Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Крит — Греция Май 2017

Первый раз мы с женой получили шенгенскую визу весной 2017 г. По условиям визы, прежде всего мы обязаны были посетить Грецию, а потом «хоть куда». Греция большая и сильно разбросанная страна, и мы долго думали, куда бы нам поехать, чтобы не жалеть потом. Остановились на острове Крит — цены более щадящие, чем в материковой Греции, климат подходящий, отзывы хорошие…

Крит

Вообще-то Крит — один из самых южных и самый большой греческий остров. Протяжённость с запада на восток — более 260 км. На прилагаемой карте Крита (из интернета) показаны его основные города. Столица острова — город Ираклион.

Остров Крит. Карта из интернета

Если говорить о Крите в целом — нельзя не упомянуть о существовании здесь догреческой Минойской цивилизации, которую датируют приблизительно периодом 2600—1600 гг. до н. э. Гибель этой цивилизации напрямую увязывают с гигантским цунами, сопровождавшим извержение и взрыв вулкана в Эгейском море (на месте нынешнего о. Санторини) с последовавшим мощнейшим землетрясением. Памятники минойской цивилизации сохранились в основном в центральной и восточной части Крита.

Потом кто только не владел островом! Греки (с 1400  г. до н. э.), римляне, византийцы, арабы, венецианцы, турки, англичане… В начале XX века (1913) Крит присоединился к Греции и стал одной из её провинций. Сейчас население Крита — более 600 тыс. чел., ежегодно его посещают более 2,5 млн туристов. Население в основном греки, до 98% исповедуют православие, около 1,5% — ислам.

Тур

Изучив карту и отзывы, остановили свой выбор на городе Ретимно (ударение на первом слоге; на карте обозначен как Ретимнон); это третий по величине город на Крите (после Ираклиона и Ханьи) с населением чуть более 30 тыс. чел. Расстояние до Ираклиона на востоке 78 км, до Ханьи на западе 59 км. Через туроператора заказали авиарейс, забронировали отель и трансфер из аэропорта Ираклиона до отеля (4 мая) и обратно (14 мая). Остальное решили брать на месте и по ситуации.

Фактически у нас получилось в Ретимно, исключая приезд и отъезд, полных девять дней. И никаких планов. Просто наслаждаемся солнцем, морем и ощущением отрешённости от всех забот. Половину времени, конечно же, мы потратили на целевые поездки (лагуна Балос, остров Санторини), путёвки на которые брали на месте, и на какие-то более-менее осмысленные самостоятельные экскурсии (Фортецца, Сити-тур). По их «следам» опубликовал несколько рассказов и фотоальбомов:

— Вокруг Ретимно с ветерком (6 мая) https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/48802

— Пиратский остров и волшебная лагуна (7 мая) https://www.tourister.ru/responses/id_36617

— Санторини как он есть (9–10 мая) https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/48195

— Путешествие на Санторини (9–10 мая) https://www.tourister.ru/responses/id_36268

— Фортецца в Ретимно (11 мая) https://www.tourister.ru/responses/id_36713

Этим рассказом завершаю публикацию всего цикла, навеянного воспоминаниями о тех сказочных временах, когда почти всё было возможно и доступно.

Город Ретимно

Для удобства представления и просмотра материалов, поделил их на несколько частей. Первая часть посвящена собственно городу. Мы гуляли по городу в разные дни, без определённой цели, поэтому подборка кадров далее не имеет какой-либо системы, это просто собрание некоторых мимолётных впечатлений.

Вот панорама его центральной части и крепости Фортецца вдали на возвышении. Кадр сделан с «балкона Ретимно», почти в конце поездки вокруг Ретимно на автобусе Сити-тур. В одном из отзывов прочитал, что автобус в этом месте обычно делает короткую остановку для фотографирования. Наш водитель, видимо, этого не знал, так что снимать пришлось на ходу.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Из своего критского фотоархива я специально выбрал этот кадр, на котором слева — обрывистая скала возвышенности Палеокастро с крепостью Фортецца наверху, справа море, а вдали белеет снежной шапкой вторая по высоте возвышенность Крита — Лефка-Ори с вершиной Пахнес высотой 2454 м.

Следы древних поселений на месте Ретимно относятся ещё к минойскому периоду, однако считается, что постоянное поселение, давшее начало городу, возникло здесь после прихода венецианцев в 1203 г. Фортецца, ставшая основой современного города, была построена в 1573—1590 гг. тоже венецианцами. С 1646 г. Ретимно, как и весь Крит, входил в состав Османской империи, и только в 1913 г. официально стал частью Греции, хотя греки здесь издревле составляли основную часть населения. В 1941 г., несмотря на героическое сопротивление местного населения и греческих подразделений под руководством генерала Мандакаса, был оккупирован, вплоть до 1945 г., немецкими войсками.

На следующем снимке — общее очертание Фортеццы, как она видится от набережной. Более подробно о крепости рассказано в публикации «Фортецца в Ретимно» (ссылка выше).

Ретимно — город, который остаётся с тобой

На одной из улиц Ретимно. Конечно, обратили внимание, что пальмы здесь растут из земли, а не из кадок, как в Болгарии.

Поразили многочисленные и экзотические (на наш взгляд) цветущие кусты, свободно произрастающие рядом с проезжей частью городских улиц. К сожалению, не могу их идентифицировать, не знаток. Но в комментариях мне подсказали эти названия.

"Кустарник с цветущими "метелочками" называется краснотычиночник".

Ретимно — город, который остаётся с тобой

о науке кустарник с красным ёршиками зовётся каллистемон".

Признаюсь, дальше снимки здесь идут без особой системы. Сейчас я понимаю, что пропустили большинство наиболее «раскрученных» достопримечательностей. Хотя, потеря не слишком большая. Ведь на то они и раскрученные, что и так спрыгивают на вас из каждой публикации.

А мы просто ходили и смотрели, что-то снимали. Вот, например, один из «самых-самых» отелей Ретимно. В отзывах, правда, пишут о нём всякое…

Ретимно — город, который остаётся с тобой

А это Городской парк. Небольшой по площади, он буйно зарос, даже слишком. Возможно, поэтому о нём нечасто вспоминают в отзывах и путеводителях. А может быть, и потому, что на месте нынешнего парка когда-то было турецкое кладбище.

Привлёк внимание памятник, посвящённый, вероятно, одному из критских героев периода Второй мировой. Из надписи на пьедестале понял, что звали героя Константин, и погиб он совсем молодым (32 года) в 1944 г. Перешерстив интернет-публикации, понял только, что критское сопротивление реально существовало в течение всей оккупации острова немецкими войсками. К сожалению, никаких подробностей о том, кто изображён на этом памятнике, не нашёл. Но в любом случае — наше глубокое уважение и память героям, отдавшим жизнь в борьбе с нацизмом.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

В городском парке было мало посетителей, разве что вот этот абориген…

Между церковью Четырёх Мучеников и Городским парком расположена просторная площадь. Она заасфальтирована и в обычные дни используется в качестве большой автопарковки в центре города. Но по четвергам с утра всё преображается: здесь проходит одна из трёх еженедельных городских ярмарок.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

А на улицах Старого города, сплошь пешеходных, идёт своим чередом обычная жизнь. Здесь можно видеть не только охочих до всего и любопытных туристов, но и местных жителей, погруженных в повседневные заботы.

Вот как эти школяры, которые, пожалуй, всюду озабочены одним и тем же

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Впрочем, и туристы есть всякие

Сейчас мы на просторной площади.

Исторически это была центральная площадь города и называлась она Ярмарочная. На площади проводились праздники, ярмарки, шествия и карнавалы. И здесь до сих пор находятся некоторые административные здания, общественные и культурные центры. То, что я буду излагать об этой площади и расположенных здесь достопримечательностях, основано на информации с сайта https://provodniq.com/dostoprimechatelnosti-retimno-marshrut-na-1-den/

Из сохранившихся строений выделяется мечеть Нератце. Изначально здание было построено в качестве главного собора монастыря августинцев в 1601 году. Это была классическая трёхнефная базилика с черепичной крышей, посвящённая Деве Марии. После захвата Ретимно турками, в 1657 году она была перестроена турками в мусульманскую мечеть. Минарет построили позднее, в 1890 году. Он имеет высоту 27 метров, два балкона и в своё время превосходил по габаритам все минареты Ретимно.

В 1925 году Нератце вновь была провозглашена христианской церковью, однако практически не перестраивалась и постепенно разрушалась. Особенно пострадал от многочисленных землетрясений уникальный минарет, который накренился и угрожал рухнуть. В одном из отзывов 2014 г. видел картинку этой мечети и минарета в лесах, шёл ремонт. В 2017 году, как видим, ремонт закончен, и мечеть предстаёт такой, какой она была когда-то. Сегодня в ней расположена консерватория.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Мечеть Нератце, точнее, её минарет виден с разных концов города, даже в перспективе некоторых улочек Старого города.

Новое название Микрасиатон (малоазиатская) площадь получила сравнительно недавно. На площади установлен памятник жертвам греко-турецкой войны 1919–22 годов. Тогда потери греческой армии превысили 40 тысяч человек убитыми и 50 тысяч ранеными. Согласно подписанному Лозаннскому мирному договору, между странами состоялся обмен гражданами. Из Турции были насильственно выселены полтора миллиона этнических греков, из Греции принудительно отправлены на историческую родину 600 тысяч турок. Эта война получила второе название — Малоазийская катастрофа.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Одно из зданий на площади Микрасиатон полностью покрыто граффити

И снова улочки, магазины,

уличные витрины…

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Но вот неожиданность: вдруг видим подозрительно знакомую машинку. И в самом деле: на задней дверце вполне просматривается надпись «Lada Niva 4×4». Эк её занесло!

Улочки, между тем, становятся всё уже, и даже обыкновенный цветущий куст почти перекрывает очередной переулок. Как мне подсказали в комментариях, "цветущий крупными красными цветами на узкой улочке - это гибискус".

Ретимно — город, который остаётся с тобой

А здесь, пожалуй, даже двое встречных едва разойдутся

Храмы

Я уже упоминал, что сейчас до 98% населения Крита (думаю, что и Ретимно здесь не исключение) исповедуют православие. Тем не менее, после более чем 200-летнего владычества турок какие-то следы их духовной культуры тоже должны были остаться. И они в Ретимно есть, мы во время прогулок по городу повстречали целых три мечети. Правда, все они не действующие и используются сейчас в культурных целях.

Об одной из мечетей — Нератце — я уже рассказал. Другая мечеть, Султана Ибрагима, купольного типа, сохранилась в крепости и видна на панораме города, её история изложена в рассказе «Фортецца в Ретимно».

Наконец, третью мечеть мы встретили во время одной из прогулок почти в центре города. Это Мечеть Вели Паши (мечеть Мастаба) — одна из восьми существовавших в Ретимно мечетей. Считается, что она возведена на развалинах латинского храма Святого Онуфрия. Основное здание имеет шесть малых куполов. В 1789 г. к зданию мечети был пристроен самый старый в Ретимно минарет с традиционным круглым балконом и остроконечной крышей. Мечеть Вели Паши является архитектурным памятником города Ретимно. Сейчас в мечети действует Палеонтологический музей.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Сколько сейчас в Ретимно православных храмов — не могу сказать. Предполагаю, что их много. Покажу те немногие, которые мы смогли увидеть, некоторые — посетить. Первая из них — церковь Николая Чудотворца в западной части города, построенная почти на берегу залива. Больше никакой информации о ней, как ни старался, не сумел раздобыть.

В центре верхней части следующего снимка, на склоне под западной стеной крепости, можно рассмотреть некий домик, а правее него — некий портал, врезанный в склон. Это вход в пещерную церковь Спиридона Тримифунтского.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Внутри тишина, покой, порядок. Горят свечи. Людей, кроме нас, нет. В основании настенного бра символ Византии — двуглавый орёл. С правой стороны строго смотрит Святитель Спиридон Тримифунтский — христианский святой, почитаемый в лике святителей как чудотворец у православных и католиков. Больше сведений об этой церкви и Святителе Спиридоне приведено в рассказе «Фортецца в Ретимно», ссылка на который дана выше. Мне именно эта пещерная церковка почему-то запомнилась.

В центре города, напротив Городского парка, находится Церковь Четырёх Мучеников. Интересное название, имеющее печальную предысторию. Храм назван в честь четырёх греков-критян — Мануила, Николая, Ангелиса и Георгия, которых турки в 1824 году за тайное проповедование христианства обезглавили и повесили на платанах. Недалеко от места казни в XX веке воздвигнут храм Четырёх Мучеников. Его история тоже драматична.

Первая церковь проектировалась намного больше нынешней и была основана в 1905 году епископом Ретимно Дионисием Кастриноянаки. Однако её строительство так и не было завершено, в 1947 году строение было снесено из-за ветхости. Вместо него был возведён гораздо меньший храм, который также был снесён в 1972 году. На том же месте была построена нынешняя церковь, которая была освящена 28 декабря 1975 года. Христиане Ретимно чтут память святых и считают их покровителями современного города.

В храме хранятся мощи троих из четырёх мучеников. Мощи четвёртого мученика, как считается, захоронены в одном из православных храмов Санкт-Петербурга. Однако из-за отсутствия доказательств эта версия пока под вопросом.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Во время наших прогулок по Ретимно встречали не раз такие вот не то маленькие церквушки, не то часовни, не поддавшиеся моим попыткам как-то их идентифицировать или хотя посмотреть изнутри. Все они были закрыты, хотя прилегающая территория в полном порядке. Показываю одну из них.

Настоящей жемчужиной среди храмов не только Ретимно, но и всего Крита является белоснежная церковь Богоматери Ангелов. Ее построили в 1609 году монахи Доминиканского Ордена в честь Марии Магдалины. Когда остров завоевали турки, храм сначала передали православной общине, но затем решили перестроить её под мечеть. При строительстве были допущены ошибки, поэтому вскоре минарет покосился и развалился. После освобождения Крита от турок, в здании храма оборудовали воинские казармы, но в 1917 г. здание вернули Православной епархии. Деньги на восстановление церкви пожертвовала местная жительница — неизлечимо больная девушка, в память о которой установлена мемориальная доска.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

В эту церковь нам удалось заглянуть. Не знаю, можно ли было там фотографировать, поэтому я потихоньку сделал только один кадр. Внутреннее оформление, как мне показалось, вполне соответствует облику небольших православных церквей.

Отель, пляжи, набережные

При выборе отеля в Ретимно долго колебались, смотрели разные варианты. В конечном счёте решили остановиться на отеле группы «Грекотель», расположенном на восточной окраине Ретимно. Немалую роль сыграло то, что отель во многом унаследовал строение традиционной греческой деревни: небольшие разноцветные двух-трёхэтажные домики, много зелени, переходы, лестницы, балконы…

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Тогда же, в 2017 г., я уже опубликовал подробный отчёт об отеле, но… на другом сайте, т. к. тогда ещё не открыл для себя Туристер. Во всяком случае, повторяться здесь не буду, но несколько фотографий дам.

Наш номер был маленький, зато двухэтажный и вообще напоминал скворечник, лестница на лестнице.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Самые приятные воспоминания остались от завтраков в ресторане отеля. Наверное, за всю нашу не очень долгую, но насыщенную туристическую жизнь не было более вкусных, разнообразных и питательных завтраков типа «шведский стол», чем в «Грекотеле» г. Ретимно. Одни ломтики обжаренного бекона чего стоят…

Огромным преимуществом нашего «Грекотеля» был собственный пляж. Между отелем и пляжем, правда, проходит асфальтированная дорога, но она не магистральная, это, скорее, часть набережной, и движение здесь не слишком интенсивное. Вот так выглядел наш пляж каждое утро — чистый, причёсанный…

Ретимно — город, который остаётся с тобой

А вот так — вечером, перед уборкой. Все шезлонги собраны и каким-то образом подвешены к зонтам. За ними, кстати, хорошо видна вывеска нашего отеля. Кстати. в стоимость нашего проживания входило право бесплатного пользования шезлонгами, зонтами и купальными полотенцами, а также пляжным душем для смыва солёной морской воды. Мы такие возможности использовали, хотя и не так часто.

Вот, видите этих «афродит»? Они ведь не просто ножки помочили, а ещё и купаются по-настоящему. Могу сказать: пляж, конечно, не песочный, скорее, гравелистый. Неприятно то, что по этой причине глубина начинается почти сразу у берега, и возвращаться из воды на берег приходится почти на карачках. Но это зрелище показывать не стоит… А вообще-то, на дворе начало мая, и водичка пока градусов 20.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

«Свои» пляжи, аналогичные нашему, здесь почти у каждого отеля. Различаются между собой прежде всего цветом зонтов. Читал, что в центре Ретимно есть и открытые общественные пляжи, но не могу сказать, где именно.

Кстати, на следующем фото можно отметить два интересных момента. Во-первых, видно, что здесь активно работает группа здоровья.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

А во-вторых, вот этот неожиданный просвет рядом с «отельным» пляжем… По его расположению прихожу к выводу, что это знаменитый пляж Caretta Caretta. Любопытное название. Этот участок пляжа в Ретимно — место кладки яиц и выведения потомства черепашек с латинским названием Caretta Caretta (она же Логгерхед, она же головастая морская черепаха). Взрослые особи могут достигать более 1 м в длину и веса до 70 кг. Кладки яиц охраняются, наблюдаются и регистрируются местными волонтёрами. Черепашки вылупляются с июля по октябрь, а мы были в начале мая, поэтому ничего не видели.

Только что вылупившаяся черепашка породы Caretta Caretta на пляже. Фото из интернета

Основным украшением Ретимно, на мой взгляд, являются его набережные. Кусочек набережной, опоясывающей Фортеццу, мы уже видели. Но есть ещё набережная вокруг старой венецианской гавани с её знаменитым маяком. Вот он, красавец, на следующем фото, где на переднем плане у столбика сложена рыбацкая сеть.

Впрочем, сам маяк совсем даже не венецианский. Строили его правившие тогда городом египтяне в 1838 г. перестроили турки в 1864 г. Потом маяк ещё не раз перестраивался и менял свой облик. То, что мы видим — поздняя версия маяка высотой 15 м, после реставрации 1972—1983 гг. Фонарь маяка перестал использоваться по прямому назначению в 1996 г.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

На территории порта приютилась и стоянка разнообразных яхт. Впрочем, местные рыбаки-любители здесь тоже не перевелись.

Набережную у старой гавани мы посетили всего раз, я мало что поснимал, о чём сейчас так жалею. Зато ежедневно мы ходили и гуляли по центральной набережной Ретимно, удобно обустроенной и приспособленной как раз для пешего променада. Где-то читал (к сожалению, не могу сейчас найти), что обустроенная набережная здесь появилась совсем недавно. По её внешнему виду и состоянию, думаю, так оно и есть.

Набережная начинается как раз у нашего Грекотеля и идёт на запад до старой гавани. Расстояние от нас до центра 2.5–3 км, туда-обратно и по городу (или по крепости) — очень даже ничего. Но в то время у нас ещё не было современных гаджетов-шагомеров, чтобы узнать это поточнее.

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Эта же набережная в угасающем свете уходящего на ночь солнца.

А вот и сам закат

Откуда-то набежали облачка

И вот — солнце скрылось. Осталось ни с чем не сравнимое ощущение окутывающего тепла и покоя…

Ретимно — город, который остаётся с тобой

Зажглись фонари. Народ гуляет. А нам почему-то грустно.

Грустно от того, что надо расставаться с этим удивительным городом. Так хочется сказать: «До свиданья», но приходится говорить: «Прощай, Ретимно». Ты навсегда останешься с нами.