Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:19
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Ванавара — Россия Март 2022

Предыдущая часть — Дорога на Ванавару

В Ванаваре мы в первую очередь хотели посетить Краеведческий музей. Подъезжая, нашли телефон, дабы договориться о визите, но связи не было. Наивно полагая, что он должен работать до 18 ч, в 17 ч. 05 минут уткнулись в закрытую калитку. Как позже выяснилось, сотрудники музея ушли домой за пять минут до этого.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Рядом с музеем сквер с памятником Тунгусскому метеориту. Решив, сфотографироваться рядом, смело ринулись по снегу, с каждым шагом проваливаясь по пояс.

Монумент представляет красный шар, опоясанный чёрной лентой, где приведены день и время взрыва с точностью до минуты.

Если с музеем не повезло, то в гостиницу устроились без проблем. В Ванавару часто приезжают командировочные. Каких-то особых удобств не было, но мы их и не ждали.

Время половина шестого.

Через час солнце спрячется за горизонтом. Пока светло, решаю, пробежаться по посёлку, посмотреть и сфотографировать

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Очень странно видеть полноценную жизнь посреди тайги. В Ванаваре есть фитнес-зал, спортзал, библиотека, дом культуры. По посёлку ездит автобус, много отечественных Жигулей и даже есть такси. При этом вокруг ни других деревень, ни посёлков, ни городов.

Ванавара существует автономно.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

В первый день и во второй гуляя, я старался как можно больше общаться с людьми. Большинство собеседников никогда не были в столице региона — Туре, а поездка в Красноярск является настоящим событием.

Помню, в советское время выходило много книг и снималось большое количество фильмов про Сибирь, где главными действующими лицами являлись обычные люди. Всё так и есть, история почти каждой семьи по своему уникальна. Край заселяли сперва ссыльными, после началась Столыпинская реформа, в советское время направляли коммунистов и комсомольцев.

Одна женщина рассказала, как её бабка с дедом на конях переехали в Эвенкию из Красноярского края. В 30-ые годы правительство, выделяя дотации, пыталось запустить в действие очередную программу переселения.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Теперь всё по другому. Заброшенных домов не много, но они есть. Здешняя жизнь от мегаполисной резко отличается, всевозможных благ цивилизации на Севере меньше.

В настоящем в новости редко попадает что-то доброе, простое, повседневное. Так Ванавара прославилась двумя авариями в коммунальной сфере.

10 декабря 2010 г. на ванаварской теплостанции произошёл взрыв котла. Погиб дежурный, от централизованного теплоснабжения был отключён частный жилой сектор, в 78 домах которого проживали 720 человек, а также отделение милиции, детский дом и ряд других социальных объектов.

Дети были эвакуированы в Красноярск, взрослые отказались выезжать. В большинстве домов частного сектора имелись печи, поэтому население было мобилизовано на заготовку дров (имеющегося запаса хватало только на 10 дней). Котёл восстановлению не подлежал.

Начались ремонтные работы. Они продлились до 16 января 2011 года. 4 сентября 2011 года запустили новую котельную.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Весной 2012 г. из водопроводных труб в течение месяца текла жидкость с запахом нефти. Загрязнение устранили — на это понадобилось три дня. Причиной стал порыв трубы, по которой нефть поступала в ёмкости.

В начале июня 2012 г. в Ванавару прилетели различного рода специалисты. Они полностью заменили старое оборудование на новое. Я воду из-под крана пил, никакого запаха не почувствовал, как и последствий.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

В местном аэропорту тоже произошла трагедия — яркий пример 90-х.

26 сентября 1994 года при заходе на посадку возле Ванаварского аэропорта разбился самолет Як-40 (бортовой номер — RA-87468), совершавший полёт по маршруту Красноярск — Тура. Причиной крушения стала полная выработка самолётом топлива после трёх неудачных заходов на посадку в аэропорту Туры и уход на запасной аэродром в Ванавару.

Экипаж после остановки двигателей попытался посадить машину на реку, но самолёт столкнулся с берегом и разрушился. Погибли все находившиеся на борту двадцать четыре пассажира и четыре члена экипажа. Как выяснилось в ходе расследования, экипаж неверно оценил остаток топлива, залитого для экономии в обрез.

Название Ванавара даёт возможность для дискуссий. Многие считают, что основателями посёлка были охотники Ваня и Варя (муж и жена).

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

На берегах Подкаменной Тунгуски Ванавара обустроилась на ровной местности, подступающей к реке отвесной скалой. Бывало, что с кручи падали и разбивались не только люди, но и коровы. Свалишься — не поздоровится. По эвенкийски: Анан — Варэн.

Будем считать «Ванавара» — «Ананварэн» второй версией.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Если продолжать искать истину в истоках слова, получаем третий вариант.

На месте районного центра в прежние времена существовало эвенкийское стойбище, где купцы-тунгусники из Кежмы обменивали аборигенам муку, сахар, соль, чай, патроны и спички на мягкую рухлядь (пушнина). Андаманми — обменивать, Андари — купец, компаньон.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Кстати, тунгусами в здешних местах называли не только эвенков. Тунгусы это сибирские кочевники. Заезжих купцов часто именовали — русские-тунгусники.

Ангарские купцы появились предположительно летом 1899 года, с этого времени начинается официальный отсчёт возраста Ванавары. Так Ванавара в 1908 г. стала ближайшим обитаемым местом от района падения Тунгусского метеорита.

Русский писатель В. Я. Шишков, проделавший в 1911 году путь от берегов Нижней Тунгуски до Подкаменной, упоминает Анавар. Для краеведов это ещё одна версия.

Современный посёлок основан в 1932 году в связи с созданием базы для оленеводов, охотников, рыболовов и метеостанции.

К 1935 году было несколько домов, клуб, магазин. В 1932 г. начала работать больница. В 1935 г. открылось почтовое отделение, из тарелок зазвучало радио. Ещё через три года открыла двери школа-интернат, где обучались дети эвенков.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Подкаменная Тунгуска примерно 220 дней в году покрыта льдом. Весенний ледоход происходит при значительном подъёме воды. Часто на реке образуются водяные заторы, отчего уровень подъёма может достигать 20 метров.

Образование заторов явление обычное. Все здешние реки, текущие с юга на север, начинают вскрываться с верховьев, когда в северных горах только-только начинает таять снег.

Через промежуток в 15–20 дней после ледохода на реке вновь происходит подъём воды. Её пополняет так называемая «коренная вода», образованная таянием снега в окрестных сопках. Когда поток сходит, судоходство становится невозможным. Вот и спешат баржи в Ванавару по первой воде в июне месяце.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

В 1991 г. чилийские астрономы открыли неизвестный астероид и назвали его Ванавара. Дела земные на порядок прозаичней. Гуляя, я посетил несколько продуктовых магазинов. Яйца стоили в полтора раза дороже московских, яблоки 260 р. (в Москве в среднем 180 р), цена на виноград зашкаливала. Спиртные напитки дороже, но не критично.

Вернувшись в гостиницу, я рассказал друзьям о прогулке, поделившись впечатлениями. Водители за этот час успели заправиться и провести лёгкий ремонт. Вероника перемыла посуду и приготовила ужин.

С темнотой жизнь в Ванаваре останавливается. В отсутствии ветра дым из труб поднимается чётко вверх, слегка пританцовывая на морозе, и набирающая силу Луна, начиная очередное шествие по небу, в очередной раз удивляется, как в столь суровых условиях умудряются жить люди.

Проснувшись в 7 утра, я вновь отправился гулять.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

На рассвете градусник гордо показывал — 34С. Это комфортная температура, ибо к 9 утра воздух прогрелся до — 25С. Злые холодные ветра для Эвенкии редкость и потому двадцать градусов мороза при ярком солнце настоящий курорт.

Посёлок начинал просыпаться. Навстречу попадались разноплановые машины и одинокие пешеходы, закрывавшие рот шарфом.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Посёлок депрессивным не выглядит.

Почти везде для пешеходов деревянные мостовые, где звук шагов усиливает тротуар, и ты идёшь как по барабану.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Чем на кусок хлеба зарабатывает местный люд, не скажу. По моим понятиям, большая часть так или иначе связана с государевой службой.

Вечной мерзлоты в Ванаваре нет. Возле частных домов теплицы, где люди в тёплое время умудряются выращивать огурцы, кабачки, помидоры. Как и в Кодинске, жители получают северные надбавки.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Что такое Ковид, никто толком так и не объяснил? Однако Ванавару, как и многие другие города, закрывали на карантин. Смертельные случаи были и причной врачи поставили Ковид.

Помня про аварию, произошедшую в котельной, многие, особенно в частном секторе, не хотят подключаться к центральному отоплению, предпочитая топить дровами.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Их нужно либо самостоятельно заготавливать, либо покупать. Машина дров 13 тыс. Дабы прожить зиму, нужно сумму умножить на три.

Круглогодично раз в неделю из Красноярска в таёжную Ванавару прилетает самолёт. Летом приезжают экскурсанты, дабы отправиться к эпицентру взрыва метеорита. Впрочем, экстремалов не много… Из сотовой связи доступна только МТС.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Население чуть меньше 3 тысяч, коренные народы Сибири составляют десятую часть. Школа одна, и потому с разных концов посёлка с 8 утра начинают свой путь дети.

При -45С занятия отменяются. Это случается в декабре и январе.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Молодёжь на дальнейшее обучение отправляется в Красноярск. Если в 90-х почти все уезжали с концами, то теперь многие возвращаются.

Вечером наблюдал такую картину: вдруг ни с того ни с сего начинает выть собака, поднимая морду к небу. Ей подпевает одна, другая, и вот с разных сторон собачьими голосами голосит уже весь посёлок.

Белые снега северной широты. Ч - 4. Столица Тунгусского метеорита

Лайки это или простые дворняги, не скажу, но мороза они по любому не боятся и спят прямо на улице. Собаки нужны, они охраняют от волком и медведей. Последние, особенно летом, когда горит тайга, в поисках пищи часто выходят к людям.

Что в первый день, что во второй я не дошёл до Михайловской церкви, так красиво возвышающейся на берегу Подкаменной Тунгуски. В первый день уже стемнело, во второй, после посещения Краеведческого музея и дирекции Тунгусского заповедника, начало поджимать время. Нужно было двигаться дальше.