Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 20:13

Пермь — Россия Февраль 2022

Третий день моего пермского вояжа был самым главным: на 16 часов у меня билет на экскурсию в «Пермский академический театр оперы и балета», а вечером  смотрю балет «Щелкунчик» в этом театре.

Первую половину дня решила занять посещением Центрального Выставочного зала, который находится рядом с Соборной площадью.

Мой маршрут начался как раз у первой точки туристического пешеходного маршрута по Перми «Зеленая линия». Этот маршрут появился в июне 2010 года, когда тогдашний губернатор Олег Чиркунов задумал превратить Пермь в Культурную столицу Урала, для чего начали культурную революцию.

Почему -то начало экскурсионного маршрута по городу начинается не от исторического центра, а от отеля «Прикамье», где я остановилась.

Здесь установлен по версии журнала «Русский мир» самый странный памятник России «Пермяк-солены уши»

Третий февральский день в Перми

С такой аппаратурой снимки будут отличные!

Фотографу можно попозировать и встать на место Пермяка-солены уши, как я это сделала летом.

Третий февральский день в Перми

Недалеко от памятника щит, где рассказано, что у пермяков, работавших на соляных промыслах и носивших на плечах мешки с солью, уши становились красными- солеными. Так и появилась поговорка «Пермяк- солены уши», которую воплотил в скульптуру Рустам Исмагимов.

Дальше иду по Комсомольскому проспекту до перекреста с улицей Пермской, где привлекает внимание дом, который прозвали «Теремок Токаревой»

Третий февральский день в Перми

Деревянный дом в стиле русский модерн построен в конце XIX века, памятник регионального значения. В доме располагается кафе.

Дальше по Пермской два симпатичных дома, построенных уже в XXI веке.

Третий февральский день в Перми

Но мне дальше надо двигаться по Компросу, как говорят местные жители.

Здесь второй пункт пешеходного маршрута — Дом купчихи Барановой.

Третий февральский день в Перми

Купчиха сдавала этот дом в аренду, внизу были магазины, а на втором этаже этого дома был первый электротеатр «Модерн».

Направляясь дальше к своей цели, дохожу до щита с цифрой 3.

Часовня Святого Стефана Великопермского построена в 1887 году.

Третий февральский день в Перми

После революции здесь был клуб, школа, детсад. Сейчас идут службы религиозно-просветительского центра, работает воскресная школа.

В пешеходный маршрут входит и Пермская женская учительская гимназия.

Третий февральский день в Перми

Этот дом построен по проекту архитектора Потапенко в 1885 году для пароходчика Каменского. С 1909 года здесь готовили сельских учителей, был педагогический техникум. Сейчас в здании Дом детского творчества «Пермячок».

Дом, где расположен Центральный Выставочный центр, примыкает к красивому угловому дому.

Третий февральский день в Перми

Я захожу в здание выставочного центра, который значится пятым номером маршрута.

Шестым номером значится Спасо-Преображенский собор, который через дорогу.

Третий февральский день в Перми

На этом моя прогулка по пешеходному маршруту обрывается.

Познакомившись с графикой французских художников, получив духовную пищу, отправляюсь на поиски простой пищи. Почему-то в воскресение большинство недорогих кафе закрыто. Но все-таки проблема решилась и после небольшого отдыха наконец-то иду к Театру оперы и балета.

Третий февральский день в Перми

На экскурсии было много детей.

Накануне в Пермской художественной галерее тоже было несколько экскурсий с детьми. В одной группе дети были совсем маленькие, их усадили напротив картины и они очень внимательно слушали. Культурное воспитание надо, конечно, начинать с детей.

Продолжительность экскурсии по театру, которую я уже описала, один час. До начала спектакля у меня еще целых два с половиной часа.

В августе прошлого года я шла от оперного театра по улице Сибирской, поэтому теперь отправляюсь на прогулку по параллельной ей улице 25 октября, которая пересекает улицу Ленина.

Улица Ленина до революции была Покровской, нынешнее название получила в 1920 году.

Третий февральский день в Перми

На углу Ленина и улицы 25 октября здание Главпочтамта.

Здание было построено в 19 веке по проекту А. Б. Турчевича для купца Кузнецова, но после многочисленных перестроек от первоначального проекта мало осталось. Почтамт здесь с 1930 года, а до этого был Губернский комитет, музей.

От почтамта до Москвы 1300 верст, виден верстовой столб в стене здания.

На другом углу улицы Ленина и улицы 25 октября очень симпатичный дом.

Третий февральский день в Перми

Памятник архитектуры регионального значения на Ленина 26 построен по проекту архитекторов Кузяновой О.В. и Футлика М.И. в середине XX века. Почетного архитектора Футлика М.И называют поэтом модернизма. По его проектам в городе построены высотки, которые хорошо вписались в историческую застройку.

Рядом по улице 25 октября другой памятник архитектуры в стиле эклектики -Доходный дом Березина А.В., построенный в 1910 году.

Здесь расположены факультеты Пермского университета.

Следующее здание оригинально смотрится.

Третий февральский день в Перми

На углу улиц 25 октября и Пермской необычное здание.

Здесь в 2007 году начато строительство многофункционального комплекса «Москва», превратившегося в Долгострой.

Третий февральский день в Перми

По улице 25 октября дохожу до Екатерининской. На перекрестке самый первый благоустроенный дом в Перми.

Дом с башенкой построен в 1953 году по проекту архитектора Рудника Д.Я. на первом этаже торговые помещения, а верхние четыре этажа жилые. Впереди по улице был сквер и не особо интересные здания, поэтому я поворачиваю назад.

Сворачиваю на знакомую мне, одну из самых старых улиц города, Пермскую.

Историческое название этой улице вернули в 2012 году, а с 1934 по 2012 год это была улица Кирова.

В доме постройки начала XX века вижу один из филиалов сети магазинов -пекарен «Хлебница». Во многих магазинах этой сети можно попить кофе и перекусить. Но здесь все оказалось на вынос.

Третий февральский день в Перми

Два дня назад я шла по этой улице от Сибирской в сторону Комсомольского проспекта, а сейчас дойду до Сибирской с другой стороны.

Здание Военного комиссариата Пермского края. Дом построен в 1935 году.

Ближе к перекрестку красивый жилой дом с офисами на первом этаже, начало XX века, построен по проекту архитектора Морогова Ф.Е, памятник архитектуры.

Третий февральский день в Перми

Японский ресторан размещен в доме Рязанцевой. Могли бы и подремонтировать. Хотя там много проблем, потому что это памятник архитектуры.

Дом Рязанцевой построен в 1870 году. Памятник архитектуры регионального значения.

Со стороны ул. Сибирской в Доме Рязанцевой расположен Дом журналистов. В этом здании с 1923 по 1964 год находилась редакция газеты «Звезда», в которой в 1925–1927 годах работал Аркадий Гайдар, на здании установлена мемориальная доска.

Улица Сибирская очень интересна. Не знаю почему здесь не проходит пеший туристический маршрут, ведь это была центральная улица Перми в XIX веке.

Средняя школа № 21 в доме на перекрестке Сибирской и Пермской находится здесь с 1926 года.

Третий февральский день в Перми

А здание было построено во второй половине XIX века как доходный дом Синакевича. Первый этаж сдавался в аренду под магазины, а на втором этаже была частная гимназия.

Небольшой переход и я уже на параллельной Пермской — улице Ленина. Не примечательное на первый взгляд здание- это объект пешеходного маршруты № 33- кинотеатр «Триумф».

Третий февральский день в Перми

В здании, построенном в конце XIX века, кинотеатр немого кино был открыт в 1911 году. В 1932 году здесь было показано первое звуковое кино, а в 1957 году продемонстрировали первый широкоэкранный фильм. Кинотеатр в этом здании работал до 2008 года.

За «Триумфом» более интересное здание.

Третий февральский день в Перми

Этот красивый дом был построен для советника В, В.Парначева известным архитектором Р. И. Карвовским. Потом его приобрел ректор Пермской духовной семинарии и здесь с 1853 года было Духовное училище.

В здании была своя пекарня, своя больница, церковь.

В 1918 году здесь размещались колчаковцы.

Потом было общежитие рабфака, техникум, а с 1975 года здесь Пермская государственная академия искусств и культуры. Зданию присвоен статус памятника архитектуры Федерального значения.

Гуляю дальше. Вот такие современные дома мне нравятся.

Третий февральский день в Перми

Все-таки не коробка и не цилиндр.

Котик уговорил меня зайти в Сказочный магазин «Твоя полка».

Третий февральский день в Перми

Тут целая выставка авторских работ.

Третий февральский день в Перми

В этом магазине каждый умелец или коллекционер может арендовать полку и расположить свой товар. Посмотреть очень интересно.

Третий февральский день в Перми

На другой стороне улицы Ленина, в историческом здании расположена Кафе-пекарня «Дом Демидовых». Дом построен в 1873 году наследниками Павла Павловича Демидова, скончавшегося во Флоренции.

Мне, однако, надо идти уже к театру.

В сквере у театра подхожу к памятнику Борису Пастернаку.

Третий февральский день в Перми

Этот памятник скульптора Елены Мунц установлен в 2009 году и это был первый памятник Пастернаку в России.

Пастернак жил в Пермском крае в 1916 году, гостил в поселке Всеволодо-Вильва, в доме Бориса Збарского, который оформил его служащим на завод, чтобы уберечь от армии. Начинающий поэт путешествовал по губернии, много раз был в Перми. Пермь стала прообразом города Юрятина, показанного в романе «Доктор Живаго».

А через полчаса уже жду когда откроется занавес и я услышу волшебную музыку Чайковского.

Спектакль очень понравился.

А утром неприятность: на улице минус десять! Такого не обещали, прогноз был на 0–1 градус, по которому я и была одета.

У меня есть еще полдня до поезда и я еду на троллейбусе на Завод Шпагина.

Очень сильный туман. Вокруг много интересных зданий, но… Все-таки попытки фотографировать делаю. Очень понравился дом на улице Горького, 9, построенный в 2005 году.

Третий февральский день в Перми

На завод Шпагина меня не пустили, нет никаких мероприятий из-за ковида. Везде есть, а у них нет. И вредный охранник даже не разрешил сделать фотографию старого цеха.

В августе я фотографировала завод Шпагина с моста.

Третий февральский день в Перми

Завод Шпагина закрыт в вгусте 2018 года, ему было 144 года. Сейчас его территория объявлена социокультурным пространством, здесь установлено много арт-объектов, проводятся выставки и различные мероприятия.

Назван завод в честь Алексея Шпагина, прошедшего путь от рабочего до председателя исполкома. В 1937 году Алексей Шпагин был репрессирован.

Снова сажусь в троллейбус и через 10 минут я на улице Ленина. Туман прошел! Выглянуло солнце!

Но, что уже теперь… Зашла в кафе-столовую, которое вчера было закрыто, а потом пошла в отель. Хотела пойти на экскурсию в новый торговый центр, но работница отеля сообщила, что мне можно остаться в номере до 14 часов. Холодно. И зачем мне этот ТЦ? Поеду к отправлению поезда на вокзал. Так что полдня у меня прошли зря.

А после 15 часов я смотрю на Пермь уже из окна поезда.

Третий февральский день в Перми

Хороший город Пермь! Насколько он культурная столица Урала- не знаю… Не много ли у нас столиц? Под боком у считающего себя столицей Урала Екатеринбурга, живет Медная столица Урала- Верхняя Пышма. Зачем столько столиц? А музеев и театров в Екатеринбурге больше, чем в Перми.

Но город интересный. Надо будет еще приехать.