Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 20:41
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Кальяри — Италия Май 2015

Наш корабль пришел в порт Кальяри, который находится на острове Сардиния, на побережье Тирренского моря, в центре Залива Ангелов. История города начинается в 8 веке до н. э., в этот период финикийцы основали здесь поселение Каралис. А история всего острова Сардинии начинается с эпохи неолита, о чем рассказывают огромные гробницы гигантов, гробницы-домусы, нурагские башни и загадочный Сардинский зиккурат, напоминающий зиккураты Месопотамии. Название острова пошло от племени сардов, которые здесь жили, а рыбы сардины, скорее всего, названы в честь острова, вокруг которого они раньше обитали.

Существует интересное толкование про «сардонический смех» — горький, злобный смех; есть несколько версий, объясняющих это выражение. В далеком прошлом Павсаний, описывая Сардинию, говорил, что на острове произрастает растение, «вкушая которое, люди охватываются конвульсиями и смеются против воли», и умирают, смеясь. Предполагается, что трава использовалась для ритуального убийства пожилых людей на Сардинии. Был обычай приносить в жертву стариков, эта церемония происходила при всеобщем смехе, причём смеялись и приносимые в жертву.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

А вот о происхождении камня сардоникс никто толком не знает; говорят, что он из Индии, а может из древнего города Сард, что в нынешней Турции, возможно и из Сардинии. История острова богата событиями. В 6 веке до н. э. остров был захвачен Карфагеном, в 3 веке до н. э. завоёван Римской империей. Затем Сардинию захватили вандалы, потом Византия, Пиза, арагонцы; испанцы довольно долго владели островом, что заметно повлияло на культуру острова, начиная с архитектуры, названий и заканчивая традиционной сиестой.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Кто бы ни захватывал остров, ни внедрял свою культуру, здесь до сих пор жив сардинский язык и старые традиции. В 18 веке образовалось Сардинское королевство; Сардиния вошла в состав Италии в 1860 году. В годы Второй мировой войны Кальяри подвергался сильным бомбардировкам.

Остров второй по площади в Средиземном море после Сицилии, но его население достигает всего лишь 1,6 миллионов. Местность с горными массивами, природными заповедниками и сотнями километрами побережья с дикими пляжами и бухтами заселена не густо.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Столица острова Кальяри с населением около 150 тыс. чел. делится на старый и новый районы. Из корабля выходим прямо к исторической части города. Сразу скажу, что город выглядит скоромно после посещенных нами портов Генуи и Палермо. Но он и гораздо меньше их, но не менее интересен. Первое заинтересовавшее нас место, что мы увидели — это церковь святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) на Via Lodovico Baylle, 80. Фасад базилики неприметный, можно пройти мимо храма не увидев его, но эта церковь является единственным в городе культовым зданием архитектуры Возрождения. Построили храм в 16 в., он сначала задумывался как обитель отшельников, чем объясняется простой вид фасада, но есть более интересный вход с Largo Carlo Felice, который ведет в двор храма.

Внутри церкви интересные фрески и отделанный розетками потолок.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

В историческом центре Кальяри на площади Енне находится статуя короля Карло Феличе ди Савойя, поствлена в 1827 году.

Площадь Енне появилась в Кальяри в 1821 году, от нее берут начало 5 улиц, по ним можно попасть в Старый город, квартал-крепость Кастелло, бастион Сан-Реми, есть улица Манно — пешеходная, на ней множество разных магазинов и ресторанов. Мы идем в гору к виднеющимся вдали башням.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Башня Сан-Панкрацио размещается на Piazza dell Indipendenza, в самой высокой точке квартала Кастелло. Построили ее пизанцы в 1305 г. для защиты Кальяри от сарацинских пиратов и генуэзцев. Три стены у неё сплошные, в них сделаны узкие маленькие отверстия, а четвертая, что обращена к Кастелло, имеет балконы на четырех этажах. Внизу находятся одноименные ворота, через которые в прежние времена можно было попасть в крепость. Сан-Панкрацио — это самая высокая башня Кальяри: в настоящий момент её высота составляет 36 м, а в прежние времена она была значительно выше, но нападения англичан в 1701 г. и испанцев в 1717 г. частично разрушили её. В 1793 г., когда Кальяри захватили войска Наполеона, Сан-Панкрацио потеряла вершину. Во времена правления арагонской династии в Сан-Панкрацио разметили тюрьму, в 1906 г. сооружение отреставрировали.

Башня Слона находится на Piazza S. Giuseppe, это вторая по величине башня Кальяри: её высота составляет 31 м. Построили достопримечательность в 1307 г., и назвали в честь одного из символов Пизы — слона, небольшую скульптуру которого установили на стене в 10 метрах над землей. Эту башню называют близнецом Сан-Панкрацио: она также имеет четыре этажа, три глухих стены, одну — с балконами, внизу вход в Кастелло.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

В свое время в ней также разместили тюрьму. Недалеко от башни на площади Carlo Alberto было место казни, а на её стенах вывешивали головы отрубленных людей, часто они висели там по нескольку лет, поэтому местные считают, что в ветреные ночи с площадки, где казнили людей, доносятся голоса их душ. Башня открыта для туристов, а с её обзорной площадки открывается великолепный вид на Кальяри и окрестности.

Рядом с башней находится церковь Сан-Джузеппе:

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Разглядеть сверху можно практически весь город.

Порт весь на виду.

Здание городского муниципалитета.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Слева церковь Сан-Микеле 17 века очень красивая внутри, является шедевром архитектуры иезуитов и испанского барокко:

Знаменитой площадью Кальяри является Дворцовая площадь, здесь находится Королевский дворец (Palazzo Regio).

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Вокруг него в прежние времена строили свои дома представители знати, построили ратушу, Кафедральный собор, дом архиепископа и другие городские службы. Королевский дворец здесь стоит с 14 века и целых пять столетий здесь жили короли. В начале 19 в., когда войска Наполеона заняли Турин, тут была резиденция Савойского правящего дома.

В 1885 г. дворец перешел во власть города, и в здании было решено разместить префектуру и администрацию провинции Кальяри.

Кафедральный собор Святой Марии — главный храм Кальяри, здесь хранятся христианские святыни: шипы из тернового венца Иисуса Христа и мощи сардинских мучеников. Появилась церковь в 13 в. после того, как пизанцы захватили город и разрушили главный храм Сардинии, посвященный святой Кикилии. Городу понадобилась новая обитель, и ею стала церковь в крепости — Санта-Мария-де-Кастелло. После этого в соборе проходили масштабные преобразования, которые закончились лишь в тридцатых годах прошлого века. поэтому храм несет в себе черты разных эпох, а главный фасад оформлен в неороманском стиле.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Внутри собора есть и элементы барокко и романского стилей, сохранились оригинальные фрески. При храме есть Святилище мучеников, здесь три капеллы, в одной из них, в капелле св. Люцифера, обустроено восемьдесят ниш, где хранятся мощи святых. Еще здесь установлен памятник королеве Франции Марии-Жозефине Савойской, которую похоронили внутри собора в 1810 г.

Старая ратуша:

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Бывшая ратуша находится на Piazza Palazzo, 6. Построили мэрию в 14 в., свой нынешний вид она приобрела в 18 в. В конце 19 в. мэрию перенесли в новое здание на via Roma, а в бывшей ратуше разместили консерваторию, которая находилась там до 70-х годов прошлого века. В 2009 г. во дворце открыли этнографический и керамический музеи.

Мы продолжаем гулять по верхнему городу.

Проходим за собором к высоким старым стенам, с которых открывается вид на другую сторону Кальяри.

Со смотровой площадки можно спуститься в нижний город на лифте или по лестнице бастиона.

Кальяри — столица загадочной Сардинии
Кафедральный собор со стороны крепостной стены.

Бастион Сан-Реми не древнее сооружение, а постройка конца 19 века-начала 20-го с большими арками и широкими лестницами, соединяющая верхнюю и нижнюю части города.

Построен на месте старых испанских крепостных стен по приказу барона Сан-Реми — наместника Пьемонта. Двойная лестница ведет наверх и заканчивается у Триумфальной арки, через которую можно выйти на террасу Умберто I со скамейками и пальмами. Бастион Сан-Реми размещается на нижней площади -Piazza Costituzione.

Палаццо делла Легионе деи Карабиньери (1933 год) — резиденция легиона карабинеров Сардинии. Четыре бронзовые статуи на карнизе символизируют жертвенность, героизм, веру и дисциплину.

EXMA — один из самых интересных выставочных центров в Кальяри. Центр находится с 1993 года на территории бывшей скотобойни.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Недалеко мы видим церковь Святого Люцифера, она была построена в 1682 году. В центре фасада над дверями расположен герб города, с двух сторон от которого находятся статуи собак.

Внутри можно увидеть ценные картины, изображающие Святых — Мадонну с младенцем и Святыми Люцифером и Домиником (конец 17 века). Люцифер был епископом Кальяри известным своим яростным противодействием арианству.

Также в этом районе есть храм святого Сатурнина — древнехристианская церковь, расположенная на Piazza San Cosimo. Назвали ее в честь покровителя города, святого Сатурнина, эту базилику построили недалеко от его захоронения, на месте, где мученика в 304 г. обезглавили за отказ поклоняться Юпитеру. В 11 в. храм перешел к бенедиктинцам, которые отреставрировали церковь в романском стиле.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

С 14 века храм пребывал в запустении, пока в 18 в. в нем не возобновили службы. В 1943 г. базилика сильно пострадала от бомбежек. После войны её отреставрировали и открыли для прихожан.

Вот мы подошли еще к одной интересной достопримечательности — базилике Богоматери Бонариа (Santuario di Nostra Signora di Bonaria), это целый комплекс. Он состоит из маленькой церкви 14 в. и примыкающего к её стенам большого храма. Расположена базилика на Piazza Bonaria.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Во времена покорения Сардинии королем Альфонсо Арагонского, была выделена монахам из ордена мерседариев небольшая церковь и монастырь при ней. По преданию, в 1370 г. испанский корабль попал в сильный шторм, матросы решили выбросить за борт весь груз, в том числе и тяжелый ящик, как только он оказался в море, буря утихла. Ящик выбросило к берегам Кальяри, недалеко от церкви, его нашли монахи, а когда открыли, обнаружили деревянную скульптуру Богородицы. С тех времен базилика Богоматери Бонарии стала местом поклонения паломников и моряков, она является самой большой базиликой острова.

Над алтарем висит удивительный крошечный корабль из слоновой кости (15 век), чьи движения указывают направление ветра в заливе; как это происходит — непонятно, но это так и есть.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Посидели мы на ступенях храма, посмотрели на спокойное чистое солнечное море и решили, что мы нагулялись и неплохо бы искупаться. Просто сели на автобус и доехали до популярного пляжа Поэтто. Майское, но уже не нехолодное прозрачное море, прекрасный средиземноморский пляж, теплый песок и по-летнему пригревающее солнце позволили нам расслабиться и отдохнуть после прогулки по городу.

Вернувшись в город, мы еще немного прошлись по кварталу Марина.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Снова подошли к историческому району Кастелло.

Увидели «Ворота двух львов» (Porta dei Duo Leoni) — старинные ворота, ведущие в квартал Кастелло, своё название они получили из-за двух белых львиных голов, торчащих над левой аркой.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Спряталась среди домов церковь св. Антонио Аббате, основанная орденом госпитальеров в средние века, расположена на улице Джузеппе Манно в районе Марино. Полностью реконструирована в 17 веке.

Спускаемся с горы к морю.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Прошлись по улочкам города, разглядывая красивые двери и почтовые ящики.

Посидели в уличном кафе и вернулись на корабль.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

С высокой палубы лайнера открывается чудесный вид на город.

Мы разглядываем достопримечательности Кальяри, которые стали узнаваемыми.

Кальяри — столица загадочной Сардинии

Башни, храмы, с которыми познакомились, древние стены притягивают взгляд, чувствуешь энергетику улиц, по которым ходили, помнишь прикосновение к старым постройкам, дышишь морским воздухом, пропитавшем весь город.

И теперь, глядя на фотографии, я с удовольствием вспоминаю историю Кальяри, его крутые улочки, неспешные прогулки с неизменным вопросом: а что там за поворотом?