый в Нидерландах университет.

По легенде жителям было предложено два варианта награды на выбор: снижение уровня налогов или университет.

Это так невероятно, что люди до сих пор диву даются, лейденцы выбрали университет.

На Пасху в Южную Голландию

В этом университете через короткое время будет учиться Рембрандт ван Рейн, а потом его успешно закончат одна за другой все три голландские королевы: Вильгельмина, Юлиана и Беатрикс.

Сегодняшний нидерландский монарх Виллем-Александр также учился в Лейденском университете.

На Пасху в Южную Голландию

Ещё одним любопытным фактом из времён осады Лейдена стало то, что в месяцы осады здесь впервые стали применять бумажные деньги. Серебра для чеканки монет больше не осталось и купюрами стали специально проштампованные листы из молитвенников.

Престижный университет стал местом притяжения студентов и преподавателей со всей Европы. Он постоянно расширялся, а в 1594 году при нем открылся действующий и сегодня Ботанический сад.

Именно в нем впервые на голландской земле расцвёл, выведенный французским ученым Карлом Клузиусом, холодоустойчивый тюльпан. Голландский.

На Пасху в Южную Голландию

Еще в реформаторский Лейден стали активно переселяться беженцы из католических регионов Фландрии и Валлонии. Они принесли сюда не только дешевую рабочую силу, но и новые технологии производства тканей.

Вторая волна переселенцев состояла из немцких лютеран, а третья — из английских пуритан.

Так, через сто лет после знаменитой осады Лейдена население города увеличилось почти в пять раз. В основном за счёт всевозможных европейских еретиков.

На Пасху в Южную Голландию

Развивающаяся промышленность стимулировала расцвет искусств. Здесь родились, выучились и получили своё первое признание живописцы с мировым именем: Ян Стен, Ян Ливенс, Рембрандт.

А в 18 веке в Лейдене начался упадок, обеднение и запустение. Люди покидали город, оставшиеся выживали только за счёт благотворителей.

На Пасху в Южную Голландию

Положительный результат этого кризиса выявился не сразу.

Из-за отсутствия средств остановилось градостроительство. Все было заброшено, не перестраивалось и не сносилось.

Исторический центр поневоле сохранился в своём первозданном виде. А потом он стал главной приманкой для туристов и, между прочим, вторым по площади в Нидерландах после Амстердама.

На Пасху в Южную Голландию

А главная церковь Лейдена, посвящённая Святому Петру была построена между 1390 и 1565 годом и почти сразу по окончании строительства серьёзно пострадала от иконоборцев.

От внутреннего убранства храма после них ничего не сохранилось. Сегодня, как и большинство голландских церквей, она больше не служит своему первоначальному назначению.

С 1977 года здесь проходят концерты и выставки.

Церковь просто огромна и во многом напоминает Старую церковь в Амстердаме.

На Пасху в Южную Голландию

Очень много лет назад, когда я ещё не бывала в Нидерландах и не видела своими глазами этих церквей, я думала, что это всё фантазии средневековых голландских художников. На старинных картинах интерьеры выглядели такими грандиозными, просто нереально высокими и бесконечными. Мне казалось это вымыслом или средневековым художественным приемом.

Только когда я впервые оказалась внутри Aude Kerk в Амстердаме, я поняла, что это никакой ни приём и не преувеличение. Это всё реально.

Церковь Святого Петра в Лейдене — ещё одно тому подтверждение.

На Пасху в Южную Голландию

Эта картина, написанная в 17 веке, висит в лейденской церкви Святого Петра и изображает её же.

Хотелось отдохнуть и поесть.

На Пасху в Южную Голландию

Народ прибывал и всё меньше свободных столиков оставалось в кафе и ресторанах. Старые, давно вышедшие на пенсию баржи, не отправили в металлолом, а приспособили под уличные кафе. На них стоят столики, за которыми сидят посетители, слегка покачиваясь на волнах, глядя на чаек, на бесшумно проходящие мимо лодки и кораблики всех сортов и размеров, едят и выпивают.

После не слишком сытного, не особенно вкусного, но довольно дорогого обеда мы поехали дальше по намеченному плану.

На Пасху в Южную Голландию

До моря отсюда 15 километров.

Быть в апреле в Южной Голландии и не посмотреть на поля тюльпанов было бы непростительно. Сезон цветения у них короткий и вот-вот закончится.

На Пасху в Южную Голландию

По пути в прибрежный Нордвейк видим яркие цветные поля. Чтобы их сфотографировать съезжаем с трассы в деревню.

Эти знаменитые поля чаще всего встречаются на осушенных землях между Харлемом и Лейденом, а также вокруг Лиссе, где находится Койкенхоф.

На Пасху в Южную Голландию

Выращивают их меркантильные голландцы отнюдь не для красоты, а чисто для продажи луковиц, а весь туристический бум вокруг них — явление побочное и даже нежелательное.

Поля принадлежат частным предпринимателям, а фотографы ходят по ним, размахивают платьями, ложатся, садятся, как у себя на даче. Правда длится это не так долго, и как только срежут тюльпаны, от туристов не останется и следа. До следующего сезона.

фото из интернета

Нордвейк, крошечный городок на самом побережье стоит среди песчаных дюн, которые отгораживают его от моря, но не спасают от ветра.

Он романтический и выглядит, как настоящий фешенебельный морской курорт, полный роскошных отелей старого и нового образца.

На Пасху в Южную Голландию

В субботу, 23 апреля через Нордвейк свой сорокакилометровый путь проходил Парад цветов, 8 мая должно состояться тюльпановое ралли ретро-автомобилей.

На Пасху в Южную Голландию

Почему 24 апреля здесь играли оркестры и стояли украшенные цветами олдтаймеры, я не знаю, но было красиво и весело.

Всё здесь радует глаз, успокаивает и умиротворяет: изумительные виллы с видом на море, ностальгического вида ретро-кафе и рестораны прямо на пляже, песчаные дюны с колючей травой, как в Комарово, белый маяк, чайки, море, ветер и чувство отпуска. Беззаботного и бесконечного.