Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:38

Невада — США Октябрь 2021

Невада — малонаселённый штат на западе США, расположенный между Ютой и Калифорнией. В нём на порядок меньше достопримечательностей, чем в этих двух штатах-соседях, однако находящийся в Неваде Лас-Вегас очень удобен как отправная точка для путешествий по всему региону.

Карта 1. Посещённые нами достопримечательности Невады: 1- Лас-Вегас; 2 - Парк штата «Ущелье соборов»; 3 - Национальный парк «Great Basin»; 12 - Парк штата «Долина огня».

Ранее опубликованные рассказы про достопримечательности Невады: национальный парк Грейт-Бэйсин, Парк «Ущелье соборов».

Покинув Юту, мы снова вернулись в штат Невада, откуда начиналось наше путешествие. И здесь нам предстояло испытать одно из самых ярких впечатлений в этой поездке — в региональном парке с красивым названием «Долина огня» (Valley of Fire State Park).

Виды парка Долина огня.

Этот парк — всего в 80-ти километрах от Лас-Вегаса с его огромным аэропортом и развитой туристической инфраструктурой, и потому мог бы рассчитывать на большой поток туристов. Но расположен парк слегка в стороне от дороги, по которой направляются из Лас-Вегаса большинство туристов, — к национальным паркам Гранд-Каньон, Зайон и Каньон Брайса. Видимо, поэтому Долина огня не так раскручена, как многие другие парки в прилегающем регионе.

Виды парка Долина огня.

С одной стороны, отсутствию людского столпотворения можно только радоваться, с другой, — хотелось бы все-таки, чтобы такой яркий, своеобразный парк со своими «фишками» был оценен туристическим сообществом по достоинству. А по силе производимого впечатления этот парк — один из лучших среди тех, что мы видели, и куда непременно хочется вернуться.

Невада: парк Долина огня

Это удивительное и красочное место находится в пустыне Мохаве и привлекает путешественников своими фантастическими ландшафтами, — но по-своему, иначе, чем другие парки. В Долине огня нет особо высоких гор, отвесных скал, глубоких каньонов и т. д., поражающих своими размерами. Формации парка «берут» своим изыском: фантастическим окрасом, исключительной необычностью и разнообразием «малых архитектурных» форм и их текстурой.

Невада: парк Долина огня

Конечно, в этом парке есть и крупные объекты с интересными силуэтами, которые можно оценить прямо из окна машины. Многие туристы этим и ограничиваются, проехав по главной дороге парка — Valley of Fire Road, пересекающей его с запада на восток (на карте — между точками, А и В).

Карта 2.  Объекты парка Долина огня, обозначенные буквами, упоминаются в тексте.
Карта 2. Объекты парка Долина огня, обозначенные буквами, упоминаются в тексте.

Думается, что из окна машины по достоинству оценить этот парк невозможно. Он требует приближения, неспешного разглядывания и рассматривания, любования вблизи. Всем, кого цепляют интересные детали, необычные линии и рисунки на камнях, сумасшедшие сочетания цветов и т. п., этот парк безусловно придется по душе.

Невада: парк Долина огня

Итак, начнем с цвета. Палитра представленных в парке цветов и оттенков просто фантастическая: начиная от багрово-красного и терракотового до молочно-кремово-желтого и нежно-розового и даже фиолетового. Иногда цвета соседствуют, не смешиваясь, как будто природа-художник последовательно переходила от использования одной баночки с краской к другой, накладывая цвета рядышком. Но зачастую один оттенок переходит в другой прямо у вас на глазах.

Невада: парк Долина огня
Разнообразие красок  и рисунков в парке.
Разнообразие красок и рисунков в парке.

Если оценить главный цвет в парке чисто математически — по площади покрываемых каменных поверхностей, то им однозначно станет багрово-красный. Это и объясняет название парка.

Преобладающий цвет в парке - багрово-красный.

Когда-то, более 100 лет назад, в этих местах проходила грунтовая дорога, соединявшая Солт-Лэйк-Сити (нынешнюю столицу штата Юта) с калифорнийским Лос-Анджелесом. Говорят, что какой-то большой чиновник Американской автомобильной ассоциации, оказавшись на той дороге на закате, заметил, что вся долина выглядела как в огне. Когда в 1935 году власти штата Юта учреждали здесь первый региональный парк, при выборе его имени оттолкнулись именно от этого эмоционального высказывания.

На закате вся долина выглядит как в огне.
Невада: парк Долина огня

Долина, в которой лежит парк, и правда кажется огненной из-за красно-багряного песчаника (Aztec Sandstone) — главной породы, из которой сложены местные горы. Особенно красиво смотрятся яркие склоны рано утром или на закате, когда кажется, что они буквально «горят» среди пожара, устроенного природой.

Яркие склоны рано утром.

Необычные формации Долины Огня в своей основе — это окаменевшие песчаные дюны. Ветер, перепады температур и осадки миллионы лет разрушали мягкие отложения, обнажая наслоения разноцветных пород и придавая скалам причудливые формы, которые мы теперь и наблюдаем.

Формации парка сформировались из окаменевших песчаных дюн.

Этот парк — старейший в штате Невада, ему уже больше 85 лет. С момента своего основания парк увеличил свою площадь почти в 4 раза, включив в свой состав новые территории, на которых багряно-красные скалы совсем не доминируют. С нашей точки зрения, именно «новые» (северные) части парка, где на многие километры простираются слои разноцветных пород, и представляют в нем наибольший интерес. Именно там можно наблюдать каменные образования парка, переливающиеся всеми цветами радуги! Именно туда хочется возвратиться.

Виды северной части парка Долина огня.

Чтобы попасть в самую незаурядную часть парка, в районе визитор-центра надо свернуть на боковую дорогу, идущую на север, перпендикулярно основной трассе, — в сторону «Белых куполов» (White Domes, F на карте 2). Эта дорога — White Domes Road (C на карте 2) — протяженностью около 9 км очень живописна сама по себе и имеет несколько смотровых площадок/парковок, от которых начинаются тропы к интересным местам.

White Domes Road, ведущая в северную часть парка.

Проезжая по дороге через долину, хочется останавливаться чуть ли не через каждую сотню метров. Жаль, что не везде это возможно. Вьющееся полотно дороги очень здорово вписывается в окружающие пейзажи, добавляя к ним свой собственный графический рисунок и цвет.

Дорожная графика

Одна из самых живописных и любимых туристами частей парка — та, где расположилась так называемая «огненная волна» (Fire Wave, D на карте 2). Наверно, многие видели в интернете чудесные фотографии из местечка под названием Волна (The Wave) в Аризоне, но туда попасть достаточно сложно (из-за того, что число ежедневно допускаемых в это место туристов строго регламентируется). Мы там до сих пор не были, хотя предпринимали уже несколько попыток. А вот то, что в Долине Огня есть мини-вариант знаменитой аризонской Волны, знают немногие. И увидеть этот природный шедевр не составляет труда: тропа туда идёт простая, и никаких ограничений в доступе нет.

Невада: парк Долина огня
Мини-вариант знаменитой аризонской Волны.

Fire Wave Trail — маршрут очень легкий, практически никого перепада высоты, идти в одну сторону чуть больше получаса. Уже от парковки видна монолитная красно-коричневая скала под названием «Гибралтарская» (Gibraltar Rock). Не знаем, похожа ли она на одноименную гору на юге Испании, но вид имеет внушительный.

Гибралтарская скала с разных ракурсов.

Обойдя этот монолит, тропа выходит на гладкий каменистый склон из песчаника, окруженный со всех сторон причудливыми формациями разных цветов. Этот склон с некоторых ракурсов выглядит как окаменевшее пламя, застывший огонь!

Склон из песчаника по дороге к Огненной волне (Fire Wave). Ну чем не застывший огонь?

Спустившись по склону, выходишь прямо к «Огненной волне». Это такой полосатый «завихрень» из окаменевшего многослойного песчаника.

Невада: парк Долина огня

Плавные мягкие линии этого каменного чуда природы выглядят абсолютно нереально и исключительно изящно — с любой из его сторон (а мы обошли вокруг!). Естественно, желающих «словить волну», т. е. сфотографироваться, восседая на ее гребне, не счесть.

Если от Огненной волны продолжить движение дальше по высохшему руслу, то попадаешь в целое царство необычных формаций разных расцветок и текстур. Всех их объединяет круговая «тропа семи чудес» — Seven Wonders Loop (на карте 2 обозначена буквой Е). Нужно сказать, что в парке не так уж много именных троп, аккуратно размеченных на поверхности. Ходить можно везде, в большинстве случаев — это гладкие поверхности из окаменевшего песчаника, иногда — рыхлый песок вперемешку со щебнем. Чтобы легче отыскивать правильную траекторию движения, можно пользоваться Google Maps и приложением maps.me. На них большинство ориентиров и достопримечательностей парка имеются.

Виды с тропы Seven Wonders Loop.

Сухие русла переходят в каньоны, каньоны — снова в сухие русла, в пологие склоны, чередующиеся с холмами разных форм и размеров. Поверхности пород и их цвета тоже ощутимо меняются даже на совсем коротких участках.

Очень понравился нам на этой тропе Pastel, или Pink Canyon (Розовый каньон) — крохотный каньон с невероятным бледно-розовым окрасом. У него и фактура стен очень хороша.

Розовый каньон.

Мраморный рисунок с полосками разных цветов.

Но не менее, чем цветовая гамма, в этом парке поражают изысканные каменные образования и особенно их текстура.

Текстура поверхностей в этом парке просто фантастическая!

Блуждая внизу среди необычных формаций, мы все пытались угадать, какой же из окружающих холмов назвали Безумным (Crazy Hill, на картах его почему-то не отмечают). Но все как-то подходящий кандидат не попадался. И уже почти поднявшись к парковке, мы оглянулись назад и сразу поняли: «Да вот же он!». Названием своим он обязан чрезвычайно пестрым разводам на его пологой стороне и у основания.

Дело близилось к закату, и Безумный холм был в полной тени.

На следующее утро мы снова к нему вернулись — посмотреть на «безумие» этого чуда из чудес, похожего на растекшуюся (подрастаявшую) под солнцем невысокую горку, на которую сверху ещё и вылили краску разных цветов. Краска легла правильными узорами у её подножия, без смешения разных оттенков друг с другом.

Безумный холм во всей своей красе.

Еще одна, заслуженно популярная тропа в парке — White Domes Loop, или «Белые купола» (на карте 2 обозначена буквой F). Она круговая, всего 1,6 км длиной, но очень хороша!

На тропе «Белые купола».

Идти по ней лучше по часовой стрелке, тогда в начале пути будет довольно крутой спуск, а в конце — относительно пологий подъем. Красивости начинаются прямо сразу: спуск идет вдоль вертикальной стены с очень замысловатыми формами выветривания — полостями, углублениями, каменными узорами в песчанике.

Замысловатые формы выветривания на тропе «Белые купола».

А по левую руку при спуске открываются слоеные склоны с чрезвычайно причудливыми окрасом и текстурами.

Причудливые окрас и текстура.

Одна из достопримечательностей парка имеет двойное имя — «Огненный каньон»/«Кремнезёмный купол» (Fire Canyon/Silica Dome, на карте 2 обозначена буквой G), откуда открывается вид на каньон, сложенный из интенсивно-багряного и кремового песчаника. На заднем фоне — более темные доломитовые скалы. Очень интересный контраст цветов, не смешивающихся друг с другом и не переходящих один в другой!

«Огненный каньон».

Недалеко — купол, сложенный в основном из кремнесодержащей породы. Со смотровой площадки, на удалении около 800 м, он кажется небольшим. Гораздо внушительнее он смотрится с соответствующей тропы, но у нас времени на нее не было, к сожалению.

Кремнезёмный купол со смотровой площадки.

В целом эта часть парка наибольший интерес представляет для геологов, поскольку все эти образования возникли в ходе очень необычной тектонической активности. Поскольку мы к числу геологов не относимся, то на нас даже большее впечатление произвела встреча в этом месте с толсторогими баранами (bighorn sheep). Масса рогов особо крупных самцов-толсторогов может достигать 14 кг — примерно столько же, сколько весят суммарно все остальные кости организма. Один из таких рогов был выставлен в визитор-центре, мы подержали его в руках: действительно очень тяжелый!

Толсторогие бараны.

Помимо толсторогов, в этом парке нам встретились также антилоповые суслики, которые крутились вокруг нас во время перекуса в пикниковой зоне.

Антилоповые суслики.

На территорию парка можно попасть с востока и с запада. Поскольку мы приехали в парк, возвращаясь из Юты, мы использовали его восточный въезд (буква, А на карте 2). Прямо на въезде у дороги стоит небольшая группа выветренных камней с маленькой тройной аркой. Там же, прямо у дороги — скала-арка «Слон» (Elephant Rock, H на карте), чем-то напоминающая своими очертаниями это животное. Ещё одно популярное место — «Семь сестёр» (Seven Sisters, J на карте), группа из семи красных валунов в окружении песчаной пустыни.

Группа выветренных камней с маленькой тройной аркой.

Вообще в парке есть несколько скальных образований — фигур, получивших имена собственные. Большинство из них расположены ближе к западному въезду в парк. Там даже есть короткая кольцевая дорога (Atlatl Rock Scenic Loop, буква K на карте 2), позволяющая увидеть многие из этих каменных диковинок.

Нашей первой остановкой на этой дороге была скала с петроглифами — Скала Атлатля (Atlatl Rock). Там изображены и животные, и человечки, и какие-то палочки-черточки, зигзаги и что-то похожее на деревья. Смысл этих рисунков непонятен, но говорят, что некоторым из них больше 3000 лет. Туристы поднимаются на эту скалу по довольно высокой лестнице. Как туда забирались индейцы, чтобы сделать эти рисунки, — неясно.

Cкала с петроглифами - Скала Атлатля (Atlatl Rock).

Дальше мы проехали по кругу, естественно, остановившись и сделав фото Арки (Arch Rock, L на карте 2), Пуделя (Poodle), Рояля (Grand Piano) и Кобры (Cobra).

Cкала-арка.

Одни из самых выразительных «скульптур» в парке — это «ульи» (Beehives, M на карте 2), которые не только имеют исключительный дизайн, но и могут послужить учебным пособием для геологов.

«Ульи»: по их косым слоям можно определить преимущественное направление ветров, «укладывавших» осадочные породы тем или иным образом.